- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Требования к составлению образовательной программы кружка
Требования к составлению образовательной программы кружка
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Храброва С.П. |
Дата | 02.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Требования к составлению образовательных программ
«Учебная программа - программа,
определяющая по каждой учебной
дисциплине содержание и объем знаний,
умений и навыков, подлежащих усвоению»
(ст.46 Закона РК «Об образовании»)
--------2 слайд
Педагог дополнительного образования, разрабатывающий свою образовательную программу, должен чётко осознавать, что его программа является составной частью образовательной программы учреждения. Следовательно, она должна строиться с учётом главных направлений деятельности учреждения.
Первое обязательное условие составления программы - это соответствие программы требованиям:
-
Закона РК «Об образовании»,
-
Типовым правилам деятельности организаций дополнительного образования для детей (Постановление Правительства РК от 17 мая 2013 года № 499 ---3 слайд
По положению Закона РК "Об образовании" «Образовательные учебные программы дополнительного образования предусматривают создание условий для развития личностного самоопределения, творчества обучающихся, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания, общей культуры, здорового образа жизни, организации содержательного досуга». ---4 слайд
В Правилах говорится, что «в организациях дополнительного образования для детей реализуются общеобразовательные учебные программы дополнительного образования в целях всестороннего удовлетворения образовательных и культурных потребностей обучающихся в интересах личности, общества и государства». «Организация дополнительного образования для детей самостоятельно разрабатывает образовательные учебные программы с учетом запросов детей, потребности семьи, организаций образования, общественных организаций (в том числе детских и юношеских), особенностей социально-экономического развития региона, национально-культурных традиций» (п. 16). ---5 слайд
Алгоритм написания авторской образовательной программы
Приступая к работе над программой, можно использовать следующий алгоритм.
-
Определение вида проектируемой программы (образовательная область, предмет, возраст детей, срок реализации).
-
Установление цели, ради которой вводится новая программа.
-
Выявление задач, позволяющих реализовать установленную цель.
-
Определение элементов содержания, необходимых для новой программы.
-
Определение знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
-
Определение средств, методов и форм обучения.
-
Составление списка необходимой литературы. ---6 слайд
6. Структура авторской образовательной программы
Структура образовательной учебной программы, ее оформление придают данному документу определенную юридическую силу, а также выявляют уровень профессиональной подготовки разработчика программы.
Образовательная программа должна быть оформлена в виде нормативного документа (в соответствии с требованиями).
К программам дополнительного образования детей рекомендуют следующую структуру образовательной программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка.
3. Учебно-тематический план (по годам обучения).
4. Содержание программы.
5 Календарно-тематическое планирование
6. Методическое обеспечение образовательной программы.
7. Список литературы
8. Приложение ---7 слайд
1.Титульный лист
Информация, содержащаяся на титульном листе:
-
полное название вышестоящего органа управления образованием;
-
полное название образовательного учреждения, в котором разработана программа;
-
название программы (по возможности краткое и отражающее ее суть);
-
данные об авторе программы (ФИО, занимаемая должность);
-
название населенного пункта, в котором написана программа;
-
год написания программы;
-
ФИО ответственного работника, который утвердил программу, и дата утверждения;
-
дата и номер протокола заседания педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации;
-
возраст детей, на который рассчитана программа;
-
срок реализации программы (на сколько лет она рассчитана) ---8 слайд
2. Пояснительная записка.
Рекомендации по написанию пояснительной записки.
1. В обосновании необходимости разработки и внедрения программы отмечаются:
-
актуальность программы и практическая значимость для обучающихся;
-
вид программы (модифицированная, экспериментальная, авторская);
-
новизна (для программ, претендующих называться авторскими).
-
связь программы с уже существующими образовательными программами по данному направлению деятельности;
2. При формулировании цели и задач программы следует помнить, что цель - это предполагаемый результат образовательного процесса, к которому необходимо стремиться. Цель должна быть связана с названием программы, отражать ее основную направленность.
Конкретизация цели осуществляется через определение задач, раскрывающих пути достижения цели. Задачи показывают, что нужно сделать для достижения цели. Выделяются следующие типы задач:
-
обучающие (развитие познавательного интереса к чему-либо, включение в познавательную деятельность, приобретение определенных знаний, умений, навыков, развитие мотивации к определенному виду деятельности и т.п.);
-
воспитательные (формирование у обучающегося социальной активности,гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни и т.п.);
-
развивающие (развитие деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и т.д.; формирование потребностей в самопознании, саморазвитии).
Формулирование задач также не должно быть абстрактным. Важно, чтобы они были соотнесены с прогнозируемыми результатами.
3. Указываются педагогические принципы.
Принцип - исходное теоретическое положение, которое необходимо принимать во внимание при организации учебно-воспитательного процесса.
Принципы общедидактические: наглядность, системность и последовательность, сознательность и активность, связь теории с практикой, научность, доступность, прочность.
Принципы воспитания: целенаправленность и идейность воспитательного процесса, гармонизация личных и общественных интересов, воспитание личности в коллективе, уважение личности обучаемого, гуманное отношение к ребенку, опора на положительные качества личности.
4.Описывая особенности программы, следует отразить:
-
ведущие идеи, на которых она базируется;
-
ключевые понятия, которыми оперирует автор;
-
сроки реализации дополнительной образовательной программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы)
5.В пояснительной записке отмечаются:
-
основные возрастные особенности обучающихся, которым адресована программа;
-
вид детской группы (профильная, экспериментальная и др.) и ее состав (постоянный, переменный и др.);
-
особенности набора обучающихся (свободный, конкурсный).
6.Характеризуя режим организации занятий необходимо указать:
-
общее количество часов в год;
• количество часов и занятий в неделю;
-
периодичность и продолжительность занятий
-
нормы наполняемости группы;
-
форма занятий ( индивидуальные, групповые, разновозрастные);
7. Прогноз результативности
Прогноз результативности - ожидаемый результат по итогам завершения обучения. В этом разделе указываются все знания, умения и навыки, приобретаемые воспитанниками в процессе обучения, причем не просто перечисляются, а даётся конкретная характеристика, указывается уровень владения. Знания, умения, навыки тесно взаимосвязаны.
!!! Если образовательная программа рассчитана на несколько лет обучения, то прогноз результативности расписывается на каждый год обучения!
-
перечислить качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий;
-
дать характеристику системе отслеживания и оценивания результатов обучения по программе, указав способы учета знаний и умений, возможные варианты оценки личностных качеств обучающихся.
-
формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.) ---9 слайд
3. Учебно-тематический план (по годам обучения)
Учебно-тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов курса в той последовательности, в которой они будут изучаться. Учебно-тематический план раскрывает последовательность изучения тем предлагаемого курса и количество часов на каждую из них; определяет соотношение учебного времени, отводимого на теоретические и практические занятия.
Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределах установленного времени. При распределении учебного времени имеет смысл руководствоваться следующими нормами: ---10 слайд
Продолжительность занятия
Периодич
ность в неделю
Количество часов в неделю
Количество часов
в год
1 час
2 раза
2 часа
72 часа
2 часа
2 раза
4 часа
144 часа
2 часа
3 раза
6 часов
216 часов
З часа
2 раза
6 часов
216 часов
З часа
3 раза
9 часов
324 часа
Оформлять учебно-тематический план рекомендуется в виде таблицы:
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
теоретические
практические
Итого часов:
4. Содержание программы
Содержание программы - это краткое описание разделов и тем внутри разделов. Раскрывать содержание тем следует в порядке их представления в учебно-тематическом плане. Описать тему означает:
-
указать название темы;
-
перечислить основные узловые моменты, которые излагаются в рамках данной темы;
-
указать, в каких формах организуется образовательный процесс (теоретических, практических).
!!! Как и учебно-тематический план, содержание программы расписывается на столько лет обучения, на сколько рассчитан курс обучения. ---11слайд
5. Календарно-тематическое планирование -------12 слайд
6. Методическое обеспечение программы
(частично может быть описано в пояснительной записке)
В этом разделе программы необходимо:
-
кратко описать основные способы и формы работы с детьми, которые
планируются по каждому разделу -
----индивидуальные и групповые,
---- практические и теоретические;
-
отметить, какие формы занятий планируется использовать.
Формы организации учебного занятия:
* кружковое занятие; * круглый стол;
* соревнование; * лекция;
* концерт; * репортаж;
* выставка; * путешествие;
* экскурсия; * заочная экскурсия;
* диспут; * творческая мастерская;
* творческий отчет; * игра и др.
-
описать основные методы (вербальный, наглядный,
практический, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный.), приемы, технологические основы организации образовательного процесса;
-
перечислить используемые дидактические материалы -
таблицы,плакаты,картины,фотографии, дидактические карточки,
памятки, научная и специальная литература, раздаточный материал,
диафильмы, диапозитивы, видеозаписи, аудиозаписи,
мультимедийные материалы,компьютерные программные средства ;
-
техническое оснащение занятий.
---13 слайд
7.Список литературы
Цель этого раздела - показать уровень теоретической подготовки педагога, его владение всеми необходимыми знаниями: педагогическими, методическими, психологическими. Необходимо привести два списка литературы. В первый список следует включить источники, которые рекомендуется использовать педагогам для организации образовательного процесса; во второй - литературу для учащихся. ---14 слайд
8. Приложение
В этот раздел могут быть включены правила техники безопасности, нормативы зачетов, справочные таблицы, тесты, чертежи, практические советы, инструкции по выполнению моделей, пособие по изготовлению моделей и т.д.
---15 слайд
Рецензирование образовательной программы дополнительного образования детей
Завершая разговор о требованиях к авторской образовательной программе дополнительного образования, отмечу, что для лицензирования к ней должна быть приложена рецензия. Рекомендуется получить две рецензии:
-
внутреннюю (ее, как правило, пишет заместитель по УВР или методист учреждения, в котором разработана программа);
-
внешнюю (ее дает независимый эксперт по профилю деятельности, представленному в программе).
6