«Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления. Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Инновационная и проектная деятельность.


Работа экспериментальной площадки по выделению одаренных детей «Преодоление и успех».

В мае 2015 года в МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара проходил городской семинар - круглый стол «Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей» в рамках проектной площадки «Преодоление и успех», на котором ПДО Щербак Л.Г. выступила с сообщением о том, как возникает сценическое волнение, и что необходимо предпринять по его уменьшению или устранению.

«Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления. Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену».

«Концертное выступление - итог длительной, кропотливой работы каждого исполнителя. На сцене нужно сосредоточиться, собраться и донести до слушателя замысел композитора, свои эмоции, чувства и переживания, связанные с воплощением произведения в жизнь. Это очень важный и ответственный момент, поэтому он в большей или меньшей степени сопряжен с волнением. Причиной волнения выдающихся музыкантов может быть высокое чувство ответственности и возрастающей взыскательности, ведь каждое произведение, исполняемое на сцене, переживается музыкантом, как целая жизнь, он увлекает за собой слушателей в мир своих представлений, ощущений, переживаний. Исполнитель является проводником от композитора к слушателю, связующим звеном эпох и поколений.

Нелегко воплотить в жизнь столь сложные задачи, особенно юным артистам, поэтому для многих учащихся публичное выступление является далеко не простым делом. Нередко волнение способствует большей яркости исполнения, но во многих случаях оно сказывается отрицательно, что проявляется по-разному. Некоторые учащиеся исполняют произведения скованно, формально; у других -это приобретает нарочитый, искусственный характер. Волнение часто приводит к потере текста, запинкам, остановкам и т.д. Известно, что были превосходные виртуозы, которые боялись эстрады и обычно играли перед публикой гораздо ниже своего настоящего уровня.

Обладание эстрадной выдержкой зависит от психологического склада натуры, так как пребывание на сцене, тем более музыкальное исполнительство, тем более актерская игра связаны с сильным психическим давлением. Поведение на эстраде - это поведение в экстремальной ситуации, суть которой заключается, во-первых, в направленности внимания множества людей, в воздействии их биополей, во-вторых, в общественной значимости публичного выступления.

Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления, оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называют продуктивным. Излишнее волнение, не связанное с интерпретацией, а наоборот, мешающее самовыражению, является непродуктивным. Лабораторные исследования показали, что в процессе публичного выступления в организме человека происходят значительные физиологические изменения: повышение артериального давления, учащение сердцебиения, повышение температуры, адреналина, холестерина в крови и т.д. Их чрезмерность свидетельствует о непродуктивном волнении, в неумении адаптироваться к экстремальной ситуации. Даже кратковременное выступление требует от человека психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню. У сценически адаптированного музыканта все негативные изменения в его организме должны после выступления постепенно исчезнуть без последствий для здоровья подобно тому, как они проходят у хорошо тренированного спортсмена. Причем происходить это должно естественно, без применения медикаментом. В противном случае музыканту противопоказана артистическая карьера, так как она может привести исходу. Известны случаи, когда артисты умирали прямо на сцене во время выступления или после него.

Волнение зачастую является фактором, препятствующим полноценному раскрытию возможностей исполнителя, поэтому необходимо искать пути к его преодолению или научиться направлять его на раскрытие музыкального образа. Для уменьшения степени волнения лучшим замещающим действием может быть только полное сосредоточение внимания на самом произведении. Исследования в области успешности публичного выступления показывают, что если музыкант полностью концентрируется на исполняемом музыкальном произведении, то качество игры значительно увеличивается по сравнению с тем, когда исполнитель думает о том, какое впечатление он произведет на публику. К. Станиславский говорил об узком и широком круге внимании актера, выходящего на сцену. Под узким вниманием он имел в виду направленность актера только на то, что он делает на сцене. Под широким - мысли о том, как он выглядит перед зрителями и что они скажут о его исполнении. В целях уменьшения волнения К. Станиславский советовал начинающим находиться в узком круге внимания, и тогда актер имеет все шансы хорошо стравиться с ролью. Современные исследования подтверждают рекомендацию К. Станиславского о необходимости думать в первую очередь об исполняемом, а не о реакции публики.

На сцене необходимо сосредоточиться, собраться, напомнить себе самые важные задачи, заполнить сознание представлением пьесы. Внутреннее спокойствие - необходимое условие творчества. Исполнитель должен быть убежден, что в предварительной работе им все продумано, услышано, технические трудности преодолены.

Большое значение для устранения чрезмерного волнения имеют частые выступления. Долгое время считалось, что единственный способ адаптироваться к психологически некомфортной сценической ситуации заключается только в регулярном выходе на сцену. Десятилетиями педагоги давали один и тот же совет: «Играйте больше при публике!». Но в последние десятилетия сценическое волнение стало предметом научного исследования, результаты которого показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию. И методы эти разнообразны.

Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Поэтому прежде, чем вынести произведение на концерт, необходимо проверить: соответствует ли оно критерию эстрадной готовности:

  • Умение сознательно управлять игрой.

  • Умение интерпретировать произведение в воображаемом звучании и в действии.

  • Исчезновение представлений о технических трудностях.

  • Появление импровизационной свободы.

  • Возможность эмоционального «проживания» своего исполнения и «слушательского» восприятия своей игры.

  • Способность регулировать психическое состояние (Л. Бочкарев).

Нередко причиной излишнего эстрадного волнения является боязнь играть наизусть. В большинстве случаев, особенно в студенческой среде это страх «нечистой совести». Сочинение либо недостаточно прочно выучено на память, либо выучено только перед концертом, и музыкант еще не успел в него «выграться». Поэтому крепкое, правильное и заблаговременное выучивание произведения на память, психологически грамотное поведение на сцене и знание свойств музыкальной памяти уменьшат эту боязнь.

Психика каждого музыканта, его одаренность сугубо индивидуальны, поэтому единого «рецепта» преодоления сценического волнения для всех нет и быть не может. Каждый исполнитель должен выработать свою систему психологической подготовки к концертному выступлению. И о том, какие способы преодоления сценического волнения существуют в нашей музыкальной школе, расскажут наши педагоги».

Приложение № 1«Волнение перед публичным выступлением. Причины и пути преодоления. Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену».

План проведения городского семинара - круглого стола по теме:

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара, г. Самара, ул. Фрунзе, 98

Тел.: 8 (846) 333 14 17,

8 (937) 077 11 22«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей»

Дата: 15.05.2015 г.

Время

Тема

Выступающий

10.30-11.00

Регистрация участников семинара

11.00-11.10

Приветственное слово. Презентация учреждения.

Шмакова Любовь Федоровна, директор

МБОУ ДОД ЦЭВДМ г. о. Самара,

Почетный работник образования РФ,

«Директор года 2013»,

Заслуженный работник образования

Самарской области,

Кавалер Ордена «Звезда Отечества»

11.10-11.20

Одаренность: стратегии психологического сопровождения.

Старикова Елена Александровна, педагог-психолог, семейный психолог-психоаналитик Лаборатории Психоанализа г. Самара, руководитель проектной площадки «Преодоление и успех», автор программы «Психологическое сопровождение одаренных детей»

11.20-11.30

Мини-концерт.

Знакомство с музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174, Волнение перед публичным выступлением -причины и пути преодоления

С участием воспитанников Детского Дома № 1 и учащихся МБОУ ДОД ЦЭВДМ г.о. Самара.

Щербак Л.Г., заведущая музыкально-вокальным отделением ЦЭВДМ при МБОУ СОШ 174

11.30-11.40

Подготовка исполнителя для создания эмоционального образа музыкального произведения

Кучина Жанна Ефимовна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Фортепиано»

11.40 - 11.50

О проблеме сценического самочувствия исполнителя-баяниста

Валентейчик Алексей Юрьевич, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Баян»

11.50 - 12.00

Психологический настрой ребенка перед выходом на сцену. Рекомендации педагога-струнника.

Силкина Наталья Геннадьевна, педагог дополнительного образования, преподаватель по классу «Домра», Апряткина Юлия Эдуардовна, педагог дополнительного образования по классу «Вокал», концертмейстер

12.00 - 12.10

Психологическая подготовка двуязычных детей к выступлению на сцене

Софьина Анна Александровна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, руководитель студии «Школьный театр»

12.10 - 12.20

Нормализация речевого дыхания как один из аспектов публичного выступления. Обучение дыхательным упражнениям.

Широкова Ирина Викторовна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, дефектолог;

Белова Инна Ивановна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, логопед

12.20 - 12.30

Декоративно-прикладное творчество как предпосылка формирования успеха в публичном выступлении.

Петрованова Татьяна Михайловна, педагог-экспериментатор, педагог дополнительного образования, отделения декоративно-прикладного искусства, руководитель творческого отделения «Шанс»

12.30 - 12.40

Подготовка учащегося к концертному выступлению посредством создания ситуации успеха и неуспеха.

Ваднай Людмила Николаевна, педагог дополнительного образования, педагог-экспериментатор, преподаватель вокального отделения по классу «Академический вокал»

12.40 - 12.50

Обратная связь. Обмен мнениями. Подведение итогов семинара.

12.50 - 13.00

Выдача сертификатов участников.




© 2010-2022