Сценарий интеллектуальной игры Самый умный посвящённый Году литературы

Раздел Дополнительное образование
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЧАЩИХСЯ»









Интеллектуальная игра «Самый умный»

посвящённая Году литературы в России

Краевой конкурс методических разработок по развитию

технического творчества детей, обучающихся

в образовательных учреждениях края



Номинация: методическая разработка внеклассного мероприятия







Автор:

Качина Татьяна Владимировна

педагог дополнительного образования

почётный работник общего образования РФ

высшая квалификационная категория

г. Яровое, 2016

Аннотация

В данной методической разработке содержатся методические указания по проведению внеклассного мероприятия, сценарий интеллектуальной игры «Самый умный», а также вопросный материал, использованный во время проведения игры, презентация. Приложение включает в себя материалы для литературной паузы (стихотворение) и тест на знания школьной программы.

Цель написания методической разработки - организация и проведение интеллектуальной игры «Самый умный», посвящённой году литературы, которая позволит лучше узнать творческий и интеллектуальный потенциал учащихся.

Кроме этого, мероприятие направлено на:

  • расширение кругозора детей;

  • пробуждение у школьников интереса к литературному творчеству;

  • повторение и закрепление у учащихся знаний о содержании литературных произведений, биографических данных писателей в игровой форме;

По сложности заданий материал ориентирован на среднее и старшее звено школьников. В случае необходимости содержательная часть может быть адаптирована педагогом для уч-ся младшего звена. Форма проведения мероприятия приемлема для любого возраста.

В ходе игры дети показывают знания по данной теме, проявляют эрудицию, творческие и логические способности. Интеллектуальная игра «Самый умный» - одна из развивающих форм организации учебно-воспитательного процесса. Она является эффективным стимулятором познавательной деятельности учащихся, активизируя их учебную деятельность и способствуя занятости во внеурочное время.

Методическая разработка может быть полезна организаторам внеклассной работы школ, педагогам дополнительного образования, а также всем тем, кто интересуется развитием и современным состоянием интеллектуального движения школьников и молодежи.

Содержание



  1. Введение……………………………………………………………..

  2. Основная часть……………………………………………………….…

    1. Предварительная работа……………………………………...…

    2. Сценарий мероприятия…………………………………..….…..

      1. Первый раунд……………………………………………..…..

      2. Второй раунд ……………………………………………..….

      3. Третий раунд …………………………………………………

  1. Заключение…………………………………………………………..

  2. Список использованных источников………………………………

  3. Приложения………………………………………………………….

3

5

5

6

6

9

15

18

19

20



  1. Введение

«Чтение - вот лучшее учение», - утверждал А. С. Пушкин. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, развить потребность в чтении, в книге.

2015 год в России был объявлен Годом литературы - годом всемирной поддержки престижа чтения. Поэтому уже ставшую традиционной в нашем научном обществе учащихся «Поиск» интеллектуальную игру «Самый умный» я провела, посвятив её году литературы. За основу взят аналог телевизионной игры, которая идёт по каналу СТC, но немного изменены правила. Форма мероприятия позволила охватить максимальное количество детей - «блеснули своими знаниями» не избранные, а все ребята, которые входят в наше научное общество. Для этого в игру были включены все команды (индивидуальные группы), даже если в них будет неодинаковое число игроков. В итоге переходящий кубок «Мудрая сова» будет находиться в студии по праву, так как выиграет его вся команда.

Формой проведения игра выбрана не случайно, так как это признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра требует большой подготовки, как со стороны ведущего, так и со стороны обучающихся и их руководителей. Для успешного проведения игры необходимо предварительно сформировать команды и жюри, выдать командам домашние задания, продумать и подготовить вопросы, соответствующие поставленной тематике. Все задания разработаны на базе школьной программы.

Игру можно использовать не только куратору работы с одаренными детьми, но и учителям литературы в 5-7 классах. Презентация «Самый умный» готова к использованию и сделана с помощью гиперссылок, что помогает без труда переходить на любой слайд в соответствии с логикой игры.

Игра увлекательна, я думаю, каждый ученик с радостью захочет принять участие в ней.

Цель: Развитие общеинтеллектуальных умений с опорой на материал, предусмотренный школьной программой, направленных на формирование навыков саморазвития.

Задачи:

Воспитательная - воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений, биографии писателя исторической эпохи; воспитывать качества личности, которые помогут им быть конкурентоспособными в реализации жизненных приоритетов: воля, стремление к победе, умение работать в команде, воспитание уважения к сопернику, умение достойно проигрывать.

Развивающая - развивать познавательный интерес, логическое мышление, творческую активность учащихся, умение быстро и правильно отвечать на поставленные вопросы и аргументировано доказывать свои мысли.

Познавательная - знакомить с современными компьютерными технологиями, повышать интереса к творчеству великих русских классиков.

Актуальность: В современном мире, насыщенном информационными технологиями, резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка. Повсеместно проявляется культурологический нигилизм, пренебрежение к культурному и историческому наследию. Происходит переоценка ценностей, от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни. Отсюда следует необходимость приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература.

Новизна:

Новизна и особенность данной методической разработки состоит в структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность, как активных организаторов и участников всех интеллектуально-познавательных мероприятий путем совместной деятельности учащихся 5-8 классов.

  1. Основная часть

    1. Предварительная работа

  • каждой команде подготовить 2-3 слайда - краткие автобиографические данные и перечислить названия произведений русских классиков (выступл.3/);

  • прочесть отрывок из произведения этого писателя (по желанию);

  • подготовиться педагогу к литературной паузе (Приложение 1);

  • провести тестирование на знания школьной программы (Приложение 2);

  • ведущему подобрать вопросы, используя: интернет-ресурсы, учебники, справочники и другие источники.

Формирование жюри

В жюри можно включить представителей администрации центра, куратора комитета администрации по образованию, педагогов, родителей. Каждый конкурс члены жюри оценивают в баллах, исходя из объявленных условий. Оценки заносятся в оценочный лист и суммируются в конце игры. (Приложение 3)

Составление команд

Игру предлагается проводить в виде соревнования команд. Оптимальное число членов команд - 4 человека, включая капитана.

Зрителями являются все желающие ребята из объединений центра, педагоги, родители.

Место проведения: аудитория образовательного учреждения (кабинет молодёжного центра).

Оборудование и технические средства: учебная доска, компьютер, проектор, демонстрационный экран, рабочее место команд, рабочее место жюри, песочные часы на 1 минуту, колокольчик, карточки с цифрами 1,2,3 (для 1-го тура на каждый стол).


    1. Сценарий мероприятия

Добрый вечер! Мы приветствуем вас на интеллектуальной игре «Самый умный»!

Сегодня в этом зале собрались почитатели литературы. Кому же из вас удастся стать обладателем титула «Самый умный» и в чьей студии будет находиться кубок «Мудрая сова»? В игре принимают участие все индивидуальные группы входящие в НОУ «Поиск».

Представляю сегодняшних игроков!

      1. Первый раунд

Напоминаю правила: игра состоит из 3-х раундов, в первом из них к каждому вопросу предлагается 3 варианта ответов. И вам нужно выбрать из них единственно правильный. Для ответа на каждый вопрос у вас 10 секунд на размышление. Всего я задам вам 18 вопросов из области литературы.

Вопрос №1: Кто написал поэму " Руслан и Людмила"?

1. М.Ю. Лермонтов 2. А.С. Пушкин 3. Л.Н. Толстой

Вопрос №2: Кого выбрали, чтобы заменить куклу, наследнику в произведении Ю. Олеши «Три толстяка»?

1. Танцовщицу 2. Воспитанницу института благородных девиц 3. Бродяжку

Вопрос №3: Какое произведение было единственным творением Шота Руставели, прославившим его на века?

1. Мимино 2. Витязь в тигровой шкуре 3. Мцыри

Вопрос №4: Кем была мать Мальчиша-Кибальчиша из произведения А.Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»?

1. У него не было матери 2. Крестьянка 3. Бойцом Красной Армии

Вопрос №5: Как назывался город, в котором жил Незнайка, в книге Н.Носова?

1. Цветочный город 2. Солнечный город 3. Огуречный город

Вопрос №6: Какое доказательство того, что Маленький принц существовал на самом деле, привёл Антуан де Сент-Экзюпери в сказке «Маленький принц»?

1. Маленький принц прилетел с астероида Б-612, который был замечен в 1909 году одним турецким астрономом

2. Маленький принц хотел иметь барашка, а кто хочет барашка, тот уж конечно существует

3. У автора сохранились рисунки Маленького принца

Вопрос №7: Как А.Блок называл себя и своих современников?

1. «Мы - дети страшных лет России 2. «Мы - дети революций» 3. «Мы-дети сложных судеб»

Вопрос №8: Кто автор серии книг о Незнайке?

1. С. Маршак 2. Н. Носов 3. К. Чуковский

Вопрос №9 - фотовопрос: Кто изображён на портрете и чьей женой была эта дама?

1. Гончарова Н.Н. 2. Лебедева Л.А. 3. Волконская А.С.

Вопрос №10: Какому автору принадлежит цикл стихотворений «Москва кабацкая»?

1. В. Маяковскому 2. С. Есенину 3. В. Высоцкому

Вопрос №11: Кому из классиков русской литературы принадлежало имение Ясная поляна?

1. Н. Некрасову 2. Л. Толстому 3. Ф. Достоевскому

Вопрос №12: Кому принадлежит фраза: «Труд избавляет нас от трёх великих зол: скуки, порока и нужды»?

1. Сократу 2. Вольтеру 3. Ленину

Вопрос №13: Произведение Р. Киплинга, переведённое на русский язык как «Маугли», на самом деле называется:

1. «Книга Джунглей» 2. «Вскормлённый волками» 3. «Детёныш Джунглей»

Вопрос №14: А.С. Пушкин описал гусарский образ жизни в повести:

1. Граф Нулин 2. Выстрел 3. Метель

Вопрос №15 - фотовопрос: Кто изображён на картине, кем он приходится Пушкину?

1. Нуллин 2. Байрон 3. Ганнибал (прадед Пушкина)

Вопрос №16: Эпиграфом к произведению «Капитанская дочка» служит следующая пословица:

1. Береги честь смолоду 2. Незваный гость хуже татарина 3. Назвался груздём - полезай в кузовок

Вопрос №17: Сколько оловянных солдатиков лежало в картонной коробке в сказке Андерсена «Стойкий оловянный солдатик»?

а) 20 б) 15 в) 25

Вопрос №18: Этот русский писатель родился в дворянской семье. Его мать была известна своим самодурством и дикими расправами над крепостными:

1. Некрасов 2. Толстой 3. Тургенев

Дополнительные вопросы

Вопрос № 19

Единственный фильм советского кинематографа, награждённый премией «Оскар»?

1. «А зори здесь тихие»

2. «Москва слезам не верит»

3. «Тихий Дон»

Вопрос № 20

Кто из этих поэтов написал стихотворение «Айболит и воробей»?

1. К. Чуковский (стихотворение «Айболит и воробей» является отрывком из сказки К.И. Чуковского «Одолеем Бармалея», как самостоятельное произведение впервые было опубликовано в журнале «Мурзилка», 1955, №1 под названием «У доктора Айболита». Стихотворение также публиковалось под названием «Спасибо Айболиту!»)

2. А. Барто

3. С. Маршак

Вопрос № 21

Ленин писал об этом писателе: «Гениальный художник, давший не только несравненные картины русской жизни, но и первоклассные произведения мировой литературы»:

  1. Л.Н. Толстой 2. А.П. Чехов 3. Паустовский



      1. Второй раунд

Перед началом раунда команды проходят игру «Дешифровщик» - задание, в котором игрокам нужно отгадать слово, зашифрованное с помощью буквенно-цифрового кода, где каждая буква заменена соответствующей цифрой. Чем раньше команда справится с заданием, тем раньше она будет стартовать непосредственно во втором раунде и тем больше у неё будет выбор в плане категорий.

Во втором раунде игрокам поочерёдно нужно, выбрав одну из двенадцати категорий вопросов, дать как можно больше правильных ответов за 1 минуту (правильный ответ-1балл). У каждой команды есть две попытки сделать это.

Для тренировки детям предлагается отгадать зашифрованное слово на слайде 28 (хищное животное)

Игра "Дешифровщик" (Зашифровано слово, состоящее из 6 букв: вид искусства 4, 7, 3, 9, 4, 1

Ответ: музыка).

География:

  1. - Самое большое в мире государство. - Российская Федерация

  2. - Очертания какой страны на карте напоминает сапог? - Италия

  3. - Самое маленькое город-государство - Ватикан

  4. - Уменьшенное изображение земной поверхности на бумаге - Карта

  5. - Воображаемая линия на поверхности Земли, проведенная на одинаковом расстоянии от полюсов - Экватор

  6. - Самый высокий вулкан в России - Эльбрус

  7. - Как называют неровности поверхности Земли - Рельеф

  8. - Какая гора по верованиям древних греков служила местом проживания эллинских богов? -Олимп

  9. - Высочайшая точка мира - Гора Эверест

  10. - Столица Франции - Париж

  11. - Как называются ровные пространства суши? - Равнины

  12. - Как называется пролив в северном полушарии, по которому проходит граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами? - Беренгов

  13. - Желтое море находится в Тихом или Атлантическом океане? - В Тихом

  14. - Часть суши, омываемая со всех сторон водой - Остров

  15. - Город, в котором выпускают легковые автомобили марки "Жигули" - Тольятти

  16. - Самая длинная река земного шара - Нил

  17. - Место впадение реки в другую реку - Устье

История:

  1. - Как называется славянская азбука, созданная Кириллом и Мефодием в IX веке?

- Кириллица

  1. - Главный бог инков - Солнце

  2. - Где жило племя Майя - полуостров Юкатан в Центральной Америке

  3. - Основатель Римской Империи - Август

  4. - В какой стране произошло восстание под руководством ремесленника Уота Тайлера? - Англия

  5. - Кто искоренял еретиков в Испании в ХV веке? - Инквизиция

  6. - Главный организатор и руководитель гуситских войск в Чехии - Ян Жижка

  7. - Как переводится с латинского языка слово "лекция" - Чтение

  8. - Картины или узоры из кусков цветного стекла, скрепленные свинцовыми ободками - Витражи

  9. - В каком веке возникла культура Возрождения? - В середине XIV века в Италии

  10. - Как переводится слово "рыцарь" - Всадник

  11. - В каком году произошла христианизация Руси? - В 988 году

  12. - Как в Священном писании называют святых людей, которые поучают народ и пророчествуют о грядущем приходе Спасителя Мира - Пророки

  13. - Народ, который обитал на берегу Черного моря в VI веке до нашей эры - Скифы

  14. - Кто из французских правителей сам себя провозгласил императором - Наполеон Бонапарт

  15. - Сколько лет продолжалась первая мировая война - 4 года (1914 1918)

  16. - Сколько государств участвовало во Второй мировой войне? - 61 государство

Животные:

  1. - Какое вымершее животное считают прародителем слона? - Мамонт

  2. - Самые многочисленные членистоногие нашей планеты - Насекомые

  3. - Сколько ног у насекомых? - Шесть

  4. - Орган дыхания у рыб - Жабры

  5. - Самая крупная из современных рыб - Китовая акула

  6. - Какое морское животное при выдохе образует водяной фонтан? - Кит

  7. - Как размножаются земноводные? - Откладывают икринки

  8. - Орган дыхания у земноводных - Легкие

  9. - Крупнейший американский удав - Анаконда

  10. - Ящерица, умеющая менять свою окраску в зависимости от фона окружающей среды - Хамелеон

  11. - Змея, "носящая" капюшон - Кобра

  12. - Самая маленькая птичка - Колибри

  13. - Среда обитания дельфинов - Водная

  14. - Сумчатый медвежонок - символ Австралии - Коала

  15. - Животные, которые видят не глазами, а ушами - Летучие мыши

  16. - Страна обитания броненосца - Америка

  17. - У кого зубы растут всю жизнь? - У грызунов

  18. - Животные, строящие плотины - бобры

Сказки:

  1. - В какой сказке Пушкина девушка превращалась в лебедь? - "Сказка о царе Салтане"

  2. - Сколько братьев было у Мальчика-с-пальчика? - Шесть

  3. - Кем стал сын мельника в сказке "Кот в сапогах"? - Маркизом де Карабасом

  4. - Автор сборника "Сказки матери Гусыни" - Шарль Перро

  5. - Сколько лет проспала Спящая красавица? - 300 лет

  6. - Американский режиссер, снявший полнометражный мультфильм "Белоснежка и семь гномов" - Уолт Дисней

  7. - Как называлась группа, в которой пели кот, пес, осёл и петух? - "Бременские музыканты"

  8. - Кто автор сказки "Конек-горбунек"? - Петр Ершов

  9. - На губе какого сказочного животного мужики пашут? - Чудо-юдо рыба-кит

  10. - Кто придумал слово лилипут? - Английский писатель Джонатан Свифт

  11. - Профессия Гулливера - Корабельный врач

  12. - Крошечная девочка, выросшая из ячменного зернышка - Дюймовочка

Математика:

  1. - Вид треугольника, у которого один угол больше 90 градусов - Тупоугольный

  2. - Как называются числа, делящиеся без остатка на 2 ? - Четные

  3. - Как называется смешанное число, у которого дробная часть равна нулю? - Правильная дробь

  4. - Число, которое делится без остатка на данное число - Кратное

  5. - Какой латинской буквой принято обозначать периметр фигуры? - Р (пэ)

  6. - Сколько арабских цифр существует? - 10

  7. - Сколько цифр в разряде десятков миллионов? - Семь

  8. - Как называется отрезок, соединяющий середины двух сторон треугольника? - Средняя линия

  9. - Название стороны треугольника, лежащей против прямого угла - Гипотенуза

  10. - Назовите наименьшее четное натуральное число - Два

  11. - Как называются не пересекающиеся прямые на плоскости? - Параллельные

  12. - Равенство, верное при любых значениях переменных - Тождество

  13. - При каком действии со степенями показатели складываются? - При умножении

  14. - Автор известной теоремы о соотношении между сторонами прямоугольного треугольника - Пифагор

  15. - Чему равно число (пи)? - Приближенно равно 3,14

  16. - Как называется третья степень числа? - Куб числа

  17. - Сколько равных сторон у равнобедренного треугольника? - Две

Литература:

  1. - Имя царя в "Сказке о золотом петушке" Пушкина - Дадон

  2. - Автор романа "Дон Кихот" - Сервантес

  3. - Кличка коня Дон Кихота - Росинант

  4. - Об этом царе Итаки писал Гомер - Одиссей

  5. - Сколько лет провел на необитаемом острове Робинзон Крузо? - 20 лет

  6. - "Один за всех и все за одного" - такой боевой клич был… - У мушкетеров Дюма

  7. - Кто из литературных героев летал на пушечном ядре? - Барон Мюнхаузен

  8. - Какой знаменитый сыщик жил в квартире на Бейкер-стрит? - Шерлок Холмс

  9. - Автор "Приключений Тома Сойера" - Марк Твен

  10. - Как звали тигра из книги Киплинга о Маугли? - Шер-Хан

  11. - Кто отправил девочку Алису в Страну Чудес (автор)? - Льюис Кэромл

  12. - Мальчик с крылышками, живущий на острове "Где то там" - Питер Пэн

  13. - Кого из русских писателей-классиков звали Львом? - Толстого

  14. - Кто написал сказку "Золотой ключик или приключения Буратино"? - А.Н.Толстой

  15. - Фамилия дяди Степы - Степанов

  16. - На какой улице жил человек рассеянный? - на улице Басеянной

Человек:

  1. - Сколько всего пальцев у человека? - 20 пальцев

  2. - Орган зрения - Глаз

  3. - Какая раковина есть у человека? - Ушная

  4. - Как называются переносные дома у кочевников-азиатов? - Юрта

  5. - В переводе с латыни слово "куртка" обозначает… - Короткая

  6. - Строгая высокая шляпа с геометрическим названием - Цилиндр

  7. - Составляющие скелета человека - Кости

  8. - Какой газ вдыхает человек? - Кислород

  9. - В странах Азии длинная полоска ткани, намотанная поверх тюбетейки - Чалма

  10. - Из чего делают хлопчатобумажную ткань? - Из хлопчатника

  11. - Украшения, вдеваемые в проделанные дырочки в ушной мочке - Серьги

  12. - Заболевание - искривление позвоночника - Сколиоз

  13. - Мышца, работающая при сгибании руки - Бицепс

  14. - Самая важная жидкость человеческого организма - Кровь

  15. - Из чего пекут хлеб? - Из муки

  16. - Правила, которые нужно соблюдать, чтобы сохранить здоровье - Гигиена

  17. - Где находится орган вкуса у людей? - На языке

  18. - Наука, изучающая закономерности наследственности? - Генетика

Языкознание:

  1. - Слова с одним и тем же корнем - Однокоренные

  2. - Грамматическая основа предложения - Подлежащее и сказуемое (главные члены)

  3. - Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей -

-Дополнение

  1. - Раздел науки о языке, изучающий словосочетания и предложения - Синтаксис

  2. - Сколько гласных звуков насчитывается в русском языке? - Шесть

  3. - Седьмая буква русского алфавита - Ё

  4. - Слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению - Омонимы

  5. - Корень в слове талантливый - Талант

  6. - Какая часть речи имеет временную категорию? - Глагол

  7. - Кокой частью речи является слово "Дичь"? - Существительное

  8. - Сколько букв "а" в слове "Спартакиада"? - 4 буквы

  9. - Какого рода слово "Кофе" - Мужской род

  10. - Сколько суффиксов в слове "баскетболистка"? - Два

  11. - Наука, изучающая истинное древнее значение и происхождение слов - Этимология

  12. - Как правильно написать "ветренный день" или "ветреный день"? - Ветреный

  13. - Сколько корней в слове "хлеборезка"? - Два - хлеб- и -рез-

  14. - Часть речи, обозначающая признак действия - Наречие

  15. - Слово (не)доумевая пишется слитно или раздельно? - Слитно


Музыка:

  1. - Знаки, с помощью которых записывается мелодия - Ноты

  2. - Сколько групп инструментов включает симфонический оркестр? - Три

  3. - Последовательные по высоте звуки - Гамма

  4. - Сколько музыкальных ключей существует? - Два: скрипичный и басовый

  5. - К каким инструментам относится скрипка? - Смычковые

  6. - Где родился Иоганн Себастьян Бах? - В Германии (г.Эйзенах)

  7. - Кого называют "Королем вальса"? - Штрауса

  8. - Сколько линий в нотном стане? - Пять

  9. - Что должна "высекать из людских сердец музыка" по словам Бетховена? - Огонь

  10. - Во сколько лет написал свое первое музыкальное сочинение Шопен? - В 7 лет

  11. - Какая нота стоит между нотами "ми" и "соль"? - Фа

  12. - Основатель русской традиции в музыке - Глинка

  13. - Величайший тенор в мире - Энрико Карузо

  14. - Как переводится с латинского слово "нота"? - Знак

  15. - Один из жанров вокальной миниатюры, чаще всего исполняемый - Песня

  16. - Какой характер музыки обозначается "дольче"? - Нежно

  17. - Группа из четырех исполнителей - Квартет

  18. - Как переводится с греческого слово "мелодия"? - Пение, песнь

  19. - Знак понижения звука - Бемоль

  20. - Единица ритма - Доля

  21. - Знак, указывающий на то, что надо петь громко - Форте

  22. - Какая нота пишется между первой и второй строками нотного стана? - Фа

Ученые:

  1. - Выдающийся древнегреческий ученый из города Сиракузы - Архимед

  2. - Философ, живший в бочке - Диоген

  3. - Великий итальянский ученый-астроном, воскликнувший перед смертью: "А все-таки она вертится!" - Галилео Галилей

  4. - Кто создал клятву, которую приносят врачи всех поколений? - Гиппократ

  5. - Ученый, доказывающий происхождение человека от обезьяны - Дарвин

  6. - Какой материк открыл Колумб? - Америка

  7. - В какой стране родился Николай Коперник? - Польша

  8. - Русский математик, создавший неэвклидову геометрию - Лобачевский

  9. - Ученый, создавший периодическую систему химических элементов - Д. Менделеев

  10. - Создатель азбуки, с помощью которой работает телеграф - Морзе

  11. - Кому вручаются Нобелевские премии? - Ученым, общественным деятелям, писателям

  12. - Наука, основоположником которой считают Ньютона? - Физика

  13. - В какой области науки работал Иван Петрович Павлов? - Физиология (биология)

  14. - Чье имя носит единица температуры, применяемая в России? - Цельсия

  15. - Наука, изучающая землетрясения - Сейсмология

  16. - Изобретение американского инженера П. Спансера, широко применяемое на кухне -

- Микроволновая печь

  1. - О каком треугольнике идет речь в известной теореме Пифагора? - О прямоугольном

  2. - Наша знаменитая землячка, выдающийся математик - Софья Ковалевская

  3. - Ученый-математик, разработавший метод координат - Декарт

Искусство:

  1. - Человек, играющий на каком-то музыкальном инструменте - Музыкант

  2. - Картина, на которой изображены предметы обихода, элементы неживой природы, фрукты -Натюрморт

  3. - Гравюра на камне - литография

  4. - Как переводится с греческого слово графика? - Пишу, рисую

  5. - Как называются краски, разводимые водой? - Акварель, гуашь

  6. - Как называют художника, писавшего море? - Маринист

  7. - Художник, написавший картину "Грачи прилетели" - Саврасов

  8. - Изображение окружающей природы на полотне - Пейзаж

  9. - В какой стране стоит статуя Свободы - Америка

  10. - Человек, изучающий искусство - Искусствовед

  11. - Здание, предназначенное для проведения спектаклей, постановок - Театр

  12. - Картина с изображением образа какого-то человека - Портрет

  13. - Зал, где выставлены картины для просмотра - Выставка

  14. - Вид искусства, изучающий мелодии, звуки - Музыка

  15. - Результат работы скульптора - Скульптура

  16. - Здание, в котором собраны редкие и замечательные предметы по какой-нибудь отрасли науки и искусства - Музей

  17. - Изваяние образа человека из металла, глины, камня или дерева - Статуя

  18. - Человек, играющий роль на сцене - Актер

Растения:

  1. - Как называется соцветие ландыша? - Кисть

  2. - Зеленое вещество, содержащееся в листьях растений - Хлорофилл

  3. - Газ, выделяемый растениями - Кислород

  4. - Источник энергии для растений - Солнце

  5. - Способ размножения бактерий - Деление пополам

  6. - К какому царству относятся дрожжи? - Грибы

  7. - Тело морских водорослей - Слоевище

  8. - Какого цвета цветок папоротника? - Папоротники не цветут

  9. - Лес, в котором преобладают хвойные деревья: ели, сосны, пихты - Тайга

  10. - Родина сои - Китай

  11. - Наука о растениях - Ботаника

  12. - Листья голосеменных растений, превратившиеся в иглы - Хвоя

  13. - Родина риса - Индия

  14. - Растение, из которого делают манную крупу - Пшеница

  15. - Осевая часть побега, состоящая из узлов и междоузлий - Стебель

  16. - Сколько лепестков у цветка семейства крестоцветных? - Четыре

  17. - К какому семейству относится чеснок? - Луковичных

  18. - Участок земли, где растут цветы и декоративные растения - Клумба



      1. Третий раунд

Для всех участников вопросы будут задаваться по теме «Творчество А.С. Пушкина»

Командам - участникам в течение 1 минуты предлагается запомнить расположение ячеек, т.е. номера вопросов, окрашенные в цвет.

27 ячеек, 7 из них сложные - красные (за правильный ответ игрок получает 3 балла),

еще 7 - средней сложности - синие (за правильный ответ игрок получает 2 балла),

и оставшиеся 13 ячеек легкие - жёлтые (за правильный ответ игрок получает 1 балл).

В случае полного открытия поля и отсутствия лидера, проводится дополнительный гейм, который и решит, кто станет победителем игры.

Игра "Дешифровщик" (выясняем порядок выбора ячеек)

Зашифровано слово, состоящее из 6 букв: Назовите автора сказки о золотом петушке. 5 7 8 4 3 5 Ответ: Пушкин

Вопросы для финала по творчеству А.С. Пушкина


  1. Фотовопрос Кого вы видите на фото? Назовите повесть Пушкина. (Самсон Вырин, «Станционный смотритель»)


  1. На что похоже собрание чудовищ за столом во сне Татьяны? (на поминки, «Евгений Онегин»)


  1. Назовите годы жизни А.С. Пушкина. (1799 - 1837гг) он прожил 37 лет


  1. Какие из предложенных стихотворных строк являются отрывками из романа «Евгений Онегин»: «Мороз и солнце; день чудесный!», «Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя...», «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!»?

(«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!».)


  1. Сколько богатырей было в «Сказке о мёртвой царевне»? (7)


  1. На публичном экзамене в Царскосельском лицее в 1815 г. присутствовал один из величайших поэтов XVIII века. Пушкин читал свои «Воспоминания в Царском Селе...» Кто был этот поэт? ( Державин)


  1. В какой сказке А.С.Пушкина «В синем небе звёзды блещут, в синем море ……» продолжи и назови сказку. (…волны хлещут» сказка о царе Салтане)


  1. О ком из персонажей поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» говорится: «Крикун надменный, В пирах никем не побежденный, Но воин скромный средь мечей»? (о Фарлафе, других звали Ратмир и Рогдай)


  1. Сколько раз закинул старик невод в море, прежде чем поймал золотую рыбку? (2 раза)


  1. Живёт он в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых, работает за семерых. Кто это? (Балда)


  1. Необходимо восстановить авторский текст. (Команды получают пакеты с карточками с отдельными словами из стихотворений Пушкина.)

Например: Шумом, лесов, солнышко, уж, сень, становился, небо, реже, таинственная, короче, осенью, обнажалась, день, с, блистало, печальным, уж, дышало. («Уж небо осенью дышало, короче становился день».)


  1. Кому посвящены эти строки стихотворений А. С. Пушкина:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (П. Чаадаеву.)


  1. В каком из произведений А. С. Пушкина герой обращается за помощью к ветру? Какими словами? (В «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»: «Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч...».)

  1. Кому посвящены эти строки стихотворений А. С. Пушкина:

Властитель слабый и лукавый,

Плешивый щеголь, враг труда,

Нечаянно пригретый славой

Над нами царствовал тогда. (Александру I.)


  1. Где родился Александр Пушкин? (в Москве)


  1. Кому посвящены эти строки стихотворений А. С. Пушкина:

То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник,

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник. (Петру I.)


  1. Кто из героев А. С. Пушкина «Помолясь усердно Богу, Отправляется в дорогу За красавицей-душой, За невестой молодой»? (Королевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне»)


  1. «В тот год осенняя погода

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа...» Вопрос: Когда же выпал снег? («Снег выпал только в январе, на третье в ночь...»)


  1. Какое произведение А. С. Пушкина начинается прологом «У лукоморья дуб зеленый...»? (поэма «Руслан и Людмила».)


  1. Кому посвящены эти строки стихотворений А.С. Пушкина:

Певец-гусар, ты пел биваки,

Раздолье ухарских пиров

И грозную потеху драки,

И завитки своих усов. (Д. Давыдову)


  1. Назвать героев повести А. С. Пушкина «Дубровский».

(Владимир Дубровский, Маша Троекурова, Троекуров Кирила Петрович, Дубровский Андрей Гаврилович, псарь Парамошка, заседатель Шабашкин, Орина Егоровна, повар Харитон, кучер Антон, священник Антон, попадья Федоровна, слуга Гришка, кузнец Архип, сторожиха Василиса, сторожиха Лукерья, мадемуазель Мими, Саша Троекуров, Антон Пафнутьевич Спицын, Анна Савишна Глобова, смотритель станции Сидорыч, жена смотрителя Пахомовна, француз Дефорис, князь Верейский, садовник Степан, птичница Агафья - 25 человек). (команды пишут на листочках, каждый герой - 1балл)


  1. В стихотворении «Зимний вечер» А.С. Пушкин пишет: «Выпьем, добрая подружка/ Доброй юности моей…». К кому обращается поэт? (к няне - Арине Родионовне)


  1. Какое произведение не входит в цикл повестей Ивана Петровича Белкина?

а) «Метель»;

б) «Гробовщик»;

в) «Барышня-крестьянка»;

г) «Дубровский».? (Дубровский)


  1. Назвать поэтов пушкинской поры. (команды пишут на листочках, каждая фамилия - 1 балл)

(Державин, Жуковский, Батюшков, Дельвиг, Карамзин, Крылов, Илличевский, Кюхельбекер, Гнедич, Плетнев, Вяземский, Козлов, Глинка, Грибоедов, Дмитриев, Туманский, Рылеев, Одоевский, Веневитинов, Тютчев, Хомяков, Полежаев, Кольцов, Лермонтов, Баратынский, Языков, Ершов, Мей.) годы жизни Пушкина (1799 - 1837гг)


  1. О каком городе Пушкин писал: «Люблю тебя, Петра творенье, люблю твой строгий, стройный вид, Невы державное теченье, береговой её гранит»? (о Петербурге)

  1. «Черный ящик».

Правила: участникам дано задание, они имеют право задавать наводящие вопросы, ведущий отвечает только «да» или «нет»

Для нас это очень полезно, но в одной из сказок А.С. Пушкина с помощью этого предмета совершили убийство. (Яблоко)


  1. Какое событие из жизни А.С. Пушкина послужило основой для сюжета повести "Выстрел"? (Его дуэль в 1922 году в Кишинёве с Зубовым.).

Дополнительные вопросы:


  1. Сколько повестей входит в цикл "Повести Белкина"? Перечислите их.

(Ответ: Пять повестей: "Выстрел", "Метель", "Гробовщик", "Станционный смотритель", "Барышня-крестьянка".)


  1. Откуда взят эпиграф к повести «Гробовщик»?

(Ответ: Из стихотворения Г.Р. Державина «Водопад»)


  1. Какие пословицы и поговорки встречаются в повести «Метель»?

(Бедность не порок; Жить не с богатством, а с человеком; Суженого конём не объедешь.)

По окончании третьего раунда (пока жюри подсчитывает балла) представить результат тестирования на знания школьной программы. (Приложение 2)

Награждение команды - победителя

Ведущая: В заключение нашей игры я хочу напомнить вам ребята пословицы. Помните, как в народе говорят: «Учиться никогда не поздно». «Век живи - век учись». «Ученье - свет, а неученье - тьма».

Ведущая: А моя самая любимая пословица такая: «Книгу прочитал - умнее стал». И действительно, почётное звание "Самый умный" в нашей интеллектуальной игре получила команда ребят, кто много читает! Чтение - вот лучшее учение. Желаю всем остальным ребятам не огорчаться, а читать больше интересных книг!

Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов за всю игру.

Ей вручается диплом как "Самой умной команде в НОУ «Поиск»" и переходящий кубок «Мудрая сова», который будет находиться в объединении до следующей игры. Все получают сладкие призы.


  1. Заключение

Проблема воспитания подрастающего поколения актуальна всегда. Каждая эпоха требует активной и целеустремленной работы в данном направлении.

Литература играет важную роль во всестороннем развитии личности учащихся, в освоении культурного наследия общества, в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями.

С позиций компетентностного подхода, интеллектуальные игры призваны научить обучающихся:

  • определять цели своей познавательной деятельности,

  • выбирать необходимые источники информации,

  • находить оптимальные способы решения поставленной цели,

  • оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими членами команды.

Школьники учатся работать в команде, прислушиваться к чужому мнению, ценить и уважать чужой интеллект, и при этом, не стесняясь высказывать свое мнение.



  1. Список использованных источников


  1. Исаева Е.Л., Хворустилина С.А., «Энциклопедия универсальных знаний», изд. «РИПОЛ классик», М.2007г

  2. Листратенко Н.В., «Увлекательные игры для эрудитов», изд. «Книжный клуб», Харьков, 2008г

  3. as-pushkin.ru

  4. google.ru/search?q=андрей+дементьев+стихи+а+мне+приснился+сон&gws_rd=cr,ssl&ei=d76hVpfTDcy7avbDk8AN

  5. festival.1september.ru/articles/589797/

  6. mlermontov.ru/lbiography/

Приложение 1

Литературная пауза (интересные сведения из биографии А.С. Пушкина + читается наизусть стихотворение «А мне приснился сон» А.Дементьев)

Сценарий интеллектуальной игры Самый умный посвящённый Году литературы

Александр Сергеевич Пушкин

«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие»

А мне приснился сон

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён
Сергеем Соболевским….

Его любимый друг
С достоинством и блеском
Дуэль расстроил вдруг.

Дуэль не состоялась
Остались боль да ярость
Да шум великосветский,
Что так ему постыл…

К несчастью, Соболевский
В тот год в Европах жил
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён.

Всё было очень просто:
У Троицкого моста
Он встретил Натали.
Их экипажи встали.

Она была в вуали -
В серебряной пыли.
Он вышел поклониться,
Сказать - пускай не ждут.

Могло всё измениться
За несколько минут.
К несчастью, Натали
Была так близорука,
Что, не узнав супруга,
Растаяла вдали.

А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…

Под дуло пистолета,
Не опуская глаз,
Шагнул вперёд Данзас
И заслонил поэта.
И слышал только лес,
Что говорил он другу…

И опускает руку
Несбывшийся Дантес.
К несчастью, пленник чести
Так поступить не смел.

Остался он на месте,
И выстрел прогремел.
А мне приснился сон,
Что Пушкин был спасён…

Приложение 2

Тест на знания из школьной программы

Вопросы были следующие:

  1. 7 x 8 (= 56)
    2. В каком году началась Отечественная война? (с Наполеоном, в 1812 году.)
    3. Кто написал повесть "Тарас Бульба"? (Н.В. Гоголь)
    4. Дата окончания Второй мировой войны? (2 сентября 1945 г.)
    5. Расскажите теорему Пифагора. (Сумма квадратов катетов равна квадрату гипотенузы.)
    6. Назовите падежи русского языка. (Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.)
    7. Формула этилового спирта. (С2 Н5 ОН)
    8. Сколько было республик в СССР? (15)
    9. Фамилия жены Ленина? (Крупская)
    10. Кто стрелял в Ленина? (Фани Каплан)
    11. В какой реке утонул Чапаев? (Урал)
    12. Кто был старше - Лермонтов или Пушкин? (Пушкин)
    13. Вычислите квадратный корень из 64. (8)
    Что же получили???

Увы, никто (!) из опрошенных не ответил правильно на все вопросы.

Анализ проведённого тестирования обучающихся, педагогического и технического персонала ЦНТТУ

Всего было опрошено 37 человек, 32 обучающихся из студий: Худ. керамика, Элегант, Юный эколог, и компьютерного класс и 5 взрослых.

Из взрослых 3 чел. ответили практически на все вопросы, за исключением формулы этилового спирта, здесь директор, отличился знанием химии и единственный назвал формулу этилового спирта, двое взрослых не смогли вычислить квадратный корень, но зато очень хорошие знания показали дети, не один не ошибся.

Также все дети правильно ответили на 1 вопрос. Хорошие знания показали дети по истории, они правильно написали даты начала Отечественной войны и окончание 2 мировой войны - это очень радует.

Но дети не знают Пифагора и его теорему, а взрослые все вспомнили про Пифагоровы штаны, равные во все стороны. Так, может, данную теорему и вовсе исключили из школьной программы?

И сразу же начались проблемы, когда вопросы коснулись литературы. Дети начальной и средней школы не знают, об авторстве «Тараса Бульбы», считая, что это произведение написал Тарас Шевченко, и Гоголя, наверное, тоже не изучают ныне. Не знают кто старше Пушкин или Лермонтов, считая старше Лермонтова. Взрослые же на эти вопросы ответили уверенно и правильно.

Кто такой Ленин - дети знают, но совершенно не знают кто его жена. И уж тем более, они не ответили на вопрос, кто стрелял в Ленина. Можно понять, что дети не знают, сколько точно было республик в СССР, но трудно осознать, что школьники не знают, кто такой Чапаев и в какой реке он утонул.

Единственными, кто знали, что Чапаев утонул в реке Урал, оказались взрослые. Они же вспомнили, как звали даму, стрелявшую в Ленина: "Планка, Бланка, Касабланка..." - гадали некоторые, перебирая, созвучные Каплан имена. В целом взрослые показали неплохой уровень и даже вспоминали шуточное стихотворение про Ивана, который родил девчонку и велел тащить пеленки. Это к вопросу о падежах. Кстати, он оказался для всех самым простым - ни один из опрошенных (и дети и взрослые) не ошибся в названиях падежей русского языка.

Честно говоря, ожидали, что ребята справятся с вопросами лучше взрослых, которые получили среднее образование "триста лет тому назад".

Остается надеяться, что нам просто не повезло и все грамотные школьники, посещающие ЦНТТУ, в этот момент отсутствовали.

Приложение 3

Сценарий интеллектуальной игры Самый умный посвящённый Году литературы

Сценарий интеллектуальной игры Самый умный посвящённый Году литературы

Сценарий интеллектуальной игры Самый умный посвящённый Году литературы

Приложение 4

Оценочный лист для 1 раунда

(18 вопросов - предлагается выбрать правильный ответ из 3 возможных. 1 балл за правильный ответ)

п/п

Название команды

Номер вопроса

ИТОГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


1.

Худ. керамика №1























2.

Худ. керамика №2























3.

Элегант























4.

Снегоходчики























5.

Поиск

























Оценочный лист для 2 раунда (ПОЛУФИНАЛ)

(Определить очередность участников в следующем туре .Среди них проводится игра «Дешифровщик»,

За каждый правильный ответ - 1 балл) 1,2 круг

п/п

Ф.И.О.

Номер вопроса

ИТОГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


1.

Худ. керамика №1












































2.

Худ. керамика №2












































3.

Элегант












































4.

Снегоходчики












































5.

Поиск












































Оценочный лист для 3 раунда (ФИНАЛ)

(Участвуют все команды. Среди них проводится конкурс «Дешифровщик», для определения порядка ответа на вопросы третьего тура. Для всех участников одна специальная тема.)

  • ответ на сложный вопрос (ячейка красного цвета) оценивается в 3 балла,

  • на вопрос средней сложности (ячейка синего цвета) оценивается в 2 балла,

  • на лёгкий вопрос (ячейка жёлтого цвета) - 1 балл



п/п

Ф.И.О.

Номер вопроса

ИТОГ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21


1.

Худ. керамика №1























2.

Худ. керамика №2























3.

Элегант























4.

Снегоходчики























5.

Поиск























п/п

Ф.И.О.

ИТОГ

22

23

24

25

26

27




1.

Худ. керамика №1










2.

Худ. керамика №2










3.

Элегант










4.

Снегоходчики










5.

Поиск












© 2010-2022