Программа по ДОП Шахматист

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по ДОП Шахматист



РЕЦЕНЗИЯ

на образовательную (общеразвивающую) программу дополнительного образования «Шахматист» педагога Савенкова П.В, учителя Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 29 города Сургута.

Актуальность программы в том, что игра в шахматы в этом возрасте положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отставать в развитии от своих сверстников, расширяет круг общения, дает возможность самовыражения, самореализации. Игра в шахматы сочетает в себе элементы искусства, науки и спорта, дает необычный простор фантазии, развивает логику. Умея играть в шахматы, можно с пользой провести отдых, организовать досуг друзей, пришедших в гости, провести соревнование с ними .
Важное значение, при изучении шахматного курса, имеет игровая деятельность, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, решение

Целью программы дополнительного образования «Шахматист» - самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.

Для достижения поставленной цели, программа решает следующие задачи:

Обучающие:
- научить играть в шахматы;
-научить решать шахматные задачи;
- ознакомить с правилами игр, заданий.
Развивающие:
- развивать мышление, память, игровые навыки.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
произведениям, развивает умение любоваться творениями - своими и товарищей.

В программе указан ожидаемый результат, а также нормативно- правовое и научно - методическое обеспечение программы. Программа рассчитана на 1 год реализации, возраст детей: 8-10 лет; 1 группа по 17 человек, 2 часа в неделю, 70 часов в год. Имеется содержание программы, а также указан список используемой литературы.

Программа содержит следующие разделы:

- «Пояснительная записка» - включает в себя несколько взаимосвязанных компонентов: обоснование программы; актуальность, новизну программы, цели и задачи; условия реализации; материально-техническое обеспечение; основные формы и методы работы с детьми; ожидаемые результаты, формы, методы и критерии их оценки.

- «Учебный план» представляет собой перечень изучаемых тем и количества часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические занятия.

- «Содержание программы», кратко раскрывается содержание по каждому тематическому блоку. Программа актуальна для работы средним и младшим школьным возрастом.

Данная программа отвечает современным требованиям по разработке образовательных программ; структура выдержана. Программа приемлема для работы в системе дополнительного образования МБОУ СОШ №29, соответствует его специфике. Программа может быть рекомендована для использования в школьной практике.


Заместитель директора по ВВВР с детьми В.Н. Симаков


ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ


МБОУ СОШ № 29


Название программы

«Шахматист»

Направленность программы

спортивно-оздоровительное

Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеобразовательную программу

Савенков П.В.

Год разработки

2015

Где, когда и кем утверждена дополнительная общеобразовательная программа

Согласовано: Заместитель директора по ВВВВР

В.Н.Симаков

Утверждена: Директор МБОУ СОШ №29 М.Б. Светлова

Информация и наличии рецензии

Зам директора по ВВВР МБОУ СОШ № 29 Симаков В.Н., 2015 год

Цель

Самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.

Задачи

Обучающие:
- научить играть в шахматы;
-научить решать шахматные задачи;
- ознакомить с правилами игр, заданий.
Развивающие:
- развивать мышление, память, игровые навыки.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
произведениям, развивает умение любоваться творениями - своими и товарищей.

Ожидаемые результаты освоения программы

У обучающегося будут сформированы мотивационная основа внеучебной деятельности; познавательный интерес к шахматам; ориентация на понимание причин успеха внеучебной деятельности, в том числе на и самоконтроль своей деятельности, самостоятельная и личная ответственность за свои поступки и бережного отношения к фигурам; играть с соседом в паре: соблюдать правила игры.

Срок реализации программы

1 год

Количество часов в неделю / год

В год 70 часов, в неделю 2 часа

Возраст обучающихся

8-10 лет

Формы занятий

Игра в парах, проведение турнира, организация досуга сверстников.

Методическое обеспечение

Журавлев Н.В. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986

Иващенко С.С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радьянская школа, 1986

Князева В.И. Уроки шахмат. - Ташкент. 1992.

Костьев А.В. Учителю о шахматах. - М.: Просвещение, 1986.
П о ж а р с к и й В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. - М., 1996.

Сельская школа. Журналы с №2 по № 6 за 2002 г

Примерная программа внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.

Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, специальные помещения, ИКТ и др.)

Помещение с дневным и вечерним освещением, хорошо проветриваемое. Рабочие места организованы так, чтобы дети сидели, не стесняя друг друга. Для освоения игры в шахматы приобретены комплекты шахмат.


Пояснительная записка

о реализации учебно-тематического плана

на 20 15/2016 учебный год

Образовательная программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов: Федерального государственного стандарта начального общего образования; плана внеурочной деятельности МОУ «Федоровская ООШ»; Примерной программы внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.; авторской программы «Шахматная школа» Тимофеева А.А.

Направленность дополнительной общеобразовательной программы: спортивно-оздоровительная

Вид образовательной деятельности познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.


Цель (для данного года обучения): самореализация и саморазвитие учащихся в процессе через игру игры в шахматы.

Задачи (для данного года обучения):

Обучающие:
- научить играть в шахматы;
-научить решать шахматные задачи;
- ознакомить с правилами игр, заданий.
Развивающие:
- развивать мышление, память, игровые навыки.
Воспитывающие:
- воспитывать чувство товарищества, коллективизма.
произведениям, развивает умение любоваться творениями - своими и товарищей.

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2015/2016 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы (количество лет)

Один год

Год обучения (первый, второй и т.д.)

первый

Возраст обучающихся

8-10 лет

Количество обучающихся в группе в текущем учебном году

17 человек

Количество часов в неделю

2 часа

Общее количество часов в год

70

Содержание деятельности

1. Шахматная доска и фигуры Место шахмат в мировой культуре. Роль шахмат в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки юного шахматиста. Понятие о здоровом образ жизни. Сильнейшие юные шахматисты мира.
Шахматная доска. Поля, линии, их обозначения. Легенд; о возникновении шахмат. Шахматные фигуры и их обозначения. Позиция. Запись позиций.
Практическая работа: тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске.
2. Ходы и взятия фигур Геометрические мотивы траекторий перемещения шахматных фигур. Ходы и взятия ладьи, слона, ферзя, короля, коня и пешки. Логические связки «и», «или», «не». Ударность и подвижность фигур в зависимости от их положения на доске. Превращение пешки и взятие на проходе пешкой. Угроза, нападение, защита, двойной удар. Контроль полей. Ограничение подвижности фигур. Моделирование на шахматном материале. Рокировка, правила её выполнения.
Практическая работа: упражнения на выполнение ходов отдельными фигурами и на запись ходов; дидактические игры на маршруты фигур и их взятие с учётом контроля полей, на ограничение подвижности фигур.
3. Цель и результат шахматной партии. Понятия «шах», «мат», «пат» Понятие «шах». Способы защиты от шаха. Открытый и двойной шах. Понятие «мат». Обучение алгоритму матования в один ход. Понятие «пат». Сходства и различия понятий «мат» и «пат». Выигрыш, ничья, виды ничьей.
Практическая работа: решение упражнений на постановку мата и пата в различное количество ходов.
4. Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен Ценность фигур. Единица измерения ценности. Виды ценности. Изменение ценности в зависимости от ситуации на доске. Защита. Размен. Виды размена. Материальный перевес. Лёгкие и тяжёлые фигуры, их качество.
Практическая работа: решение арифметических задач (типа «У кого больше?») и логических задач (типа «Какая фигура ценнее?»)
5. Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта
Понятие о дебюте. Классификация дебютов. Мобилизация фигур, безопасность короля (короткая и длинная рокировка), борьба за центр. Роль и оптимизация работы фигур в дебюте. Понятие о шахматном турнире. Правила поведения при игре в шахматных турнирах.
Правила поведения в соревнованиях. Спортивная квалификация в шахматах.
Практическая работа: анализ учебных партий; игровая практика; анализ дебютной части партий.
6. Особенности матования одинокого короля Матование двумя ладьями, королём и ладьёй как игры с выигрышной стратегией. Матовые и патовые позиции. Стратегия и тактика оттеснения одинокого короля на край доски.
Планирование, анализ и контроль при матовании одинокого короля. Управление качеством матования.
Практическая работа: решение задач с нахождением одинокого короля в разных зонах; участие в турнирах.
7. Тактические приёмы и особенности их применения Слабость крайней горизонтали, двойной удар, открытое нападение, связка, виды связки и защита от нeё. Завлечение, отвлечение, разрушение пешечного прикрытия короля, освобождение пространства, уничтожение защиты. Сквозное действие фигур (рентген). Перегрузка. Комбинаторика в шахматах. Понятие о комбинации. Комбинации на мат и на достижение материального перевеса. Мельница как алгоритм с циклами. Эстетика шахматных комбинаций.
Практическая работа: решение тестовых позиций, содержащих тактические удары на определённую и на неизвестную темы; участие в турнирах.
8. Решение шахматных задач
Задачи:
-Поставь мат в 3, 4, 5 ходов.
- Сделай 2 хода и поставь мат сопернику.
- Загони ферзь в «Ловушку».
- Проходная пешка становится ферзей. Как ты этой сделаешь?
- Ты продолжаешь игру и выигрываешь через 6 ходов.
- Помоги ферзи выбраться из «Ловушки».
- Поставь «Вилку».
- Ты проигрываешь, но выведи игру на ничью.
- Задача «Защитись от мата».
-Поймай ладью.
- Захвати центр.
9. Подведение итогов года


Ожидаемые результаты на текущий учебный год:

Учащиеся приобретут знания о правилах игры; о назначении шахматных фигур; о принципах игры и ее приемах; находить несложные тактические удары; играть партию до конца; о способах организации досуга других людей;
Развитие ценностных отношений школьника к шахматам; их истории.
Приобретение учащимися опыта актуализации спортивно-оздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших и организации их досуга; опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими людьми.

Отражение в УТП особенностей текущего учебного года:

При составлении программы учитывались интересы и потребности детей, пожелание родителей, уровень подготовленности детей.

Показательные выступления опытных спортсменов. Презентация успехов юных шахматистов с приглашением родителей учащихся. Исполнение гимна школьного шахматного клуба; конкурс на решение шахматных задач; шахматный вернисаж (выставка картин школьников на шахматные темы).

Учебно-тематический план на 20 15/2016 учебный год



Тема занятия


Количество часов


Всего


Теория


Практика


1


Шахматная доска и фигуры


2


1


1


2


Ходы и взятие фигур


6


2


4


3


Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат»


4


2


2


4


Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен


4


2


2


5


Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта


5


2


3


6


Особенности матования одинокого короля


2


1


1


7


Тактические приемы и особенности их применения


5


1


4


8


Решение шахматных задач


4


1


3


9


Подведение итогов года


3


-


3


Итого


35


13


22




Календарно-тематическое планирование для группы


кол. часов


Дата по плану


Дата по факту


1


Шахматная доска и фигуры


2

8.09

8.09

8.09

8.09


2


Ходы и взятие фигур


6

15.09

15.09

22.09

22.09

29.09

15.09

15.09

22.09

22.09

29.09


3


Цель и результат шахматной партии. Понятие «шах», «мат», «пат»


4

6.10

6.10

13.10

13.10


4


Ценность шахматных фигур. Нападение, защита и размен


4

20.10

20.10

27.10

27.10


5


Понятие о дебюте. Общие принципы разыгрывания дебюта


5


6


Особенности матования одинокого короля


2


7


Тактические приемы и особенности их применения


5


8


Решение шахматных задач


4


9


Подведение итогов года


3


Итого


35

Литература:

Журавлев Н.В. Шаг за шагом. - М.: ФиС, 1986

Иващенко С.С. Сборник шахматных комбинаций. - Киев: Радьянская школа, 1986

Князева В.И. Уроки шахмат. - Ташкент. 1992.

Костьев А.В. Учителю о шахматах. - М.: Просвещение, 1986.

П о ж а р с к и й В. А. Шахматный учебник / В. А. Пожарский. - М., 1996.

Сельская школа. Журналы с №2 по № 6 за 2002 г
Примерная программа внеурочной деятельности, автор Горской В.А, М.: «Просвещение», 2011 г.





© 2010-2022