Календарно-тематическое планирование по кружковой работе Юный натуралист (5 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа - это не органическое тело человека, и надо поддерживать это "тело" в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.

Наша программа называется "Юный натуралист" Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и рассчитана на 34 занятия 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии, географии и биологии.

Цель программы - формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.

Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.

Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- называть характерные признаки времен года;
- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формирование коммуникативных навыков.

Задачи программы:

- формировать интерес к изучению природы родного края;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- познакомить учащихся с различными видами искусства;
- углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
- формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.













Юный натуралист

5 класс

(всего 34 ч, в неделю 1 ч)


Урок №

Тема урока

Часы

Дата

По плану

По факту

Введение (3 ч.)

1

Вводное занятие. Жизнь на Земле

1



Многообразие растительного и животного мира (5 ч.)

2

Современный мир животных Земли.

1



3

Приспособленность животных к различным местам обитания.

1



4

Растительный мир нашей планеты.

1



5

Необходимость взаимосвязи животного и растительного мира

1



6

Природа окрестностей села. Экскурсия

1



Осень в природе (3 ч.)

7

Сезонные изменения в жизни растений

1



8

Листопад и его значение

1



9

Подготовка птиц, насекомых, зверей к зиме

1



Домашние животные (5 ч.)

10

Разнообразие домашних животных

1



11

Крупные животные.

1



12

Мелкие животные.

1



13

Домашние птицы.

1



14

Польза домашних животных для человека.

1



Зима в природе (3 ч.)

15

Сезонные явления природы зимой.

1



16

Снег. Образование снежинок.

1



17

Следы животных на снегу.

1



Растения, животные, птицы зимой (3 ч.)

18

Зимующие птицы. Кто такие? Экскурсия «Местные зимующие птицы»

1



19

Значение птиц зимой.

1



20

Особенности растительного и животного мира зимой

1



Весна в природе (2 ч.)



21

Экскурсия «Изучение сезонных явление весной»

1



22

Первоцветы

1



Растения, животные, птицы весной (3 ч.)

23

Птицы весной. Виды местных перелетных птиц. Экскурсия

1



24

Особенности животных весной

1



25

Особенности растений весной

1



Подводный мир (5 ч.)

26

Рыбы на Земле

1



27

Местные водоемы

1



28

Местные виды рыб

1



29

Озерные рыбы

1



30

Речные рыбы. Экскурсия

1



Скоро лето (3 ч.)

31

Беседа о летних явлениях природы. Изменения в природе летом

1



32

Животные, птицы, насекомые летом.

1



33

Растения летом.

1



34

Итоговое занятие.

1







© 2010-2022