Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Педагогическое проектирование как фактор повышения результативности обучения по программе «Орнитология».Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детский эколого-биологический центр»




Теория и практика педагогического проектирования

Тематическое методическое объединение



Астафьева Оксана Павловна -

методист

1-ой квалификационной категории




г. Колпашево

2012 г.

План:

  1. Теоретическая часть (Что такое проект? Классификация проектов. Педагогический проект. Педагогическое проектирования. Структура проекта)

  2. Практическая часть - работа в группах (На основе предложенных примеров разработать педагогические проекты и провести их экспертизу)

  1. Теоретическая часть

К теме проектирования, проекта, мы обращались неоднократно. На протяжении нескольких лет в нашем учреждении разрабатываются и реализуются детские экологические, эколого-социальные и исследовательские проекты.

В 2008-2010 годах педагоги в рамках единой методической теме «Совершенствование методической работы по воспитанию разносторонней личности через участие в проектировании» по работе над самообразованием разрабатывали и реализовывали педагогические проекты. Цели этих проектов были направлены на проблемы воспитания обучающихся в объединениях Центра. В этом году мы вновь решили вернуться к педагогическим проектам в рамках самообразования по теме «Педагогическое проектирование как технология повышения качества обучения и совершенствования системы мониторинга образовательной деятельности», и теперь их цели будут направлены на решение проблем, которые высветились при анализе работы прошлого учебного года.

Проблемы:

- наметившиеся тенденции по снижению результатов обучения по дополнительным образовательным программам и уменьшению процента результативности участия в конкурсах происходят вследствие недостаточно эффективного механизма оценивания;

- недостаточное умение педагогов просчитать на перспективу результат образовательного процесса

На сегодняшнем заседании мы еще раз вспомним, что такое проект, какие проекты бывают, и более подробно остановимся на педагогическом проекте, постараемся, на некоторых примерах, построит структуру данного проекта.

Что такое проект? Что такое метод проектов?

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Метод проектов возник еще в 20-е годы 20 столетия в США. Его называли также методом проблем и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х.Килпатриком. Дж.Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Но для чего, когда? Вот тут-то и важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести. Где, каким образом? Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся проблема, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности. Разумеется, со временем идея метода проектов претерпела некоторую эволюцию. Родившись из идеи свободного воспитания, в настоящее время она становится интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Но суть ее остается прежней - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Другими словами, от теории к практике, соединение академических знаний с прагматическими с соблюдением соответствующего баланса на каждом этапе обучения.

Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но недостаточно продуманно и последовательно и постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с долгое время в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах идеи гуманистического подхода к образованию Джона Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. В нашей стране этот метод стал популярен в конце 20 в начале 21 веков

Основной тезис современного понимания метода проектов таков: Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить

Давайте еще раз вспомним определение слова проект:

Проект - в переводе с латинского «брошенный вперед».

Изначально слово проект означало замысел, набросок, план того, что будет сделано.

В дальнейшем толкование получило развитие «проект - прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности и т.д.».

В 20 веке проектирование, т.е. «процесс создания проекта» превратилось в один из самых распространенных видов интеллектуальной деятельности, а термин проект потерял «изначально техническое» толкование.

Проект - ограниченный по времени, ресурсам и возможно другим критериям вид деятельности, направленный на достижение определённой цели.

Существует множество подходов к классификации проектов. Проекты подразделяются

По виду деятельности:

  • Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение и анализ полученных результатов. При выполнении проекта должны использоваться методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и др.

  • Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.

  • Практико-ориентированный (социальный) проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников, который может быть использован в жизни.

  • Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры и возможности ее коррекции по ходу работы. Выходом проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в сети Internet.

По профилю знаний

  • Монопредметные проекты - реализуются, как правило, в рамках одной области знания, хотя могут использовать информацию из других областей знаний и деятельности. (экологический, психологический, педагогический, биологический и т.п.)

  • Межпредметные проекты - реализуются, как правило, в рамках нескольких (2-3) областей знания, проекты «на стыке наук» (эколого-биологический, психолого-педагогический, биолого-географический)

По характеру контактов

  • Внутренние - реализуются внутри отдельно взятого коллектива, объединения (внутриклассный, внутришкольный, внутрицентровской и т.п.)

  • Внешние - реализуется во взаимодействии нескольких коллективов, учреждений, регионов, стран (межрайонный, межрегиональный межобластной, международный, всероссийский и т.п.)

Последние проекты являются еще телекоммуникационными, поскольку требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, и, следовательно, с помощью средств современных компьютерных технологий.

По количеству участников

  • Индивидуальные

  • Парные

  • Групповые

По продолжительности

  • Мини-проекты могут укладываться в один день, несколько часов и даже несколько минут.

  • Краткосрочные проекты, которые разрабатываются и реализуются в несколько дней или недель

  • Среднесрочные - на 1-2 месяца

  • Долгосрочные (годичные) до 1 года и более

По результатам

Проект - доклад, проект альбома, проект сборника, макет, схема, план - карта, проект видеофильма, проект выставки и др.

Остановимся более подробно на педагогическом проекте.

Педагогический проект - это предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности обучающихся и педагогов.

Педагогический проект - это система планируемых и реализуемых действий, необходимых условий и средств для достижения определенных педагогических целей, которые, в свою очередь, зависят от выбора приоритетных педагогических ценностей.

Педагогический проект ориентирован на инновацию, автор предлагает новые пути в образовательном процессе.

Педагогическое проектирование - средство обновления педагогической деятельности.

Ценность педагогического проектирования в том, что оно решает конкретные реальные педагогические проблемы.

Содержание педагогического проектирования заключается в следующем:

  • процесс конструирования форм взаимодействия педагогов и обучающихся

  • процесс конструирования нового содержания дополнительного образования

  • процесс конструирования способов и технологий педагогической деятельности и мышления.

Существуют определенные правила при написании такого проекта.

С чего начать? Все проекты, а тем более педагогический начинаются с анализа имеющийся результатов, выявление круга проблем, противоречий, недостатков; установление их причин; диагностика результатов коллектива и обучающихся, выявление их особенностей, способностей, интересов, потребностей; сбор всей необходимой информации.

Проанализировав результаты, выделив проблему и ее причины, переходим к постановке темы, цели и задач.

Цель проекта всегда вытекает из проблемы. Это как зеркальное отражение

ПРОБЛЕМА

Причина проблемы

Причина проблемы

Причина проблемы

ЦЕЛЬ

Задача

Задача

Задача


Мероприятия

Мероприятия

Мероприятия


Ожидаемый результат

Ожидаемый результат

Ожидаемый результат


Критерии оценки результата

Критерии оценки результата

Критерии оценки результата

Цель должна быть:

  • Конкретной

  • Измеримой

  • Реалистичной

Если стоит проблема: «Неумение обучающихся оценивать уровень усвоения учебного материала на занятиях»

То цель будет звучать следующим образом: «Формирование у обучающихся
навыков самооценки учебной деятельности на занятиях в процессе практической деятельности».

Если причины данной проблемы таковы:

  • Незнание педагога приемов и методов обучения детей самооценки уровня их знаний и умений .

  • Неумение или нежелание педагога применения приемов самооценки детьми своей работы на занятиях.

  • Не систематическое применение приемов самооценки на занятиях

  • Низкая мотивация детей к самооценке уровня их знаний и умений.

Задачи будут следующими:

  • Изучить опыт работы известных педагогов по данной теме.

  • Собрать материл, описывающий приемы и методы самооценки обучающимися своих знаний, умений, навыков и деятельности в целом в форме методических рекомендаций по их применению в образовательном процессе.

  • Разработать систему использования приемов и методов самооценки учебной деятельности обучающихся на каждом занятии.

  • Развивать мотивацию у детей к самооценке уровня их знаний и умений через практическую деятельность

  • Создать условия для приобретения обучающимися практического опыта, необходимого для самооценки своей учебной деятельности на занятиях, способствующей накоплению и систематизации знаний

Ожидаемый результат:

Методический:

  • Изучен опыт работы педагогов новаторов

  • Собран материал по теме, оформлен в методические рекомендации и представлен на методическом объединении.

Образовательный:

  • Разработана и применена на практике система использования приемов и методов самооценки учебной деятельности обучающихся

  • Обучающиеся научились самооцениванию уровня своих знаний и умений, полученных на занятиях, и применяют их на практике.

Оценка результатов

Количество изученной литературы

Результаты мониторинга учебной деятельности

Структура написания педагогического проекта мало чем отличается от структуры других видов проекта

Оформление проекта

  1. Титульный лист

  • Название ОУ полностью (посередине, в самом верху)

  • Название проекта

  • Обозначение, что это - педагогический проект

  • Ф.И.О. автора проекта (полностью), занимаемая должность, квалификационная категория (справа)

  • Город (посередине, внизу)

  • Год начала работы над проектом (посередине, внизу)

  1. Название проекта

  2. Общие сведения:

Краткие сведения об авторе проекта

  • Ф.И.О. Астафьева Оксана Павловна

  • Дата рождения 06.01.71

  • Образование Высшее, 2006 год, Томский Государственный педагогический университет, факультет «Педагогика и методика начального образования», специальность - учитель начальных классов

  • Место работы Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр» с 6.12.96 года

  • Должность методист

  • Квалификация 1-ая квалификационная категория

  • Стаж работы

  • общий 21 лет

  • педагогический 20 лет

  • в данном учреждении 16 лет

Сведение об участниках проекта

Обучающиеся группы № 36, занимающиеся по дополнительной образовательной программе «Животный мир средствами ИЗО». Коллектив существует второй год и состоит из детей одного класса (2А, СОШ № 2) Основными видами деятельности объединения, являются творческая, а так же природоохранная, проектная

Адресная и контактная информация

Организация

Автор проекта

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр»

Почтовый адрес с индексом: 636462 Томская обл., г. Колпашево,

ул. К. Маркса, д. 7

Домашний адрес с индексом: 636460 Томская обл., г. Колпашево,

ул. Светлая, д.7

Телефоны: (8 - 38 - 254) 5 - 82 - 35

Телефоны:

раб. (8 - 38 - 254) 5 - 82 - 35,

дом. (8 - 38 - 254) 5 - 10 - 25

Факс: (8 - 38 - 254) 5 - 82 - 35

Регион проведения: Томская обл., г. Колпашево

Сроки выполнения проекта: 1 учебный год


  1. Описание проекта

  • Пояснительная записка: актуальность (затруднения, противоречия в практике, из которых вытекает необходимость разработки и реализации проекта), постановка проблемы, цель, задачи

  • Ожидаемый результат проекта (методический, образовательный, социальный)

  • Оценка хода и результатов проекта

  • Дополнительные ресурсы

  • Этапы проекта (организационный, практический, аналитический)

Мероприятия

Сроки

Методы

Ресурсы

  1. План реализации проекта


  1. Список используемой литературы и других источников

  2. Отчёт о проделанной работе по проекту (изложение поэтапного выполнения плана, прикладываются методические разработки, рекомендации, фотографии и другие виды продукции, созданные в ходе реализации проекта)


  1. Практическая работа в группах

Педагоги разбиваются на 2 группы. Каждой группе выдаются по одной ситуации, которые они должны проанализировать, выделить проблему и ее предполагаемые причины и на их основе разработать педагогический проект, затем провести экспертизу правильности написания данных проектов


  • Результаты мониторинга выявили, что все дети объединения имеют высокий уровень учебной деятельности.


  • По итогам занятия педагог предложил детям оценить насколько хорошо они усвоили новый материал, предложение педагога вызвало затруднения

Примерные темы проектов

  • Создание условий для эффективного оценивая учебной деятельности в образовательном процессе.

  • Анализ и оценка результатов мониторинга, определение перспективы последующей работы через использование новых форм и методов проверки освоения учебного материала.

  • Сравнительная характеристика методов и форм текущего контроля учебной деятельности обучающихся

  • Содержательные и организационные условия для самостоятельного применения обучающимися приемов самоконтроля учебной деятельности.

  • Разработка дидактического материала для проведения текущего контроля учебных знаний обучающихся по теме «…»

  • Использование ИКТ для эффективного определения результативности учебной деятельности обучающихся на занятиях

  • Использование педагогических технологий для повышения качества образовательной деятельности обучающихся.

  • Активизация познавательной и мыслительной деятельности как один из путей повышения продуктивности обучения

Проект решения:

  1. Педагогам в рамках единой методической темы разработать и реализовать педагогический проект и представить результаты в форме отчета на итоговом заседании МО в марте 2013 г. Оформленные проекты представить заместителю директора по УВР до 8 ноября 2012 г. от. Коновалова

  2. Рекомендовать педагогам использовать теоретический материал методического объединения при разработке и реализации педагогического проекта.



© 2010-2022