ДОКЛАД: ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА: «МЕДСЕСТРИНСТВО В ПЕДИАТРИИ»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

«Керченский медицинский колледж имени Г.К. Петровой»











ДОКЛАД:


ПРИМЕНЕНИЕ ДЕЛОВЫХ ИГР

В ПРЕПОДАВАНИИ ПРЕДМЕТА:

«МЕДСЕСТРИНСТВО В ПЕДИАТРИИ»









ПЛАН

1 Введение.

2 Технологические формы и методы.

3 Игра как элемент учебного процесса.

4. История существования игр.

5. Классификация игр и их определения.

6 Примеры использования игр на занятиях по предмету:

«Медсестринство в педиатрии».

7. Заключение
























Введение

Оптимизация высшего медицинского образования - это приведение системы образования к такому уровню, который может обеспечить каждому студенту стабильные максимальные результаты обучения и воспитания, близкие к их теоретическим пределам, наиболее экономным путем с минимальными затратами времени и усилий студентов и педагогов. Именно на эту максимально высокую цель ориентирован программно-целевой подход профессионального образования (III уровень обучения), причем этой цели должен достичь каждый студент

Нашему государству России требуются активные и творческие специалисты, которые имели бы базовую теоретическую и практическую подготовку по избранной специальности, могли бы самостоятельно принимать решения, связанные с профессиональной деятельностью, а также своими силами способны были бы создавать новые ценности. Кроме того, каждый молодой специалист должен понимать, что с получением диплома об образовании, его обучение на этом не заканчивается: он должен быть готов к непрерывному самообразованию, к постоянному обновлению своих знаний; должен уметь адаптироваться к изменениям и корректировать свою профессиональную деятельность.

Большие возможности для формирования творческой личности имеют современные технологии преподавания.



Технологические формы и методы

Существуют различные технологические формы

- лекции, семинары, практические занятия.

Технологические методы - это игры разного типа (деловые, имитационные, организационно-развивающие), дебаты, моделирование и т.д.

На занятиях можно использовать игры разного типа. Единого взгляда на статус игр нет. Некоторые ученые, игры называют методом обучения, другие - способом обучения или формой. Но в любом случае игра стимулирует познавательную активность, воспитывает студента, формирует самостоятельность, коммуникабельность.

Игра это уникальный механизм аккумуляции и передачи человеком приобретенного опыта.

Игра - как элемент учебного процесса

Игра- это╣- метод?

это ╣- форма?

Лечебное учреждение, получающее молодое поколение, часто жалуется, что выпускники медицинских колледжей не владеют профессиональными элементарными навыками, особенно плохо они подготовлены к взаимодействию со своими коллегами и различными службами столь сложного современного механизма, каким сегодня является поликлиника, стационар, больнично-поликлиническое объединение. Моделирование профессиональной работы медицинской сестры в коллективе лечебно-профилактического учреждения посредством учебной игры в принципе позволит лучше подготовить студента к оптимальной деятельности. Иными словами, медицинские игры должны моделировать сложные проблемы типа "Медсестры системы здравоохранения".

Главное назначение деловых игр - уменьшить для студентов степень новизны и неожиданности вероятных производственных ситуаций. Стоит ли напоминать, что "производственная сфера" медицинской сестры- это больной человек. И неожиданность ситуации для медицинской сестры в сложных случаях оборачивается вполне реальной гибелью больного.

Поэтому главное - это моделирование клинической работы медсестры и здесь наиболее оправданы клинические игры, смысл которых - создать максимально реальную модель профессиональной работы врача с больным.

Учебная игра в высшем медицинском образовании должна стать тем интегральным методом обучения и контроля, который в условиях приближенных к реальным, объективно выявит способность студента к реальной конкретной профессиональной деятельности.

Итак, игра позволяет:

  • Видеть то, что не укладывается в рамки ранее полученных знаний;

  • Извлекать из памяти необходимую информацию в нужный момент;

  • Развивать профессиональное мышление и навыки;

  • Интуитивно восполнять недостающую информацию;

  • Строить реальные взаимоотношения между людьми, действующими согласно своим профессиональным обязанностям, т.е. приобретать опыт деловых и социальных контактов

История существования деловых игр насчитывает несколько тысячелетий. Первое упоминание о деловой игре можно найти в папирусах древнего Египта, где описывается обучение войск с элементами ситуативного моделирования. Первое упоминание деловой игры в Западной Европе (ХУН-ХУШ в.), обозначалось как «королевская игра» (1664 г.) и «военные шаги» (1780 г.), позже «маневры на карте»(1798 г.). Таким же образом и Наполеон готовил наступательные бои в XIX в. Военные игры служили для стимуляции внимания молодых военнослужащих и преодоление трудностей в обучении.

В 30-х годах прошлого столетия начали широко применяться деловые игры в западных странах, для формирования производственных умений и навыков общения, решения задач управления экономикой и т.д.

Одним из наиболее известных представителей игрового метода является К. Абт, который начал с конструирования компьютерных имитаций воздушного боя, космических экспедиций. Первые компьютерные деловые игры были предложены английским кибернетиком С Биром в конце 60-ых годов. С появлением средств виртуальной реальности деловые игры поднялись на новый уровень, что помогло создать интерактивные комплексы для ситуативного моделирования тренинг-центров многих крупных корпораций.

В СССР первая деловая игра, направленная на развитие производственных проблем, была создана и проведена в Ленинграде (1932 г.) М.М. Бирштейн и называлась «Перестройка предприятия, в связи со сменой производственных программ». В 70-80-ых годах в стране был «пик» разработок и внедрений методов активного обучения деловых игр в учебных заведениях страны. В этот период преподавателям в педнагрузку добавляли часы для разработок игр, издавались пособия, методические рекомендации и т.д.

Затем с 1990 г. наблюдается спад в разработках и применении игр в ВУЗах страны, приостанавливает работу семинар АН Украины по деловым играм, который возглавлял Рыбальский. Нынче наблюдается возрождение интереса, как составной, инновационных методов обучения, продолжается поиск, разработка и внедрение методов активного обучения.

В дидактике нет единой классификации обучающих деловых игр. В учебном процессе используют разные типы игр, которые делятся согласно методики проведения, дидактическим целям и путям её достижения.

Классификация игр

1. Согласно дидактическим целям игры делятся на:

  • Актуализирующие *

  • Формирующие

  • Обобщающие

  • Тренинговые

  • Контрольно-коррекционные

2. По форме проведения:

  • Индивидуальные

  • Групповые

  • Конфликтные

  • Компромиссные

  • Конкурсные



  1. По уровню проблемности: проблемные и непроблемные.



  1. По характеру педагогического процесса:



  • Познавательные

  • Воспитательные

  • Развивающие

  • Репродуктивные

  • Диагностические

  • Творческие

5. По методике проведения делятся:

  • Имитационные

  • Ролевые

  • Сюжетные

  • Игры-соревнования

  • Игры операционные

Имитационные игры - на занятиях изображают деятельность какой-либо организации, предприятия, учреждения (деловое совещание, конференция, заседание Совета м/с).

Ролевые игры - такие, в которых вырабатывается тактика поведения, действия. Выполняются функции конкретной особы.

Примером может служить деловая игра по теме « Сахарный диабет у детей»

См приложение №1

Операционные игры - направлены на выполнение более конкретной ситуации.

Примером может служить игра « Кто более умелый?»

Действия преподавателя: в начале занятия делю студентов на малые группы, обычно это 3- 4 группы.

На заключительном этапе- контроля конечного уровня знаний для каждой группы даю задание в виде производственной ситуации и время на обдумывание -1 минуту

Могу назначить арбитра или выполняю эту роль сама, если группа слабая.

Действия студентов: каждый малая группа поочередно проигрывает производственную ситуацию. Ответ комментируют группы -соперники и арбитр, если пропущена ошибка- комментирую я . Правильное проигрывание ситуации оценивается в 10 баллов.

Фиксирую правильно ли проиграны ситуаций и количество ошибок..

Пример:

Производственные ситуации по теме « Новорождённый ребёнок и уход за ним»

Производственная ситуация № 1

Вы работаете медицинской сестрой палаты совместного пребывания матери и ребёнка

Из родзала через 2 часа после родов переводится мать с ребёнком. Ребёнок здорвый.

По шкале Апгар получил 10 баллов.

Действуйте!

Эталон ответа:

  • Принять ребёнка по (стандарту. ).

  • Выявить приоритетную проблему у матери- дефицит знаний

  • Рассказать матери о необходимости соблюдения тепловой цепочки.

  • Продемонстрировать укладывание ребёнка в кровать

  • и подмывание ребёнка ( по стандарту).

Арбитр - дополнительный вопрос- мать обеспокоена, что ребёнок мало мочится и у ребёнка стул зелёного цвета.

Решите проблемы матери.

Эталон ответа: в первые дни у ребёнка наблюдается физиологическая олигурия и выделяется первородный кал Он зелёного цвета.

Производственная ситуация № 2

Вы работаете медицинской сестрой палаты совместного пребывания матери и ребёнка.

Пришли на смену. Мать ребёнка 12 часов жизни растеряна. Она не знает как ухаживать за ребёнком.

Действуйте!

Эталон ответа:

Обучить мать проведению утреннего туалета ребёнку (по стандарту).

Подготовить и провести прививку против вирусного гепатита В.

Производственная ситуация № 3

Вы работаете медицинской сестрой прививочного кабинета и совмещаете работу в процедурном кабинете.

Вам принесли истории новорождённых трёх детей в возрасте 3-х дней. Осмотрены врачом. Двое детей здоровы, а Иванов Серёжа ВИЧ-инфицированный

Действуйте!

Эталон ответа

1.Двум здоровым детям провести прививку против туберкулёза. (по стандарту).

Иванову Серёже нельзя делать прививку против туберкулёза, так как вакцина содержит ослабленные живые туберкулёзные палочки.

2. Всем троим детям провести скрининг-исследование на ФКУ и врождённый гипотериоз ( по стандарту) .

Заключение:

Современными технологиями обучения преподаватель влияет на мотивацию и уровень знания студентов;

Изучение предмета «Медсестринство в педиатрии

- это трудный процесс, поэтому для стимуляции мотивации и интереса у студентов на практических занятиях необходимо применять деловые игры; Применять развернутые, большие игры на занятиях не всегда есть возможность, т.к. у студентов еще мало базовых знаний и опыта, но есть смысл применять элементы различных игр в виде производственных ситуаций;

- Они оживляют процесс контроля конечного уровня знаний ;

- Ролевые игры позволяют имитировать будущую профессиональную деятельность;

- В целом игра это уникальный механизм, позволяющий формировать коммуникативные навыки, способность работать в коллективе, умение мыслить и принимать решение.



© 2010-2022