Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Раздел Дополнительное образование
Класс 13 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное дошкольноеПрограмма дополнительного образования Чудо мастерская

образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка» общеразвивающего вида»

Заинского муниципального района

Республики Татарстан



Программа

по художественно-эстетическому направлению "Чудо мастерская"

Воспитатель

Каштанова Елена Витальевна

Срок реализации программы 1 год

Возраст для обучения 5-7 лет

Утверждена

Педагогическим советом

МБДОУ «Детский сад «Рябинка»

от 29.05.2015 Протокол № 5

Заведующий:________Г.Н. Сабарова



г.Заинск

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Содержание программы

1. Целевой раздел:

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цель и задачи программы

1.3. Педагогические принципы

1.4. Психологическое обеспечение программы

1.5. Методические указания:

1.6. Планируемые результаты освоения программы

2. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

2.2. Учебно - тематический план к рабочей программе «Чудо мастерская».

2.3. Разделы программы.

- Работа с засушенными листьями

- Поделки из овощей

- Работа с крупой

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

2.4. Календарно - тематическое планирование программы «Чудо мастерская»

2.5.Основные принципы работы с родителями.

3. Организационный раздел

3.1. Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.2. Режим организации занятий

3.3. Кадровый потенциал

3.4. Список используемой литературы





«Истоки творческих способностей
и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами: чем больше мастерства
в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Сухомлинский В.А.

  1. Целевой раздел

    1. Пояснительная записка

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Работа с природным материалом помогает развивать воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природного материала, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относится к окружающей среде. Конструирование из природного материала вводит детей в удивительный мир живой природы.

Любая работа с природным материалом: поделки из шишек, орехов или листьев - не только увлекательна, но и познавательна. Природа дает возможность ребенку развивать собственные творческие способности, он приобщается к эстетическому восприятию.

Общение ребенка с природой пробуждает и развивает самые добрые чувства и переживания. Природа сказочна и богата. В любое время года она открывает свою красоту по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Задача взрослого - научить ребенка замечать эту красоту, воспитать желание сохранить ее. Неоценимым помощником в этом станет знакомство с природным материалом, разнообразным, красочным и побуждающим к созданию необыкновенных поделок, игрушек, сказочных композиций.

В процессе сбора природного материала и знакомства с ним закладываются основы экологического воспитания. Если нужны листья, желуди и шишки - собираем их с земли, если необходима березовая кора - найдем поваленное дерево, не причиним вред живой природе. Так, шаг за шагом, дети начинают понимать роль человека в сохранении природы.

Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения - это объяснение нового материала, информация познавательного характера, общие сведения о предмете изготовления. Практические работы включают изготовление, оформление поделок, отчет о проделанной работе. Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе, развить навыки самоконтроля. Подведение итогов осуществляется в виде презентации с фотографиями работ, проведение выставок, участие в различных конкурсах.

Занятия в кружке заинтересовывают и увлекают ребят своей необычностью, возможностью применять выдумку, фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий, творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать, учатся постигать технику, секреты народных мастеров. А это в конечном итоге способствует художественно-​творческому развитию дошкольников, формированию желания заниматься интересным и полезным трудом.

В программу «Чудо мастерская» входит ряд разделов

- Работа с засушенными листьями

- Поделки из овощей

- Работа с крупой

- Работа с природным материалом

- Работа с бросовым материалом

В начале года проводятся ознакомительные занятия для детей с целью формирования интереса к изготовлению поделок из различных материалов. В конце учебного года проводится выставка детских работ с целью подведения итогов реализации программы.

1.2. Цель программы:

- формирование художественно-​творческих способностей обучающихся путём создания условий для самореализации личности;

- развитие самостоятельности анализа и мышления;

- воспитание любви и уважения к своему труду и труду взрослого человека, любви к родному краю и себе.

Цели будут достигнуты при условии «Я хочу это сделать сам».

Задачи программы:

- Обогащение и систематизация знаний детей об окружающей нас флоре;

- обучить конкретным трудовым навыкам;
- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;
- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
- формировать эстетический, художественный вкус;
- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность, воображение;
- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;

- формировать элементы экологического сознания и культуры, желания бережно и заботливо относиться к окружающему нас миру;

- формировать патриотические чувства, любви к родному краю, желание гордиться своей малой Родиной.

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- воспитывать нравственные качества детей;
- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

1.3. Педагогические принципы:

- принцип природосообразности, один из самых старых педагогических принципов: в процессе обучения следует опираться на возраст и потенциальные возможности учащихся, зоны их ближайшего развития

- принцип гуманизации, суть которого состоит в том, что сам педагогический процесс строится на полном признании гражданских прав детей. Этот принцип ставит воспитателя и ребенка на одну ступень - ребенок заслуживает такого же уважения, как и педагог;

- принцип целостности, проявляющийся в наличии единства и взаимосвязи всех компонентов педагогического процесса;

- принцип культуросообразности - заключается в использовании в воспитании тех культурологических особенностей, которые свойственны данной среде.

1.4. Психологическое обеспечение программы.

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;

- формирование умений учащихся по данному виду обучения;

- применение индивидуальных и групповых форм обучения.

1.5. Методические указания.

В каждом разделе основное внимание уделяется рабочему месту, технике безопасности при работе с теми или иными инструментами, используемыми при изготовлении изделий.

Основные формы и методы работы.

Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности. Особое место в программе занимают следующие формы и методы обучения: репродуктивный (воспроизводящий); объяснительно - иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); частично-​ поисковый; практический.

В проведении занятий используются как индивидуальные, так и групповые и коллективные формы работы.

1.6. Ожидаемые результаты.

Высокая степень интереса дошкольников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-​прикладного творчества. Использование поделок-​сувениров в качестве подарков.; оформление зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.

Знания и умения, которые должны быть получены обучающимися по окончании программы

Должны знать

  1. Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда.

  2. Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование, применение и доступные способы обработки.

  3. Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами.

  4. Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.

  5. Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.

  6. Технологию выполнения изделий в технике аппликации.

  7. Приемы оформления работы в рамку; приемы изготовления паспарту.

Должны уметь:

  1. Правильно организовать свое рабочее место.

  2. Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на практике.

  3. Выполнять правила техники безопасности.

  4. Приобрести навыки работы по изготовлению поделок из природного, бросового и др. материалов.

  5. Соблюдать последовательность работ при выполнении аппликации.

  6. Выполнять самостоятельно изученные изделия в технике аппликации.

  7. Работать по шаблону.

  8. Изготавливать разные игрушки и сувениры.

  9. Выполнять работы самостоятельно согласно технологии, используя умения и навыки, полученные по предмету.

  10. Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность.

II. Содержательный раздел

2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях

Содержание Программы включает различные виды деятельности совокупность, которых обеспечивает разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в образовательных областях:

  • социально-коммуникативное развитие;

  • познавательное развитие;

  • речевое развитие;

  • художественно-эстетическое развитие;

  • физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к природе и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в социуме, природе.

Цель:

позитивная социализация детей дошкольного возраста, приобщение детей к социокультурным нормам, общества и государства.

Задачи:

  1. Воспитывать любовь к малой Родине, учить гордиться достижениями своей страны

  2. Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано.

  3. Знакомить с наиболее экономными приемами работы.

  4. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

  5. Формировать умение самостоятельно делать игрушки для сюжетно-ролевых игр, сувениры для родителей, сотрудников детского сада, украшения на елку.

  6. Привлекать детей к изготовлению пособий для занятий и самостоятельной деятельности (коробки, счетный материал), ремонту книг, настольно-печатных игр. Закреплять умение экономно и рационально расходовать материалы.

  7. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений. Подводить к оценке результата своей работе.

  8. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость, Учить бережно относиться к тому, что сделано руками человека.

Работа с природным материалом.

  1. Закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из желудей, шишек, косточек, травы, веток, корней и других материалов.

  2. Передавать выразительность образа, создавать общие композиции.

Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

  1. Расширять представления детей о труде взрослых, о значении их труда взрослых для общества.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, о планете Земля, как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии природы.

Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.

Задачи:

  1. Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Совершенствовать координацию руки и глаза;

  1. продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

  2. Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

  3. Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету;

  4. выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

  5. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую).

  6. В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

  7. Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

  8. Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.

  9. Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды.

  10. Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).

  11. Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Цель: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Задачи:

  1. Овладение речью как средством общения и культуры;

  2. Обогащение активного словаря;

  3. Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

  4. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

  5. Развитие интонационной культуры речи, фонематического слуха;

  6. Развитие речевого творчества;

  7. Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;

  8. Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.

  1. Формировать у детей устойчивый интерес к разным видам изобразительной деятельности.

  2. Продолжать развивать образное эстетическое восприятие, образные представления, формировать эстетические суждения; учить аргументировано и развернуто оценивать изображение, созданное как самим ребенком, так и его сверстниками.

  3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира, произведениям искусства, к художественно-творческой деятельности.

  4. Воспитывать самостоятельность: учить активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения в рисовании, лепке и аппликации, используя выразительные средства.

  5. развивать аналитические способности, умение сравнивать предметы между собой, выделять особенности каждого предмета; совершенствовать умения изображать предметы, передавая их форму, величину, строение, пропорции, цвет, композицию.

  6. Продолжать развивать коллективное творчество, содействовать эмоциональному общению во время деятельности

  7. Формировать чувства цвета, его гармонии, симметрии, формы, ритма.

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие физических качеств; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию мелкой моторики обеих рук. Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Цель

  • гармоничное физическое развитие

  • формирование основ здорового образа жизни

Задачи:

  1. Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности;

  2. Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию;

  3. Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения;

2.2 Учебно - тематический план к рабочей программе «Чудо мастерская»

№п/п

Название разделов

Количество часов

всего

теор.

практ.

1

Вводное занятие.

1

1

0

2

Работа с засушенными листьями

13

1

12

3

Поделки из яичной скорлупы

13

1

12

4

Работа с крупой

13

1

12

5

Работа с природным материалом

13

1

12

6

Работа с бросовым материалом

13

1

12

7

Оформление выставок

6

6

2.3. Разделы программы.

1. Вводное занятие (1 час) Общие сведения о творческом объединении, об организации работы коллектива, о технике безопасного труда при работе с различными инструментами, о программе на предстоящий учебный год. (см. приложение №1)

2. Практическая работа с засушенными листьями (13 часов)

  • Осеннее дерево (см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр14-15);

  • Мышка (см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 6);

  • Кошка(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 7);

  • Петушок(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 8-9);

  • Улитка и стрекоза(см. И.А. Лыкова «Лесные поделки»);

  • Лес на берегу реки (см. И.А. Лыкова «Лесные поделки»);

  • Лягушенок(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр1);

  • На южных берегах (см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр16-17);

  • В аквариуме(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 10-11);

  • Бабочка(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 2-3);

  • Ёжик(см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр 4-5);

  • Веселый портрет (см. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» стр12-13).

Тема для бесед: «Зачем растениям листья? Почему осенью листья разноцветные?» (См К. Люцис «Растительный мир», Москва «Русское энциклопедическое товарищество» 2004г. стр12с).

3. Поделки из яичной скорлупы (13 часов)

  • Зайчик (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 2);

  • Лесовичок (см Веселые уроки «Игрушки из леса»);

  • Кораблик (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 4);

  • Корзина с цветами (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 6) - 2 занятия;

  • Забавная коровка (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 8);

  • Мальчик и девочка (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 10-11) - 2 занятия;

  • Рыбка (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 12);

  • Тигренок (см В.Б. Зайцева «Поделки из яичной скорлупы» стр 14);

  • Дружная стайка (см. И.А. Лыкова «Подарки от курочки Рябы») - 2 занятия;

  • Тема для бесед: «Шедевры миниатюрной живописи» (см. И.А. Лыкова «Подарки от курочки Рябы»).

4. Работа с крупой (13 часов)

  • Рамки для фотографий (см. сайт svoimi-rukamy.com) - 2 занятия;

  • Коврик для игрушек (см. сайт stranamasterov.ru) - 2 занятия;

  • Подсолнухи (см. сайт stranamasterov.ru) - 2 занятия;

  • Пейзажи (см. сайт stranamasterov.ru) - 3 занятия;

  • Чайный сервиз (см. сайт stranamasterov.ru) - 3 занятия;

Тема для бесед: «Как растения предсказывают погоду? Где больше всего витамино?» (см.К Люцис «Растительный мир», Москва «Русское энциклопедическое товарищество» 2004г. - 64с.).

5. Работа с природным материалом (13 часов)

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

  • Петушок (с использованием шишек, листьев, веточек. См. И.А. Лыкова «Лесные поделки»);

  • Гусеница (желуди. См. И.В. Новикова, Л.В. Базулина «100 поделок из природного материала» стр 65);

  • Цапля (шишки, веточки. См. . И.А. Лыкова «Лесные поделки»);

  • Олень (шишки, веточки. См Л. Грушина «Шишки и орешки»);

  • Новогодняя ёлка и дед Мороз (шишки. См. И.В. Новикова, Л.В. Базулина «100 поделок из природного материала» стр38) - 2 занятия;

  • Ёжик (шишки, веточки. См Л. Грушина «Шишки и орешки»);

  • Веселые человечки (жёлуди, шишки. См Веселые уроки «Игрушки из леса») -2 занятия;

  • Белка (шишки, веточки. См Л. Грушина «Шишки и орешки»);

  • Хитрая лиса (шишки, веточки. См. . И.А. Лыкова «Лесные поделки») - 2 занятия;

Темы для бесед: «Подарки леса». (См. И.В. Новикова, Л.В. Базулина «100 поделок из природного материала» стр 4-7.

6. Работа с бросовым материалом (13 час)

Практически каждый день мы выбрасываем пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковки от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, газеты, бутылочные пробки, фантики от конфет и т.д. И вряд ли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной детской поделки или увлекательной игрушки. Ненужные вещи, от которых мы стремимся избавиться как можно скорее, несут в себе множество возможностей для такого творчества.

Работа с такими материалами способствует развитию конструкторской деятельности детей. С помощью различных инструментов они учатся обрабатывать и соединять детали из различных материалов, узнают их свойства, что содействует развитию их воображения, техническим навыков. Работа с разного рода материалами расширяет круг знаний детей об окружающем мире.

  • Изготовление подставки для карандашей из пластиковой бутылки. (См сайт MillionPodarkov.ru);

  • Изготовление корзинки из пластиковой бутылки. (См. сайт MillionPodarkov.ru);

  • Изготовление летней сумки из пластиковой бутылки (См. сайт MillionPodarkov.ru);

  • Изготовление коврика для ванной комнаты из целлофановых пакетов. (См. сайт MillionPodarkov.ru);

  • Деревенский мотив (Соленое тесто. См. «Поделки из соленого теста» стр16-17) - 2 занятия;

  • Оформление картины из яичной скорлупой (см. И.А. Лыкова «Подарки от курочки Рябы») - 2 занятия;

  • Кот и кошечка (Соленое тесто. См. «Поделки из соленого теста» стр16-17) - 2 занятия;

  • Работа по замыслу обучающихся. - 2 занятия;

  • Темы для бесед: «Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…» см приложение №2.

Оформление выставок:

«Осенний вернисаж»

«Новогодние поделки»

«Наше творчество»

2.4. Календарно - тематическое планирование программы «Чудо мастерская» (2 часа в неделю, всего 72 часа)

№ п/п

дата

Тема занятия

Техника

Кол-​во часов

1. Введение (1 занятие - 1 час)

1

Вводное занятие. Техника безопасности на занятиях.

Беседа

1

2. Работа с засушенными листьями (13 часов)

1.

Осеннее дерево

Аппликация, лепка

1

2.

Мышка

Аппликация

1

3.

Кошка

Аппликация

1

4.

Петушок

Аппликация, вырезание

1

5.

Улитка и стрекоза

Аппликация

1

6.

Лес на берегу реки

Аппликация

1

7.

Лягушонок

Аппликация

1

8.

На южных берегах

Моделирование, аппликация, вырезание

1

9.

В аквариуме

Аппликация

1

10

Бабочка

Аппликация

1

11

Ёжик

Аппликация

1

12

Веселый портрет

Аппликация

1

Тема для бесед: «Зачем растениям листья? Почему осенью листья разноцветные?»

Беседа

1

3. Поделки из яичной скорлупы (13 часов)

1

Зайчик

Конструирование, аппликация

1

2

Лесовичок

Конструирование, аппликация

1

3

Кораблик

Конструирование, аппликация

1

4

Корзина с цветами

Конструирование, аппликация

2

5

Забавная коровка

Конструирование, аппликация

1

6

Мальчик и девочка

Конструирование, аппликация

2

7

Рыбка

Конструирование, аппликация

1

8

Тигренок

Конструирование, аппликация

1

9

Дружная стайка

Конструирование, аппликация

2

10

«Шедевры миниатюрной живописи»

Беседа

1

4. Работа с крупой (13 часов)

1

Рамки для фотографий

Аппликация, вырезание

2

2

Коврик для игрушек

Аппликация, вырезание

2

3

Подсолнухи

Аппликация

2

4

Пейзажи

Аппликация

3

5

Чайный сервиз

Аппликация

3

6

Тема для бесед: «Как растения предсказывают погоду, где больше всего витаминов…»

Беседа

1

5. Работа с природным материалом (13 часов)

1

Петушок (с использованием шишек, листьев, веточек)

Аппликация

1

2

Гусеница (желуди)

Аппликация

1

3

Цапля (шишки, веточки)

Конструирование

1

4

Олень (шишки, веточки)

Конструирование

1

5

Новогодняя ёлка и дед Мороз(шишки)

Конструирование

2

6

Ёжик (шишки)

Конструирование

1

7

Веселые человечки (жёлуди, шишки)

Конструирование

2

8

Белка (шишки, веточки)

Конструирование

1

9

Хитрая лиса

Конструирование

2

8

Темы для бесед: «Подарки леса».

Беседа

1

6. Работа с бросовым материалом. (13 часов )

1

Изготовление подставки для карандашей из пластиковой бутылки.

Конструирование

1

2

Изготовление корзинки из пластиковой бутылки.

Конструирование

1

3

Изготовление летней сумки из пластиковой бутылки

Конструирование

1

4

Изготовление коврика для ванной комнаты из целлофановых пакетов.

Аппликация

1

5

Деревенский мотив (соленое тесто)

Лепка

2

6

Оформление картины яичной скорлупой

Аппликация

2

7

Кот и кошечка (соленое тесто)

Лепка

2

8

Работа по замыслу учащихся.

По замыслу

2

9

Темы для бесед: «Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…».

Конструирование,вязание

1

Выставки

1

Осенний вернисаж»

2

2

«Новогодние поделки»

2

3

«Наше творчество»

2

Итого:

72

Итого 72 часа

2.5.Основные принципы работы с родителями

  • Принцип активности и сознательности - участие родителей в работе над программой «Чудо мастерская»

  • Принцип открытости и доверия - предоставление каждому родителю возможности знать и видеть, как развиваются дети;

  • Принцип сотрудничества - общение «на равных»; совместная деятельность, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения;

  • Принцип согласованного взаимодействия - возможность высказывать друг другу свои соображения о тех или иных проблемах;

  • Принцип воздействия на семью через ребенка - если жизнь в творческом объединении эмоционально насыщена, комфортна, содержательна, то ребенок обязательно поделится впечатлениями с родителями.

Основные направления в работе с родителями:

  • Организационно-посредническое (вовлечение родителей в образовательный процесс программы);

  • Информационно-просветительское;

  • Организационно-педагогическое (вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность, участие в мероприятиях, оказание посильной помощи творческому объединению, помощь в заготовке природного и бросового материалов).

III. Организационный раздел

3.1 Материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Условия реализации программы

Чтобы успешно обучить детей педагог, прежде всего сам, должен владеть необходимыми, знаниями, умениями и навыками изготовления разнообразных доступных и посильных для детей данного возраста изделий, имеющих практическую значимость.

Помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения дошкольного образования и оборудовано необходимым количеством мест для обучающихся.

До начала занятий и после их окончания осуществляется проветривание помещения.

В наличие имеются разные материалы и инструменты, необходимые для работы.

В процессе обучения дети и педагог строго соблюдают правила техники безопасности труда.

Информационно-методическое обеспечение

Программно-методическое обеспечение соответствует программе «Чудо мастерская», разработанной в соответствии с ФГОС, требованиями СанПиН и возрастными особенностями контингента воспитанников.

3.2. Режим организации занятий

Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Продолжительность обучения 1 год. Учебная группа состоит из 10 - 15 детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю во вторую половину дня, продолжительность занятий 30 минут.

3.3. Кадровый потенциал

Программу разработал воспитатель Каштанова Елена Витальевна имеет высшее образование. Педагогический стаж 22 года.


3.4. Список используемой литературы


  1. Т.И. Бобкова, В.Б.Красносельская, Н.Н. Прудыус, «Художественное развитие детей 6-7 лет»; Издательство «ТЦ СФЕРА», 2014 г.- 112 с.;

  2. Л.В. Базулина, И.В. Новикова, «100 поделок из природных материалов», Ярославль «Академия развития», 2004г. -159с.;

  3. А.И. Иванова, «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду», Москва «ТЦ СФЕРА» 2007г. - 55с.

  4. Т. Давыдова, «Игрушки из леса», Москва ООО «Стрекоза», 2008г. - 10с.

  5. Анна Ллимос, «Глина чудесные поделки», «Клуб семейного досуга» 2006г. - 32с.

  6. Анна Ллимос, «Пластик чудесные поделки», «Клуб семейного досуга» 2006г. - 32с.

  7. К Люцис «Растительный мир», Москва «Русское энциклопедическое товарищество» 2004г. - 64с.

  8. Анна Ллимос, «Картон чудесные поделки», «Клуб семейного досуга» 2006г. - 32с.

  9. Анна Ллимос, «Пластилин чудесные поделки», «Клуб семейного досуга» 2006г. - 32с.

  10. И.А. Лыкова «Лесные поделки», г.Можайск , издательский дом «Карапуз» 2003г. - 82с.

  11. Генри Эйнар, «Мир леса», Москва, перевод на русский язык издальство «Махаон» 2006г. - 127с.

  12. Н.А. Рыжова «Деревья от Акации до Ясеня», Москва ООО «Карапуз - дидактика» 2006г. - 191с.

  13. Н.А. Рыжова «Что у нас под ногами», Москва ООО «Карапуз - дидактика» 2006г. - 223 с.

  14. А.Диброва «Поделки из соленого теста», Харьков «Клуб семейного досуга» 2011г. - 62с.

  15. В.Б. Зайцев «Поделки из яичной скорлупы», Москва ООО «РИПОЛ классик» 2012г. - 16с.

  16. Л. Грушина «Шишки и орешки» «Мастерилка №7», Москва издательский дом «Карапуз» 2011г.

  17. И.А. Лыкова «Листопад в ладошках» «Мастерилка №8», Москва издательский дом «Карапуз» 2009г.

  18. И.А. Лыкова «Подарки от курочки Рябы» «Мастерилка №3», Москва издательский дом «Карапуз» 2011г.

  19. И.А. Лыкова «Старичек - лесовичек» «Мастерилка №8», Москва издательский дом «Карапуз» 2011г.

  20. Л.В. Грушина «Ручные перчатки» «Мастерилка №11», Москва издательский дом «Карапуз» 2011г.

Приложение №1

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Инструкции по технике безопасности



Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила подготовки рабочего места перед началом урокаПрограмма дополнительного образования Чудо мастерская

1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.

2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для изделий.

3. Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.

Правила уборки своего рабочего места

1. Положи изделие, выполненное на уроке, в коробку для изделий.

2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.

3. После работы с пластилином почисти стекой рабочую доску, крышку парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин - грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.

4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.

5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.

6. Сними рабочую одежду.

7. Все принадлежности убери.

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы с ножницами


1. Соблюдай порядок на своем рабочем месте.

2. Перед работой проверь исправность инструментов.

3. Не работай ножницами с ослабленным креплением.

4. Работай только исправным инструментом: хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

5. Работай ножницами только на своем рабочем месте.

6. Следи за движением лезвий во время работы.

7. Ножницы клади кольцами к себе.

8. Подавай ножницы кольцами вперед.

9. Не оставляй ножницы открытыми.

10. Храни ножницы в чехле лезвиями вниз.

11. Не играй с ножницами, не подноси ножницы к лицу.

12. Используй ножницы по назначению.


Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы с канцелярским ножом


1. Выдвигай небольшую часть лезвия.

2. Работай канцелярским ножом на рабочей доске.

3. Выполняя разрезы, крепко держи нож одной рукой, а второй - материал с которым работаешь.

4. В случае, когда нож находится в нерабочем состоянии, лезвие должно быть спрятано внутрь.

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы с клеем


1. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

2. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

3. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.

4. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы с пластилином

1. Выбери для работы нужный цвет пластилина.

2. Отрежь стекой нужное количество пластилина.

3. Согрей кусочек пластилина теплом своих рук, чтобы он стал мягким.

4. По окончанию работы хорошо вытри руки сухой мягкой тряпочкой и только потом вымой их с мылом.

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы со швейной иглой

1. Храни иглу всегда в игольнице.

2. Не оставляй иглу на рабочем месте без нитки.

3. Передавай иглу только в игольнице и с ниткой.

4. Не бери иглу в рот и не играй с иглой.

5. Не втыкай иглу в одежду.

6. До и после работы проверь количество игл.

7. Храни игольницу с иголками только в одном и том же месте.

8. Не отвлекайся во время работы с иглой.Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Правила безопасной работы с шилом

1. Храни инструмент в безопасном месте.

2. Работай шилом только на подкладной доске.

3. Делай прокол, вращая ручку шила вправо и влево.

4. Будь внимателен! Не порань руку, держащую картон или любой другой материал.

5. После работы убери шило в коробку.



Приложение №2

«Беседа о мусоре и о том, что можно сделать, что бы мусора стало меньше…»

по программе Н.А.Рыжовой

«Наш дом - природа»

Составила Каштанова Е.В.

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Рябинка»

Цель:

  • Дать детям представление о проблеме мусора в городах.

  • Рассказать о вреде свалок для природы и человека. Приучать детей к ответственному отношению к природе.

  • Донести до ребят важность этой проблемы и показать некоторые выходы из данной ситуации.

  • Предложить подумать над разрешением проблемы мусора силами ребят в д.с. и дома.

1. Вводная беседа.

- Наши города населяет огромное количество людей. Каждый день из каждой квартиры выбрасывается разный мусор. Куда девается этот мусор потом? (Его увозят специальные мусорные машины на свалку)

- С каждым днём горы мусора растут, воздух около них очень неприятный и даже вредный!!! Что же делать? (ответы детей)

- В некоторых странах этот мусор сортируется, т.е. разный мусор помещается в разные контейнеры. Давайте разберёмся, для чего это делается?!

- Ребята, что мы выбрасываем в мусорное ведро? (остатки пищи, очистки овощей и фруктов, целлофановые пакеты, коробочки из-под йогуртов и др. продуктов, пластиковые и стеклянные баночки и бутылки, сломанные игрушки, упаковки и др.)

- Уже давно люди научились использовать старую бумагу, металл и стекло. Существуют специальные места - пункты приёма вторсырья, где принимаются бумага, стеклотара и металл. Из бумаги - макулатуры - делают упаковочный материал, картон и другие нужные человеку вещи. Металл переплавляют и снова используют. Целые стеклянные банки и бутылки моют и пользуются ими вторично, а разбитые используют по-разному: переплавляют и делают разные стеклянные предметы или дробят и добавляют в строительные смеси.

- Но есть ещё пищевые отходы - это остатки пищи, очистки, испорченные продукты. Что делать с ними? (Если зарыть всё это в землю и подождать, пищевые отходы превратятся в почву. Жуки, червяки, вода, тепло позаботятся об этом.)

- У нас осталось огромное количество разных упаковок - коробочки, баночки, бутылки из пластика, старый пластилин, крышки и баночки из металла и т.д. Что же можно сделать с ними, что бы подарить ненужным предметам вторую жизнь? (Вспомнить об акциях: «Экологическая ёлка», «Птичья столовая», «Пасхальные яйца», «Макет Горной системы», «Макет Арктики», «Макет Антарктиды», «Макет Солнечной системы»….)

- Вот видите, как мы с вами помогли матушке - природе. Мы использовали много ненужных вещей, которые могли оказаться на свалке и сделали из них прекрасные поделки, кормушки для птиц и чудесные макеты. Мы молодцы!!!

- Итак, мусор сортируют по разным контейнерам для того, что бы было удобно. Контейнер с бумагой отвезут на завод по переработке бумаги, с металлом - на металлургический завод, стекло на стеклодувный завод, а пищевые отходы поместят в специальные компостные ямы. Остальной мусор сожгут на специальных заводах, в огромных печах, что бы как можно меньше мусора оказалось на земле. Хороший хозяин всегда заботится о чистоте в своём доме, а природа - наш общий дом!

2. Показ слайд - шоу.

- Сейчас я покажу вам, как люди придумали использовать сломанные вещи и разные упаковочные материалы второй раз. Дали мусору вторую жизнь!

Показ слайд - шоу. Рассматривание каждой фотографии.

Вопросы к детям:

- Что это?

- Из чего сделано?

- Вам нравится? Что ещё можно сделать из этого материала?

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Елочные игрушки из разовых стаканчиков

Программа дополнительного образования Чудо мастерская


Вешалки из сломанных вилок

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Вазы из старых велосипедных покрышек

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Подсвечник из старой вилки

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Клумба из старого, сломанного автомобиля

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Грядка из сломанной лодки

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Кресло из пробок

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Кресло из старых автомобильных шин и колёсиков от сломанного велосипеда

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Полочка из бутылок


Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Умывальники из старых автомобильных шин

Программа дополнительного образования Чудо мастерская

Портрет мужчины, выполненный в технике мозаика из крышек.

- Вот видите, ребята, как много красивых и нужных вещей можно придумать и сделать своими руками из старых, никому ненужных предметов. И природе мы поможем, ведь на свалке окажется намного меньше мусора, и полезные и красивые предметы сделаем, и деньги не потратим. А самое главное, мы создадим красоту своими руками и другого такого же предмета не найдёшь во всём белом свете!!!!

Вывод:

- Сегодня мы с вами узнали о том, как можно использовать мусор второй раз.

О том, как вредит мусор природе и человеку. Каждый человек на Земле, который любит нашу планету, природу, наш общий дом, постарается быть настоящим хозяином - заботливым, аккуратным, внимательным!

«Планета - общий дом!

Нам жить в одном кругу,

Идти в одном строю,

Летать в одном полёте!

Давайте сохраним ромашку на лугу,

Кувшинку на реке и клюкву на болоте!»



© 2010-2022