Социальная адаптация детей из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей посредством сценической деятельности

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Социальная адаптация учащихся (детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) средствами сценического искусства.


« Ничто вообще не бывает совершенным с самого начала,

но всё, что имело начало, может со временем

совершенствоваться…»


В настоящее время, к сожалению, всё большее количество учащихся, поступающих в наше училище, являются детьми сиротами или детьми, оставшимися без попечения родителей. Особенностью таких детей является искажённое представление о духовных и нравственных ценностях, культуре поведения вследствие неполноценного семейного воспитания. У них отсутствуют интеллектуальные потребности, присущи повышенная агрессивность, тревожность. Потому, чаще всего такие дети некоммуникабельны, негативно настроены к окружающим и к себе, т.е. с заниженной самооценкой. Но при этом проявляют способности и, даже, таланты в некоторых сферах какого-либо искусства. В частности - сценического.

Воспитательный процесс в училище ведётся по нескольким направлениям:

  • Гражданско-патриотическое воспитание

  • Духовно-нравственное воспитание

  • Эстетическое воспитание

  • Экологическое воспитание

По каждому направлению проводятся различные мероприятия. Поэтому сценическое искусство (театр, песня, декламация, танец и т.д.) непосредственно участвует во всех воспитательных процессах.

Мероприятия бывают разные: торжественные вечера и вечера досуга, концерты и театрализованные представления. Очень важно, чтобы каждому учащемуся нашлось место для проявления своих талантов, способностей, увлечений. У меня занимаются и такие учащиеся, которые в силу своей замкнутости или скромности никогда не решатся выйти на сцену, но с удовольствием принимают участие в подготовке к мероприятию по части оформления сцены и зала, в подготовке костюмов и т.п..

Каждый участник сценического действа вносит свой вклад, понимая, что и от его усилий зависит общий успех. Разнообразие постановочных задач (сценических, актёрских, исполнительских, оформительских) даёт возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности.

Главной целью в привлечении учащихся к подготовке и участию в различных мероприятиях является гармоничное развитие цельной, разносторонне развитой личности посредством сценического искусства; преодоление психологических барьеров в общении и содействие саморазвитию личности средствами сценических выступлений.

Художественно-практическая деятельность в работе с нашими учащимися - основное средство развития личности и коррекции психофизиологических функций. Сюда относятся занятия музыкой, художественной речью, театром, ритмическим движением. В процессе обучения развиваются паралингвистические возможности ( мимика, жесты, пантомима), объём и концентрация внимания, а также чувство красоты. Использование в учебно-воспитательном процессе методов искусства помогают решать задачи в аспекте личных и социальных потребностей на протяжении всего периода обучения.

Специалистами выявлены и определены терапевтически- психосоматические возможности каждого вида искусства и способы их применения: музыка влияет на эмоциональные способности, поэзия - на развитие самосознания.

На занятиях мы используем упражнения дыхательной гимнастики, а также упражнения, снимающие локальную усталость, активизирующие движение, что позволяет постепенно устранять страхи, агрессивные состояния, разрешать внутренние и внешние психологические конфликты, осуществлять личностный рост, гармонизировать межличностные отношения. Важным результатом такой работы является социальная адаптация.

Особой строкой хочется сказать о том, что с моими учащимися я стараюсь говорить не только о сценическом искусстве, мы общаемся с ними на различные темы, которые волнуют их в данный момент, обсуждаем различные ситуации, сложившиеся в их жизни, иногда вместе ищем выход из какой-либо сложной или конфликтной ситуации. Я, как педагог, не стою над учащимися в начальственном положении, а нахожусь среди них. И учащиеся стали приходить ко мне на занятия не принудительно, а с желанием, т.к. они знают, что их здесь не только чему-то научат, но и выслушают, и помогут где словом, а где и делом.

В процессе своей работы я наблюдала и анализировала запросы и интересы учащихся, затем, на основании своих наблюдений и выводов я разработала программу занятий творческого объединения досуговой деятельности «Сцена». В неё входит изучение и практическое применение таких дисциплин, как сценарная композиция, основы актёрского мастерства, массовый танец, применение сюрпризных моментов и различных видов игр на мероприятиях, развитие вокальных данных, театральный грим, декорация и художественное оформление сцены. Некоторые учащиеся с удовольствием занимаются игрой на шумовых инструментах и даже увлекаются игрой на клавишном синтезаторе. Например, Володя Мочных за два дня разучил достаточно сложную пьесу и выступил с ней на концерте, посвящённом 8 марта.

Побуждением к активной творческой деятельности является эмоциональное стимулирование, которое включает в себя общественно-оценочный стимул. Очень много для ребят значит общественная оценка их сценической деятельности. После каждого мероприятия мы спрашиваем у тех, кто смотрел на наши действия из зала о том, какие они получили впечатления от нашей работы. Для нас важно мнение людей, которые наблюдали за нами со стороны, потому что, как гласит народная мудрость: со стороны всегда виднее. И мы можем анализировать свою работу, выслушав объективную точку зрения наших зрителей. Затем мы собираемся и обсуждаем всё, что происходило на сцене: что из запланированного нами получилось, а что - нет. Делаем выводы из обсуждения и в дальнейшем стараемся не допускать тех ошибок и недочётов, которые были нами допущены в данном мероприятии.

Оценкой работы учащихся на сцене являются общеучилищные мероприятия, участие в городских, региональных и областных мероприятиях. За год моей работы грамотами были награждены следующие учащиеся:

  • Юлия Пшеничникова, занявшая II место в региональном фестивале «Мы молодые хозяева земли» в номинации «Цирковое искусство» 2009 г.

  • Танцевальная группа «16+», занявшая II место в региональном фестивале «Мы молодые хозяева земли» в номинации «Хореография» 2009 г.

  • Роман Джалилов, занявший II место в региональном фестивале «Мы молодые хозяева земли» в номинации «Новая волна» за танец брейк 2009 г.

  • Максим Синьков за выступление в номинации «Мужской вокал» 2009 г.

  • Команда поискового отряда «ПИРС» за активное участие в областном слёте поисковых отрядов в 2009 и в 2010 годах. (В программу слёта включаются конкурсы «Золотой голос слёта» и «Визитная карточка», подготовка которых целиком зависит от меня).

  • Команда КВН ПУ № 11 «Зелёный город'ok» за участие в городском фестивале команд КВН в 2010 г.

  • Юлия Титова, Максим Синьков, Светлана Окончук, Светлана Шестопалова за участие в мероприятии, проводившемся в рамках городского библиотечного марафона в библиотеке ПУ № 11 «Любовь - волшебная страна» 2009 г.

За участие в общеучилищных мероприятиях мы тоже стараемся награждать учащихся грамотами, а также, в качестве дополнительного стимула поощрять учащихся премией.

Отметим, что по результатам работы в объединении сценической деятельности у большинства ребят повысилась самооценка, т.к., выступая на различных мероприятиях, они зарабатывают авторитет среди сверстников и педагогического коллектива. Учащиеся стали более коммуникабельными и любознательными, менее агрессивными. Возможно, что многое, что учащиеся изучали на занятиях, не пригодится им в жизни, но, в любом случае, эти занятия для многих из них станут стимулом к дальнейшему саморазвитию.

Положительным результатом своей работы могу считать и то, что один из выпускников - М. Синьков, окончив училище, ищет себя в творческой профессии педагога-организатора. Сейчас он работает вожатым в детском лагере отдыха. В планах - поступление в педагогический институт. А в училище Максим открылся только на втором курсе, когда начал выступать на училищных мероприятиях. Он частый участник наших мероприятий и сейчас.

Педагог-организатор ОГОУ НПО ПУ № 11 Артёмова В.В.


Май 2010 г.

Список литературы:

  • М. Костюнина «Из опыта работы с социальными сиротами» Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 6, 2003 г., М.

  • Е. Фатеева «Воспитание классного коллектива средствами театральной педагогики». Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 1 , 2001 г., М.

  • И. Емельянова «Роль праздников в воспитании детей» Научно-методический журнал «Классный руководитель» № 5, 2008 г., М.

  • В. Загрядская «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с множественными нарушениями развития» Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 9, 2007 г., М.


© 2010-2022