Программа кружка по праву: Азбука права

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат zip
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №2»

г. Сухиничи Калужской области







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По правовому воспитанию

Основы правоведения

«АЗБУКА ПРАВА»

Для детей 10-11 лет

Срок реализации один год


Учитель Степина Светлана Николаевна

Высшая квалификационная категория






«Утверждаю»

Заместитель директора по ВР МКОУ «Средняя школа № 2» г. Сухиничи



__________/_____________/

ФИО


«___» ___________20__ г




20__ /20__ УЧЕБНЫЙ ГОД





Пояснительная записка

ЗАДАЧА ПРАВА ВОВСЕ НЕ В ТОМ,

ЧТОБЫ ЛЕЖАЩИЙ ВО ЗЛЕ МИР

ОБРАТИЛСЯ В ЦАРСТВО БОЖИЕ,

А ТОЛЬКО В ТОМ, ЧТОБЫ ОН

ДО ВРЕМЕНИ НЕ ПРИВРАТИЛСЯ В АД.

В.С. Соловьёв---

русский философ

Программа курса по праву разработана в соответствии с задачами модернизации содержания образования, с учетом дидактических требований к уровню подготовки учащихся основной школы. Он включает важнейшие вопросы развития основ правовой культуры учащихся, освоение знаний о правовых принципах, формирование собственных представлений и установок, основанных на современных правовых ценностях.

Сегодня в России идёт формирование гражданского общества; права человека и его свобода признаются высшей ценностью. Продолжается становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Главная задача образовательной политики состоит в «достижении современного качественного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.

Школа должна формировать у школьников:

  • Гражданскую ответственность;

  • Правовое самосознание;

  • Духовно-нравственную культуру;

  • Инициативность и самостоятельность;

  • Способность к успешной социализации личности в обществе.

Кружок в 5-х классах «Основы правоведения» даёт начало правовой подготовке школьников и основывается на следующих исходных принципах:

  • педагог не преследует цель сформировать конкретные знания обучаемого об отраслевом законодательстве или международном праве, а лишь знакомит школьников с некоторыми главными проблемами юриспруденции и особенностями данной науки;

  • важно показать значимость правовой информации для современного гражданина страны, активизировать познавательную деятельность подростка по осмыслению отдельных проблем жизни;

  • необходимо опираться на социальный опыт ребенка при рассмотрении правовых ситуаций и моделей правомерного поведения личности;

учитель по своему усмотрению расходует на прохождение каждой темы от 2-х до 4-х часов, а при необходимости - и более;

  • теоретические занятия не могут быть преобладающими для школьников 5-го класса, поэтому учитель строит занятия в интерактивной форме, что позволяет формировать не только познавательную компетентность учащихся, но и коммуникативную и ценностную компетентности;

  • учитывая возрастные особенности учеников 5-х классов, учитель адаптирует содержание каждой темы.

Цель курса: содействовать становлению человека как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности, гражданина и патриота своего Отечества.

Задачи курса состоят в том, чтобы:

  • Повысить правовую грамотность и правовую культуру детей;

  • Активизировать гражданскую позицию;

  • Сократить разрыв между теорией и практикой в правовом образовании школьников;

  • Вовлечь детей в практическую правозащитную работу;

  • Включить детей в процессы, направленные на развитие демократии в правовом государстве;

  • Сформировать компетенции, достаточные для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции.

Методы преподавания данного курса определяются его целями и задачами. Повысить мотивацию учебной деятельности предполагается за счёт нетрадиционных форм подачи материала, элементов игровой деятельности, активных методов обучения. Обсуждение проблемных и дискуссионных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения к творческой деятельности.

Курс внеурочной деятельности рассчитан на 34 часа учебных занятий.

Ожидаемый результат. Работа над курсом предполагает развитие основных навыков и умений учащихся:

  • Выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить с правовыми нормами и со своим опытом и ценностями;

  • Создавать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться ими;

  • Строить коммуникацию с другими людьми: вести диалог, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • Проводить самооценку собственных знаний и умений;

  • Принимать решения, принимать ответственность на себя;

  • Реализовывать индивидуальные и общественные права и обязанности;

Устанавливать конструктивные отношения с людьми;

Приобретать навыки организации труда.


№ п/п

Тема учебного занятия

Форма учебного занятия

Количество часов

Всего часов

Теория

Практика

Проект

1

Введение в курс правоведения

Беседа

1

1



2

Что такое право(презентация)

Беседа, показ презентации

1

1



3

Как и почему зарождалось право

Лекция с элементами обсуждения, показ презентации

1

1



4

Из истории российского права

Беседа, презентация

1

1



5

Роль права в жизни человека и общества(презентация)

Групповая работа, ролевая игра, практикум

2

1

1


6

Конституция - это основной закон государства. Конституция - закон законов (презентяция)

Беседа, групповая работа, практикум, проект

2

1


1

7

Международно-правовые документы по правам (ребёнка). Конвенция о правах ребёнка.

Групповая работа, работа с документами, игра, практикум

2

1

1


8

Азбука права. Права ребёнка (презентация)

Игра

1


1


9

Игра «Герои книг имеют право»

Игра

1


1


10

Нарушение прав человека (ребёнка). Защита прав человека (ребёнка).

Групповая работа, ролевые игры, практикум, проект

3

1

1

1

11

Права и обязанности ребёнка в семье

Лекция с элементами обсуждения и работы с документами

2

1

1


12

Статус ребёнка в уголовных правоотношениях. За всё ли мы в ответе

Групповая работа, метод анализа ситуации, практикум.

2

1

1


13

Полиция: структура, права и обязанности.

Групповая работа - обсуждение ситуаций, метод «Мозговой штурм», практикум

2

1

1


14

Проступок. Правонарушение. Преступление

Ситуационная беседа-диалог. презентация

2

1

1


15

Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм

Беседа-диалог

1

1



16

Я - гражданин страны. Патриот

Лекция с элементами беседы

2

1

1


17

Почему я должен следовать закону?

Групповая работа

2

1

1


18

Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних

Метод анализа ситуации; групповая работа, практикум

2

1

1


19

Содержание правовой культуры

Лекция

1


1


20

Знаешь ли ты право

Интеллектуально-правовая игра

1


1


21

Защита проекта «Подросток и закон»

Проекты

1



1

22

Правовой практикум «Я - правозащитник»

Тестирование

1


1


Всего



34




Содержание занятий кружка

«Основы правоведения»

Тема 1. Введение в курс правоведения

Цель: Знать, зачем изучаем курс «Основы правоведения. Как будем учиться. Что такое проект, правила проектной деятельности. Как работать с источниками информации, как оценивать свои учебные достижения.

Формы и методы проведения занятия: лекция.


Тема 2. Что такое право

Цель: объяснить значение понятия «право», сформировать представление учащихся о значении права в жизни человека.

Основные понятия: право, признаки права, нормы права

Формы и методы проведения занятия: лекция, показ презентации


Тема 3. Как и почему зарождалось право

Цель: показать, как возникали правовые регуляторы в истории человечества и как формируется право в настоящее время. Выяснить, почему возникла потребность в правовых нормах, как они могли возникнуть.

Основные понятия: право, закон.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа с элементами обсуждения

( выступления по группам, осуществлявшим мини исследование по отдельным темам "Ритуалы", "Мифы", "Обычаи", "Религиозные нормы»); сообщения учащихся; приём «путешествия в эпохи»; презентация (рождение правовых норм); лабораторная работа с локальными актами школы (Устав школы) школьники закрепляют свои знания о тех актах, которые регулируют их школьную жизнь.

Тема 4. Из истории российского права

Цель: сформировать представление учащихся о развитии права в России, выяснить главные источники российского права в XI - XX вв.

Основные понятия: право, Русская Правда, Судебник, Соборное уложение, Свод законов.

Формы и методы проведения занятия: лекция, групповая работа, практика

Тема 5. Роль права в жизни человека и общества.

Цель: обсудить роль права в жизни общества; соотнести ситуации с тем или иным значением права; сформировать установку на необходимость соблюдения правовых норм.

Основные понятия: право, признаки права, правовой обычай, правовой договор, норма права, санкция.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа - метод «Займи позицию», ролевая игра «О чём пишут газеты?»; практикум


Тема 6. Конституция - это основной закон государства. Конституция - закон законов.

Цель: познакомить с историей создания основного закона нашей страны, объяснить значение понятия «конституция»; сформировать представление об основных правах и свободах гражданина по конституции РФ.

Основные понятия: государство, закон, Конституция, права, обязанности.

Формы и методы проведения занятия: лекция, презентация, групповая работа, практикум, проекты.


Тема 7. Международно-правовые документы по правам (ребёнка). Конвенция о правах ребёнка.

Цель: познакомить с историей создания международно-правовых документов о правах человека, объяснить значение понятий «декларация» и «конвенция»; выяснить в чем заключается значение Конвенции о правах ребёнка; сформировать представление о правах и свободах, содержащихся в международно-правовых документах, важности их принятия мировым сообществом.

Основные понятия: международно-правовой акт, декларация, конвенция.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа - работа над притчей, работа с документами, экспресс-викторина; практикум.


Глава 8. Азбука права. Права ребёнка (презентация)

Цель: Ознакомить учащихся с основными правовыми понятиями и ситуациями, с которыми ежедневно сталкиваются учащиеся, их родители и педагоги. Как понимать происходящее и как себя вести в подобных ситуациях, насколько наши представления соответствуют праву?

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения.

Глава 9. Игра «Герои книг имеют право»

Цель: Закрепить в процессе игровой деятельности теоретических знаний, полученных учащимися по проблеме права человека и гражданина. Развитие коммуникативных способностей, навыков взаимодействия в группах в решении общей проблемы. Формирование у учащихся чувства гражданской ответственности за свои действия, правовой позиции и культуры.

Формы и методы проведения занятия: игра.

Тема 10. Нарушение прав человека (ребёнка). Защита прав человека ( ребёнка).

Цель: рассмотреть случаи нарушения прав человека (ребёнка), определить способы защиты прав человека, проанализировать ситуации, связанные с нарушением прав человека.

Основные понятия: право человека, геноцид, расизм, национализм, дискриминация, правозащитник.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа - работа с понятиями, ролевые игры «пострадавшие и правозащитники», практикум

Тема 11. Семья. Родители. Дети. Права и обязанности ребёнка в семье

Цель: познакомить с основными положениями семейного законодательства РФ; анализировать и соотносить ситуации с нормами семейного права; проанализировать права и обязанности ребёнка в семье.

Основные понятия: семейный кодекс РФ, семья, права и обязанности родителей и детей.

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения и работы с документами; рассмотрение ситуации в соответствии с нормами семейного права; практикум - «Права и обязанности ребёнка в семье».

Тема 12. Статус ребёнка в уголовных правоотношениях. За всё ли мы в ответе

Цель: определить отличительные признаки преступления, виды правонарушений; соотнести ситуации с нормами права; выяснить в чём заключается ответственность по уголовному праву; проанализировать с какого возраста наступает уголовная ответственность несовершеннолетних за все виды преступлений.

Основные понятия: правонарушение, преступление, юридическая ответственность, вина, уголовный кодекс РФ.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа; метод «Займи позицию»; практикум.

Тема 13. Полиция: структура, права и обязанности.

Цель: познакомить со структурой правоохранительных органов РФ, определить права и обязанности полиции, обсудить проблемы российской полиции.

Основные понятия: правоохранительные органы, уголовный розыск, патрульно-постовая служба, отдел по профилактике правонарушений несовершеннолетних.

Формы и методы проведения занятия: групповая работа, метод «мозговой штурм»; практикум.


Тема 15. Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.

Цель: выяснить, что такое шалость, злонамеренный поступок, вандализм. Проанализировать данные понятия и выяснить их отличия. Отметить, чем опасен вандализм.

Основные понятия: шалость, злонамеренный поступок, вандализм.

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения.


Тема 14. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Цель: сформировать представление учащихся о проступке и правонарушении. Выяснить, что такое преступление, каковы признаки преступления.

Основные понятия: преступление, проступок, правонарушение.

Формы и методы проведения занятия: показ презентации, беседа.

Тема 16. Я - гражданин страны. Патриот

Цель: познакомить учащихся с понятием «гражданин». Выяснить каковы права гражданина, дающие ему возможность участвовать в управлении делами государства. Рассмотреть главные обязанности гражданина. Выяснить какого человека можно считать достойным гражданином своей страны. Определить есть ли связь между словами «гражданин» и «патриот».

Основные понятия: гражданин, патриот

Формы и методы проведения: работа по группам, учитель предлагает заранее каждой группе отдельное конституционное право или обязанность и просит подобрать материал из газет, журналов, телевизионных передач об их нарушении или соблюдении. На уроке каждая команда докладывает о проделанной работе, при этом разъясняет суть права или обязанности в трактовке Конституции


Тема 18. Гражданские правоотношения. Правоспособность. Дееспособность несовершеннолетних

Цель: познакомить с основными положениями гражданского права, охарактеризовать виды сделок о договоров, проанализировать ситуации, связанные с нормами гражданского права и соотнести их с правовыми документами; выработать навыки составления договоров, решать юридические задачи.

Основные понятия: гражданские правоотношения, правоспособность, дееспособность, право собственности, обязательственное право, сделка, договор.

Формы и методы проведения занятия: метод анализа ситуации; групповая работа; практикум.

Тема 17. Почему я должен следовать закону?

Цель: сформировать представление учащихся о важности соблюдения закона и уважения права в стране. Рассмотреть отдельные проблемы преступности, наказуемости. Обратить внимание на обстоятельства, исключающие преступность деяний (необходимая оборона, крайняя необходимость, задержание лица, совершившего преступление, причинение вреда в результате физического принуждения и проч.).

Основные понятия: закон, преступление, наказание.

Формы и методы: лекция с элементами обсуждения; с использованием «мозгового штурма» разработать систему мероприятий по борьбе с преступностью, ее предупреждению. Обучаемые обращают внимание на то, какие правонарушения в настоящее время наиболее распространены и каким образом можно остановить их рост.


Тема 19. Содержание правовой культуры

Цель: выяснить, как право связано с культурой; что составляет правовую культуру человека; каковы основные части правовой культуры; сформировать представление о том почему мы все должны овладеть правовой культурой.

Основные понятия: право, культура, правовая культура.

Формы и методы проведения занятия: лекция с элементами обсуждения, правовые задания.


Тема20. Знаешь ли ты право?

Закон не проявляется до тех пор, пока не нарушается,

Закон управляет людьми, разум - законом.

Цель: воспитывать законопослушных граждан; расширять правовые знания учащихся; развить умение работать в группе, слушать мнение других людей.

Формы и методы проведения занятия: Интеллектуально-правовая игра


Тема 21. Защита проекта «Подросток и закон»

Цель: научить практическим навыкам разработки, исследования и презентации проектов, связанных с правовой тематикой.

Основные понятия: исследование, проект, анкетирование, тестирование.

Формы и методы проведения занятия: защита проекта, «круглый стол». Курс завершается некоторыми итогами о целесообразном изучении права в школе и важности правовых знаний у граждан РФ.


Тема 22. Правовой практикум «Я - правозащитник» (1 час)

Цель: выявить знания, умения и навыки, полученные в ходе изучения курса.

Основные понятия: правозащитное движение, общественные организации, гражданское общество.

Формы и методы проведения занятия: тестирование.



Заключение.

Общество и государство заинтересованы в подготовке социально-активных, но в то же время законопослушных граждан.

Реализация этого направления обеспечивает правовое воспитание и образование.

Правовое воспитание в широком смысле является правовой социализацией человека, когда он воспитывается окружающей средой в целом, юридической практикой и поведением людей. При таком раскладе, не имея прямой цели правового воспитания, социализация такое воздействие, тем не менее, оказывает.

А если рассматривать правовое воспитание в более узком смысле, то здесь речь идет о передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмом разрешения конфликтов от одного поколения к другому.

На уроках по правовым дисциплинам идет не только передача данных, накопление и усвоение знаний, принципов и норм права, но и формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, идет формирование умений реализовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности. Отсюда необходимость в осознанном усвоении основных положений законодательства, выработке чувства глубокого уважения к праву.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение и прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а в будущем это должно стать внутренней потребностью и привычкой соблюдать закон и профессиональную активность.

В последнее время мы сталкиваемся с проявлениями правового нигилизма. Среди учащихся встречаются такие, которые имеют уже сформированное убеждение неприятия законов или для которых основой является лозунг: «Хочу, чтобы было то, что захочу». Увеличение таких учащихся вызывает тревогу и является подтверждением того, что ни семья, ни школа, где они учились и жили, не дали ему должного представления о правовой культуре. А еще это говорит о том, что формируется неправильное представление о демократии.

Надо, чтобы учащийся стал думать, а если он будет думать, то сможет принять правильное решение по отношению к праву.

Еще Платон говорил, что « мудрому не нужен закон - у него есть разум». Именно на разум мы должны работать.

профессиональной этике преподавателя, но и профессиональной этике юриста.

Одним из ведущих направлений правового воспитания является внеаудиторная работа на правовые темы. Учащимся уже недостаточно общедоступной правовой информации (у них есть для этого мировая паутина, т.е. Интернет). Мероприятие должно их заинтересовать, в них надо вдохнуть жизнь, а не строгую сухую букву закона.

А в итоге достигаются цели - идет формирование правовой культуры, правового сознания, вырабатывается механизм получения правовой информации.

Кружок правовых знаний - это одна из наиболее интересных форм пропаганды правовых знаний. Он позволяет собрать единомышленников, организовать их интересы . Развитие демократии в государстве затрагивает все стороны жизни общества, в том числе и молодежную политику. Правовое воспитание в этом направлении должно способствовать формированию идейной убежденности в том, что государство обеспечивает защиту своих граждан, что оно обоснованно требует выполнения обязанностей, что все равны перед законом.

Правовое образование, правовое воспитание, правовая культура - это то, на что направлена моя работа. Но следует помнить, что это невозможно реализовать только через проведение мероприятий. Этому можно поучиться и через поведение окружающих людей.

Именно мы, взрослые, должны стать для учащихся примером законопослушания, непримиримости к правонарушениям, позитивного отношения к закону и праву в целом.

Программа кружка по праву: Азбука права

9

© 2010-2022