Методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Республиканский дворец детского творчества»





Рекомендации по разработке примерного плана

(Методические рекомендации в помощь ПДО, методистам, зав. отделами)




Над методическими рекомендациями работала

Тотиева Клара Георгиевна



г.Владикавказ

2014

Методические рекомендации по разработке примерного плана и

плана-конспекта занятия:


  • тема занятия, цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка должны быть в рамках образовательной программы и календарно - тематического планирования;

  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;

  • учебные цели и задачи, расширяющие тему образовательной программы; образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала (соответственно направлению деятельности);

  • содержание деятельности педагога и детей на каждом этапе занятия;

  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;

  • формы и способы взаимодействия с детьми;

  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;

  • приемы управления вниманием, активизация детей;

  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;

  • образцы корректирующих упражнений;

  • приемы работы со вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;

  • диагностика результатов занятия;

  • подведение итогов.

Оформление титульного листа

1.Наименование ОУДОД.

2.Дата и время проведения занятия.

3.Год обучения, кол-во обучающихся.

4.Тема: « ».

5.Указать форму занятия.

6.Использование ТСО.

7.Автор: ФИО педагога должность, название объединения.

Содержание:

  • теоретический и практический материал;

  • методы и формы работы, используемые на занятии;

  • учебно-методическое оснащение, предназначенное для каждого этапа занятия;

  • формы организации работы обучающихся на каждом этапе (педагог - детский коллектив, обучающиеся по группам, индивидуальная

работа каждого обучающегося, обучающийся - обучающийся и др.).

Примерная схема плана-конспекта занятия


  • Приветствие. Перед началом занятия приветствие всех участников занятия.

  • Повторение пройденного материала. Краткий обзор предыдущего занятия: вспомнить тему предыдущего занятия, выводы.

  • Проверка домашнего задания (если оно было). Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям выполнения практических работ.

  • Введение в предлагаемый образовательный материал или информацию. Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса.

  • Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в форме рассказа. Педагог заранее готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

  • Обобщение. Детям предлагается самим дать оценку информации. Подвести итог общему рассуждению. Выделить основную мысль, заложенную в материале, информации.

  • Вывод. Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации.

  • Заключение. Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в практической творческой деятельности.

  • Контрольный опрос детей по всему ходу занятия.

  • Домашнее задание (если это необходимо).

  • До свидания.

АНАЛИЗ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Перед проведением занятия проверяющему необходимо:

  • познакомиться с образовательной программой деятельности объединения;

  • познакомиться с планом проведения открытого (итогового) занятия;

  • проанализировать соответствие содержания данного занятия календарно-тематическому плану;

  • определить в плане последовательность действий педагога;

  • определить разнообразие и целесообразность используемых форм обучения при изучении и закреплении материала;

  • определить использование индивидуального и дифференцированного подхода к обучению.

Предварительное знакомство с образовательной программой и планом занятия дает возможность определить степень подготовленности проводимого занятия, умение педагога планировать свою работу и использовать импровизацию.

Собеседование с педагогом по результатам проведения занятия, а также беседы с воспитанниками и родителями помогут проверяющему снять ряд возникших вопросов и замечаний, выявить причины недостатков, а также оценить уровень и адекватность самооценки педагога и обучающихся.

Примерная схема анализа занятия


Данная схема представляет систему вопросов, объединённых в несколько блоков. Приведённые вопросы помогут Вам в написании отзыва на учебное занятие педагога. Предлагаемый алгоритм носит рекомендательный характер. Анализируя занятие, Вы можете заполнить отзыв самостоятельно, внося другие позиции и с учетом собственных замечаний.

1.Цель посещения учебного занятия:

  • указать, с какой целью Вами посещалось данное занятие.

2.Общие сведения:

  • дать краткую характеристику учебной группы (детского коллектива):

  • состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;

  • оборудование учебного занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.

3.Тема учебного занятия:

  • место в учебном курсе, т.е. соответствие с образовательной программой и календарно-тематическим планированием;

  • степень сложности темы вообще и для данной группы в частности.

4.Обосновать постановку цели учебного занятия:

  • образовательный, воспитательный и развивающий аспект;

  • проинформировал ли педагог детей о цели и задачах занятия? 5.Содержание учебного занятия:

  • соответствует ли содержание образовательной программе;

  • соответствует ли содержание занятия его цели;

  • как учебный материал способствует развитию творческих способностей детей;

  • способствовало ли содержание занятия развитию интереса к обучению;


  • как связан учебный материал с современностью;

  • формированию каких знаний и умений способствует данная тема.

6.Тип учебного занятия:

  • какой тип занятия избран, его целесообразность с точки зрения темы в целом и дидактической цели занятия;

  • как осуществляется связь с предыдущими занятиями.

7.Структура учебного занятия:

  • каковы этапы учебного занятия;

  • их последовательность;

  • соответствует ли данная структура типу занятия;

  • как подводятся итоги;

  • как обеспечивалась целостность и завершённость занятия.

8.Методы и приёмы обучения:

  • способствуют ли применяемые методы реализации цели занятия;

  • в какой мере они обеспечили развитие познавательной активности детей,

  • соответствуют ли методы и приёмы содержанию обучения, типу, целям, задачам занятия;

  • соответствуют ли методы и приёмы возрастным особенностям детей;

  • виды и место самостоятельной работы детей;

  • способы индивидуализации и дифференциации заданий;

  • методика оценки знаний и умений обучающихся;

  • какова эффективность используемых методов.

9.Система работы педагога:

  • авторитет педагога;

  • умение владеть группой и организовать работу детей;

  • определение объёма учебного материала;

  • использование индивидуальной работы;

  • наблюдательность, находчивость, эмоциональный подъём педагога;

  • внешний вид, стиль, такт;

  • роль педагога в создании микроклимата на занятии.

10.Система работы с обучающимися:

  • как развивается наблюдательность, логическое мышление, творческие способности детей;

  • заинтересованность, дисциплинированность;

  • как осуществляется мотивация обучения в течение всего занятия;


  • организованность, активность;

  • отношение к педагогу, к предмету, уровень усвоения знаний и умений;

  • умение творчески применять знания и умения.

11.Общие результаты учебного занятия:

  • выполнение запланированного объёма;

  • мера реализации цели занятия;

  • объём и качество знаний и умений детей;

  • общая оценка результатов и эффективности занятия;

  • воспитательное, образовательное, развивающее значение занятия;

  • рекомендации по улучшению качества учебного занятия.

  • совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами учебного занятия, возникающая в процессе обучения, и обеспечивающая его целенаправленную результативность;

  • выделение в содержании занятия главного;

  • определение последовательности и оптимальное распределение времени;

  • создание условий для самостоятельной работы.

12. Выводы и предложения:

  • что интересного из этого занятия можно рекомендовать для внедрения в практику других педагогов;

  • рекомендации педагогу по усовершенствованию работы и преодолению недостатков (если они есть).

После занятия рекомендуется побеседовать :

  • с воспитанниками, родителями, присутствовавшими на занятии;

  • с педагогом по результатам занятия.


Самоанализ учебного занятия

При самоанализе педагог даёт:

  • краткую характеристику проведённого занятия;

  • оценку достижения поставленной цели;

  • характеристику объёма содержания учебного материала;

  • оценку качества усвоения детьми учебного материала;

  • характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования;

  • оценку активности обучающихся;

  • самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.п.);

соотнести цель, поставленную перед занятием, с достигнутым и определить причины успеха или неудачи.

Необходимо ответить на вопросы:

  • Что нового для развития ума, памяти, внимания, способностей детей дало данное занятие?

  • Насколько оптимально было выстроено занятие? Соответствовало ли оно интересам, темпераменту, уровню развития, специфике учебной группы?

  • Адекватна ли была организация деятельности обучающихся, развивающим и воспитывающим целям занятия?

  • Насколько активны были дети, стимулировалась ли работа?

  • Каким был темп занятия? Поддерживался ли интерес обучающихся на протяжении всего занятия?

  • Как в ходе занятия была организована опора на предыдущие знания, жизненный опыт детей, насколько актуальны для детей полученные знания?

  • Был ли чётким и ясным инструктаж детей перед выполнением заданий? Продумана ли проверка знаний?

  • Как контролировалась работа детей? Весь ли труд детей был проверен и оценен? Насколько быстро и эффективно это делал педагог?

  • Какова психологическая атмосфера занятия?

  • Что можно поставить себе в «плюсы», а что в «минусы»?

В заключение педагог высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на занятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Педагог должен объяснить, почему именно так он решил провести занятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственной деятельности и работы детей.




Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования «Республиканский дворец детского творчества»



Утверждено


Педагогическим советом_____________ отдела

Республиканского дворца детского творчества

Протокол № _______________

Зав. отделом________________ФИО

«_____»________________________20... г.








Календарно-тематическое планирование


На20 - 20 учебный год



______________________________________________________

(ФИО педагога полностью)


__________________________________________________


______________________________________________________

(направление деятельности)















г. Владикавказ

2014



Название темы


Дата проведения занятия

(день, месяц, год)











































































































_____________________(Подпись педагога)

Приложение 1

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Блоки

Этапы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельности

Результат

Подготовительный

1

Организационный

Подготовка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприятие

2

Проверочный

Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если оно было), выявление пробелов и их коррекция

Проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия

Самооценка, оценочная деятельность педагога

Основной

3

Подготовительный (подготовка к новому содержанию)

Обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности

Сообщение темы, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей (например, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям)

Осмысление возможного начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения

Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция

Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием

Осознанное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспечение усвоения новых знаний, способов действий и их применения

Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми

Осознанное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Формирование целостного представления знаний по теме

Использование бесед и практических заданий

Осмысление выполненной работы

8

Контрольный

Выявление качества и уровня овладения знаниями, самоконтроль и коррекция знаний и способов действий

Использование тестовых заданий, устного (письменного) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского)

Рефлексия, сравнение результатов собственной деятельности с другими, осмысление результатов

Итоговый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутверждение детей в успешности

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооценку

Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности работы, содержания и полезности учебной работы

Проектирование детьми собственной деятельности на последующих занятиях

11

Информационный

Обеспечение понимания цели, содержания домашнего задания, логики дальнейшего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий

Определение перспектив деятельности

Приложение 2

Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадиционные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации

Оргмомент

Актуализация знаний и умений

Мотивация. Целеполагание

Организация восприятия

Организация осмысления

Первичная проверка понимания

Организация первичного закрепления

Анализ

Рефлексия

Лекция, семинар, экскурсия, конференция,

лабораторно-практическое занятие, дидактическая сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Оргмомент

Мотивация

Актуализация знаний и способов действий

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях

Самостоятельное применение знаний

Контроль и самоконтроль

Коррекция

Рефлексия

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные условия для самостоятельного применения учащимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях

Самоконтроль и контроль

Коррекция

Рефлексия

«Литературная гостиная», викторина «Что? Где? Когда?»,

«Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент

Целеполагание. Мотивация

Анализ содержания учебного материала

Выделение главного в учебном материале

Обобщение и систематизация

Рефлексия

Обобщение может осуществляться как по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников по коррекции своих знаний и способов деятельности

Мотивация

Самостоятельное выполнение заданий

Самоконтроль

Контроль

Анализ

Оценка

Коррекция

Рефлексия

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях



© 2010-2022