- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Статья о работе с природными материалами с детьми с ОВЗ
Статья о работе с природными материалами с детьми с ОВЗ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Марьясова Н.В. |
Дата | 02.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ
КАК КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Н.В. Марьясова
педагог дополнительного образования
МОУ ДОД «Центр детского творчества»
Особое значение в разработке перспективных форм образовательно-воспитательной деятельности с детьми с ограниченными возможностями имеет опыт учреждений дополнительного образования, особенностью которых является свободное творческое развитие личности ребенка.
Следует отметить, что такие учащиеся более успешны в наглядно- действенном и наглядно - образном мышлении (соответственно в конкретной деятельностиышлении ()- образном ащиеся более усепешны в нагладно- зования, особеностью, также у них успешно развивается исполнительская деятельность.
Работа с природным материалом является оптимально адекватной коррекционно- развивающей формой для определенной гармонизации личности этой категории детей. Когда наряду с активизацией мыслительной деятельности улучшаются навыки интерперсонального общения, мотивационный и эстетический аспект.
А в общем, можно говорить о развитии познавательных процессов, интегральной культуры и личности в целом.
Влияние занятий художественным творчеством проявляется в раскрытии потенциальных возможностей личности, ощущении себя равным со всеми членами общества. Отсюда вытекают задачи, стоящие перед педагогами, занимающимися с детьми с ограниченными возможностями:
- развивать элементарные умения и навыки конструирования;
- развивать мелкую моторику рук;
-
улучшать функционирование познавательных процессов;
-
корректировать психоэмоциональную сферу ребенка.
Для успешной реализации образовательной программы в начале обучения занятия в творческом объединении проводятся по фронтальной схеме, а по мере усвоения детьми основных тем учебного курса большую роль играют индивидуальные формы работы.
Основа образовательного процесса - практическая деятельность, подкрепляемая теоретическим материалом. Направленность занятий может быть предметной - подготовка к восприятию трудных программных тем, восполнение пробелов предшествующего обучения.
В младшем школьном возрасте детям с ограниченными возможностями рекомендуются занятия, где присутсвуют такие упражнения, как:
-
лепка из пластилина;
-
развязывание узелков;
-
нанизывание на проволоку пуговиц;
-
перекладывание семян, камешков;
-
прокалывание картона по пунктирным линиям, по точкам;
-
обводка по контуру, по трафарету, через прозрачную бумагу;
-
штриховка, раскрашивание;
-
вырезание и сгибание бумаги;
-
занятие мозаикой, аппликацией.
Для развития ориентировки в пространстве этим детям особенно рекомендуется ориентировка на плоскости листа бумаги (слева, справа, вверх, вниз, посередине). Развитию всех видов мышления способствуют занятия оригами, аппликацией, конструированием. Такие занятия развивают и сенсорные способности ребенка, пробуждают познавательный интерес.
Приведу пример проведения занятия с младшими школьниками.
Тема: Изготовление аппликации из листьев «Лесная полянка».
Цели:
-
научить конструированию из листьев;
-
развивать творческое воображение;
-
корректировать мелкую моторику рук;
-
воспитывать любовь к природе.
Ход занятия.
-
Организационный момент.
Пальчиковая гимнастика. Педагог читает стихи. Дети пальчиками изобразают птиц, зверей, игру на музыкальных инструментах.
II. Основной этап
-
Введение в тему. Беседа.
-
Показ образца
- Демонстрация этапов работы над изделием.
III.Релаксация.
Играет тихая музыка.
Дети рассказывают педагогу о своих любимых песнях, о музыке.
IV. Продолжение основного этапа.
Поэтапное наклеивание листьев.
Помощь педагога.
Раскрашивание изделия.
V. Итог.
Отметить положительно работу каждого воспитанника.
Широко применяются на занятиях с детьми-инвалидами игры, развивающие наблюдательность, усидчивость, математическое мышление, пространственное воображение. (Приложение 1, 2).
В ходе игр у детей формируются количественные и временные представления, счетные навыки, расширяется кругозор, снижается психоэмоциональное напряжение.
Приложение 1.
Тема занятия
Игра,
применяемая на занятии
Ожидаемый
результат
Работа с
природными материалами. Аппликация из листьев.
«Угадай - кто я»
(пантомима)
Развивается мышление, воображение, формируется понятие об аппликации, флористике
Коллаж из семян, листьев, пластилина «На лугу»
"Движение без предмета" (изобразить молча мяч)
Развивается ориентировка в пространстве, моторика пальцев, умения и навыки .
Конструирование зверюшек из сосновых шишек, скорлупы орех.
«Мой веселый зоопарк» (загадки о животных)
Снижается
психоэмоциональное
напряжение, развивается
моторика пальцев
Мозаика из яичной скорлупы «Осьминог»
«Ловим комаров»
Снимаются мышечные
зажимы, психоэмоциональное
напряжение
Бумагопластика «Веселые мордашки»
«Театр масок»
Корректируются негативные
черты характера, страхи
Приложение 2
Игры и упражнения, применяемые на занятиях с детьми.
1. Театр масок
Содержание. Педагог говорит: "Ребята, мы с вами посетим "Театр масок". Вы станете артистами, а я - фотографом. Вы будете изображать выражение лица различных героев. Например, покажете, как выглядит злая Баба-яга", грустный Пьеро, радостный Буратино.
2. Изобрази движение без предмета
Содержание. Дети образуют большой круг.
Поочередно входя в центр круга, они показывают (без предметов) следующие движения:
-
подбрасывают и ловят мяч;
-
причесывают волосы;
-
нюхают апельсин, розу, лук;
-
вдевают нитку в иголку;
-
разрезают лимон и пробуют его;
3. Ловим комаров.
Содержание. Дети садятся на стульчики, образуя большой круг. Педагог говорит6 «Давайте представим, что наступило лето. Окно открыто и к нам в кабинет налетело много комаров. Дети делают хаотичные движения в воздухе сжимая и разжимая при этом кулаки. По команде: «Стоп!» все садятся на стульчики, опускают расслабленные руки вниз, встряхивают несколько раз. Пусть руки отдохнут. А теперь снова за работу.
4. Угадай: Кто я? (Пантомима)
Педагог раздает детям маленькие картинки с изображением птиц, животных, предметов.
Никому не показывая картинку, ребенок выходит и изображает движениями рук, ног, головы заданную картинку. Дети угадывают.
Литература
-
Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика применения к исследованию личности ребенка. Ч. 1. - М., 2001.
-
Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь школьникам с общим недоразвитием речи. - М.: Книголюб, 2004.
-
Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студ. Вузов. - М., 2000.
-
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Эксмо, 2006.