- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Методическая разработка на тему: Воспитание культуры отношений в многонациональном коллективе детской спортивной секции
Методическая разработка на тему: Воспитание культуры отношений в многонациональном коллективе детской спортивной секции
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Белкина Ю.А. |
Дата | 07.03.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Воспитание культуры отношений в многонациональном коллективе детской спортивной секции
Ю.А. Белкина,
методист ДДТ Кировский
Россия по праву считается одной из самых многонациональных стран в мире, и проблема межнациональных отношений всегда являлась приоритетной в политике нашего государства. Одним из основных институтов, формирующих государственное воспитание, является система образования. Первостепенную задачу по формированию культуры подрастающего поколения ставят перед школой. Однако, не стоит забывать и о том, что дополнительное образование, основанное на принципах доступности и уважения к личности ребенка, занимает важное место в жизни детей и способствует их творческому, интеллектуальному и духовно-нравственному развитию.
В число главных задач формирования культуры межнационального общения у детей входят: воспитание подрастающего поколения в духе миролюбия, веротерпимости и толерантности; формирование норм социального поведения; повышение терпимости к этническим, религиозным и политическим разногласиям; уважение к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов; готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям, верованиям.
Понятие «культура межнационального общения», в основном стало употребляться с начала 80-х годов ХХ века. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах А.В. Авксентьева, Т.Ю. Бурмистровой, Н.Н. Гасанова, Л.М. Дробижевой и др. Так, Л.М. Дробижева анализируя роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривает структуру общения в целом. А в работах Т.Ю. Бурмистровой и О.А. Дмитриева выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни. В рамках исследования проблемы межнационального общения важное место занимают этнологические теории С.А. Арутюнова, Э.А. Баграмова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева и многих других, которые позволяют глубже осмыслить сущность межэтнических отношений и выявить особенности данного процесса.
Проанализировав имеющуюся литературу и актуальную педагогическую ситуацию, сложившуюся в современном обществе, было решено провести исследование уровня сформированности культуры межнационального общения. Участниками исследования стали около 120 обучающихся спортивных секций «Самбо», «Бокс» и «Дзюдо» в возрасте 13 - 17 лет. Обучающиеся этих спортивных секций были выбраны не случайно: 35 % из них - дети, имеющие нетитульную национальность, различное вероисповедание и, соответственно, иную культуру. Также неслучайно была выбрана данная возрастная категория: в подростковом возрасте происходит не только физическое созревание, но и заметное созревание личности, которое осуществляется под влиянием нескольких факторов: окружающей действительности, учебной деятельности в ОУ (основное и дополнительное образование), под влиянием взрослых и коллектива сверстников. И именно в этом возрастном диапазоне среди наших обучающихся наблюдается наибольшая многонациональность. В результате наблюдения и опроса педагогов было выявлено, что между обучающимися разных национальностей, действительно, существуют проблемы межличностного общения.
К основным выявленным проблемам можно отнести:
- Различный уровень сформированности понятий о морали, нравственности, взаимоуважении.
- Отсутствие уважительного отношения к своей культуре и культуре других народов.
- Неумение налаживать контакты с представителями национальностей, отличных от собственной.
- Обособленное общение в микрогруппах как на занятиях, так и в другой обстановке.
- Беспричинные конфликты.
В попытке осмысления и последовательного решения обозначенных проблем нами был разработан поэтапный комплекс мероприятий, носящих воспитательный, познавательный, культурно-развивающий характер.
Цель: создать условия для формирования культуры межнационального общения, воспитания универсальных ценностей и моделей поведения, как необходимой основы обеспечения качества образования и духовно-нравственного развития обучающихся.
Задачи:
1) развивать способность к общению, сотрудничеству с представителями разных национальностей и культур;
2) способствовать развитию нравственных ориентиров;
3) развивать навыки конструктивного урегулирования конфликтов, вырабатывать у обучающихся терпимость, отзывчивость и сопереживание;
4) формировать уважение к культурному и историческому наследию народов мира.
Для успешной реализации задач используются следующие принципы:
-
Доступности (возможность каждому получать необходимую помощь и поддержку в рамках объединения и УДО)
-
Культуросообразности (бережное отношение к культурным особенностям, отсутствие навязывания определенной культуры всем детям)
-
Природосообразности (опора на возрастные особенности, способности, возможности детей)
-
Принятия другого и самопринятия (обучающиеся принимают себя и окружающих как уникальную индивидуальность, обладающую как достоинствами, так и недостатками)
-
Гуманизма, (уважения к человеку как личности, его достоинству (внимательное, непредвзятое отношение со стороны взрослых к каждому ребенку, вне зависимости от национальности, интеллектуальных способностей)
Этапы работы:
1 этап: Сбор и обобщение данных. Было проведено общее анкетирование «Выявление отношения к себе и представителям других национальностей»; анкетирование для детей проводилось по теме: «Изучение национальных особенностей школьников», а для педагогов - «Знание педагогами национальных особенностей коллектива». Анкета для детей посвящена изучению национальных особенностей, из нее мы смогли выяснить, насколько важно для них соблюдение национальных традиций, обычаев. А из анкеты педагогов - насколько они осведомлены в поликультурном плане. Систематизация собранных данных позволила приступить к практической работе.
2 этап: Ликвидация негативных чувств обучающихся по отношению к друг другу, налаживание коммуникации. Проводился тренинг по командообразованию, целью которого было построение доверия внутри коллектива, выработка навыков общения, взаимодействия и сотрудничества. Также на этом этапе в процесс занятий были включены народные игры.
3 этап: Ориентация обучающихся в национальной идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Проводилась рефлексивная беседа «Культура и традиции народов мира», которая включала рассказ педагога и обратную связь. После этого детям было предложено заполнить анкету «Знание национальных традиций», в качестве проверки полученных знаний.
4 этап: Преодоление конфликтных ситуаций. Методический инструментарий включает в себя: тест описания поведения личности в конфликтной ситуации Кеннета Томаса, который позволил выявить, какой тип поведения в конфликтной ситуации - соперничество, приспособление, компромисс, избегание или сотрудничество, наиболее присущ большинству наших детей и беседу-тренинг по основам конфликтологии.
5 этап: Перевод полученных знаний в поведенческие нормы. Это представляется возможным при организации совместной значимой деятельности, направленной на воспитание культуры межнационального общения. Осуществлялась организация и проведение «веселых стартов» между студиями ДДТ, организация и проведение открытых соревнований по видам спорта, проводилось итоговое анкетирование для педагогов «Знание педагогами национальных особенностей коллектива» и итоговое анкетирование для детей «Выявление отношения к себе и представителям других национальностей».
В ходе исследования мы убедились, что:
1. Воспитание культуры межнациональных отношений является на сегодняшний день одной из главных задач воспитания полноценной личности. В современных социальных, культурных и политических условиях люди мало интересуются культурой, образом жизни, традициями людей разных национальностей.
2. Взаимоотношения народов и стран мира, сложившиеся в человеческом сообществе, оказывают воздействие на принятие людьми общечеловеческих ценностей и формирование норм культуры поведения. Однако этот аспект не находит достаточного выражения и остается нереализованным.
3. Важной составной частью культуры межнационального общения является соблюдение такта, уважения, доброжелательности в отношениях с представителями разных национальностей. Бестактность, равнодушие, грубость, пренебрежение теми или иными национальными нравами и традициями наносят вред и тому, кому они направлены, и тому, кто их проявил.
Видеть в другом человеке - человека, в другом народе - народ, в другом государстве - государство со всеми позитивными и негативными сторонами, любить и уважать других, тем самым, умножая уважение к себе - вот глубинные гуманистические основы культуры межнационального общения.