Конспект познавательно-игрового занятия на тему: «Что мы знаем о Москве?»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект познавательно-игрового занятия на тему: «Путешествие по Москве»

Цели урока: формирование у детей первичных представлений о Москве - столице нашей Родины, об истории её возникновения.

Задачи:

1. Образовательные: обобщить, уточнить и систематизировать представления детей о своей стране - городе Москве, его объектах. Стимулировать интерес к изучению истории города.

2. Развивающие: развивать эстетические чувства, эмоции, переживания, интерес к истории родного города.

3. Воспитательные: воспитывать интерес к познанию истории нашего государства, развитие патриотических чувств детей - чувство любви и гордости к родной земле, к своей Родине.

Словарная работа: машина времени, прошлое, транспорт, Куранты, Красная площадь, Кремль, достопримечательности.
Методы и приемы: использование наглядности, художественного слова, музыкального сопровождения, ИКТ, сюрпризный момент, рассказ детей, проблемные вопросы, игра, анализ, подведение итогов.
Материалы и оборудование:
Машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).
Для презентации: экран, ноутбук, изображения достопримечательностей.

Оборудование: машина времени (высокая ширма, украшенная звездами, магическими знаками).


Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I Организационный момент.

  1. Сообщение темы (слайд 2)

  2. Музыка из кинофильма «Гостья из будущего»

II Основная часть





1.Рассказ учителя о старой Москве (слайд 3)





Юрий Долгорукий (слайд 4)













Кремль (слайд 5)



2.Игра «Ручеек»

3.Звучит музыка (звук журчащего ручейка)





Достопримечательности столицы (слайд 6)

Президент, Председатель правительства, Государственная Дума, (слайд 7,8,9,10)

4.Прослушивание гимна

Кремль (слайд 11)



5.Прослушивание звука бой курантов.

Башни Кремля (слайд 13, 14)

Красная площадь (слайд12)

Московский зоопарк (слайд 15,16,17)

6.Физминутка «В зоопарке»













Транспорт (слайд 18,19 )



Третьяковская галерея (слайд 20,21, 22,23)



Останкинская башня (слайд 24,25,26)

Панорамная галерея (слайд 27)

Московский государственный университет (слайд 28,29)



Покровский собор (слайд 30,31,32,33)



III Закрепление

Основные достопримечательности города (слайд 34,35)







IV Итог занятия

V Организация на выход


Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Я вам хочу предложить путешествие в главный город России, в столицу нашей Родины - город Москву. Хотите узнать, как выглядела Москва много-много лет назад? Тогда занимайте места в машине времени .Все приготовились? ПУСК! (звучит музыка). Мы мчимся с вами через дни и недели, месяцы и годы, столетия и века, назад в прошлое!

Машина остановилась! (музыка прекращает звучать).
Посмотрите, как здесь все необычно! Давайте с вами посидим на этой чудесной полянке и поговорим о старой Москве. Давным-давно Москвы не было, а были… Как вы думаете что?
Леса какие?


Через леса протекали реки большие и …

узкие и …

мелкие и …

А как вы думаете, что было дальше?

Имя нашей столице дала река Москва, на берегах которой, среди лесов и болот, поселились в древности люди. Ученые предполагают, что первые поселенцы, увидев реку, назвали ее «Москва» по первому впечатлению. Москва означает «река, текущая в болотистой местности». Другие ученые считают, что слово «Москва» означало кормилица. С глубокой древности люди селились по берегам рек: река давала воду и рыбу, заслоняла от врагов, позволяла на лодках ездить к друзьям.

Основателем Москвы считается князь Юрий Долгорукий. Ему поставлен памятник в центре столицы. Как-то раз, из далекого города, на могучем коне прискакал русский князь Юрий, по прозвищу Долгорукий. Долго стоял он, внимательно всматриваясь туда, где маленькие деревянные домишки перемешались с высокими стройными соснами. Полюбились князю и зеленый холм, и сосновый бор на нем, и быстрые реки под ним. И решил тогда князь, быть на этом месте городу и называться ему Москвой. Поднялся князь Юрий Долгорукий на Боровицкий холм (крутой холм над Москвой-рекой среди дремучего бора) и велел оградить его крепостной стеной из дубовых бревен. Так появился деревянный кремль. Он вмещал в себя весь город, тогда еще очень маленький (триста шагов из конца в конец).

- Приходилось ли вам слышать выражение «Москва белокаменная»? Почему иногда так говорят?

Деревянная крепость не раз страдала от врагов, часто случались пожары, и эта беда не миновала и Москву. После очередного пожара её стали восстанавливать и строили уже из камня. Стены и башни кремля, храмы на холме были построены из белого камня. С тех давних пор народ стал называть Москву белокаменной. Город было необходимо защищать.
А как вы думаете, как можно было защитить город?
Позднее на Боровицком холме началось грандиозное строительство новых стен и башен Московского Кремля из красного кирпича, а также новых соборов и дворцов в самом Кремле.

Так кто же основал Москву?

Деревья в три обхвата,
Дремучие леса.
Среди лесов когда-то
Город поднялся.
Ребята, давайте вспомним с вами старинную русскую игру «Ручеек» и поиграем в нее.
Как из-под горы
Все бегут ручьи.
Ручьи, вы куда?
Закрывайте ворота!

Под музыку появляется Любавушка (взрослый).
Любавушка: Поклон вам, красны девицы и добры молодцы. Вижу, не здешние вы и одеты не по-русски, не по-нашему. Аль со злом на Москву пожаловали?
Любавушка: А звать-величать меня Любавушка.

А как вы к нам попали?
Любавушка: Вот так диво дивное, чудо чудное! Как бы и мне хотелось, чтобы вы мне свою Москву показали и о ней рассказали! Ребята, показывайте мне свою Москву, да рассказывайте.

В Кремле работает правительство России, которое управляет, руководит жизнью нашей страны. Кто является главой нашего государства? Назовите его полное имя?

У нашей страны России есть свой гимн - это торжественная песня нашей Родины. Всюду, где играет гимн, нужно вставать. Это означает уважение и гордость за родную Отчизну.

Главная башня Кремля - Спасская, получившая имя по вделанному в камень вратному образу Спасителя, всегда считалась святыми воротами Кремля. Своё название она получила по названию иконы Спаса, которая находилась на башне со стороны Кремля. Главные проездные ворота башни считались «святыми», через них запрещалось проезжать верхом на лошадях и проходить с покрытой головой (в головном уборе). В самом верху, над часами, спрятаны 35 колоколов. И В верхней части башни расположены главные часы государства. Они занимают 3 этажа башни. Это - куранты.

- Когда же мы ждём боя курантов? Давайте послушаем бой курантов.

Стоят вокруг Кремля башни, словно могучие богатыри. Двадцать каменных богатырей в высоких островерхих шлемах. Они такие разные, но всё же чем-то похожи.

У стен Кремля расположилась Красная (т.е. красивая) площадь.

Любавушка: Ребята, а что-то я у вас никаких зверей не вижу?

А у нас животных можно увидеть в зоопарке. Зоопарк - это целый город со своими улицами и домами. В зоопарке изучают поведение животных, их болезни, учатся их лечить, заботятся о них. Давайте покажем Любавушке зоопарк и расскажем о нем.

Физкультминутка «В зоопарке»
Мы идем по зоопарку,
Держим за руки ребят.
Видим мы из-за вольера,
Звери нам в глаза глядят.
Бурый мишка, косолапый
Он вразвалочку идет.
Через клетку тянет лапу,
Словно в гости нас зовет.
За вольером зверь огромный:
Уши как два лопуха,
Длинный хобот, хвост короткий.
Все мы смотрим на слона.
Это что за человечки?
За решеткой шум и гам!
Обезьяны из-за клетки
Строят рожицы всем нам.
На земле мы видим домик.
Кто же в домике живет?
Черепаха вдоль вольера
Очень медленно ползет.

Любавушка: Понравился мне ваш зоопарк. А вот отгадайте, что за звери в наших лесах живут?

Рассказывайте еще мне о своей Москве…

Москва - город огромный, большой. Чтобы добраться из одного конца Москвы в другой, мы пользуемся транспортом.
Любавушка: Какое слово необычное «транспорт». А расскажите, какой он у вас?
Любавушка: Назовите мне его.
Любавушка: А вот у нас, ребята, никакого транспорта нет. Летом мы ездим на телегах, а зимой на санях.


Ой, ребята, что-то я дом свой вспомнила и загрустила.

Не грустите, Любавушка, мы вам сейчас такое место покажем…

Третьяковская Галерея. Раньше здесь был дом московского купца Павла Михайловича Третьякова. Он начал собирать работы талантливых русских художников, а затем эту коллекция вместе с домом осталась городу и его жителям и гостям. Поэтому музей носит его имя. П.М.Третьяков был человеком широко образованным. Он жертвовал крупные суммы денег на различные благотворительные цели: больницы, учебные заведения, благоустройство Москвы.

Останкинская башня - олицетворение триумфа науки и технического прогресса, выдающийся памятник современности, которым гордятся москвичи.

На высоте около 325 - 340 метров расположена круговая панорамная галерея, с которой можно обозреть Москву. Галерея медленно вращается вокруг ствола башни. В 80-х годах

пол на одном из участков смотровой галереи выложили прозрачным материалом.

В 1755 году был основан Московский университет и стал «сосредоточием русского образования». Инициатива и план основания университета целиком принадлежала М.В.Ломоносову. В этом учебном заведении очень почётно учиться. Сегодня в университете обучается около 30 тысяч студентов

Центральный шатёр собирает вокруг себя восемь башенок

с куполами пониже, так же, как Москва собирала земли, пока

не образовалось могучее Московское государство. Ожерелье разных куполов символизирует «коллекцию» городов, собранную предками Ивана IV и пополненную им самим Казанью. В наши дни Покровский собор - напоминание о целой эпохе, яркой, воинственной и славной.

Понравилась мне, ребята Москва.

Давайте вспомним некоторые достопримечательности Москвы.


Дети: Хороша наша Москва белокаменная:
Улицы широкие, площади большие.
Любавушка: А у нас реки быстрые,
Озера глубокие.
Дети: Много машин да автобусов
На наших улицах.
Любавушка: А у нас по речке
Уточки плавают.
Дети: Дома-то у нас большие
До небес!
Любавушка: А у нас дремучий лес!
Дети: Здесь бульвары и сады красивые!
Любавушка: А у нас луга и нивы
Необозримые!
Хорошо у вас, но дома-то лучше. Я уже соскучилась, домой хочу. Низкий вам поклон, до свидания!
Любавушка садиться в машину времени и уходит.
Что нового, необычного вы узнали, путешествуя по Москве?
Какие моменты были наиболее интересны, чем-то запомнились?
Какие достопримечательности есть в Москве?



дети садятся в «машину времени»

дети садятся в круг


Леса

Густые, бескрайние, высокие, непроходимые.

Маленькие

Широкие

Глубокие

















Огородить стенами и крепкими воротами, а вдоль стен вырыть глубокий ров.

Ответы детей.







С добром! Мы обычные ребята, но только из 21 века! И хотели на старую Москву посмотреть! А как вас зовут?

На машине времени.

А поехали с нами, Любавушка!

Дети садятся в машину времени и отправляются в настоящее (свое) время, выходят из машины.

В.В. Путин







На Новый год.

















Медведи, волки, зайцы, рыси, кабаны, лоси и т.д



Наземный, подземный, воздушный, речной.

Электричка, метро, самолет, автобус, машина, троллейбус, трамвай, катер, вертолет, такси, пароход и т.д.

















Третьяковская галерея, Покровский Собор, Московский зоопарк, МГУ, Кремль, Останкинская башня.

Дети подходят к Любавушке.



© 2010-2022