Презентация на темуМой город (5 класс)

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

"Мой любимый город - Междуреченск"

Цель: углубить и систематизировать знания детей о музыкальной культуре города, области, страны.

Оборудование: карта России и Кемеровской области, компьютер, телевизор, магнитофон (аудио и видео), диапроектор, эпипроектор, видеокассета с записью «Песни о Родине», аудиозапись музыки Р.Шумана «Грёзы», слайды с изображением города Междуреченска или набор открыток с видами города, музыкальный инструмент, белый экран.

Оформление доски: тема, карта России, карта Кемеровской области, Ф.И.О. поэтов, известных шахтёров.

Эпиграф:

Средь тайги, где реки бурны,
Скалы над водой,
Ты родился город юный,
Междуреченск мой.

Педагог:

- Ребята, сегодня у нас час общения, и мы с вами отправимся в путешествие по нашей большой стране - России, и поможет нам в этом карта России, видеофильм с песней о Родине.

- Ребята, я просила вас приготовить домашнее задание - найти стихи о Родине, России.

Воспитанник 1: Стихотворение «Моя Россия». Написала Елены Загорская, ученицы 11 класса Трудармейской средней школы Кемеровской области:

Люблю тебя, моя Россия!
Люблю леса твои, озёра синие.
Люблю поля твои бескрайние,
Люблю восходы солнца ранние!
Что может быть дороже Родины,
Когда с глубины возвращаясь,
Знакомый вижу куст смородины?
За все грехи я здесь раскаюсь.
Вот покосившаяся изгородь,
А вот и дом, давно заброшенный.
Зайду и преклоню колени здесь,
И помолюсь перед иконами:
Смотри, о Боже, кто я есть
С судьбою, словно крылья ворона!
Смотри же на меня, о Русь,
Родимая моя сторонушка.
К тебе я вновь и вновь вернусь,
Ведь я кровинушка твоя, кровушка.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, какая огромная наша страна! Как называется область, в которой мы живём? Давайте отправимся в путешествие по Кемеровской области.

- Какой главный город области?

- Какие города вы знаете? (обращаемся к карте Кемеровской области и отмечаем города, которые дети называют).

- Ребята, какую дату отмечает Кемеровская область в этом году?

- На уроках музыки вы знакомились с коллективами Кемеровской области. Какие вы можете назвать? (оркестр народных инструментов под управлением Н. Капишникова, посёлок Мундыбаш).

- Ребята, кто расскажет об этом коллективе?

- Как и когда образовался этот оркестр?

- Что вы помните о Николае Алексеевиче Капишникове?

Ребята рассказывают:

Воспитанник 2: … Первым учителем для Николая Капишникова был пильщик Пашка с соседней лесосеки, мастерски игравший на балалайке, а первым музыкальным критиком и наставником - дед Бутурлакин. Затем Петербургская консерватория, трудные дороги войны и осень 1947 года, когда вчерашний офицер артиллерии Н. Капишников впервые перешагнул порог школы. Он увидел перед собой маленьких старичков, полуголодных и в заплатах, придавленных совсем не детскими заботами… и ему захотелось согреть заледеневшие от горя и утрат души ребят, вернуть им радость детства.

Воспитанник 3: Родилась мысль создать в школе оркестр. По всему посёлку собрали инструменты: мандолину, контрабас, три гитары, две балалайки. Репетировали на лестнице - другого помещения не было. Ребята с инструментами садились на ступеньки, а учитель с дирижёрской палочкой стоял у подножки лестницы, внизу.

Воспитанник 4: Сейчас оркестру более 60-лет. Где только не выступал он: в Москве, С.-Петербурге, Кемерове, Новосибирске, Ташкенте: в зале Кремлёвского Дворца съездов, в концертном зале имени П.И. Чайковского, на Центральном телевидении.

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним плясовую в исполнении этого оркестра? (слушаем)

- Как называется это произведение? («Полянка»)

- Что в этом произведении чувствуется вместе с танцевальностью? (Песенность)

- Чем подчёркивается народность этого произведения? (Звучит в исполнении оркестра народных инструментов).

- Почему назвали плясовую «Полянка»? Что можно представить? (Можно представить под эту музыку зелёную поляну на опушке леса, где собрались девушки и парни, чтобы показать своё мастерство в пляске. Широкую музыкальную фразу можно сравнить с широтой и красотой русской природы).

-В какой форме написано произведение? (Вариационной).

-Можно представить танцующие пары, которые под одну тему, но каждая по-своему показывает своё мастерство.

- Ребята, давайте продолжим наше путешествие. Отправимся на юг нашей области, в наш город - Междуреченск, который находится в 60 километрах от г. Новокузнецка и в 320 километрах от областного центра. Наш город Междуреченск родился в 1955 году, и в 2010 году мы будем отмечать 55-летие образования города.

Воспитанник 5: - Заглянем в прошлое нашего края. В начале XX века территория современного Междуреченска входила в Кузнецкий уезд, принадлежащий царской фамилии, и находился под управлением «Кабинета его императорского величества». Местные жители - шорцы были лишены элементарных прав, не имели своей письменности и школ. Таежный уголок Кузбасса бурно стал развиваться после Великой Отечественной войны, когда на берегу реки Ольжерас, впадающей в Усу, появились палатки геологической экспедиции.

Воспитанник 6: - Позже на месте палаток выросли первые десять домиков. В 1949 году в п. Ольжерас произошло ещё одно замечательное событие. В морозный ноябрьский день на строительстве будущей шахты «Томусинская 1-2» прибыла первая группа горняков. Вошла в строй шахта в 1953 году. К тому времени в поселках насчитывалось уже свыше 40 тысяч жителей. 23 июня 1955 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий поселок Ольжерас и Междуречье были преобразованы в город Междуреченск (он находится на стрелке рек Томи и Уса).

Педагог:

- Вы любите свой город? Предлагаю экскурсию по городу:

- Давайте пройдёмся по его улицам, паркам, самым красивым его уголкам. (Через диапроектор показываю виды города. Ребята узнают места родного города).

После просмотра предлагаю спеть песню композитора О. Бабаевой на ст. Е. Буравлева

«Песня о Междуреченске».

Я люблю тебя, город
У слияния рек.
Твои синие горы

Не забуду вовек.

Я люблю тебя, город
У стремнины двух рек.
Ты мне близок и дорог,
Я здесь свой человек.

Здесь от колышка начат
Самый первый наш шаг.
Здесь под солнышком, значит,
Вместе жить и дышать.

Вместе радость удачи,
Вместе горе делить.
Нас с тобой, не иначе,
И водой не разлить.

Здесь такие на плечи
Горы вьючили нам,
Что валились под вечер,
Как снопы по полям.

Но я рад нашей встрече.
Рад, что общей судьбой
Я навек, Междуреченск,
Породнился с тобой.

Педагог:

- Чем славится наш город?

- Почему его называют шахтёрским?

- Какие вы знаете шахты и разрезы?

- Имена каких знаменитых шахтёров вы знаете? (Владимир Григорьевич Девятко, Пётр Иннокентьевич Фролов, Владимир Матвеевич Гвоздев и др…)

- Что еще есть в городе? (Больницы, санатории: «Солнечный», «Романтика», горнолыжная трасса мирового значения, ледовый дворец «Кристалл», где проходят хоккейные матчи и выступления фигуристов со всей России, и тренируются ребята школ города).

- Ребята, какие вы знаете стихи о городе Междуреченске или о родном крае? Кто их написал?

Воспитанник 7: В нашем городе жил замечательный писатель Виктор Александрович Чугунов (показываю портрет). На доске Ф.И.О. и годы жизни (1937-1973). Молодой шахтёр из Междуреченска, которого знает вся страна после издания его рассказов. Родился в Барнауле, с 1954 года жил в Кузбассе, с 1959 года работал на шахте «Томусинская 1-2» в Междуреченске. В 1969 году был принят в члены писателей СССР.

Воспитанник 8: О нашем городе написал очень хорошее стихотворение кузбасский поэт - Владимир Алексеевич Измайлов. Он родился в 1926 году в селе Быстрый исток на Алтае. Закончил 7-летку, работал табельщиком, счетоводом на золотых приисках Алтая. Участник Великой Отечественной войны. Имеет военные награды. Так же, как и Чугунов В.А. он с 1963 года - член союза писателей СССР (Стихи можно разделить на несколько человек).

Мой товарищ спросил у меня без затей:
-Отчего в Междуреченске много детей?
Как пройдёшь по проспекту, так даже на взгляд
Впрямь, не город в тайге.
А сплошной детский сад!..
Отчего?

Оттого, что красивы места,
Оттого, что вода родникова чиста,
Оттого, что на улицы хлынув весной,
Как вино, кружит головы запах лесной.

Оттого, что когда зацветут огоньки, -
Старики для старух заплетают венки!
И мужья, от забот отвлекаясь дневных,
Замечают, что жёны красивы у них!..

Оттого, что увидишь, куда ни пойдёшь, -
Молод город и строит его молодёжь.
Ах, завидуйте, старые города, -
Здесь любовь по-особенному молода!

Водят парни девчат на оранжевый луг,
Осыпая цветами - огнями подруг.
А черёмуха! Вся побелеет гора!...
И не спит молодёжь, и поёт до утра.
А когда напоются, когда замолчат…
Ожидай, старики, голосистых внучат!

Мой товарищ спросил у меня без затей:
- Отчего в Междуреченске много детей?
Я плечами пожал, отмахнулся рукой.
Отчего?
-Да, наверное, климат такой!...

- О чём говорит здесь поэт? (О том, что много детей в городе).

- Это правда?

- Поэтому в нашем городе есть сады школы, лицеи, гимназии, техникумы, училище, институты.

- Ребята, куда после школы можно сходить? (Кинотеатр «Кузбасс», Дом культуры имени «Ленина», Дом культуры «Распадский», Дом культуры «Железнодорожник». Есть Художественная школа №6, музыкальные - Дом музыки №24, Хоровая школа №52).

Воспитанник 9: - Детская музыкальная школа №24, теперь Дом Музыки, была открыта в мае 1956 года. В первый год своей жизни школа обучала детей по четырём специальностям. В этом же году распахнула двери для своих читателей центральная библиотека, а в 1958 году для своих читателей - детская центральная библиотека. В 1962 году открылся ДК шахты имени Ленина - один из центров культурной жизни города. Хоровая школа №52 была создана позднее, в 1974 году.

Педагог:

- А есть ли в нашем городе знаменитые коллективы? (да, это Муниципальный хор, Русский народный хор ДК имени «Ленина», танцевальный коллектив «Сударушка», вокальная студия «Алиса» и др.

- Ребята, кто из вас занимается музыкой, танцем, живописью?

- Где привыкли отдыхать жители города Междуреченска? Наши горожане? (В городском парке).

- Что интересного там есть? (Качели, Карусели, Детский городок).

- Кто встречает вас, когда вы приходите в Детский городок? (Гулливер).

- Что есть там ещё?

- …В 1956 году в Междуреченске побывала делегация Донецких шахтёров и под впечатлением красот природы Кузнецкого края назвали его «Сибирской Швейцарией». Об этом поётся в песне Р. Отьяна, который строил наш город и прожил в нём десять лет. Давайте её исполним:

«Песня о Междуреченске». Слова и музыка Р. Отьяна.

Средь тайги, где реки бурны,
Скалы над водой,
Ты родился город юный,
Междуреченск мой.

Огневой и в зной, и в холод,
Труженик - борец,
Ты согрет, мой славный город
Пламенем сердец.

Раздвигая горы-кручи,
Мужеством души.
Ты возвел в тайге дремучей
Счастья этажи.

Под окном ласкает клёны
Утренний рассвет.
И шумит листвой зеленой
Молодой проспект.

Городок в тайге сибирской
Край мой голубой.
Десять лет, как с другом близким
Я прожил с тобой.

Над тайгою льются зори
Россыпью огней.
Расцветай, любимый город
Юности моей.

Педагог:

- Ребята в праздничный день 9 мая, День Победы, куда ходят ваши родители, ветераны войны, ваши дедушки и бабушки и вы, чтобы возложить цветы? (К памятнику погибшим героям Великой Отечественной войны, к Вечному огню).

Воспитанник 10: - Вклад Кузбасса в Победу Великой Отечественной войны героичен и трагичен одновременно. Среди павших смертью храбрых - 200 наших земляков. Их имена высечены на мемориальных досках у обелиска, их именами названы улицы нашего города. С каждым годом ветеранов и тружеников тыла становится всё меньше и меньше, и мы никогда не забудем того, что они сделали для нас.

Педагог:

- Давайте и мы с вами отправимся к Вечному огню. (Включаю диапроектор со слайдом «Вечный огонь», тихо звучит музыка Р. Шумана «Грёзы» и читаю стихи).

«Вечный огонь» (Михаил Небогатов).

Когда земля цветёт лучистым маем,
А дни - огнями красных дат,
С какой мы острой болью вспоминаем
Войною похороненных солдат!

Живут они, как будто не убиты,
В сердцах друзей, и матерей, и вдов.
Живут, врагами даже не забыты,
Герои тех сороковых годов.

Но мчится время жёстко и упрямо,
Фронтовиков сужается всё круг,
И умирают старенькие мамы,
И вдовы превращаются в старух!

Придут такие горькие года -
От жизни тех солдат, что в битвах пали,
На свете не останется следа?
Нет! И тогда, когда уже не будет

Ни матерей, ни друга, ни жены,
Ни холмика -
Земля их не забудет
Под вечным солнцем, в мире тишины.

Земля о них расскажет в блеске росном,
Любой высотке - памятник живой.
Где взрыв чернел фонтаном смертоносным,
Весной берёзам вспыхивать листвой!

Русь не однажды в бушующие годы
Почтёт их память в громе майских гроз.
У вечного огня самой природы -
У пламени зелёного берёз.

Педагог:

(В конце, после небольшой паузы)

- Вам понравились эти стихи? Эти стихи «Вечный огонь» написал кузбасский поэт Михаил Небогатов. Он - фронтовик, корреспондент радио, редактор книжного издательства города Кемерова.

- Ребята, недавно в нашем городе был построен памятник погибшим шахтёрам.

- Кто был у этого памятника? Вам он нравится? Расскажите, чем он вам нравится? Что напоминает? (Можно предложить Минуту молчания под стук метронома).

-Ребята на этом наша экскурсия, наше путешествие заканчивается. Наш город небольшой, он - маленькая частица, небольшая точка на карте Кемеровской области, ещё меньше на карте России. Но люди нашего города делают большое дело. Каждый занимается своим трудом, а город становится всё лучше и краше…

-Мы все любим наш город, наш край, нашу Родину - Россию. Кузбасский поэт Георгий Доронин так сказал в своих стихах:

Воспитанник 11:

Страна родимая - Россия!
Цветами убранный шатёр.
Неописуемо красивый
Полей и рек твоих простор.
Твоей с вином янтарной чаши
Не расплескал никто вовек.
Живёт среди лесов и пашен
Здесь русский гордый человек!

Педагог:

Предлагает встать и спеть «Гимн России» муз. А. Александрова, ст. С. Михалкова.

Выход: «Песня о Родине» И. Дунаевского (фрагмент)

© 2010-2022