Обучающее занятие для школы детского актива Взаимодействие в коллективе

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования "Починковский Центр дополнительного образования"



"Взаимодействие в коллективе"

Методическая разработка обучающего занятия

школы актива детского общественного объединения,

(возраст 12-14 лет)



Подготовил: Методист, педагог дополнительного образования

МБОУ ДО "Починковский ЦДО"

Хорева Валентина Александровна


Починки, 2016.


Занятие "Взаимодействие в коллективе"


Цель:

Сформировать условия для обучения детей эффективно взаимодействовать в коллективе


Задачи:

- Развивать умение вместе принимать решение;

- Развивать умение быть мобильными;

- Способствовать развитию групповой сплочённости

- Способствовать умению прислушиваться друг к другу

- Способствовать созданию благоприятной дружеской атмосферы


Форма проведения занятия: практическое занятие

Участники: активисты ДОО "Солнечная республика", возраст - 5-8 класс

Время проведения: 45 мин.


Место проведения:

Спортивный зал

Методы, применяемые в процессе занятия: рассказ, беседа, интерактивные упражнения . Основное направление их использования и интерпретации - это создание сплоченной группы, ориентированной на совместную работу.

Этап

Время

Цель

Содержание

Материал и оборудование

Начало работы

3 мин

создания эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе

Ритуальное приветствие

Хорошее настроение

Разминка

7 мин

определить - тему занятия,

значение изучения темы для активистов;

подготовка к восприятию темы

Упражнения

"Язык фотографий"

"Стулья"

Фотографии

Стулья

Основная часть

30 мин

Развивать умение действовать сообща, прислушиваться к мнению друг друга,

умение вместе принимать решение; способствовать развитию групповой сплочённости

Информация о взаимодействии

Упражнения:

"Ладонь в ладонь"

"Вавилонская башня"

Проектор, ноутбук, экран,

Презентация 1

спортивный мат, бревно, маркерная лента

цветные маркеры, заготовленный контур башни на трёх ватманах, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Завершение работы

5 мин

Подвести итог занятию, сделать вывод

Выводы, подведение итогов

Проектор, ноутбук, экран,

Притча, презентация 2


Начало работы (3 мин.)


Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами собрались на очередное занятие нашей школы активы. Мы помним, что вы не просто дети, вы - самые яркие лучики нашей детской общественной организации "Солнечная республика".


Ритуал приветствия

Лучики солнышка встают, они до неба достают, стремятся Землю обогреть!!! (туш)

Все ребята встают в круг. Поют слова. На слова они поднимают руки медленно, встают на цыпочки, затем обнимаются все вместе. И так три раза.

Лучики солнышка встают (руки поднимаем перед собой)

Они до неба достают (руки вверх, поднимаемся на цыпочки)

Стремятся Землю обогреть (обнимаются за плечи - замыкая орлятский круг)

Шаг назад, разомкнули кольцо, повторили всё ещё раз, и ещё один раз


Разминка (7 мин)


А сейчас я вам предлагаю угадать, какая сегодня тема нашего занятия.

Вам нужно выбрать по одной фотографии и определить примерную тему.

Упражнение «Язык фотографий»

У вожатого в руке фотографии на тему: "Взаимодействие в коллективе" Вожатый предлагает каждому взять одну фотографию. Каждый ребёнок коротко комментирует фотографию и предполагает тему занятия. При этом он высказывает возникшие у него в связи с фотографией ассоциации, мысли, чувства и устанавливает их связь с темой занятия.


Молодцы! Правильно. Посмотрите - все фотографии объединены одной темой - "Взаимодействие в коллективе". Вы согласны со мной?


Как вы считаете, насколько важно взаимодействие в коллективе и как это поможет нам в делах нашей детской общественной организации?

Ответы детей…


Конечно же, вы все правы. Очень трудно провести акцию или реализовать проект одному, а если мы вместе - мы сила! А если ещё и понимаем друг друга с полуслова, то есть научились взаимодействовать друг с другом - то тогда точно нам любое дело по плечу.


Давайте посмотрим, насколько вы можете действовать сообща, выполняя одновременно одинаковые задачи.


Упражнение "Стулья"

- количество стульев соответствует количеству участников. Стулья расставляются кругом так, чтобы их было можно обойти.

Инструкция: необходимо всей группе синхронно выполнить такое задание - всем сесть на стулья, встать за спинку, поднять стул на уровень груди, опустить, пройти на исходную позицию и снова сесть на стул. Во время выполнения задания разговаривать нельзя.

Основная часть (30 мин)

Рассказ вожатого.

Информация на слайдах.

1 слайд

Общение - что это? (Общение - сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека (Краткий психологический словарь. М., 1985). Общение выступает как межличностное взаимодействие, т.е. связи и влияние, которые складываются в результате совместной деятельности людей.)

- Каким оно бывает? Способы и виды общения; Вербальное и невербальное общение Передача информации возможна с помощью знаков, знаковых систем.

2 слайд

Вербальное общение осуществляется посредством речи. Речь является универсальным средством коммуникации, так как при передаче информации с ее помощью передается смысл сообщения.

- попробуйте передать друг другу информацию с помощью речи.

3 слайд

Невербальное общение:

  • Визуальные виды общения - это жесты, мимика, позы, кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение), контакт глазами.

  • Акустические виды: тембр голоса, диапазон, тональность, а также - включение в речь пауз и других средств, таких как покашливание, смех, плач и др.

  • Тактильные: (прикосновения, пожатие руки, объятия, поцелуи)


Вы, конечно, общаетесь всегда, но я вам предлагаю общение на результат, то есть достижение чего-то зависит не от одного, а от двоих!


Упражнение "Ладонь в ладонь" (проводится в помещении, где много места - спортивный зал, актовый зал, игровая и пр.)


Вожатый предлагает группе разделиться на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигаться по воображаемому пути с некоторыми сюрпризами и испытаниями. При передвижении участники не отрывают свои ладони от ладоней своего партнёра. Затем пары становятся в строй на расстоянии 1 метра друг от друга.


- Вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как ваши ладони как бы приклеились друг к другу, разъединить их вы не можете. (мы могли бы их соединить - "насильно" - например скотчем - но, когда вы делаете общее дело - нельзя насильно соединить людей - всё зависит от вашего обоюдного желания работать сообща).

По пути вам предстоит преодолеть ряд препятствий, и только от согласованности и умения находить взаимопонимание зависит успех этого путешествия.

Итак, вы идёте по большой и светлой просёлочной дороге (5 шагов),

она сворачивает в поле (направо),

вы благополучно его пересекаете (5 шагов),

и перед вами узкая тропинка, уходящая в лес. По тропинке можно идти только по одному (5 м).

А теперь - вы видите глубокую яму - её можно только перепрыгнуть! Молодцы!

Внимание, перед вами на тропинке - маленький птенец, который вывалился из гнезда. Его надо положить на место. (на полу лежит мячик - положить его на "гнездо" - высоко - расстояние вытянутой руки на цыпочках)

Теперь на вашем пути мостик через лесной ручей, (мостик - дощечка). По нему нужно пройти очень аккуратно - не свалить друг друга в речку.

Снова перед вами узкая тропинка (3 шага)

Она вас вывела к большой реке с бурным течением, её можно преодолеть, если вы будете синхронно размахивать руками, как в стиле "кроль". (10 взмахов)

Река позади. Молодцы!!! Надо отдохнуть! Садитесь по дерево - отдохните! (5 сек)

А теперь - чувствуете? Поднялся сильный ветер!!! Сейчас начнётся ливень! Бежим вприпрыжку до пещеры! (6 метр. - на мат)

Молодцы! Теперь можно разъединить ладони. Вы вместе преодолели все испытания и достигли спасительной пещеры! То есть - результата.


Рефлексия:

- Какие ощущения, чувства были вам свойственны, когда вы путешествовали парами?

- Что вызвало затруднения? Что порадовало?

- Какое из препятствий оказалось самым сложным? Какое, - самым лёгким?


Ребята отвечают по желанию (или все, или 1-2)


Вы поняли, как трудно вдвоём достичь результата. И только взаимная поддержка помогут добиться желаемого и преодолеть трудности.

А представьте, что нужно решить проблему в короткое время, и не только одному, но и вдвоём уже не справиться, нужно взаимодействовать в команде… ? Давайте попробуем сделать эскиз-проект Вавилонской башни.


Вавило́нская ба́шня - легендарная башня, которой посвящено библейское предание. Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город, названный Вавилоном, и башню до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Мы наоборот попробуем построить такую Вавилонскую башню - чтобы найти общий язык


Упражнение «Вавилонская башня»


Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» - листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» - это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

Заготовленный контур башни можно расположить на полу, на столе - со свободным подходом всей группы.


Рефлексия:

- Какие ощущения, чувства были вам свойственны, когда вы все вместе рисовали один рисунок?

- Что вызвало затруднение в обще работе?

- Можно ли было сделать рисунок быстрее? Красивее?


Ребята отвечают по желанию (или все, или 1-2)


У вас получилась замечательная Вавилонская башня, хотя вы все выполняли разные задания. Вы, наверное, поняли, насколько трудно идти вместе к одной цели, но если правильно распределить обязанности, то можно быстро достичь результата.


Завершение работы (5 мин)

Обобщение полученных знаний.

- Что нового мы узнали на занятии?

- Что необходимо, для эффективного взаимодействия в коллективе?

- Как конструктивно выстраивать отношения друг с другом?


Большое спасибо всем. А напоследок - притча.


На слайдах - изображения по притче.


Человек и муравьи

1 слайд

Как-то раз человек увидел трудолюбивых муравьёв, которые строили свой муравейник. Строительство шло активно, муравейник рос буквально на глазах, поднимаясь всё выше и выше.

Человек был в полном восторге от того, как слаженно была организована работа огромной команды: пока один муравей тащил соломинку, другой расчищал первому путь, третий - нёс воду, четвёртый - добывал еду, а пятый - строил стену их большого дома…


2 слайд

Человек воскликнул:

- Муравьи, какие же вы молодцы!

- Мы это знаем, - ответили муравьи. - А кто ты?

- Я - человек, - ответил тот. - Разумное существо!

- Вы похожи на нас? - спросили муравьи.

3 слайд

- Немного. Мы, люди, познали законы природы, достигли дна океана, высадились на Луну, строим дома и даже целые города.

4 слайд

- Тогда вы тоже достойны похвалы! - воскликнули муравьи. - Но, человек, если ты такой разумный, почему вместо того, чтобы заниматься чем-то полезным, сидишь здесь и беседуешь с муравьями?
5 слайд


Вожатый:


- Так что же мы с вами здесь сидим? Пора браться за конкретные дела! Надеюсь, теперь мы с вами лучше будем понимать друг друга, и быстрее и качественнее будем решать не только наши проблемы но и помогать окружающему миру!





Используемая литература и Интернет-источники:


  1. Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом / авт.-сост. Г.С.Чеснокова и др. - Волгоград: Учитель, 2009. - 168с.

  2. Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации /авт.- сост. О.Н.Рудякова. - Волгоград: Учитель, 2011. - 151 с.

  3. Краткий психологический словарь. Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского - сборник, Москва, 1985

  4. psylib.org.ua/books/petya01/txt11.htm Основы теоретической психологии.



© 2010-2022