Проект Шаг к успеху

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОЕКТА.

Сложившаяся в стране экономическая ситуация негативно влияет в целом на комплекс характеристик социальной среды села: нарастающее чувство безысходности, вынужденная бедность, территориальная оторванность от культурных центров, распространение алкоголизма и др. Это влияние настолько велико и разрушительно, что позволяет говорить «о смерти села».

Экономическая составляющая трудового воспитания на селе актуализируется в связи с тем, что детям сельской местности часто «ждать

помощи» не откуда. Из деревни люди более образованные в большинстве своем уезжали всегда: чтобы заниматься тяжелым крестьянским трудом, институтов заканчивать не надо. Одно время хорошим стимулом к успешной учебе была фраза - угроза, которую часто повторяли родители своим нерадивым к учению детям: «Будешь плохо учиться, останешься в деревне хвосты быкам крутить".

По данным мониторинга за последние 10 лет ни один из выпускников Абалаковской школы не выбрал для дальнейшего обучения учебное заведение сельскохозяйственного направления. И из той молодежи, которая осталась на селе, нет тех, которые бы занялись фермерским хозяйством. А на действующих частных сельхозпредприятиях (молочная ферма, овощеводческие хозяйства) работают гастарбайтеры из средней Азии.

Школа много усилий затрачивает в направлении профориентации учащихся, однако, это в основном пропаганда дальнейшего обучения профессиям никак не связанным с селом и с предпринимательской деятельностью. Проводя с учениками беседы, анкетирование, разговаривая с родителями, выясняется, что ни родители, ни их дети не имеют представлений и должных экономических понятий о возможностях, которые позволят реализовать себя на селе.

А ведь значительная часть старшего поколения населения нашего села - это сельские труженики, работавшие в сельхозпредприятии и имевшие личное подсобное хозяйство, которое помогло выжить в 90е годы. События начала девяностых годов не обошли стороной и наше село. Не избежал исчезновения и некогда крепкий совхоз Абалаковский - главный союзник и помощник школы. В условиях экономического упадка сельского хозяйства наша школа потеряла партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников. А село - рабочие места сельскохозяйственного профиля.

Таким образом, труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни, и являться значимым для подрастающего поколения. Последствия этого очевидны. Выпускники школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, совсем не работать и жить на пособия, только бы не идти работать «на землю» в селе, только бы не заниматься мало престижным для них сельскохозяйственным трудом.

Нельзя уходить от вопроса о труде, сведя все к тому, что в условиях рыночных отношений молодежь сориентируется сама. А значит, главная на сегодня всеобщая задача - восстановить уважительное отношение к труду.

В нынешних условиях открытой безработицы и упадка сельского хозяйства

наличие школы порой выступает единственным и сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мирится с тяжелым положением и приспосабливаться к сложившейся ситуации.

Выгодное географическое расположение:

  • 24 км от Лесосибирска , где проживают Основные Потребители с/хоз продукции;

  • Река Енисей, а это возможность не только заниматься рыбным промыслом, но и развивать рыбоводство;

  • Село расположено вдоль федеральной трассы, где жителям можно организовать торговлю;

  • Близкое строительство коттеджных поселков, где имеется большой спрос на рабочие профессии, и также проживают потребители сельхозпродукции

дает возможность для развития бизнеса и проявления хозяйственной инициативы.

А наличие кадрового ресурса из числа специалистов совхоза «Абалаковский», частных фермерских и овощеводческих хозяйств как образцов сельского предпринимательства и прослойки населения, владеющей опытом ведения хозяйства можно использовать в качестве образовательного ресурса.

Из всего выше сказанного возникла идея проекта "Шаг в будущее".

Цель проекта: создание и реализация модели организации образовательного пространства для вовлечения учащихся в практико-созидательную среду.

Задачи:

  • Провести анализ имеющихся и потенциальных образовательных ресурсов;

  • Разработать модель организации образовательного пространства;

  • Принять локальные акты образовательного учреждения;

  • Составить рабочие программы, планы, сценарии образовательных направлений;

  • Апробировать модель;

  • Провести рефлексивный анализ и общественную экспертизу.

Содержание проекта.

В разворачиваемом проекте подразумевается целый ряд образовательных действий во внеурочной и внеклассной деятельности, которые отражены в следующей схеме:

Проект Шаг к успеху

Образовательная деятельность участников проекта включает в себя выход за границы личной компетентности и постановку личных образовательных задач, которые позволят учащимся искать пути выживания в наше экономически нестабильное время, привьет интерес и желание трудиться. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы способен готовить учеников к умению найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой жизни.

Ожидаемые результаты.

  • Действующая модель практико-созидательной среды жизненного опыта сельского гражданина.

  • Овладение выпускниками знаниями и первичными навыками: «Как прожить на земле, прокормить себя и свою семью».

Этапы проекта.

I Этап. Разработческий.

2015 - 2016 год.

Ответственные

Сроки

Результат.

Создание творческой группы педагогов. Актуализация проблемы.

Администрация школы.

Сентябрь - октябрь.

Творческая группа.

Локальные акты.

Организационный семинар "Модель организации образовательного пространства для вовлечения учащихся в практико-созидательную среду.

Педколлектив, кадровый ресурс из числа специалистов совхоза «Абалаковский».

Декабрь.

Готовая модель.

Разработка программного обеспечения направлений модели.

Участники творческой группы

Ноябрь - апрель.

Рабочие программы, планы, сценарии.

Разработка критериев диагностики эффективности модели.

Участники творческой группы

Март - май

Критерии диагностики.

Защита и утверждение программного обеспечения.

Педагоги - члены творческой группы, администрация.

Май - июнь

Локальные акты.

Родительское собрание 4 класса.

Классные руководители, психолог, администрация.

январь

Получение информации родителями.

Диагностика учащихся 4 класса.

Классные руководители, психолог.

Февраль - март

Списки групп учащихся по направлениям.

II Этап. Апробация модели.

2016 - 2019 год.

Апробация модуля (ФГОС) «Ландшафтный дизайн» в 5 классе.

Руководитель модуля.

2016 - 2020 уч.год.

Действующий модуль.

Проведение курсов по выбору в 8 классе: «Экономические основы сельскохозяйственного производства» в рамках предпрофильной подготовки.

Руководитель модуля.

2016 - 2020 годы

Действующий курс.

9 - 11 кл. Элективный курс

«Как правильно составить бизнес -план».

Руководитель курса.

2016 - 2020 годы

Действующий курс.

Работа музейной группы по созданию истории совхоза "Абалаковский".

Руководитель музея.

2016 - 2020 годы

Постоянно действующая экспозиция.

Деловая игра «Заработай деньги» 9- 11 класс

Члены творческой группы.

Каждый год: 2016 - 2020

Определение возможностей заработка в селе.

Деловая игра «Моя усадьба» 5 класс.

Члены творческой группы

Каждый год: 2016 - 2020

Применение знаний модуля "Ландшафтный дизайн"

Интенсивные школы погружения в сельское хозяйство.

Члены творческой группы

Постоянно в летнее время.

Практические навыки.

«Школьная сельская ярмарка»

Члены творческой группы

Постоянно: октябрь - ноябрь.

Презентация достижений учащихся по результатам обучения в модулях.

Праздник защиты профессий в рамках декады предпрофильной подготовки. (5 - 11 класс).

Члены творческой группы

Постоянно, один раз в год.

Профессиональное самоопределение.

Модуль «Современная усадьба» 6 кл

Руководитель модуля.

2017 - 2020 год

Действующий модуль.

Модуль по выбору. «Что такое фермерское хозяйство» 7 кл.

Руководитель модуля.

2018 - 2020 год

Действующий модуль.

Конференция творческих проектов «Живи, мое село».

Члены творческой группы

2019 - 2020 год, март

Презентация индивидуальных проектов.

Конкурс творческих работ по итогам работы модулей и курсов по выбору. (5 - 7 класс)

Руководители модулей и курсов.

2018 - 2020 год

Презентация творческих работ.

Мониторинг эффективности мероприятий.

Утвержденный специалист.

Постоянно в течение реализации проекта.

Диагностика.

III этап. Рефлексивный. 2019 - 2020 год.

Организация проведения общественной экспертизы.

Администрация.

2019 - 2020 год

Оценка действующей модели.

Итоговое заседание творческой группы.

Администрация, участники проекта, родители, кадровый ресурс из числа специалистов совхоза «Абалаковский».

Март 2020 год

Определение эффективности модели.

Возможные издержки и риски.

  • Недостаточность материальных ресурсов.

  • Отсутствие кадров для реализации экономической составляющей проекта.

  • Отсутствие мест для организации погружения в сельское хозяйство.

Перспективы развития проекта.

На селе нужен крестьянин-интеллигент, способный понимать прекрасное, хорошо знать ведение сельского приусадебного, фермерского хозяйства способного общаться в любой среде. Мы, конечно, далеки от мысли, что все наши дети станут бизнесменами, предпринимателями или фермерами, но прожить на земле, прокормить себя и свою семью должны быть готовы.

Именно такой подход к образованию детей поможет нам сохранить село, а значит, в далеком будущем снизит миграционный процесс.



© 2010-2022