- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Проект Шаг к успеху
Проект Шаг к успеху
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Бусыгина И.В. |
Дата | 06.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
АНАЛИЗ СИТУАЦИИ И ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ ПРОЕКТА.
Сложившаяся в стране экономическая ситуация негативно влияет в целом на комплекс характеристик социальной среды села: нарастающее чувство безысходности, вынужденная бедность, территориальная оторванность от культурных центров, распространение алкоголизма и др. Это влияние настолько велико и разрушительно, что позволяет говорить «о смерти села».
Экономическая составляющая трудового воспитания на селе актуализируется в связи с тем, что детям сельской местности часто «ждать
помощи» не откуда. Из деревни люди более образованные в большинстве своем уезжали всегда: чтобы заниматься тяжелым крестьянским трудом, институтов заканчивать не надо. Одно время хорошим стимулом к успешной учебе была фраза - угроза, которую часто повторяли родители своим нерадивым к учению детям: «Будешь плохо учиться, останешься в деревне хвосты быкам крутить".
По данным мониторинга за последние 10 лет ни один из выпускников Абалаковской школы не выбрал для дальнейшего обучения учебное заведение сельскохозяйственного направления. И из той молодежи, которая осталась на селе, нет тех, которые бы занялись фермерским хозяйством. А на действующих частных сельхозпредприятиях (молочная ферма, овощеводческие хозяйства) работают гастарбайтеры из средней Азии.
Школа много усилий затрачивает в направлении профориентации учащихся, однако, это в основном пропаганда дальнейшего обучения профессиям никак не связанным с селом и с предпринимательской деятельностью. Проводя с учениками беседы, анкетирование, разговаривая с родителями, выясняется, что ни родители, ни их дети не имеют представлений и должных экономических понятий о возможностях, которые позволят реализовать себя на селе.
А ведь значительная часть старшего поколения населения нашего села - это сельские труженики, работавшие в сельхозпредприятии и имевшие личное подсобное хозяйство, которое помогло выжить в 90е годы. События начала девяностых годов не обошли стороной и наше село. Не избежал исчезновения и некогда крепкий совхоз Абалаковский - главный союзник и помощник школы. В условиях экономического упадка сельского хозяйства наша школа потеряла партнера в осуществлении трудовой подготовки школьников. А село - рабочие места сельскохозяйственного профиля.
Таким образом, труд перестал быть ключевой категорией общественной жизни, и являться значимым для подрастающего поколения. Последствия этого очевидны. Выпускники школ готовы идти куда угодно, заниматься чем угодно, совсем не работать и жить на пособия, только бы не идти работать «на землю» в селе, только бы не заниматься мало престижным для них сельскохозяйственным трудом.
Нельзя уходить от вопроса о труде, сведя все к тому, что в условиях рыночных отношений молодежь сориентируется сама. А значит, главная на сегодня всеобщая задача - восстановить уважительное отношение к труду.
В нынешних условиях открытой безработицы и упадка сельского хозяйства
наличие школы порой выступает единственным и сдерживающим фактором, позволяющим сельским жителям мирится с тяжелым положением и приспосабливаться к сложившейся ситуации.
Выгодное географическое расположение:
-
24 км от Лесосибирска , где проживают Основные Потребители с/хоз продукции;
-
Река Енисей, а это возможность не только заниматься рыбным промыслом, но и развивать рыбоводство;
-
Село расположено вдоль федеральной трассы, где жителям можно организовать торговлю;
-
Близкое строительство коттеджных поселков, где имеется большой спрос на рабочие профессии, и также проживают потребители сельхозпродукции
дает возможность для развития бизнеса и проявления хозяйственной инициативы.
А наличие кадрового ресурса из числа специалистов совхоза «Абалаковский», частных фермерских и овощеводческих хозяйств как образцов сельского предпринимательства и прослойки населения, владеющей опытом ведения хозяйства можно использовать в качестве образовательного ресурса.
Из всего выше сказанного возникла идея проекта "Шаг в будущее".
Цель проекта: создание и реализация модели организации образовательного пространства для вовлечения учащихся в практико-созидательную среду.
Задачи:
-
Провести анализ имеющихся и потенциальных образовательных ресурсов;
-
Разработать модель организации образовательного пространства;
-
Принять локальные акты образовательного учреждения;
-
Составить рабочие программы, планы, сценарии образовательных направлений;
-
Апробировать модель;
-
Провести рефлексивный анализ и общественную экспертизу.
Содержание проекта.
В разворачиваемом проекте подразумевается целый ряд образовательных действий во внеурочной и внеклассной деятельности, которые отражены в следующей схеме:
Образовательная деятельность участников проекта включает в себя выход за границы личной компетентности и постановку личных образовательных задач, которые позволят учащимся искать пути выживания в наше экономически нестабильное время, привьет интерес и желание трудиться. Зная особенности сельской жизни, коллектив школы способен готовить учеников к умению найти себя, не потеряться в сложном водовороте взрослой жизни.
Ожидаемые результаты.
-
Действующая модель практико-созидательной среды жизненного опыта сельского гражданина.
-
Овладение выпускниками знаниями и первичными навыками: «Как прожить на земле, прокормить себя и свою семью».
Этапы проекта.
I Этап. Разработческий.
2015 - 2016 год.
Ответственные
Сроки
Результат.
Создание творческой группы педагогов. Актуализация проблемы.
Администрация школы.
Сентябрь - октябрь.
Творческая группа.
Локальные акты.
Организационный семинар "Модель организации образовательного пространства для вовлечения учащихся в практико-созидательную среду.
Педколлектив, кадровый ресурс из числа специалистов совхоза «Абалаковский».
Декабрь.
Готовая модель.
Разработка программного обеспечения направлений модели.
Участники творческой группы
Ноябрь - апрель.
Рабочие программы, планы, сценарии.
Разработка критериев диагностики эффективности модели.
Участники творческой группы
Март - май
Критерии диагностики.
Защита и утверждение программного обеспечения.
Педагоги - члены творческой группы, администрация.
Май - июнь
Локальные акты.
Родительское собрание 4 класса.
Классные руководители, психолог, администрация.
январь
Получение информации родителями.
Диагностика учащихся 4 класса.
Классные руководители, психолог.
Февраль - март
Списки групп учащихся по направлениям.
II Этап. Апробация модели.
2016 - 2019 год.
Апробация модуля (ФГОС) «Ландшафтный дизайн» в 5 классе.
Руководитель модуля.
2016 - 2020 уч.год.
Действующий модуль.
Проведение курсов по выбору в 8 классе: «Экономические основы сельскохозяйственного производства» в рамках предпрофильной подготовки.
Руководитель модуля.
2016 - 2020 годы
Действующий курс.
9 - 11 кл. Элективный курс
«Как правильно составить бизнес -план».
Руководитель курса.
2016 - 2020 годы
Действующий курс.
Работа музейной группы по созданию истории совхоза "Абалаковский".
Руководитель музея.
2016 - 2020 годы
Постоянно действующая экспозиция.
Деловая игра «Заработай деньги» 9- 11 класс
Члены творческой группы.
Каждый год: 2016 - 2020
Определение возможностей заработка в селе.
Деловая игра «Моя усадьба» 5 класс.
Члены творческой группы
Каждый год: 2016 - 2020
Применение знаний модуля "Ландшафтный дизайн"
Интенсивные школы погружения в сельское хозяйство.
Члены творческой группы
Постоянно в летнее время.
Практические навыки.
«Школьная сельская ярмарка»
Члены творческой группы
Постоянно: октябрь - ноябрь.
Презентация достижений учащихся по результатам обучения в модулях.
Праздник защиты профессий в рамках декады предпрофильной подготовки. (5 - 11 класс).
Члены творческой группы
Постоянно, один раз в год.
Профессиональное самоопределение.
Модуль «Современная усадьба» 6 кл
Руководитель модуля.
2017 - 2020 год
Действующий модуль.
Модуль по выбору. «Что такое фермерское хозяйство» 7 кл.
Руководитель модуля.
2018 - 2020 год
Действующий модуль.
Конференция творческих проектов «Живи, мое село».
Члены творческой группы
2019 - 2020 год, март
Презентация индивидуальных проектов.
Конкурс творческих работ по итогам работы модулей и курсов по выбору. (5 - 7 класс)
Руководители модулей и курсов.
2018 - 2020 год
Презентация творческих работ.
Мониторинг эффективности мероприятий.
Утвержденный специалист.
Постоянно в течение реализации проекта.
Диагностика.
III этап. Рефлексивный. 2019 - 2020 год.
Организация проведения общественной экспертизы.
Администрация.
2019 - 2020 год
Оценка действующей модели.
Итоговое заседание творческой группы.
Администрация, участники проекта, родители, кадровый ресурс из числа специалистов совхоза «Абалаковский».
Март 2020 год
Определение эффективности модели.
Возможные издержки и риски.
-
Недостаточность материальных ресурсов.
-
Отсутствие кадров для реализации экономической составляющей проекта.
-
Отсутствие мест для организации погружения в сельское хозяйство.
Перспективы развития проекта.
На селе нужен крестьянин-интеллигент, способный понимать прекрасное, хорошо знать ведение сельского приусадебного, фермерского хозяйства способного общаться в любой среде. Мы, конечно, далеки от мысли, что все наши дети станут бизнесменами, предпринимателями или фермерами, но прожить на земле, прокормить себя и свою семью должны быть готовы.
Именно такой подход к образованию детей поможет нам сохранить село, а значит, в далеком будущем снизит миграционный процесс.