Программа факультатива по нетрадиционной техники рисования Радуга

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Казённое образовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Сургутская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»




Рассмотрено Согласовано Утверждаю

На заседании МО зам. Директора по УМР Директор

Протокол№

От «___»_____2014 г. «____»________2014 г. ОТ «____»_______2014 г.

Рабочая программа факультативных занятий по нетрадиционной технике рисования

на 2014-2015 учебный год













Составитель:











г. Сургут, 2014



Пояснительная записка

В связи с тем, что данный курс является обязательной нагрузкой школьного компонента, основной формой организации процесса обучения нетрадиционной технике рисования является факультативным занятием.. Предмет по нетрадиционной технике рисования актуален для детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. У детей данной категории необходимо развивать зрение, координацию движений, речь, мышление и воображение. Дети на уроках учатся манипулировать с разнообразными по качеству свойствам материалами (свеча, восковые мелки, пробки, поролон). Ученикам нравится совершать данные манипуляции, им это доставляет радость. В связи с этим у детей развивается не только моторика, речь, мышление, а также происходит всестороннее, эстетическое, нравственное, трудовое развитие.

В 6 б классе обучается 4 детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в возрасте от 12 до 16 лет. Учебные навыки у большинства детей данного класса сформированы на низком уровне: познавательный интерес ниже среднего, мотивация к учебной деятельности также снижена, доминируют игровые интересы у 3 учащихся, как таковая, речь отсутствует. Лишь один ученик адекватен в своем поведении, развитие связной речи на среднем уровне, как и мотивация к учению.

3 уч-ся - III группы

1 уч-ся - II группы.

Целями и задачами данного курса являются:

- воспитывать интерес к занятиям по рисованию;

- продолжать формировать знания об основных цветах;

- учить правильно размещать изображение на листе бумаги;

- учить аккуратно закрашивать изображения, соблюдая контуры;

- учить различать и изображать предметы разных геометрических форм;

- развивать умение определять последовательность выполнения рисунка;

- развивать аккуратность, настойчивость, самостоятельность в работе;

- развивать умение внимательно слушать и выполнять инструкции педагога;

- учить рисовать орнаменты в определенной последовательности;

- формировать умение рассматривать картины, рисунки.

При распределении тем по данной дисциплине были учтены познавательные возможности каждого из учащихся, а также уровень развития навыков рисования. В теоретической части основным считается знание принадлежностей для уроков данной дисциплины и названий всех приемов рисования. Практическая часть, в частности рисование, лепка, раскрашивание, обводка направлена на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Факультатив «Юные художники» имеет следующие межпредметные связи:

-изобразительное искусство (уметь рисовать, обводить, раскрашивать).

- ручной труд

По учебному плану - 2 часа в неделю

Количество часов:

I четверть - 18 часов

II четверть - 14 часов

III четверть - 20 часов

IV четверть - 16 часов

Формой организации процесса обучения нетрадиционной технике рисования является занятие. Ведущей формой работы учителя с учащимися является фронтальная работа, но на каждом занятии имеет место и индивидуальный подход к каждому ребенку. Успех обучения во многом зависит от индивидуальных особенностей развития каждого ученика и тщательного подбора этапов работы с каждым учащимся класса.

Каждое занятие оснащено необходимым оборудованием: альбомы, простые и цветные карандаши, краски, кисти, баночки для воды, линейки, точилки, различные образцы будущей работы, разнообразные трафареты и эталоны; картинки, относящиеся к темам уроков, практические материалы, необходимые для данной дисциплины и пр.

В данной рабочей программе используются:

  1. Игровые технологии.

  2. Технические средства: просмотр презентаций.

  3. Наглядные методы: иллюстрация, демонстрация.

  4. Словесные методы: беседа, объяснение.

  5. Практические методы: задания, практическая работа.

  6. Приемы: поощрения, похвала, поглаживание, прием порицания.

Учащиеся должны знать:

- основные цвета;

- необходимое оборудование для урока рисования;

- части листа.

Учащиеся должны уметь:

- правильно пользоваться карандашами, кистью, красками;

- ориентироваться на листе бумаги;

- передавать в рисунке форму основных геометрических фигур;

- рисовать по образцу, по показу, по словесной инструкции;

- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов;

- рисовать различные орнаменты.

Компонент «жизненные компетенции»:

Направления коррекционной работы

Требования к результатам

-Развитие способности ребенка взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим опытом, используя вербальные и невербальные возможности.

Умение передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятным другим человеком. Уметь принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей. Уметь делиться своими впечатлениями и планами с другими людьми.

Формирование внимания и интереса ребенка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности во взаимодействии со средой.

Развитие у ребенка любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым деятельность.

Развитие активности во взаимодействии с миром, понимание собственной результативности.

Личностные результаты:

- уметь сотрудничать со взрослыми и сверст­никами в различных социальных ситуациях;

- уметь доводить начатую работу до ее завершения, преодолевая трудности;

- уметь следить за своими действиями.















Календарно - тематическое планирование


№ п/п

по четв.

№ урока по теме

Дата

Тема раздела / Тема урока


Основные виды учебной деятельности учащихся



Предметные результаты

(по группам)

ТСО

Примечание

План

Факт

I четверть (18 часов)

1.

1.

2.09


Рисование методом тычка

«Осень вновь пришла».

Рисовать, слушать, выполнять задание.

Знать о нетрадиционной изобразительной технике рисования методом тычка. Уметь рисовать листочки методом тычка. Быть аккуратным и внимательным.


2.

2.

6.09


«Лесная полянка».

Рисовать, отгадывать, слушать.

Уметь рисовать грибы и ягоды на стебельках. Уметь рисовать красками методом тычка. Отгадывать загадки.


3.

3.

9.09


«Ветка рябины».

Рисовать, рассказывать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


4.

4.

13.09


«Цветик разноцветик».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать стебель и листья у цветка. Уметь рисовать красками. Отгадывать загадку.


5.

1.

16.09


Рисование красками на мокром листе бумаги:

«Разноцветные фонарики».

Слушать, мочить лист бумаги, наносить краску, рисовать.

Знать о технике рисования красками на мокром листе бумаги. Уметь наносить краску на мокрый лист бумаги..


6.

2.

20.09


«Осенний вальс».

Слушать, мочить лист бумаги, наносить краску, рисовать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Отгадывать загадки.


7.

3.

23.09


«Самоцветы»

Слушать, мочить лист бумаги , рисовать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги.


8.

4.

27.09


«Настроение».

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Уметь подбирать цвета в соответствии со своим настроением.


9.

5.

30.09


«Волшебный цветок»

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.


10.

6.

4.10


Точечный рисунок.

Наносить краску с помощью ватных палочек. дополнять, слушать.

Уметь наносить краску на лист бумаги с помощью ватных палочек. Уметь дополнить изображение деталями.


11-12

7-8

7.10

11.10


«Образ из пятен».

Мочить лист бумаги, наносить краску.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета, уметь разглядеть получившийся образ.


13.

1.

14.10


Монотипия

«Бабочка»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Знать о технике рисования монотипия, ее изобразительные особенности. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


14

2.

18.10


«Медвежонок»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Знать о технике рисования монотипия, ее изобразительные особенности. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


15

3.

21.10


«Лист»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя


16

4.

25.10


«Рыбка»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


17

5.

28.10


«Цветок»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


18

6.

1.11


«Стрекоза»

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.




Календарно - тематическое планирование


№ п/п

по четв.

№ урока по теме

Дата

Тема раздела / Тема урока


Основные виды учебной деятельности учащихся



Предметные результаты

(по группам)

ТСО

Примечание

План

Факт


II четверть (14 часов)

1.

1.

11.11


Рисование методом тычка.

«Пингвины на льдине».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


2.

2.

15.11


«Зимний лес».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


3.

3.

18.11


«Снегири на ветках».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


4.

4.

22.11


«Совы».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


5.

5.

25.11


«Новогодняя гирлянда».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


6.

6.

29.11


«Веселые синички».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


7.

7.

2.12


«Новогодний фейерверк».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


8.

8.

6.12


«Украсим новогоднюю елку».

Называть, рисовать, слушать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


9.

1.

9.12


Фотокопия.

«Маленькая елочка».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Знать о нетрадиционной изобразительной технике рисования фотокопия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя


10.

2.

13.12


«Шишки на ветке».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Знать о нетрадиционной изобразительной технике рисования фотокопия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя



11.

3.

16.12


«Снегопад».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Уметь рисовать в технике фотокопия. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.

12.

4.

20.12


«Морозный узор».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Уметь рисовать в технике фотокопия. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.

13.

5.

23.12


«Снеговик».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Уметь рисовать в технике фотокопия. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.

14.

6.

27.12


«Новогодняя фантазия».

Рисовать, наносить краски, называть, слушать.

Уметь рисовать в технике фотокопия. Уметь внимательно слушать учителя, отвечать на вопросы.














Календарно - тематическое планирование

III четверть ( 20 часов)


№ п/п

по четв

№ урока по теме

Дата

Тема раздела / Тема урока


Основные виды учебной деятельности учащихся



Предметные результаты

(по группам)

ТСО

Примечание

План

Факт

1.

1.

13.01


Обрывание бумаги

Маленькой елочке холодно зимой.

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


2

2

17.01


Я слепил снеговика.

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


3

3

20.01


Мишка косолапый.

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


4

4

24.01



Зимнее настроение (снегопад)

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.

5

5

27.01



Встреча со сказкой (Колобок)

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.

6

6

31.01


Встреча со сказкой

(Курочка Ряба)

Слушать, рвать бумагу, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать бумагу разной жесткости, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


7

7

3.02


Цыплята

Слушать, рвать салфетку, комкать, приклеивать, дорисовывать.

Уметь обрывать салфетку, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


8

8

7.02


Ветка мимозы.

Слушать, рвать салфетку, комкать, приклеивать, дорисовывать

Уметь обрывать салфетку, знать технику «обрывание бумаги». Уметь дорисовывать сюжет.


9

1

10.02


Рисование по сырому.

Морское царство

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.


10

2

14.02


Небо на рассвете

Слушать, смешивать, рисовать.

Уметь рисовать на мокром листе бумаги, пользоваться смешиванием цветов.

11

3

17.02


Волшебные кляксы.

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.

12

4

21.02



Праздничный салют.

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.

13

5

24.02


Разноцветные фонарики.

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.


14

6

28.02


Создаем образ из пятен.

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать.

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета, уметь дорисовывать.


15

7

3.03


Настроение

Мочить лист бумаги, рисовать, слушать

Уметь рисовать по мокрому листу бумаги. Использовать разнообразные цвета.


16

8

7.03


Открытка для мамы

Украшать, использовать, располагать, слушать.

Уметь украшать цветами и листиками открытку для мамы. Уметь использовать знакомые техники. Уметь располагать изображения на листе по разному.


17-20

9-12

10.03

14.03

17.03

21.03


Кляксография.

Веселые превращения.

Слушать, смешивать, рисовать, дорисовывать, выполнять задание.

Знать о нетрадиционной художественной технике кляксография. Уметь дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.



































Календарно - тематическое планирование

IV четверть (16 часов)


№ п/п

по четв.

№ урока по теме

Дата

Тема раздела / Тема урока


Основные виды учебной деятельности учащихся



Предметные результаты

(по группам)

ТСО

Примечание

План

Факт

1

1

31.03


Монотипия

Цыпленок

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя


2-

3.

2-3

4.04

7.04


Цветы для бабочки.

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя


4.

4.

11.04


Медвежонок

Рисовать, делать отпечаток, дополнять рисунок, слушать.

Уметь рисовать в технике монотипия. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя


5.

5.

14.04


Ракеты в космосе

Смешивать, печатать, рисовать, слушать

Уметь смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную). Уметь печатать по трафарету. Уметь рисовать ракеты, летающие тарелки.


6.-7

6-7

18.04

21.04


Чудесный букет

Изображать, рисовать, слушать

Знать о нетрадиционной художественной технике монотипия. Уметь изображать букет в технологии монотипии.


8.

1.

25.04


Метод тычка

Щенок

Называть, рисовать, слушать, смешивать.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


9.

2.

28.04


Цыпленок

Слушать, называть, рисовать, выполнять задание.

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


10.

3.

5.05


Весенние цветы для моей мамы

Применять, украшать, слушать, рисовать.

Уметь применять нетрадиционную технику рисования - восковые мелки и акварель. Уметь украшать весенние цветы, используя рисование пальчиками.


11.

4.

12.05


Котенок

.Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


12.

5.

16.05


Зайчонок

Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


13.

6.

19.05


Утенок

Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


14.

7

23.05


Пушистые одуванчики

Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


15.

8

26.05

27.05

Ежик

Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.


16

9

30.05

28.05

Гусь.

Называть, рисовать, слушать

Уметь рисовать красками методом тычка. Быть аккуратным и внимательным. Уметь внимательно слушать учителя.



















Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение по 6 класссу

Учебная программа


Учебно-методические средства обучения


Специфическое обеспечение

Электронно-программное обеспечение, ТСО

Программы обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1984 год. (Научно-исследовательский институт дефектологии АНН СССР).


Р.Г. Казакова

«Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники».

Г. Н. Давыдова

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду».

А.С. Галанов, С. Н. Корнилова, С.Л. Куликова

«Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству».



  • Классная доска

  • Магнитная доска

  • Шаблоны, трафареты

  • Образцы работ

  • Акварель

  • Кисти

  • Ватные палочки


  • Компьютер

  • Презентационное оборудование

  • Цифровой аппарат


© 2010-2022