- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Календарно-тематическое планирование по кружковой работе Юный натуралист (5 класс)
Календарно-тематическое планирование по кружковой работе Юный натуралист (5 класс)
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 5 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Рыбалкин С.И. |
Дата | 28.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Люди всегда стремятся к прекрасному. Без красоты человечество не проживет. Красота спасет мир (А.Достоевский). Но в свою очередь в современных условиях мир должен спасти красоту. Каждый житель земли должен глубоко сознавать, что растения и природа - это не органическое тело человека, и надо поддерживать это "тело" в чистоте, красоте и здравии. В наше стремительное время очень актуальным становится общение с природой, привитие любви к родному краю, формирование эстетического вкуса. В этом видим главную педагогическую целесообразность внеурочной деятельности учащихся.
Наша программа называется "Юный натуралист" Программа кружка внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 5-х классов и рассчитана на 34 занятия 1 занятие в неделю. Преподавание кружка основано на получении учащимися знаний и навыков в области экологии, географии и биологии.
Цель программы - формирование компетентности учащихся путём усвоения системы интегрированных знаний о природе и человеке, основ экологической грамотности обучающихся начальной школы, развитие ценных качеств по отношению к природе.
Данная программа научит ребенка видеть красоту природы и творчески воссоздавать ее, уметь восхищаться ею, уметь не навредить ей, дарить вторую жизнь растениям, знакомить с новой технологией изготовления поделок из природного материала и сухоцветов, которая доступна каждому ребенку.
Программа актуальна, т.к. позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.
Ценностными ориентирами содержания данной программы в школе являются:
-
развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;
-
формирование представлений о природе как универсальной ценности;
-
изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
-
развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;
-
развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);
-
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
-
вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.
Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Планируемые результаты освоения, обучающимися программы внеурочной деятельности.
Предметные результаты:
- различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
- называть характерные признаки времен года;
- различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
- называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
- ухаживать и размножать комнатные растения;
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
- замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Познавательные:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Коммуникативные:
- участвовать в диалоге при выполнении заданий;
- осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
- формирование коммуникативных навыков.
Задачи программы:
- формировать интерес к изучению природы родного края;
- развивать творческие способности учащихся;
- воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное;
- познакомить учащихся с различными видами искусства;
- углублять и обогащать кругозор детей о родном крае;
- изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы;
- формировать представления о природных сообществах области;
- обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды микрорайона, района, родного края;
- формировать представления об охраняемых растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Юный натуралист
5 класс
(всего 34 ч, в неделю 1 ч)
Урок №
Тема урока
Часы
Дата
По плану
По факту
Введение (3 ч.)
1
Вводное занятие. Жизнь на Земле
1
Многообразие растительного и животного мира (5 ч.)
2
Современный мир животных Земли.
1
3
Приспособленность животных к различным местам обитания.
1
4
Растительный мир нашей планеты.
1
5
Необходимость взаимосвязи животного и растительного мира
1
6
Природа окрестностей села. Экскурсия
1
Осень в природе (3 ч.)
7
Сезонные изменения в жизни растений
1
8
Листопад и его значение
1
9
Подготовка птиц, насекомых, зверей к зиме
1
Домашние животные (5 ч.)
10
Разнообразие домашних животных
1
11
Крупные животные.
1
12
Мелкие животные.
1
13
Домашние птицы.
1
14
Польза домашних животных для человека.
1
Зима в природе (3 ч.)
15
Сезонные явления природы зимой.
1
16
Снег. Образование снежинок.
1
17
Следы животных на снегу.
1
Растения, животные, птицы зимой (3 ч.)
18
Зимующие птицы. Кто такие? Экскурсия «Местные зимующие птицы»
1
19
Значение птиц зимой.
1
20
Особенности растительного и животного мира зимой
1
Весна в природе (2 ч.)
21
Экскурсия «Изучение сезонных явление весной»
1
22
Первоцветы
1
Растения, животные, птицы весной (3 ч.)
23
Птицы весной. Виды местных перелетных птиц. Экскурсия
1
24
Особенности животных весной
1
25
Особенности растений весной
1
Подводный мир (5 ч.)
26
Рыбы на Земле
1
27
Местные водоемы
1
28
Местные виды рыб
1
29
Озерные рыбы
1
30
Речные рыбы. Экскурсия
1
Скоро лето (3 ч.)
31
Беседа о летних явлениях природы. Изменения в природе летом
1
32
Животные, птицы, насекомые летом.
1
33
Растения летом.
1
34
Итоговое занятие.
1