Дополнительное образование (Программа Школа вожатого)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Березовский Дом школьников»





Принято решением ПС Утверждаю

Протокол №1 от 10.09.2015г. ДиректораМБОУ ДОД

«Березовский Дом школьников»

_____________МакагоноваЕ. Н.

приказ № 10.09.2015г.








Общеобразовательная программа

«Школа вожатого»

Направленность: социально - педагогическая




Вид: дополнительная общеразвивающая

Уровень: базовый

Возраст обучающихся: 14-16 лет

Срок освоения: 1 года

Педагог дополнительного образования:

Коровушкина Наталья Николаевна.


Березово 2015г.


Содержание


  1. Паспорт программы

  2. Пояснительная записка

  3. Обоснование актуальности

  4. Концептуальные подходы к разработке программы

  5. Цели и задачи

  6. Организационные условия реализации программы

  7. Формы проведения занятий по профориентации

  8. Условия реализации программы

  9. Результаты обучения

  10. Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей

  11. Содержание программы

  12. Учебный план образовательной программы

  13. Методические рекомендации

  14. Список литературы


























Паспорт программы


Полное название программы

«ШКОЛА ВОЖАТОГО»

Наименование организации, где реализовывается данная программа

МБОУ ДОД «Березовский Дом школьников»

Руководитель организации

Директор - МакагоноваЕлена Николаевна

Юридический адрес организации

628140, ул. Собянина д 52, п.г.т. Березово, ХМАО - Югра (Тюменская область)

Рецензент

Методист - Ткаченко Ирина Викторовна

Составитель программы

КоровушкинаНаталья Николаевна

Должность

Педагог дополнительного образования

Вид

Дополнительная общеразвивающая

Цель программы

Обеспечивать подготовку вожатых для работы по организации досуговой деятельности детей в школах и лагерях дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно- организаторские способности и педагогическую технику.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности

Реализация данной Программы позволит:

- формирование у старшеклассников представления о себе в профессиональной роли помощника вожатого (перспектива дальнейшей профессиональной деятельности у старшеклассников);

-получение ребятами первоначальных знаний правовой, психологической грамотности;

-приобретение учащимися коммуникативного опыта, опыты самоорганизации, опыта позитивной социализации;

-получение эмоционально- нравственной поддержки в самоопределение;

-развитие творческого потенциала каждого участника;

-формирование отрядов юных вожатых, который сможет провести КТД, познакомится и развлечь детей с помощью игры, провести организационный сбор, музыкальный час, помочь взрослым проведении спортивного мероприятия, соблюдая все правила техники безопасности, и др;

-взаимодействия со специалистами, сбор методического материала по итогам работы, обобщение и систематизации приобретенных знаний;

-прогнозирование и корректирование программы «школы вожатых» на следующий учебный год с учетом всех выявленных недостатков.

Основные технологии, методы

в обучении:

- наглядный(посещение школ);

-практический(проведение игр,участие в мероприятиях);

-словесный (инструктаж, беседы, разъяснения);

- работа с литературой (чтение, изучение, составление плана).

в воспитании:

- методы формирования сознания личности, направленные на устойчивые убеждения(тематические беседы на тему «Вожатый кто он?»);

- методы стимулирования поведения и деятельности (конкурсы, поощрения).

География участников их кол-во, возраст

п.г.т. Березово, 2 учебныхгруппы по 8 детей, 14 - 16 лет

Направленность

Социально - педагогическая

Специализация

Профориентация

Уровень

Базовый

Нормативный срок освоения

1 года

Форма обучения

Очная

Язык, на котором введется обучение

Русский


















Пояснительная записка

В последние годы наблюдается повсеместное возрождение детского летнего отдыха. Проблемы культуры и здоровья подрастающего поколения вновь заняла приоритетное место в социальной политике Российской Федерации. Повсеместно стали восстанавливаться, приводиться в порядок и открываться новые площадки лагерей дневного пребывания.

Важной стратегией работы дополнительного образования детей становится допрофессиональная подготовка и профессиональная ориентация детей, которая включает в себя не только получение знаний по выбранной специальности, но и широкий диапазон практической работы, где каждый воспитанник может воспитывать и реализовывать свои возможности. Начальная допрофессиональная подготовка в дополнительном образовании не просто актуальна и диктуется веянием времени, а по-настоящему востребована.

Взрослея, подростки пробуют разные виды деятельности, чтобы найти «свое» место в социуме. Часть подростков изначально активна, они становятся лидерами в своих микроколлективах, умеют организовать коллективное творческое дело, у кого-то потенциал имеется, но не раскрыт ввиду объективных обстоятельств. Есть желание у ребят, но им не хватает знаний, умений.

Профессия вожатый - как традиционное явление советской школы воспитания и образования - тоже проходит этап перестройки.

Вожатый - воспитатель особого типа, он реализует уникальные возможности воспитательного процесса, как в условиях образовательного процесса школы, так и в условиях лагеря дневного пребывания.

Однако, достаточный уровень педагогических знаний, вожатым крайне необходим для их успешной работы по организации досуга детей не только в школе, во вне урочное время, но и в клубах по месту жительства, и в летних оздоровительных лагерях, в каникулярное время.

Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей - и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научится организовывать прогулки, походы, экскурсии, и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать. Главное в работе вожатого - это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.

Таким образом, возникла необходимость в создании общеобразовательной программы «Школа вожатого».

Программа рассчитана на желающих реализовать, свои организаторские и творческие потребности и почувствовать свою значимость в организации содержательного досуга младших детей и своих сверстников во время проведения досуговых программ в школьное время и в летний период.

Практические занятия включают в себя моделирование досуговой деятельности детского коллектива во внешкольное время, организацию и проведение игровых программ, досуговых мероприятий с детьми с учетом их возраста и особенностей. Обучение проводится по технологии коллективного творческого дела, которым воспитанники овладеют по окончанию курса. Данная программа предоставляет «профессиональный старт» будущим педагогам и организаторам культурно- массовых мероприятий.

Программа имеет социально-педагогическую направленность, является модифицированной и разработана на основе программы «Школы педагогической ориентации» М.Г.Андреевой г.Ярославль, а также «Положения о школе организаторов досуга» Центра детства и юношества г.Ярославль, программы «Подготовки вожатых к работе в детском оздоровительном лагере» Д.В.Мячинойг.Заречный, опыта работы Всероссийского детского центра «Орленок», методических рекомендаций С.А.Шмакова, С.Д.Полякова, И.И.Фришман.

Обоснование актуальности

В решение комплекса задач социального духовно-нравственного, морально, этического воспитания должны принимать участия все субъекты общественной жизни. Роль дополнительного образования формировании у школьника ценностных ориентаций, при общение его к культурным и социально- историческим традициям Российского общества являются не оспоримой. Это задача возлагается на организацию дополнительного образования государством, диктует социальным заказом, ожиданиями родителей. Образованию отводится ключевая роль в духовно -нравственной консолидации Российского общества, его сплочение пред лицом внешних и внутренних вызовов, укрепление социальной солидарности.

В соответствии с «Концепцией - духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России », разработанной в рамках государственных образовательных стандартов второго поколения, одними из основных принципах организации морально - нравственного развития учащихся являются принципы социальной востребованности и ценности педагога как примера нравственного и гражданского личностного поведения.

Само содержание данной программы призвано формировать гражданскую позицию, патриотические чувства, культурные ценности, лежащие в основе нравственного самоопределения.

Актуальность профориентационной помощи детям очевидна. Формирование полноценных граждан своей страны, во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие школьники, какую профессию они изберут, и где будут работать. Кроме того, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы воспитания, особенно в старших классах. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни (и прежде всего, реальная и привлекательная профессиональная перспектива) уберегает многих подростков от необдуманных шагов. Таким образом, профориентационная работа с детьми школьного возраста - это также вклад в решение острых социальных проблем. Курс обучения нацеливает учащихся на то, что профессия педагога требует не только значительных временных затрат на подготовку к занятиям, но и большой эрудиции и связи с этим прививает учащимся мотивацию к непрерывному самообразованию, расширению кругозора.

Концептуальные подходы к разработке программы

Содержание программы построено на основе современной теории и методики воспитания, которая считает, что целью воспитания с позиции гуманистической парадигмы воспитания является разностороннее гармоническое развитие самоактуализирующейся личности взрослеющего человека в условиях специально организованных разнообразных видов коллективной творческой деятельности детей. Основное внимание при решении вопросов развития личности учащихся мы нацеливаем на опосредованное педагогическое воздействие, на взаимодействие и сотрудничество взрослых и старших подростков в различных направления деятельности. При этом организуемая педагогами деятельность подростков превращается в САМОдеятельность, в САМОвоспитание, в САМОреализацию юных вожатых.

Деятельность «Школы вожатых» осуществляется на базе Дома школьников.

«Школа вожатых» сформирована и действует на бесплатной основе. Комплектование группы осуществляется по принципу свободного набора. Для обучения в «Школе вожатых »производится набор учащихся 14-17 лет.

Цели и задачи.

Исходя из анализа актуальности, можно сформулировать цели и задачи профориентационной работы:

Цель:

Обеспечивать подготовку вожатых для работы по организации досуговой деятельности детей в школах и лагерях дневного пребывания, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно - организаторские способности и педагогическую технику.

Задачи :

- стимулировать обучающихся к самовоспитанию личностных качеств и к самообразованию в области педагогики и психологии;

- учить планированию и проведению мероприятий, развивающих творческие качества детей;

- развивать организаторские и коммуникативные способности;

- формировать положительное отношение к труду;

- формировать умение анализировать проблемы взаимоотношений между людьми и находить их оптимальные решения;

- научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

- научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

- способствовать овладению навыками вожатского мастерства;

- научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);

- способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения.

Организационные условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 года обучения и предназначена для обучающихся 14 - 16 лет. Именно в этом возрасте начинается осознанное формирование личности ребенка, дети могут осваивать теоретические и практические знания, умения, навыки. В группе 1 года обучения предполагается от 8 - 12 детей, 2 - й год обучения от 7 - 10 и 3 - й год обучения от 5 - 7 детей, набор свободный, состав постоянный. При этом обучение идет индивидуально с каждым ребенком с учетом его способностей и возможностей. Длительность занятия от 40 минут до 1 часа.

Формы проведения занятий по профориентации:

  • Экскурсии;

  • индивидуальные и групповые беседы;

  • диагностики и анкетирование;

  • изостудия;

  • стен газеты;

  • проекты;

  • конкурсы;

  • игры.

Условия реализации программы

1. Наличие наглядного и дидактического материала в соответствии с тематикой занятий.

2. Создание атмосферы комфорта, доброжелательности и конфиденциальности.

3. Материально - техническое обеспечение:

мультимедийный аппарат;

канцелярские принадлежности (бумага формата А4,А3; цветная бумага, картон, цветныепростые карандаши; клей, ножницы, ластике, точилки, кисточки краски, фломастеры, тетради.)

Результаты обучения

Реализация данной Программы позволит:

- формирование у старшеклассников представления о себе в профессиональной роли помощника вожатого (перспектива дальнейшей профессиональной деятельности у старшеклассников);

-получение ребятами первоначальных знаний правовой, психологической грамотности;

-приобретение учащимися коммуникативного опыта, опыты самоорганизации, опыта позитивной социализации;

-получение эмоционально - нравственной поддержки в самоопределение;

-развитие творческого потенциала каждого участника;

-формирование отрядов юных вожатых, который сможет провести КТД, познакомится и развлечь детей с помощью игры, провести организационный сбор, музыкальный час, помочь взрослым проведении спортивного мероприятия, соблюдая все правила техники безопасности, и др;

-взаимодействия со специалистами, сбор методического материала по итогам работы, обобщение и систематизации приобретенных знаний;

-прогнозирование и корректирование программы «школы вожатых» на следующий учебный год с учетом всех выявленных недостатков.


Система оценивания и отслеживания результатов обучения детей:

Мониторинг результатов обучения ребенка.

В начале учебного года проводится входной контроль - это оценка исходного уровня знаний учащихся перед началом образовательного процесса.

- текущий контроль проводится в конце 1 полугодия

- промежуточный контроль проводится в конце 1 и 2 года обучения.

- итоговый контроль проводится в конце 3 года обучения.


Содержание программы


Данная программа предполагает 4 основных блока занятий:

1 - нормативно - правовой;

2 - психолого - педагогический;

3 - методический;

4 - практический (игровой).


Блок

Цель блока

Форма проведения

Краткое содержание

нормативно - правовой





Правовое просвещение старшеклассников, знакомство с трудовой дисциплиной, правами и обязанностями вожатого. Формирование системы знаний по организации безопасной жизнедеятельности в пришкольном лагере, воспитания чувства личной ответственности.

- лекция

- практикум «Ведение документации отрядного вожатого»

Нормативно - правовые основы деятельности вожатого. Обязанности вожатых. Составление инструкций вожатого. Введение отрядной документации. Организация жизнедеятельности в лагере, охрана жизни и здоровья детей, режимные моменты, санитарно - гигиенические требования. Техника безопасности.


психолого - педагогический

Формирование у обучающихся первоначальных основ знаний психолого - педагогической работы с детьми, детских возрастных особенностей, закономерностях становления детского коллектива, проблема межличностного общения, возникновении и преодолении межличностных и групповых конфликтов, эмоциональных состояниях детской психики.

- лекция, беседа

- практикум

- занятия с элементами тренинга

- психологические игры

- тестирование на самопознания

- диалог - анализ успехов каждого

Алгоритм успеха. Основы психологических знаний. Возрастные особенности детей и младших подростков, их учет в работе вожатого. Психологическая структура временного детского разновозрастного коллектива. Раскрытие тактики бесконфликтного поведения и конструктивного общения. Техника «Я - высказывание» как основа конструктивного общения. Рождения конфликта. Создание ситуаций конфликтов и тактика выхода из них. Игры на снятия психологических и эмоциональных барьеров.

методический

Знакомство с разнообразием форм деятельности. Знакомство с алгоритмом (схемой) разработки сценария праздника, игры или мероприятия. Развитие умения прогнозировать. Накопление личной методической копилки.

-Лекция, беседа

- Практикум

- Обучающие игры

- Ярмарка идей

Логика развития лагерной смены. Подготовительный период. Особенности организационного периода. Особенности работы вожатого в разновозрастных отрядах. Виды массовых игр и методика их проведения. Игры на знакомство, взаимодействие. Основной период смены. Заключительный период смены. Виды сюжетно - ролевых игр, методика их проведения, методика проведения спортивных мероприятий и подвижных игр. Техника безопасности при проведений спортивных мероприятий. Действие вожатых в экстремальных ситуациях. Методика разработки сценарного плана творческого мероприятия.

практический (игровой).

Знакомство с основными видами игры, как ведущего вида деятельности ребенка. Практического освоении игрового, методического материала. Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим.

- Сюжетно - ролевые игры

- Практикум

- Проведение школьных мероприятий, подвижных перемен

- Диалог - анализ

Игротека вожатого. Роль и место наглядности в отряде. Имидж отряда. Визитная карточка отряда. Оформительский практикум. Система отрядных огоньков. Составления алгоритма, проведения самоанализа, анализа, условия успешности. Организация музыкальных часов. Конкурс вожатого мастерства (зачет).






По окончании обучения, учащиеся «Школы вожатого» должны знать и уметь:

Знать

Уметь

- знать особенности возрастного периода младшего школьного возраста;

- знать нормы охраны жизни и здоровья детей;

- знать нормативно-правовые основы работы вожатого;

- знать педагогические основы временно сформированного детского коллектива;

- знать схему развития лагерной смены;

- знать методики коллективно-творческих дел;

- знать педагогические возможности и методику проведения игр;

- уметь проводить диагностику (индивидуальных особенностей личности и уровня развития коллектива);

- уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде и собственную педагогическую деятельность);

- уметь конструировать (творческие воспитательные дела);

- уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность);

- уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку);

- уметь применять аналитико-рефлексивные навыки (анализ педагогических ситуаций, анализ собственной деятельности);

- уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов).





Учебный план образовательной программы

«Школа вожатого»

(на весь курс обучения, 1 года и т.д.).

Наименование учебных дисциплин, курсов, разделов, тем.

Цель учебных дисциплин, курсов, разделов, тем.

Всего часов

Количество часов

Теоретические учебные занятия

Практические учебные занятия

1

Введение.

2

1

1

2

Организационные основы деятельности вожатого.

Формирование знаний из области культуры, практической психологии, педагогики, безопасности жизнедеятельности, оказание первой медицинской помощи и т.д.


20


10


10

3

Содержательные основы деятельности вожатого.

Формирование практических умений по организации разнообразной деятельности детей младшего и среднего школьного возраста в условиях пришкольного и оздоровительного лагерей.


20


10


10

4

Игровая деятельность в лагере.

Отработка конкретных технологий педагогической деятельности, обучение и их применения в различных ситуациях.

30

10

20

5

Оформительские умения в работе вожатого.

Формирование практических умений по организации разнообразной деятельности детей младшего и среднего школьного возраста в условиях пришкольного и оздоровительного лагерей.

24

10

14

6

Педпрактика

Развитие лидерских качеств и коммуникативных умений у школьников.

32

10

22

7

Заключение.

Диагностирование профессиональной пригодности и перспектив профессионального роста школьников в их дальнейшей вожатской деятельности

8

2

6


Итого:

136

53

83


Методические рекомендации.

Особенности развития современного подростка и условия, в которых работает детский лагерь, общественное объединение, требуют от вожатых психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе. Занятия в «Школе вожатого» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.

Для проведения занятий желательно выбрать такое помещение, которое может обеспечить и аудиторную работу (т.е. работу за партами), и работу в «кругу» и двигательные упражнения. Можно использовать актовый зал, проводить занятия во дворе.

Для занятий необходимы: общая тетрадь, фломастеры, ножницы, цветная бумага, клей, краски, альбом, мяч.

Программа предусматривает прохождение обучающимися обязательной педагогической практики. Педпрактика проходит на базе школ, объединений по месту жительства. При подготовке к педпрактике обучающиеся делятся на подгруппы по 5-6 человек.

Подгруппы, разрабатывают собственную программу прохождения практики и распределяют задания. В конце учебного года проводится тестирование или экзамен по теории и практике изученного программного материала.




















Список литературы.

(для педагогов)

Возрастная психология. - М.: Просвещение, 2001/сост. Кулагина И. Ю., Ко-люцкий В. Н.

Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся во внеклас-сной работе: Игровые упражнения. - М.: 5 за знания, 2005. (Методическая библиотека).

Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1987г.

Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскур-сий.

Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие. - М.: Педа-гогическое общество России, 2004.

Метод проектов в учебном процессе. Методическое пособие./ М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела/ авт.-сост. А.Ю.Соловьѐв, С.С. Шихарев. - Волгоград: Учитель, 2007.

Положение о лагере дневного пребывания.

Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.

Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.

Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реали-зации/ сост. Н.К.Беспятова - М.: Айрис -пресс, 2003.

Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.

Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения, кор-рекционные программы. - Ярославль: Академия развития: Академия Хол-динг: 2004. (Практическая психология в школе).

Сборник авторских программ дополнительного образования детей/сост. А.Г.Лазарева. - Москва: Илекса; Народное образование; Ставрополь: Сер-висшкола, 2002.

(для вожатых)

Амонашвили Ш.А. Как живѐте дети?М.,1991.

Астахова Н.И., Васильев К.Г. Классному вожатому. Издание второе. Допол-ненное и переработанное. Барнаул. 2002

Коморин С., Афанасьев С. Сто отрядных дел. - Кострома, 2000г.

Петров В.М., Гришина Г.Н., Короткова Л.Д. Летние праздники, игры и заба-вы для детей, - М, 2001.

Поломис К. Дети на отдыхе. - М., 1995.

Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей, - М., 1999.

vozhatiy.ru

forum.planerochka.org

12


© 2010-2022