Технологическая карта учебного занятия (Методический материал)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


«КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ»




Подготовила:

Сулиашвили Г.П.












Технологическая карта, что это? Для чего она нужна? На эти вопросы попробую ответить.

Термин "технологическая карта" пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта - форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

Технологическая карта занятия - современная форма планирования педагогического взаимодействия педагога и обучающихся, описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.

Исходя из определения "технологическая карта", можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты занятия:

• в ней должен быть описан весь процесс деятельности;

• должны быть указаны операции, их составные части.

Для того чтобы грамотно отразить в технологической карте занятия специфику педагогической деятельности, необходимо обратиться к понятию «деятельности».

Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность.

В структуре технологической карты занятия необходимо предусмотреть возможность:

• тщательного планирования каждого этапа деятельности;

• максимально полного отражения последовательности всех

осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному

результату;

• координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической

деятельности.

Конструирование технологической карты полезно каждому педагогу, т.к. ее использование поможет определить структуру образовательной деятельности, выбрать оптимальную форму, наиболее эффективные методы, рационально распределить время.

Готовясь к занятию, как правило, мы составляем сценарий (конспект), однако в нем не всегда прослеживается структура и взаимосвязь компонентов. Чаще всего нет практического осмысления своей деятельности с точки зрения постановки целей и их достижения наиболее рациональными средствами, не видно четкого результата всей деятельности и каждого ее этапа.

Технологическая карта должна предусматривать все элементы образовательной деятельности и подготовки к ней.

Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт занятий, разработанных педагогами­практиками, можно сделать вывод, что унифицированной, устоявшейся формы подобной карты пока не существует, универсального рецепта нет, но есть общие моменты:

  • Определение темы

  • Постановка цели

  • Определение этапов занятия

  • Примерный хронометраж этапов

  • Наполнение содержанием, подбор материала

  • Выбор методов, приемов и форм

  • Прогнозируемый результат образовательной деятельности

  • Учебно-методическое обеспечение

Прослеживается цепочка каждого этапа: задачи - содержание - методы и приемы - результат.

На мой взгляд наиболее приемлемой для специфики деятельности педагога дополнительного образования технологическая карта следующей формы:

Этапы занятия

Время, мин

Деятель-ность педагога

Деятель-ность обучающихся

Методы

обучения

формы обучения

Прогнози-руемый результат образова-тельной деятель-ности

Учебно-методичес-кое обеспече-ние



В итоге хотелось бы отметить, что умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль в педагогической деятельности. Польза этого умения очевидна, т.к. педагогу приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе - все это имеет большое значение для профессионального роста педагога. И мы рекомендуем вам при подготовке к занятиям составлять технологическую карту занятия.

Факторы, способствующие успешному проведению занятия

  • хорошее знание материала

  • бодрое самочувствие; чувство «физической» раскованности, свободы на занятии

    • продуманный план занятия

    • правильный выбор и разнообразие методов обучения

    • ярко выраженное эмоциональное отношение педагога к излагаемому материалу богатство интонаций, его выразительная мимика, образная жестикуляция

    • выраженная заинтересованность педагога в успехе обучающихся

Факторы риска

    • неуверенность в своих знаниях и «педагогических силах»

    • неправильный подбор и однообразие методов обучения

    • скованность движений педагога, его «зажатость»

    • монотонность и сухость при изложении материала, бесстрастность педагога, отсутствие проявлений личной заинтересованности и увлеченности предметом

    • отход от темы занятия, увлечение посторонними, не связанными с темой и целями занятия

    • отсутствие эмоционального контакта педагога и обучающихся, безразличие педагога к результатам обучающихся

Технологическая карта занятия

Вид деятельности:

Возраст обучающихся:

Тема занятия:

Цели занятия:

Тип занятия:

Этапы занятия

Время, мин

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Методы

обучения

формы обучения

Прогнозируемый результат образовательной деятельности

Учебно-методическое обеспечение

1.Организаци-онный момент

ДЗ: проверка готовности обучающихся, их настрой на работу

2

Организует готовность обучающихся к занятию

Готовность к занятию

словесный

Коллектив-ная

планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками

2.Формулиро-вание темы занятия, постановка цели

ДЗ: подведение обучающихся к формулированию темы и постановке цели занятия

3

Выдвигает проблему (проблемно-поисковый метод)

Озвучивает тему и цель занятия (традиционный метод)

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия

Формулируют или уточняют тему занятия

Осознают или ставят цели

словесный, частично-поисковый…

Коллектив-ная, фронталь-ная.

Самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели

Поиск путей решения проблемы

Иллюстрации …

3. Повторение пройденного материала

ДЗ: Закрепление и обобщение ранее полученных знаний

5

Формулирует вопросы по пройденному материалу.
Выдвигает проблему, ставит задачу.

Подводит обучающихся к выводу о…

Создает эмоциональный настрой на восприятие новой темы

Отвечают на вопросы педагога.

Решают поставленные педагогом проблемы

Репродук-тивный,

словесный, частично-поисковый,

объяснительно-иллюстра-тивный…

Коллектив-ная, фронталь-ная.

Умение осознанно и произвольно строить высказывания о полученных ранее знаниях

Иллюстрации, технологические карты, образцы…, таблицы, графики, видеофильмы, аудиозаписи…

4. Изучение нового материала

ДЗ: Сообщение нового материала, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу

10

Объясняет новый материал.

Выдвигает проблему.

Задаёт уточняющие, наводящие вопросы.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Организует обучающихся для исследования проблемной ситуации.

Уточняет понимание нового материала

Слушают педагога и воспринимают новый материал

Взаимодействуют с педагогом во время беседы.

Решают поставленные педагогом проблемы.

По необходимости задают уточняющие вопросы

словесный, частично-поисковый,

объяснительно-иллюстра-тивный, наглядный…

Коллектив-ная, фронталь-ная…

Инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений. Выдвижение гипотез и их обоснование.

Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- составление плана действий

Иллюстрации, технологические карты, педагогический рисунок, исполнение произведения (образцовая демонстрация), образцы…, таблицы, графики, диаграммы, видеофильмы, аудиозаписи…

5. Закрепление нового материала

ДЗ: осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний

5

Устанавливает первичное восприятие нового материала.

Побуждает к высказыванию своего мнения.

Подводит обучающихся к выводу о…

Наводящими вопросами помогает выявить причинно-следственные связи в…

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии

Подводит итог беседы

Взаимодействуют с педагогом во время опроса.

Дополняют, уточняют высказанные мнения по существу полученного задания.

Репродук-тивный,

словесный, частично-поисковый, поисковый…

Коллектив-ная, фронталь-ная, групповая, в парах…

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.

6. Практичес-кая работа

ДЗ: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности, формирование навыков….

15

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет:

-индивидуальный контроль;

-выборочный контроль.

Организует:

-взаимопроверку;

-коллективную проверку;

-беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

-оценочные высказывания обучающихся;

-обсуждение способов решения;

-поисковую работу обучающихся (постановка цели и план действий);

-самостоятельную работу со специальной литературой, технологическими картами.

Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество сверстников.

Ведет беседу, связывая результаты занятия с его целями.

Самостоятельно выполняют практическую работу.

Осуществляют:

-самопроверку;

-взаимопроверку;

-самооценку.

словесный, частично-поисковый,

объяснительно-иллюстра-тивный, наглядный…

Коллектив-ная, фронталь-ная, групповая, в парах, индивидуальная…

Управление поведением партнера: контроль, коррекция, оценка действий партнера.

Контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения знаний.

Внесение необходимых дополнений и корректив в результат деятельности.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению.

Профессиональное самоопределение.

7. Итог занятия

Рефлексия учебной деятельности на занятии

ДЗ: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых знаний, постановка дальнейших целей

3

Организация подведения итогов занятия обучающимися.

Повторение выведенных определений (того нового, что узнали обучающиеся)

Отмечает степень вовлеченности обучающихся в работу на занятии.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Формулируют конечный результат своей работы на занятии.

Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили.

Демонстрируют результат проделанной работы (что получилось, что не получилось и почему)

словесный, частично-поисковый, наглядный,

иллюстра-тивный…

Коллектив-ная, групповая, в парах…

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка. Критичность

Установление обучающимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей.


© 2010-2022