Педагогический опыт работы в школьном лесничестве

Раздел Дополнительное образование
Класс 7 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ШКОЛЬНОЕ ЛЕСНИЧЕСТВО - КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

Педагогический опыт

Ирина Васильевна Денисова

МОБУООШ № 23 им. Н. Шабатько г. Новокубанск, Краснодарский край.

1.Краткая история вопроса

Научно-техническая революция, развитие индустрии и возросшая производственная активность человека меняют облик планеты. Пришло время осознать, что природные богатства не являются неиссякаемым источником, из которого можно черпать бесконечно. Население, занятое в настоящее время преодолением проблем социально-экономического характера, не осознает приближение экологической катастрофы и безучастно относится к сохранению природы и защите окружающей среды. Мало того, имеющиеся доступные биологические ресурсы нещадно эксплуатируются ради удовлетворения сиюминутных потребностей. Особенно страдают лесные и водные экосистемы. Одной из актуальных проблем современности является сокращение и деградация лесов планеты.

Возникающие противоречия во взаимодействии Общества и Природы необходимо решать цивилизованным путем, на основе научных подходов к природопользованию и охране окружающей среды и повышения профессиональной ответственности в области экологии и природопользования. Каждый человек имеет то или иное отношение к природе. Поэтому повышение экологической грамотности населения «от мала до велика» является современной актуальной задачей.[2]

В последнее время перед всеми людьми, живущими на нашей планете, наиболее остро стоит вопрос, связанный с экологией. В одном из выступлений Д.А.Медведева в 2008 году было сказано: «…во многих местах складывается очень серьезная экологическая ситуация. В ряде случаев просто крайне неблагополучная, очень тяжелая. И если мы не будем этим заниматься, то через 10 - 20 - 30 лет мы можем оказаться в ситуации, когда значительная часть наших территорий будет не приспособлена для жизни. Это, может быть, очень жестко звучит, но это так».

В связи с этим экологическое образование должно стать одним из приоритетных направлений работы с молодым поколением.

2.Характеристика условий, в которых создавался опыт

Согласно Ст.40 Лесного кодекса Российской Федерации «Леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности».[4]

Важное место в экологическом воспитании обучающихся в МОБУООШ №23 им. Н. Шабатько г. Новокубанска занимает такая форма работы, как школьное лесничество. И не случайно. Благодаря уникальному природному комплексу (близкое расположение пруда и лесного массива) рядом с учебным заведением, данный вид деятельности с детьми школьного возраста наиболее целесообразен и оправдан. Проведение в непосредственном контакте с природой, лесом комплекса познавательных и воспитательных мероприятий позволяет решать реальные задачи природоохранного направления. Происходит формирование личности ребенка, способной не только понимать и сопереживать, но и активно проводить работу по сохранению окружающего мира, пусть пока на уровне своей Малой Родины.[5]

С 2002 года МОБУООШ №23 работает в экологическом направлении. На ее базе несколько лет функционировала муниципальная экспериментальная площадка по теме «Формирование экологической культуры учащихся в учебно-воспитательном процессе». С 2011года создано школьное лесничество «Юные друзья леса», которое объединяет в своих рядах не один десяток мальчишек и девчонок, увлеченных экологией и уже сейчас желающих внести свой вклад в дело охраны природы. Отличительной особенностью школьного лесничества «Юные друзья леса» от других детских объединений, функционирующих в школе (например, туристический кружок), является возможность организации работы на специально выделенной и закрепленной за ним лесного участка в порядке, не противоречащем Лесному кодексу РФ, под руководством специалистов образовательного учреждения и лесного хозяйства. С одной стороны - руководит школьным лесничеством учитель химии и биологии Денисова И.В., с другой - Ельцов А.П. - лесничий Армавирского участкового лесничества «Армавир-Лес», относящегося к Лабинскому лесничеству. Территория, закрепленная за школьным лесничеством - северо-восточная часть лесопарковой зеленой зоны г. Новокубанска. Это участок , прилегающий к школьному пруду и находящийся в 500 метрах от школы.

Отношение человека и общества к природе всегда служило показателем нравственности. В настоящее время, когда происходят изменения во всех сферах жизни, экологические проблемы, связанные с духовным возрождением и физическим выживанием человека, выступают на первый план и требуют образованных и экологически грамотных людей для их решения. .[6] Мною поставлена цель сформировать личность ученика, обладающего не только необходимыми знаниями о природе, но и определенными умениями и навыками для осуществления созидательной природоохранной деятельности, сформировать лесоэкологическую культуру, обучить основам лесоприродоохранной деятельности. Как оптимальный вариант реализации поставленной цели считаю использование школьного лесничества как наиболее удачной формы работы с учащимися в экологическом направлении.

Актуальность представленного опыта определяет ведущую педагогическую идею: создание комплекса условий для формирования активной жизненной позиции учащегося, его практических умений и навыков в решении экологических ситуаций, развитие личностных, коммуникативных и познавательных компетенций и экологического сознания в целом.

Задачи, которые решаю для реализации цели опыта работы с учащимися в школьном лесничестве:

- природоохранное просвещение, лесоохранная агитация и пропаганда;

-выполнение исследовательских работ, направленных на применение знаний по лесоводству и лесоразведению.

-ведение лесного хозяйства на территории лесного участка, закрепленного за школьным лесничеством;

- формирование трудовых навыков при работе в школьном питомнике и в урочище «Мирские дачи»;

-обмен опытом школьного лесничества «Юные друзья леса» со школьными лесничествами края и России.

3.Описание и анализ опыта

Рассматривая вопрос формирования у школьников экологической культуры через их личное участие в работе школьного лесничества, подобран комплекс психолого-педагогических приемов и методов, который позволил учащемся развиваться как личность и выходить на новый уровень качества.[1] Добиться такого результата можно благодаря непрерывному экологическому образованию, что практикуется в нашей уже несколько лет. Определены основные направления работы в экологическом направлении: просветительская, воспитательная, организующая.

В учебное время - проведение уроков и классных часов по лесоводству и лесоразведению. Регулярно организуются встречи и беседы участкового лесничего ООО «Армавир-лес» Ельцова Анатолия Петровича с учащимися школы. О современном состоянии лесов, об основах лесоводства и лесоразведения, о профессиональном самоопределении - это лишь малая часть тех тем, которые затрагивает в своих выступлениях лесничий. Благодаря сотрудничеству с Армавирским лесничеством и Ельцовым А.П. и Лабинским лесничеством, возглавляемым Капиным В.В. в мае 2013 года на территории школы была заложена аллея редкого растения ореха медвежьего. Руководил посадкой опытный лесничий Ельцов А.П.

С 2010 года в школе реализована программа дополнительного образования эколого-биологического направления кружка «Юные друзья леса».

Каждому члену кружка представляется возможность проявить свои творческие и практические способности по их склонностям и интересам.[1]

С первого года образования лесничества «Юные друзья леса» одной их форм проведения занятий стали экскурсии в лес по школьной экологической тропе «Уголок моей России». Протяженность маршрута тропы составляет около 2,5 км. На остановках «Школьный двор», «Пруд», «Лес», «Школьный двор» ребята узнают много интересного не только об уникальном природном комплексе, где расположена школа, но и о людях, которые внесли большой вклад в дело его охраны и восстановления. Учитель биологии Хархан Ольга Даниловна-ветеран тыла и педагогического труда, работавшая в нашей старейшей школе города в 50-60-годы со своими учениками смогла организовать работу так, что ее ученики в те далекие 60-е за высокие показатели в проведении исследовательских работ по биологии и экологии получили медали ВДНХ.

Уже стала доброй традицией для учащихся - экологов и членов школьного лесничества МОБУООШ № 23 ежегодное участие в краевой целевой программе «Одаренные дети Кубани»: в краевой школе комплексного исследования природы и слете юных экологов и членов школьных лесничеств, на который собираются ребята из более 30 районов края, чтобы показать свои знания по биологическим дисциплинам и посоревноваться за звание быть лучшим из лучших среди экологов и лесников.

Во внеурочное время члены школьного лесничества занимаются в кружке «Юные друзья леса». С ними проводятся беседы и показ обучающих презентаций по лесной тематике. Дети с удовольствием готовят выставки творческих работ из природного материала, разрабатывают листовки, плакаты природоохранного содержания, участвуют в викторинах.

Большое внимание уделяется участию в краевых и всероссийских проектах, конкурсах и программах. Основным желаемым результатом экологического образования является стремление учащихся непосредственно участвовать в практической деятельности по охране и восстановлению природных ресурсов. Программа «Больше кислорода!» заинтересовала сразу, так как ее реализация предусматривает непосредственное участие школьников в общегосударственном деле - восстановление лесов России, пострадавших от лесных пожаров летом 2010 года. По инициативе межрегиональной экологической общественной организации ЭКА при поддержке косметической фирмы «Faberlic» в рамках программы «Больше кислорода!» осенью 2010 года стартовала Всероссийская экологическая акция по созданию школьных питомников по выращиванию саженцев сосен для регионов России, которые пострадали от лесных пожаров. О масштабности акции можно судить по следующим цифрам. За период проведения акции было высажено только в Краснодарском крае 200тысяч саженцев сосен и в 150 образовательных учреждениях были созданы питомники ЭКА. В числе них и наша школа. На пришкольном учебно - опытном участке площадью около 0,35 га в апреле - мае 2011 года было высажено 3 тыс. саженцев, которые были доставлены из Эколого - биологического центра города Краснодара, курирующего акцию в крае. За весенний период была проделана большая работа, начиная с разметки участка и заканчивая уходом за посаженными деревцами. Путь по созданию питомника был нелегким. Работа на участке требовала и физической выносливости, и трудовых навыков, и немалого терпения. Но всеобщими усилиями ученики и учителя школы все же создали питомник. 25.01.2012г. по итогам акции 23 наиболее активных ОУ края, в числе которых оказалась и наша школа, были отмечены благодарственными письмами от экологической общественной организации ЭКА (г. Москва) и ценными подарками - ноутбуками от Департамента природных ресурсов и Государственного экологического надзора Краснодарского края.

Вторая программа - это Общероссийская программа с международным участием «Зеленые школы». Цель Программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие проекты и программы в местном сообществе. Нам эта тема показалась интересной, причем она объединяет не только активистов - экологов, но и практически весь школьный коллектив, включая учителей начального и среднего звена. Суть практических действий заключается в разработке мероприятий: акций, уроков, презентаций, самостоятельных ученических исследований, творческих заданий, объединенных одной темой, которая выносится основной для участников программы. Например, октябрь - «Месяц без пластика». Мы провели акцию по ЭКА - сумкам: разработан и проведен урок - «Суд над полиэтиленовым пакетом», создана презентация с показом во всех классах, пошиты ЭКА - сумки из натурального материала, проведена беседа о проблеме утилизации пластиковых пакетов. Ноябрь прошел под лозунгом «Экономим ресурсы» и т.д. Программой также предусмотрено проведение Единых Дней эко-действий, при котором все школы - участники выполняют одно и то же экологическое задание.

С 10 апреля по 10 мая 2014 года учащиеся - экологи школы приняли активное участие во Всероссийском пилотном образовательно-просветительском проекте «Вместе сохраним леса от пожаров!» За период месячника проведено немало интересных мероприятий, направленных на повышение экологических знаний ребят по охране леса и реализацию практических действий в этом направлении. В начале проекта в 5-9 классах прошли уроки по пожаробезопасности в лесу, которые помогла провести учащаяся 9 класса Симонян Илона.

Многие помнят мероприятие - День здоровья, прошедший в лесу 7 апреля. На одной из станций «Поляна знаний» команды от каждого класса демонстрировали свои знания по правилам разведения костра, отгадывали загадки и отвечали на вопросы.

В рамках проекта 15 апреля проведена краевая экологическая акция «Птицы Кубани». Ребята начальной школы изготовили скворечники и домики для птиц, а учащиеся 9 класса в этот день развесили их в лесу. 22 апреля отмечался Всемирный День Земли. Ученики 5-9 классов на уроках биологии посмотрели и обсудили видеоролики «Планета Земля», «Берегите Землю!» Интересны были высказывания учеников об экологической обстановке и о личном участии каждого в охране природы.

Кульминационными мероприятиями стали прошедшие 17 апреля экскурсия в пожарную часть города Новокубанска для членов рабочей группы пилотного проекта и Единый день действий «Сельхозпалы под контроль!» 26 апреля. Экскурсию провели работники пожарной части Силкова Н.Г. и Казаров С.В. Дети имели возможность побывать в роли пожарных, примерив экипировку и потушив учебный пожар. Ребята также узнали о профессии пожарных и учебных заведениях, которые готовят специалистов в этой области. Акция «Сельхозпалы под контроль!» объединила 20 учащихся школы, которые прошли по многолюдным местам города с плакатами, листовками и призывами соблюдения правил пожарной безопасности при обращении с огнем. Ребята разъяснили жителям, что неконтролируемые сельхозпалы представляют собой высокий риск для пожарной безопасности территорий и населения в целом. Все мероприятия, прошедшие в рамках реализации проекта, размещены в социальной сети «В контакте», где участники проекта могли оставлять свои комментарии.

С 24 февраля 2014 года ребята активно включились в экологическую акцию «Первоцвет». Учащиеся 9 класса провели беседу с жителями города о недопустимости сбора в лесу таких растений как черемша, или лук заячий, подснежник Воронова, пролеска одноцветковая, цикламены, кандык северокавказский, встречающиеся в нашем районе. Учащимися экологического 7«а» класса школы были разработаны листовки-обращения о запрете сбора первоцветов Красной книги и распространены среди жителей близлежащих от леса улиц.

26 февраля в лесу, что вблизи школы экологи школы развесили предупреждающие щиты о недопустимости губительного отношения к природе. В школьной экологической газете «Эрудит» ученики узнали о первоцветах Новокубанского района.

13-й краевой Образовательный форум Юга России «Создай себя сам» прошел с 30 октября по 1 ноября 2014 года в выставочном центре «Краснодар-ЭКСПО», который посетили делегации многих районов края. В число лучших лесничеств края, приглашенных на это ежегодное мероприятие для показа мастер-класса «Посадка желудей Бонсай», вошло и школьное лесничество МОБУООШ №23 им. Н. Шабатько «Юные друзья леса». Уже несколько лет в своем школьном питомнике ребята выращивают саженцы сосен, липы, ореха, дуба красного. А 27 октября 2014 года лесничество школы №23 стало организатором закладки «Дубовой рощи» в местном лесу. Руководитель школьного лесничества учитель химии и биологии Денисова И.В. и ее помощники - Коробейников Д.Ю. - учитель технологии и информатики и учащиеся 7 класса Гильберт Юля и Эйдельберг Рита показали приемы овладения японским искусством Бонсай из посадочного материала - желудей дуба красного. Организаторы мастер-класса поэтапно показали посетителям форума каждый шаг на пути к созданию миниатюрного дерева и подарили семена желудей с инструкциями по выращиванию этого удивительного дерева - долгожителя. Известно, что дубы могут жить от 200 до 400 лет. Значит в каждой семье можно вырастить миниатюрное дерево Бонсай, которое станет символом, связующим поколения.

Таким образом, привлекая к активному участию школьников в различных социально - значимых программах, акциях и проектах, добиваюсь основной цели - формирование экологической культуры своих воспитанников. Причем не только на словах, но и на конкретных практических делах по охране и восстановлению природных ресурсов. Дети осознают важность своих действий, и это главное. Сегодня наша задача - не просто реализация экологических проектов, а изменение мировосприятия школьников в целом.

Одной из составляющих работы школьного лесничества является проведение исследовательских работ, которые учащиеся школы представляют на конкурсах района и края. Это такие социально-значимые проекты как «С тревогой и заботой о лесе», «Оценка состояния воздушной среды лесной зоны г. Новокубанска», «Лихеноиндикация как показатель чистоты воздуха», «Восстановление лесного массива г. Новокубанска» и многие другие. [3]

Исследование - наиболее деликатный способ взаимодействия человека с миром, путь, который позволяет увидеть и понять мир таким, каков он есть. Чрезвычайно важно, чтобы каждый человек с ранних лет не возвышал себя над миром, а пытался изучить его, познать и понять его устройство и внутренние взаимосвязи, удивиться его сложности, разнообразию, красоте. Именно включение в исследование наиболее эффективно позволяет прикоснуться к миру в его естестве, выработать в себе то самое «экологическое сознание». [2]

Основные виды учебно-исследовательской деятельности, применяемые в школьном лесничестве «Юные друзья леса» - это:

- проблемно-реферативный - аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения проблемы и проектирования вариантов ее решения;

  • аналитико-систематизирующий - наблюдение, фиксация, анализ, синтез, систематизация количественных и качественных показателей изучаемых процессов и явлений;

  • диагностико-прогностический - изучение, отслеживание, объяснение и прогнозирование качественных и количественных изменений изучаемых систем, явлений, процессов, как вероятных суждений об их состоянии в будущем;

  • экспериментально-исследовательский - проверка предположений и подтверждений или опровержений гипотезы;

  • проектно-поисковый - поиск, разработка и защита проекта;

  • выступления на научно-практических конференциях, опубликование результатов исследовательской работы в научных изданиях. [2]

Использование такой активной формы лесоэкологического образования как исследовательская деятельность, связанная с непосредственным общением с природой, способствует получению учащимися прочных экологических знаний и превращению этих знаний в мировоззрение. [6]

Не один год учащиеся школы являются активными помощниками в прополке саженцев дуба кавказского, который выращивают в урочище «Мирские дачи» и сборе семенного материала. В летний период при прохождении трудовой практики, ребята получают трудовые навыки, работая не только в школьном питомнике, но и в «Мирских дачах». Такие формы работы с учащимися, как практические занятия по лесному делу не только формируют у них устойчивую потребность к труду, но также позволяют выбрать определенную линию поведения после оценки своей деятельности.

Благодаря сотрудничеству с Армавирским лесничеством и Ельцовым А.П. и Лабинским лесничеством, возглавляемым Капиным В.В. в мае 2013 года на территории школы была заложена аллея редкого растения ореха медвежьего. Руководил посадкой опытный лесничий Ельцов А.П. Только в тесном сотрудничестве с представителями лесничества можно ожидать положительный результат работы школьного лесничества.

Одним из самых масштабных мероприятий, проведенных в последнее время членами школьного лесничества «Юные друзья леса» является межшкольная экологическая акция по закладке «Дубовой рощи» на территории леса. Несколько школ района подхватили инициативу проведения подобной акции и помогли «зеленым» МОБУООШ № 23 27 октября 2014г. высадить около 300 саженцев дуба кавказского из школьного питомника в лесопарковую часть зеленой зоны г. Новокубанска.

Обмен опытом как руководитель школьного лесничества с коллегами края - один из важных, на мой взгляд, направлений в работе, который помогает организовать работу с учащимися интересно и продуктивно. В этом мне помогают поездки в краевую школу комплексного исследования природы на конференции по работе школьных лесничеств края. Участникам пилотного проекта «Сохраним леса от пожаров» -руководителям школьных лесничеств России в мае-апреле 2014 года была предоставлена возможность обменяться опытом работы и в других школьных лесничествах.

4.Результаты и перспективы на дальнейшую работу

Подтверждением эффективности работы школьного лесничества «Юные друзья леса» являются не только практические дела, которые были описаны в опыте, но и высокий уровень исследовательской работы. Обучающиеся школьного лесничества демонстрируют высокие показатели по участию в различных экологических конкурсах и проектах, всегда выделяются своей активностью и целеустремленностью. Школьное лесничество «Юные друзья леса» вошло в число самых активных лесничеств по участию в просветительско-образовательном проекте «Сохраним леса от пожаров», за что были награждены благодарственным письмом и ценными подарками от ФБУ«Авиалесохрана» в 2014 году.

Члены школьного лесничества Сасова Юлия, Симонян Илона и Вишняков Максим в 2012 и 2013 году стали победителями и призерами краевого слета юных экологов и членов школьных лесничеств. Симонян Илона - дипломант Открытого регионального конкурса экологических проектов «Мой дом - планета Земля» в 2013 году. За высокое профессиональное мастерство, значительный вклад в развитие образования учитель Денисова И.В. была награждена в 2014 году почетной грамотой Министерства образования и науки Краснодарского края. В 2012 и 2013 году школьное лесничество «Юные друзья леса» награждено дипломами II и IIIстепени в краевом смотре школьных лесничеств, а в 2015 году школьное лесничество стало победителем в краевом смотре-конкурсе «На лучшее школьное лесничество». В 2013 году МОБУООШ № 23 и руководитель медиа-работы Денисова И.В. награждена дипломом IIстепени в краевом смотре-конкурсе любительских фильмов эколого-биологической направленности.

В перспективе дальнейшей работы над формированием экологической культуры учащихся в школьном лесничестве планирую еще большее вовлечение учащихся в природоохранные мероприятия, продолжить формирование лесоэкологической культуры и обучать основам лесоприродоохранной деятельности совместно с Армавирским лесничеством и его лесничим Ельцовым А.П. Уход за саженцами «Дубовой рощи» и выращивание саженцев в школьном питомнике - основная практическая деятельность, на которую будут приложены основные усилия не только меня, как руководителя школьного лесничества, но и всего детского объединения МОБУООШ № 23 им. Н. Шабатько.

Система непрерывного экологического образования, осуществляемая на протяжении нескольких лет на базе школьного лесничества МОБУООШ №23 им. Н. Шабатько позволяет воспитать из ее учеников творческих личностей, обладающих высоким экологическим сознанием. Как показало время и накопленный опыт, осуществить задуманное помогает эффективная форма работы с учащимися - школьное лесничество. Изучая лес посредством многовековой науки, - лесоведения, члены школьного лесничества, прежде всего, рассматривают лес, как ценность в основе личностной культуры и далее приобретают знания о нем, тем самым, формируя экологическую компетентность в другой науке - лесоводстве. В конечном итоге все это является действительной предпосылкой для предотвращения экологически безнравственных поступков.






Список использованной литературы

  1. Архипова А.Н., Галибин Э.М. «Материалы для практической подготовки детей в школьных лесничествах», методическое пособие, Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.

  2. Архипова Н.Н., Гончаров Е.А., Закамский В.А. и др. «Исследовательская деятельность школьных лесничеств»: учебно-методическое пособие - Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2008.

  3. Захарова В.М. «Мониторинг здоровья среды на охраняемых природных территориях», М., 2001г.

  4. Лесной кодекс Российской Федерации. Официальный текст по состоянию на 10 мая 2009г, М., 2009г.

  5. Караганов В.В. «Методические рекомендации по выполнению оценки качества среды по состоянию живых существ», М.,2003г.

  6. Ильюшина И.И. «Школьные лесничества», Изд-во «Просвещение», 1996г.











© 2010-2022