Рабочая программа объединения дополнительного образования Акварелька

Раздел Дополнительное образование
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

дополнительного образования детей


«Акварелька»

для детей младшего школьного возраста



Срок реализации 1 год



Тамбов,2015





Пояснительная записка

Художественная деятельность связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторона ми жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественное воспитание в состоянии решать настолько важные задачи, связанные с необходимостью гармонического развития личности, что место, отводимое ему в современной системе воспитания, не может быть второстепенным.

Содержание программного материала рассчитано на 1 год.

В группы принимаются все желающие, без специального отбора. В группе обучается 10-15 детей, занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.

В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

  1. Изобразительное искусство - одна из наиболее эмоциональных сфер деятельности детей. Работа с различными материалами в разных техниках расширяет круг возможностей ребенка, развивает пространственное воображение, конструкторские способности.

  2. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Все начинается с детства. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи программы:

Образовательные:

-познакомить детей с основными понятиями и базовыми геометрическими формами;

-сформировать начальные художественные знания, умения через различные изобразительные средства;

-познакомить с основными видами и жанрами изобразительного искусства;

-познакомить с ведущими элементами изобразительной грамоты;

-познакомить с основами цветоведения. композиции;

-познакомить с различными приемами работы карандашом, акварелью, гуашью, глиной, пластилином

Воспитательные:

-способствовать воспитанию:

- интереса к искусству;

-художественного вкуса;

-способности видеть красоту и гармонию и эстетически ее оценивать;

-доброты, сопереживания к окружающим

Развивающие:

-способствовать развитию:

-внимания, памяти, логического и абстрактного мышления, пространственного воображения, фантазии, глазомера, художественного вкуса;

-творческого мышления

Содержание программного материала подобрано с учетом возрастных, индивидуальных возможностей, способностей и уровня развития ребенка. Для развития самооценки и взаимооценки проводятся выставки в конце занятия, оценка собственных работ, коллективное обсуждение, коллективный отбор работ на итоговую выставку, изготовление коллективных композиций, изготовление изделия в рамках изучаемой темы (на выбор). Кроме того, содержание занятий предполагает развитие коммуникативных навыков у детей.

Содержание учебного материала предполагает, как теоретическую часть, которая в основном дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала, так и практическую (упражнение в усвоении различных техник).

Отдается предпочтение работе, носящей индивидуальный характер.

При выполнении коллективных заданий каждый ребенок выполняет «свою» часть работы. В этом случае на ребенка возлагается большая ответственность, так как от его мастерства зависит результат общей, коллективной работы. Коллективное выполнение работ - наиболее технологически эффективная форма организации занятий, так как при наименьших затратах сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Кроме того, коллективный способ содействует воспитанию общительности, дружеских взаимоотношений в коллективе, чувства взаимопомощи, а также способствует развитию организаторских качеств личности.

В образовательном процессе используются следующие методы контроля и самоконтроля:

- совместное обсуждение и оценка работ;

- защита работы или творческого проекта;

- самоанализ выполненного изделия;

- анализ изделия в паре педагог-воспитанник;

- коллективное планирование и распределение заданий при изготовлении коллективных работ.

В начале учебного года проводится диагностика уровня знаний, умений и навыков воспитанников, сохранности знаний, умений и навыков. В конце учебного года - итоговая аттестация по разработанным и апробированным методикам, которые позволяют определить уровень теоретической подготовки воспитанников, выявить степень сформированности практических умений и навыков детей, способностей, личностных качеств ребенка, а также соотнести их с прогнозируемым результатом образовательной программы.

Организационные условия реализации программы

Программа предназначена для детей 10-11 лет.

Продолжительность обучения- 34 часа.

Периодичность проведения занятий- 1 раз в неделю.

Продолжительность одного занятия - 1 час.

Норма наполнения групп - 10 детей.

Форма организации учебно - воспитательного процесса: групповая.

Методы и приемы обучения, используемые при реализации программы:

в обучении:

-словесный (беседа, рассказ, чтение);

-наглядный (наблюдение, изучение явлений, происходящей в окружающей среде);

- практический (постановка и проведение опытов, эксперимент).

в воспитании:

-методы организации деятельности и формирования художественного поведения(воспитывающие ситуации, художественные сказки);

-методы формирования сознания и личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример).

Материально- техническое оснащение программы

Творческая мастерская, стулья, мольберты, интерактивная доска, пластилин, наборы цветной бумаги, альбомы для детского творчества, краски гуашь, краски акварельные, фломастеры, кисти , ножницы для детского творчества, цветные и простые карандаши

Ожидаемые результаты освоения программы:

В результате освоения программы обучающиеся:

- получат возможность расширить и углубить изобразительные основы декоративных элементов;

- приобретут опыт правильного использования материалов и технические приемы оформления;

- познакомятся с названиями инструментов, приспособлений;

- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание, поверхности;

-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм.

В ходе реализации программы младшими школьниками осуществляется познание художественного разнообразия.

По окончании учебного года обучающиеся должны знать:

- название основных и составных цветов;

- основную терминологию: краски, палитра, композиция, художник, линия, орнамент; аппликация, симметрия, асимметрия, композиция, силуэт, пятно, рельеф, роспись, лепка, керамика;

- изобразительные основы декоративных элементов;

- материалы и технические приемы оформления;

- названия инструментов, приспособлений.

По окончании учебного года обучающиеся должны уметь:

-пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;

-полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;

-подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;

-моделировать художественно выразительные формы геометрических и растительных форм;

- пользоваться материалами;

- лепить игрушки на основе приемов дымковской игрушки;

- применять различные способы лепки: от целого куска, примазывание частей, заглаживание, поверхности.

Санитарно- гигиенические требования

Занятия должны проводиться в кабинете, соответствующем требованиям СанПиНа, пожарной безопасности, санитарным нормам. Кабинет должен хорошо освещаться и периодически проветриваться. Необходимо также наличие аптечки с медикаментами для оказания первой медицинской помощи.

Кадровое обеспечение программы: педагог, работающий по данной программе, должен иметь высшее или среднее специальное педагогическое образование, иметь дополнительное образование в форме курсов повышения квалификации в области дополнительного образования детей художественной направленности.

Учебно- тематический план

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Теория

Практика

1

Введение в образовательную программу.

1

0,5

0,5

1.1

Содержание программы. Начальная диагностика.

1

0,5

0,5

2

Золотая осень

12

6

6

2.1

Лето в произведениях художников

1

0,5

0,5

2.2

Красота летней и осенней природы русского леса

1

0,5

0,5

2.3

Многоцветие земли в произведениях художников

1

0,5

0,5

2.4

И снова осень к нам пришла

1

0,5

0,5

2.5

Выставка рисунков « Дары осени»

1

0,5

0,5

2.6

Украшение.

1

0,5

0,5

2.7

Узоры на вазе.

1

0,5

0,5

2.8

Форма в живописи и графике

1

0,5

0,5

2.9

Красота родной земли в произведениях графиков

1

0,5

0,5

2.10

Богатый урожай

1

0,5

0,5

2.11

Филимоновская игрушка

1

0,5

0,5

2.12

Готовимся к выставке

1

0,5

0,5

3

Зимняя сказка.

8

4

4

3.1

Мы рисуем сказочную птицу

1

0,5

0,5

3.2

Мы готовимся к рисованию сказки

1

0,5

0,5

3.3

Иллюстрирование рус. нар. сказки «Гуси-лебеди»

1

0,5

0,5

3.4

Изображение любимых домашних животных

1

0,5

0,5

3.5

Гжельская роспись

1

0,5

0,5

3.6

Чародейка-зима в произведениях художников

1

0,5

0,5

3.7

Готовимся к встрече сказки, в действительности - праздника Нового года

1

0,5

0,5

3.8

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья - зима!»

1

0,5

0,5

4

Русские картины

9

4,5

4,5

4.1

Белокаменные храмы на Руси

1

0,5

0,5

4.2

Зимний пейзаж в произведениях художников

1

0,5

0,5

4.3

Зимние развлечения с друзьями

1

0,5

0,5

4.4

Русские изразцы

1

0,5

0,5

4.5

Сказочная печь

1

0,5

0,5

4.6

Русские воины

1

0,5

1,5

4.7

Волшебный мир русского костюма

1

0,5

0,5

4.8

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

1

0,5

0,5

4.9

Выставка рисунков «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

1

0,5

0,5

5

Весенние деньки.

4

2

2

5.1

Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.

1

0,5

0,5

5.2

Праздничный салют

1

0,5

1,5

5.3

Цветы нашей Родины

1

0,5

0,5

5.4

Элементы растительного орнамента

1

0,5

0,5

Итого

34

17

17

Методическое обеспечение программы

№ п/п

Название раздела

Формы занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение

Формы подведения итогов

1.

Вводное занятие

Игра-путешествие

Словесные, наглядные, практические

Ватман, карандаш простой, кисти, краски (акварель, гуашь).

Самоанализ, фронтальный контроль.

2.

Основы художественной росписи

Занятие-практикум

Словесные, наглядные, практические

Краски, кисти, фломастеры, мелки, ватман, карандаш простой.

Устный опрос, практический контроль.

3.

Бумагопластика (аппликация)

Занятие-практикум

Разные виды бумаги, картона и ткани ножницы, клей, кисти.

Устный опрос, готовое изделие, взаимоанализ

4.

Декоративно-прикладное искусство (элементы занятий)

Бумага, кисти, краски (гуашь), ткань, краситель для ткани, резервирующий состав для ткани, природный материал.















Список литературы для педагогов



  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. М.,1999г.

  2. Аппликационные работы в начальных классах-М.,1990 г

  3. Боголюбов Н.С..Скульптура на занятиях в школьном кружке-М.,1986 г

4. Гагарина Б.Г. Конструирование из бумаги -Ташкент 1988 г. Т.С.

  1. Комарова Т. С. Обучение детей технике рисования - М.1976.

  2. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов.

  3. Сокольникова Н.М. Основы живописи .-Титул.,1996 г.

  4. Сокольникова Н.М Основы рисунка.-Титул.,1996 г.

  5. Сокольникова Н.М Основы композицииТитул.,1996 г.

  6. Журнал Народное творчество 1998 -2010 г.г.

  7. Журнал Юный художник . 1998 -2010 г.г



Литература для детей

1. Ручная работа 2007-2010.

  1. Рассказы о художниках, М.: Белый город 2009.

  2. Ладушки. Энциклопедия детского фольклора, М.: Белый город.2008.

  3. Я учусь рисовать. М.: из-во Олма пресс. 2006.

  4. Грушина Л.В. Открытка с сюрпризом Карапуз 2007.

  5. Лыкова И.А. Азбука лепки .Карапуз 2007

  6. Зорин Л.Н.Эстамп Астрель 2004.г..









Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Татановская средняя общеобразовательная школа»



«Утверждаю»

Директор школы ________/О. П. Илларионова/



Календарно-тематическое планирование

объединения дополнительного образования

«Акварелька»

на 2015-2016 учебный год

Руководитель: Рожнова А.А.

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечания


Золотая осень (12 часа)



1

Лето в произведениях художников

1




2

Красота летней и осенней природы русского леса

1




3

Многоцветие земли в произведениях художников

1




4

И снова осень к нам пришла

1




5

Выставка рисунков « Дары осени»

1




6

Украшение.

1




7

Узоры на вазе.

1




8

Форма в живописи и графике

1




9

Красота родной земли в произведениях графиков

1




10

Богатый урожай

1




11

Филимоновская игрушка

1




12

Готовимся к выставке

1




«Зимняя сказка»(8 часов)

13

Мы рисуем сказочную птицу

1




14

Мы готовимся к рисованию сказки

1




15

Иллюстрирование рус. нар. сказки «Гуси-лебеди»

1




16

Изображение любимых домашних животных

1




17

Гжельская роспись

1




18

Чародейка-зима в произведениях художников

1




19

Готовимся к встрече сказки, в действительности - праздника Нового года

1




20

Выставка рисунков «Здравствуй, гостья - зима!»

1




«Русские картины» (9 часов)

21

Белокаменные храмы на Руси

1




22

Зимний пейзаж в произведениях художников

1




23

Зимние развлечения с друзьями

1




24

Русские изразцы

1




25

Сказочная печь

1




26

Русские воины

1




27.

Волшебный мир русского костюма

1




28

Иллюстрация к сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»

1




29

Выставка рисунков «Здесь русский дух, здесь Русью пахнет…»

1




«Весенние деньки» (4 часа)

30

Тематическая композиция о весне. Весна разноцветная.

1




31

Праздничный салют

1




32

Цветы нашей Родины

1




33

Элементы растительного орнамента

1




34

Выставка рисунков.

1









© 2010-2022