- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Формы организации обучения учащихся с ОВЗ
Формы организации обучения учащихся с ОВЗ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Болатова А.М. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА; с задержкой и комплексными нарушениями развития.Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими. Педагоги должны разъяснять тему равноправия людей с инвалидностью своим классам/группам, пригласив взрослого или ребенка с инвалидностью, который опишет социальную модель инвалидности, проведет беседу с детьми.
Но тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Специальные методики для обучения детей с ОВЗ
В целом в школе педагоги работают с детьми по специальным методикам обучения, которые касаются всех этапов: разъяснение нового материала, выполнение заданий, оценивание работы учащегося. Педагогом используются следующие методические приемы:
- Поэтапное разъяснение заданий.
- Последовательное выполнение заданий.
- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
- Близость к учащимся во время объяснения задания.
Перемена видов деятельности
- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.
- Чередование занятий и физкультурных пауз.
- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.
- Работа на компьютерном тренажере.
- Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.
- Использование упражнений с пропущенными словами/предложениями.
- Дополнение печатных материалов видеоматериалами.
- Обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске.
Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ
- Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.
- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки.
- Разрешение переделать задание, с которым он не справился.
- Оценка переделанных работ.
- Использование системы оценок достижений учащихся.
Выявление одаренных детей
Не менее важная задача, стоящая перед нашими педагогами - это выявление одаренных детей среди детей с ОВЗ. Психолого-педагогическая поддержка детей, имеющих высокий уровень учебной мотивации и высокий уровень обучаемости, осуществляется педагогами школы и сотрудниками службы сопровождения. На этапе диагностической работы определяется группа сопровождения. При входной диагностике (при поступлении в школу, в первый год обучения) для каждого ученика разрабатывается индивидуальная программа сопровождения. Совместная работа педагогов и сотрудников психологической службы предполагает постоянное взаимодействие по вопросам развития ребенка, имеющего повышенный уровень развития основных психических процессов.
Организация процесса познания - одна из важнейших задач, стоящих перед учителями школ, где обучаются дети с ограниченными физическими возможностями. Познавательная деятельность - это средство достижения главной цели - самоопределения детей-инвалидов в нашем обществе и их социальная адаптация.
имание физическому состоянию детей с ОВЗ
Здоровье сберегающая деятельность образовательного учреждения - это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, включая:
- создание здоровье сберегающей инфраструктуры образовательного учреждения;
- рациональная организация образовательного процесса, использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации на уроке коррекции здоровья детей;
- организация физкультурно-оздоровительной работы;
- просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья, здорового образа жизни, правильного отношения учащихся к урокам физической культуры к занятиям спортом и личностной рефлексии учащихся по проблеме коррекции мнения о себе и о своем здоровье;
- организация системы просветительской и методической работы с педагогами, специалистами и родителями, сотрудничество со специалистами наркологического диспансера с целью профилактики вредных привычек;
- медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся, сотрудничество с медицинским персоналом школы и поликлиникой с последующей коррекцией с их помощью физического здоровья учеников школы.
Существенное влияние на состояние здоровья школьников оказывают условия обучения: воздушно-тепловой режим; комплектация кабинетов школьной мебелью и ТСО; рациональная организация учебно-воспитательного процесса и питания; двигательная активность учащихся и т. д. Соблюдение основных гигиенических требований к школьным помещениям, оборудованию и организации школьных занятий является основой здоровье сберегающей деятельности образовательных учреждений. Все эти параметры школьной среды регулируются требованиями действующих компонентов.
Важную роль в успехе здоровья сберегающей деятельности играет не только материальная база , но и та конкретная целенаправленная работа, которую осуществляют администрация и педагогический коллектив совместно с медицинскими работниками и родителями.
Способы деятельности педагога
Методы и приемы
Способы самодеятельности ребенка
Методы и приемы
1. Познание ребенка
1. Самопознание
2. Понимание ребёнка и его жизнедеятельности
2. Самопонимание
3. Педагогическое проектирование
3. Самопроектирование
4. Созидание
4. Самосозидание
5. Педагогическая рефлексия
5. Саморефлексия
6. Педагогическая коррекция
6. Самокоррекция
В построении воспитательного взаимодействия я использую следующие принципы воспитания:
-
принцип целостности (ребенок в своем единстве и целостности должен выступать предметом воспитания);
-
принцип бинарности (два взаимодействующих фактора - наследственности и среды);
-
принцип доминанты (создание условий для проявления сильных сторон ребенка);
-
принцип вариативности (создание условий для постоянного выбора);
-
принцип помогающих отношений (развитие способностей к самопознанию, самостроительству, самореализации, самоутверждению);
-
принцип творческой активности (формирование уникальных черт и качеств личности, индивидуального стиля деятельности, авторского отношения к своему внутреннему и окружающему внешнему миру);
-
принцип рефлексивности (формирование умений и навыков самоанализа, самооценки, рефлексивной культуры).
Содержание, формы и средства реализации процесса воспитания
Содержание воспитательного процесса я отбираю в соответствии с целями и принципами, так как это содержание должно содействовать развитию индивидуальности.
В процессе своей работы я определила, что ядром индивидуальности является собственное отношение ребенка к себе, социальному и природному окружению, миру человеческой культуры. Именно оно обусловливает индивидуальный стиль мышления и деятельности, своеобразие выборов форм и способов поведения и отношений с окружающими, особенности эмоционально-чувственного восприятия происходящих событий.
Исходя из выше перечисленных принципов воспитания я выделила следующие компоненты, формирующиеся в процессе жизнедеятельности:
-
задатки и способности, по которым судят об индивидуальности того или иного ребенка. Склонности и способности можно назвать ключом к развитию и проявлению индивидуальности. В.А.Сухомлинский считал, что основой основ воспитания является стремление и умение педагога подметить в каждом ребенке его наиболее сильную сторону, найти в нем ту «золотую жилку», от которой начинается развитие индивидуальности, добиться того, что бы ребенок достиг выдающихся для своего возраста успехов в том деле, которое наиболее ярко выражает, раскрывает его природные задатки.
-
социально-культурный опыт - он включает в себя знание о человеке и об окружающей социальной и природной действительности, опыт творческого созидания, установления коммуникационных связей и отношений с людьми. От богатства этого опыта во многом зависит яркость и многогранность индивидуальности ребенка. Именно данный компонент я рассматриваю в качестве основания для формирования уникального сочетания в конкретном ребенке общих, особенных и единичных черт и качеств, а так же как необходимое условие становления культурного опыта ребенка.
-
нравственная направленность в соотнесении с духовно-нравственными ценностями общества.
-
творческая активность должна проявляться не только в каком-то одном виде деятельности, но и затрагивать жизнедеятельность ребенка в целом. Поэтому необходимо развивать в детском коллективе процесс коллективного и индивидуального жизнетворчества.
С целью создания условий для развития индивидуальности учащихся в процессе воспитательной деятельности необходимо осуществлять определенную совокупность деятельности. Эти действия можно условно объединить в три группы, каждая из которых соответствует одному из основных направлений педагогического обеспечения развития индивидуальности детей.