Доклад на тему: Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках физики

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Активизация мыслительной деятельности

учащихся на уроках физики»


В течение пяти лет я работаю над такой методической проблемой, как «Активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики». Данная тема была выбрана мною неслучайно, ведь на сегодняшний день большая часть учащихся не заинтересованы в получении образования, а если и приходят на занятии то только для того, чтобы просто провести время.

Требование активной познавательной деятельности учащихся имеет два аспекта: внутренний (психолого-педагогический) и внешний (организационный).

Психолого-педагогический аспект активной учебной деятельности учащихся заключается в том, что активность определяется такими условиями как интерес к учению, инициативность в учебной работе, самостоятельность, напряжение физических и умственных сил для решения поставленной задачи. Развитие этих компонентов и составляет необходимое условие активной учебно-познавательной деятельности учащихся.

Организационный аспект активной учебной деятельности заключается в том, что в эту деятельность необходимо вовлечь всех учащихся данной группы. В условиях учебного процесса это требование может быть существенно лишь с помощью умелого сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной учебной работы учащихся.

Разнообразие методов - это успех активизации мыслительной деятельности.

Применение различных форм и методов на уроке должны быть рационально продуманными, чтобы служить наибольшей активизации учебно-познавательной активности школьников. Если вопрос, рассматриваемый на уроке, позволяет учащимся самим «открывать» новое, то лучший метод - проблемно-обучающий, анализ ситуации, урок-поиск, а если материал сложный и требует серьёзных рассуждений, то разумнее применить рассказ, лекцию преподавателя или использовать учебную литературу.

Хорошо развивают творческую активность учащихся на уроке виртуальные лабораторные работы, способствующие развитию практических навыков по сборке принципиальных электрических схем, умению пользоваться измерительными приборами, что существенно делает урок интересным и практически безопасным.

Использование на уроках физики информационно-коммуникационной технологии, позволяет экономить время на уроке, добиваться глубины погружения в материал, повышает у учащихся мотивацию в обучении. Что позволяет осуществлять интегрированный подход в обучении, дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенцию у обучающихся, т.к. они становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке к нему.

Например, на первом уроке новой главы учащимся предлагается на выбор перечень тем презентаций. По мере выполнения каждая работа проверяется, вносятся соответствующие поправки и изменения (если это необходимо), и только потом осуществляется защита выбранной темы.

Здесь каждый из учащихся творчески подходит к своей работе, самостоятельно выбирает форму представления материала, компоновку и дизайн слайдов. Практика показывает, что этот вид деятельности помогает учащимся лучше проанализировать и систематизировать учебный материал, выделить самое главное.

Используемые на уроках физики компьютерные технологии вовлекает учащихся в активный творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. У преподавателя есть все возможности отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. При изложении нового материала и систематизации знаний целесообразно использовать опорные конспекты в виде интерактивных схематических блоков учебной информации (формул, рисунков, логических схем и таблиц), обучающие программы - Electronics Workbench (которая предназначена для моделирования принципиальных электрических схем), диски - «Электронные уроки по физике», где есть и видеоклипы, и плакаты, поясняющие большинство физических явлений.

Процесс разработки урока с применением ИКТ сам по себе трудоемкий, и занимает, порой, очень много времени, но это повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, дает возможность сделать уроки более интересными, увлекательными и современными. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, нарисованных в учебнике или мелом на доске. Важно и то, что созданный в соответствии с действующим учебником физики и с основным стандартом образования, комплект интерактивных опорных конспектов по некоторой теме может быть использован в течение нескольких лет. При этом преподавателю достаточно легко что-то изменить, подкорректировать или дополнить при необходимости.

Проверка и оценка знаний и умений является одним из важных аспектов процесса обучения, который в значительной мере определяет качество всего образовательного процесса. Долгое время преимущественными формами контроля знаний были устный опрос у доски, письменный опрос по индивидуальным карточкам, тесты и контрольные работы. Однако этот набор мал и применение только этих форм создает у учащихся ощущение постоянства.

Применение различных методических приемов с использованием ИКТ, позволяет не только активизировать работу учащихся, но и осуществлять контроль знаний учащихся на разных этапах в зависимости от специфики учебного материала и структуры урока. Вот некоторые из них:

  1. Технологическая карта на интерактивной доске.

При проверке теоретических знаний я предлагаю заполнить технологическую карту по данной теме, где учащимся необходимо выполнить некоторые задания:

  • записать определение физической величины или физического явления;

  • продолжить фразу;

  • вписать недостающие буквы в формулы или слова в выражения;

  • найти соответствия;

  • дорисовать недостающие элементы в схемы, таблицы, графики.

Это усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся, заставляет включаться в работу даже самых «слабых» детей.

  1. Логические цепочки, таблицы и схемы.

Задания, содержащие логические цепочки, схемы и таблицы использую для проверки умения на практике применять полученные знания. Тем самым стараюсь развить наблюдательность, логическое мышление, самостоятельность, умение анализировать учебный материал: сравнивать, выделять главное, делать вывод. Логические цепочки содержат задачи разного объема и степени сложности, поэтому они не вызывают паники у учащихся.

  1. Интерактивные тесты.

Оценка - один из важнейших инструментов мотивации учебной деятельности. Перед преподавателем всегда остро стоит вопрос о рациональной организации процесса контроля знаний учащихся. Материал очень объемный, сложный, и необходимо постоянно применять такие формы работы, чтобы за минимальное время опросить как можно больше учащихся и при этом выявить качество усвоения материала. Поэтому после каждого изучения раздела рекомендуется проводить викторины, например «Своя игра», где учащимся предложены категории изученных тем на выбор (уровень сложности нарастающий), по времени занимает 10 мин. Почти все учащиеся успевают принять участие и набрать определенное количество баллов.

Обычно вызывает затруднения активизация работы слабоуспевающих учеников. Они стесняются задавать постоянно вопросы, а сами, зачастую, справиться не могут.

Для этих целей можно использовать различные индивидуальные задания. Например, при изучении темы «Проводимость тока в различных средах», во время самостоятельной работы основной массы учащихся, слабым учащимся выдается задание, заполнить таблицу по образцу, найти ошибку в таблице используя упрощенный текст учебника. Учитель наблюдает за правильностью выполнения их заданий и в нужный момент оказывает помощь. Такой вид работы активизирует мыслительную деятельность учащихся.

После выполнения работы всей группы, на интерактивную доску проецируются правильные ответы либо правильно заполненная таблица, все учащиеся без исключения отмечает 1 балл за каждое верно выполненное задание или 0 баллов - за неверно выполненное, после чего в конце урока переводят число баллов в оценку.

Ученики любят такой вид работы, т.к. во-первых оценка известна на уроке, а во-вторых можно найти ошибку и разобраться с неверно выполненным заданием.

Использование интерактивной доски на уроке прекрасно активизирует учащихся, кроме того, экономит время на подготовку различного вида самостоятельных работ, помогает осуществлять обратную связь.

Среди множества способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке физики, использование информационных технологий на сегодня занимает одно из ведущих мест. Безусловно, будущее - за информационными технологиями. С их помощью уже сегодня решается множество дидактических, организационных и методических проблем. Компьютер способствует индивидуализации и дифференциации обучения. А главное, используя информационные технологии, можно развивать способности и навыки обучения и самообучения. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательными учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.



© 2010-2022