- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа Платные дополнительные образовательные услуги по русскому языку
Рабочая программа Платные дополнительные образовательные услуги по русскому языку
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 3 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ускова Н.М. |
Дата | 17.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Рабочая учебная программа платных дополнительных образовательных услуг «Трудные случаи орфографии» разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 года, примерной программы начального общего образования по русскому языку, с учетом авторской программы по русскому языку УМК «Гармония» для четырехлетней начальной школы; автор - Соловейчик М.С., Смоленск: «Ассоциация ХХI век».
Программа платных дополнительных образовательных услуг «Трудные случаи орфографии» разработана в связи:
-
с невысоким уровнем грамотности обучающихся 3 класса;
-
с недостаточностью времени на уроке для орфографического тренинга.
Наиболее острые проблемы, которые решает данная программа:
* повышение качества знаний обучающихся по русскому языку;
* поддержка и развитие обучающихся с высоким уровнем мотивации к учению и
изучению русского языка;
*формирование функциональной грамотности обучающихся, необходимой для
дальнейшей жизни.
Программа ориентирована на языковое развитие обучающихся 3 классов. Темы, рассматриваемые в программе, не выходят за рамки обязательного содержания учебной образовательной программы, однако они расширяют базовый курс. Поэтому данная программа будет способствовать совершенствованию и развитию знаний, умений и навыков, предусмотренных программой по русскому языку. Эти знания, умения, навыки, вызывая познавательный интерес, позволят обучающимся в дальнейшем успешно освоить программу начальной школы.
Актуальность программы определяется и тем, что обучающиеся должны понимать, что изучение орфографии содействует формированию функциональной грамотности, развитию интеллектуальных и творческих способностей. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В программе представлены все принципы современной русской орфографии (морфологический, фонетический, традиционный, лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический). Принцип группировки тем соответствует определенным этапам усвоения языкового материала. В этом состоит отличительная особенность данной программы от уже существующих.
Программой также предусмотрено совершенствование и развитие следующих общеучебных умений:
коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами
культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками
использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях
общения),
интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение,
абстрагирование, оценивание и классификация)
информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать
информацию из различных источников, умение работать с текстом),
организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее,
осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Структура курса выстроена в соответствии с УМК «Гармония». Это объясняется стремлением создать более благоприятные условия для успешного продвижения обучающихся в освоении тематического материала.
Распределение часов по темам примерное и корректируется учителем с учетом хода усвоения учебного материала обучающимися.
Цель программы: обеспечить условия для успешного освоения обучающимися трудных случаев, для формирования и развития коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций обучающихся, для совершенствования метапредметных умений и навыков.
Задачи:
способствовать дальнейшему осмыслению учащимися фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний;
содействовать формированию навыка относительной орфографической грамотности;
способствовать развитию метапредметных умений и навыков.
обеспечить развитие умения работать с информацией, представленной в словарях (электронных и на печатной основе).
Сроки реализации программы.
Объем курса - 34 часа.
Количество часов в неделю - 1 час.
Формы, виды занятий.
Курс «Трудные случаи орфографии» имеет познавательно-практическую направленность, поэтому важным условием эффективности занятий является выбор таких форм и методов их проведения, которые в максимальной степени обеспечивают самостоятельный, поисково-исследовательский характер познавательной работы обучающихся, их коммуникативную активность, творческую деятельность. На занятиях сочетаются индивидуальная, парная, групповая и коллективная работа учащихся. Программой предусмотрены практические занятия.
Методы обучения.
Объяснительно-иллюстративный;
Частично-поисковый, исследовательский;
Словесно-наглядный, практический;
Самостоятельная работа учащихся с информацией.
Средства обучения.
Предметные: тексты, предложения, слова.
Практические: лингвистические анализы, различные разборы, работа со словом, схемами, тестирование.
Интеллектуальные: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Эмоциональные: интерес, радость, удовлетворение.
Технические: мультимедийная установка, компьютер, ЦОР, ЭОР.
Ожидаемые результаты и способы определения их достижения.
После изучения курса обучающиеся должны знать:
~ правила проверяемых, фонетических, традиционных, лексико-синтаксических, словообразовательно-грамматических написаний; правила постановки знака препинания или его отсутствия;
~ условия, от которых зависит написание;
~ норму, действующую при данных условиях;
~ последовательность обнаружения изучаемой орфограммы;
~ приёмы разграничения схожих написаний.
Уметь:
~ правильно писать слова с орфограммами, обусловленными морфологическим и
традиционным принципами написания;
~ правильно писать сложные слова;
~ правильно употреблять прописную букву в именах собственных;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах, приставках и окончаниях имен
существительных, глаголах;
~ правильно писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях прилагательных;
~ правильно писать не с глаголами;
~ ставить знаки препинания при однородных членах, обращениях;
Способом определения достижения ожидаемых результатов станут проверочные и тестовые работы, проводимые после каждой большой темы.
Формы подведения итогов реализации программы.
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным проблемам курса.
Содержание программы
№п/п
Раздел программы
Количество часов
1
Слова с непроверяемым написанием
3
2
Правописание безударной гласной в корне слова
5
3
Правописание парной по глухости - звонкости в середине и на конце слов
4
3
Правописание суффиксов.
3
4
Имена существительные
5
5
Местоимения
4
6
Правописание форм глагола
4
7
Орфограммы в глаголах
5
8
Итоговая тестовая работа.
1
Рекомендации по проведению курса ПДО услуги:
В основу факультативного занятия положен коммуникативно-деятельностный подход.
На I этапе - определение темы и постановка цели - используются такие методы, как эвристический (какова будет тема занятия?), проблемный (зачем нам это надо?), актуализация опорных знаний.
На II этапе - практическая работа - используются элементы проектной деятельности, проблемно-поискового обучения, развиваются коммуникативные умения на уровне «ученик - ученик», «ученик - группа», осуществляется диалоговое взаимодействие в группе. Групповая форма работы позволяет организовать сотрудничество обучающихся, включить их в деятельность по достижению общей цели. Работа с дифференцированными заданиями помогает формировать лингвистическую компетенцию учащихся, совершенствовать речевые умения.
На III этапе идет проверка уровня сформированности орфографических умений, осознанность и прочность полученных знаний.
На этапе рефлексии ученики дают самоанализ своей деятельности и оценку проведенной работы.
Роль учителя на уроке - консультативная.
Учебно-тематический план.
№ п/п
Темы занятий
Кол-во часов
Планируемые действия
Форма контроля
Слова с непроверяемым написанием - 3 часа
1
Слова с непроверяемым написанием.
1
обучающиеся опознают непроверяемые орфограммы в корне слова, окончании, приставке, суффиксе путём нахождения их в словаре.
Объяснительный диктант
2
Нахождение в тексте слов с непроверяемым написанием.
1
правильно пишут слова с непроверяемым написанием, тренируются в запоминании словарных слов
Распределительный диктант
3
Объединение словарных слов в тематические группы.
1
Распределяют слова в тематические группы, письмо групп слов
Выборочный диктант
Правописание безударной гласной в корне слова - 5 часов
4
Правописание безударной гласной в корне слова.
1
определяют написание гласных и безошибочно пишут их.
Иллюстрированный диктант
5
Решение орфографических задач в корне слова.
1
указывают условия выбора букв и правильно применяют правило.
Комментированное письмо
6
Нахождение безударной гласной в корне слов.
1
объясняют выбор буквы в корнях слов, применяют способ определения написания окончаний слов, свободно им пользуются
Тематический тест
7
Подбор проверочных слов для корня.
1
Подбирают проверочные слова и объясняют выбор букв
Комментированное письмо
8
Однокоренные слова.
1
Подбирают однокоренные слова и доказывают выбор букв
Распределительный диктант
Правописание парной по глухости - звонкости в середине и на конце слов - 4 часа
9
Правописание парных согласных в середине слов.
1
Указывают семантическую основу выбора написания парных согласных в середине слов
Объяснительный диктант
10
Правописание парных согласных на конце слов.
1
указывают условия выбора букв на конце слов и правильно применяют правило.
Проверочная самостоятельная работа
11
Решение орфографических задач при нахождении парных по глухости - звонкости согласных.
1
тренировочные упражнения, взаимопроверка по эталону
Комментированное письмо
12
Выбор букв при решении орфографических задач на парную звонкую и глухую согласную.
1
списывание текста и нахождение парных по глухости - звонкости согласных, подбор проверочных слов
Осложненное списывание.
Правописание суффиксов - 3 часа
13
Знакомство с суффиксами имени существительного.
1
группируют суффиксы, определяют их в словах, выделяют
Работа по карточке.
14
Суффиксы в именах прилагательных.
1
указывают словообразовательную основу прилагательных
Тематический тест
15
Правописание суффиксов в глаголах.
1
находят суффиксы в глаголах, подбирая проверочные слова без приставок
Имена существительные - 5 часов
16
Правописание безударной гласной в именах существительных.
1
правильно пишут гласную в безударных позициях, подбирают проверочные слова
Выборочный диктант
17
Способы проверки безударной гласной в именах существительных.
1
указывают на условия выбора буквы и правильно применяют правило.
Объяснительный диктант
18
Решение орфографических задач в корне имени существительного.
1
применяют способы действия по написанию безударной гласной в корне слов
Тестовая работа
19
Подбор проверочных слов для корня имени существительного
1
применяют правила написания гласной в корне слова. приводят примеры.
Работа по карточке
20
Отличие имени существительного от других частей речи.
1
указывают на отличительные черты имени существительного от других частей речи.
Самостоятельная проверочная работа
Местоимения - 4 часа
21
Правописание местоимений.
1
называют знакомые личные местоимения, находят их в тексте
Работа по карточкам
22
Изменение местоимений по лицам.
1
безошибочно определяют лицо местоимений, узнают личные местоимения в тексте
Трансформационный диктант
23
Правописание местоимений с предлогами.
1
правильно пишут местоимения с предлогами
Распределительный диктант
24
Изменение местоимений по падежам.
1
изменяют местоимения с предлогами по падежам
Комментированное письмо
Правописание форм глагола - 4 часа
25
Неопределенная форма глагола.
1
определяют отличительные признаки глагола в неопределенной форме, ставят их в неопределенную форму.
Выборочный диктант
26
Прошедшее время глагола.
1
ставят глаголы в прошедшее время, выделяют существенные признаки
Тематический тест
27
Настоящее время глагола.
1
тренируются в нахождении слов из текста в настоящем времени, учатся образовывать настоящую форму глагола
Тренировочный диктант
28
Будущее время глагола.
1
отличают простую форму будущего времени глагола от сложной
Комментированное письмо
Орфограммы в глаголах - 5 часов
29
Разбор глаголов по составу.
1
учатся разбирать глаголы по составу
Иллюстрированный диктант
30
Нахождение приставки в глаголах и правописание приставок.
5
подбирают проверочные слова без приставок к глаголам с приставками
31
Суффиксы глаголов и их правописание.
1
Находят суффиксы в глаголах , опознают в тексте соответствующие словоформы, грамотно употребляют данные словоформы в собственных письменных работах.
Объяснительный диктант
32
Изменение глаголов по лицам.
1
выполняют по памятке предложенные задания
Распределительный диктант
33
Написание не с глаголами. Правописание предлогов с другими частями речи.
1
указывают условия выбора слитного или раздельного написания не с глаголами, применяют данные правила при написании.
Выборочный диктант
Итоговая тестовая работа - 1 час
34
Итоговая тестовая работа.
1
Применяют изученные правила написания в тестах
Самостоятельная работа