Открытый урок по сольфеджио Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Детская музыкальная школа Зеленовского РОО с.Дарьинское















Открытый урок по сольфеджио

на тему: «Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио» с учащимися 5,7 класса ДМШ





Провела педагог I категории

музыкально-теоретических предметов

Погосова Т.В.























с.Дарьинское

2015 год

Разработка открытого урока по сольфеджио

"Предметная взаимосвязь на уроках сольфеджио"

Дата и время урока: 7 декабря 2015г., 9.00ч.

Участники урока: учащиеся ДМШ выпускного класса (5,7 кл.), группа смешанная, 7 учеников.

Цель: развитие интереса учащихся к познавательной деятельности посредством изучения творчества выдающихся композиторов на уроках сольфеджио в виде диктанта, сольфеджирования, слухового анализа. Расширение кругозора учащихся.

Задачи урока:

  1. Использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио.

  2. Проведение ладо - интонационной работы, слухового анализа с использованием фрагментов классической музыки.

  3. Знакомство детей с самобытным творчеством великих композиторов.

Используемый материал:

  • видеозапись и ноты фрагмента балета П.И.Чайковского «Щелкунчик», «Танец феи Драже» (диктант);

  • видеозапись и ноты фрагмента из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», IV действие, ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»(клавир) (вокально-интонационная работа, слуховой анализ);

  • видеозапись и ноты фрагмента из оперы Дж. Верди «Набукко»,

III акт, «Va, pensiero, sull'ali dorate» (пение по нотам).

  • заготовки для ладо - интонационной работы (гамма ре минор в разных видах и размерах; пропевание ступеней, интервалов, аккордов в данной тональности; последовательность аккордов).

Оборудование:

Видео проектор, компьютер, портреты композиторов М.И. Глинки, П.И. Чайковского, Дж. Верди;

План урока:

I. Ладо - интонационная работа.

II. Диктант

III. Вокально - интонационная работа

IV. Слуховой анализ

V. Пение по нотам

VI. Подведение итогов

Вступительное слово педагога: В музыкальной школе все дисциплины между собой взаимосвязаны, и преподавать эти предметы изолированно друг от друга, методически не верно.

Сольфеджио в первую очередь нуждается во взаимосвязи с другими предметами. И, пожалуй, самый тесный контакт возможен между двумя теоретическими дисциплинами - сольфеджио и музыкальной литературой.

Теоретические сведения закрепляются музыкальными примерами: для слухового анализа, сольфеджирования, диктанта выбираются отрывки из произведений уже изученных по музыкальной литературе или те, которые в дальнейшем будут изучаться.

Цель данного урока: раскрыть взаимосвязь двух теоретических дисциплин, а именно: использование элементов музыкальной литературы на уроках сольфеджио.

Ход урока

Организационный момент.

I. Ладо - интонационная работа.

Работа в тональности ре минор гармонического вида.

1)пение гаммы ре минор натур.вида в размере 2\4 четвертными, восьмыми, пунктирным ритмом (№1,2);

2)пение гаммы ре минор гармонич.вида в размере 3\4 (№3);

3)пропевание ув2 с разрешением, разделившись на два голоса (№4);

4)пропевание ступеней: вверх - устойчивые, вниз - неустойчивые, спеть, разделившись на голоса (№4);

5)пропевание последовательности аккордов: t5\3 - s6\4 - D6 - t5\3 (№5).

II. Диктант

фрагмент балета «Щелкунчик» П.И.Чайковского, «Танец феи Драже»

(тон-ть ре минор, 8 тактов) (№6)

Просмотр видео фрагмента балета

Вопросы: угадать произведение. Кто автор балета? Композитор какой эпохи? Какие произведения этого композитора еще знаете?

Разбор диктанта: (проигрывание) определить лад, тональность, размер, количество тактов, случайные знаки, паузы.

Пропеть диктант на слог «та» с дирижированием. Определить ход мелодии, скачки и т.д.

Запись диктанта.

III. Вокально - интонационная работа

фрагмент из оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин», IV действие, ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»

1) №7 определить тональность, размер, сложности ритма, пропеть с дирижированием.

Вопросы: кто автор оперы? Назовите главных героев оперы. На какой сюжет написана опера? Какое первое название оперы?

Просмотр видео фрагмента оперы

Педагог: Ария полна глубоких раздумий, скорби и волнения. Но Сусанин с достоинством и мужеством, с чувством исполненного долга жертвует своей жизнью, защищая Родину.

2) разучивание номера, пропевание сольфеджио и со словами. Постараться передать настроение главного героя, используя динамические оттенки и фразировку. Обратить внимание учащихся на использование в арии мелоса русской народной песни.

IV. Слуховой анализ

№7 ария Сусанина «Ты взойдешь моя заря…»

1) на доске записана аккордовая последовательность: t5\3 - s6 - t6\4 - t3 - t5\3 - s6\4 - t5\3 - s6 - D6\5 - t5\3 - s5\3 - D2 - t6. (№8);

2) определить и подписать аккорды;

3) прослушать, пропеть аккорды;

4) пропеть №7 с аккордовым сопровождением.

V. Пение по нотам

фрагмента из оперы Дж. Верди «Набукко», III акт, «Va, pensiero, sull'ali dorate» «Лети, мысль, на золотых крыльях»

Педагог: Мы не можем обойти творчество великого итальянского композитора 19 века Джузеппе Верди. Им написано 26 опер, которые являются мировыми шедеврами. Это «Аида», «Травиата», «Риголетто», «Трубадур», «Отелло» и т.д. Сегодня мы познакомимся с номером из оперы Верди «Набукко». Это третья опера композитора, с которой начался творческий расцвет Верди.

1) №9 определить размер, тональность, ритмический рисунок;

2) пропеть настройку в Фа-диез мажоре в пунктирном ритме (1 тетрахорд поет 1 ряд, 2 тетрахорд поет 2 ряд);

3) пропеть номер с дирижированием, проработать сложные места;

Просмотр видео фрагмента оперы

раздать русский перевод слов

Педагог: эта опера написана на библейский сюжет. Название оперы происходит от имени вавилонского царя Навуходоносора. В опере повествуется о бедствиях евреев, об их пленении вавилонянами, а затем отпущении на родину.

Этот фрагмент из 3 акта оперы, где плененные иудеи в ожидании казни оплакивают свою участь и тоскуют об утраченной родине.

«Va', pensiero» -наиболее известный музыкальный фрагмент этой оперы. В Италии он до сих пор считается неофициальным гимном одного из регионов.

4) разучивание номера.

VI. Подведение итогов урока.

Задание на дом. Выставление оценок.

5


© 2010-2022