- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа профильного курса Педагогика и психология
Программа профильного курса Педагогика и психология
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Киселева О.А. |
Дата | 26.02.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Программа по педагогике и психологии
для учащихся 10-11 педагогического класса
Пояснительная записка
Открытие педагогического класса было не случайным выбором. Актуальность и востребованность данной профессии очевидна. Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк - это и учитель, как в общеобразовательной, так и в нетрадиционной школе, и управленец-менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. Возможно также оказание частных педагогических услуг. И выбор в пользу педагогической деятельности должен быть не просто не случайным, а высоко мотивирован. Но ещё более острой проблемой становится обучение будущего педагога в соответствии с новой парадигмой образования - которая требует нового учителя, творческая индивидуальность которого должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству. А для этого ребята уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом.
Данная программа представляет собой профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы.
Программа педагогического класса предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в течение 156 учебных часов, включая 20 часов летней практики.
Программа педагогического класса состоит из двух блоков: "Введение в педагогическую профессию", где учащиеся познакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. Знания о себе учащиеся педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно будет проводится работа, направленная на самопознание, повышение уровня психологической компетентности учащихся; получение теоретических и прикладных знаний современной психологии. Использование тестов, опросных методик позволит ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств.
Большую роль в программе отводиться практикумам, профессиональным пробам, где учащиеся получат базовые сведения о профессиональной деятельности, где будут моделироваться элементы деятельности, отрабатываться конкретные умения.
Обязательной частью подготовки будет являться педагогическая практика.
Основной целью программы является: освоение необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии знаний о педагогической профессии, её роли в жизни общества и истории возникновения; о путях получения педагогической профессии; об особенностях педагогической деятельности.
Задачи:
-
Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;
-
предоставить возможность старшим школьникам выполнить серию различных профессиональных проб, позволяющих получить представление о своих возможностях и предпочтениях;
-
способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней;
-
развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентировать их на освоение педагогической профессии;
-
создать условия для формирования лидерских качеств личности.
На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и организаторские умения.
Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий, профессиональных проб.
Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью тестирования, самостоятельной работы школьников: написания докладов рефератов, творческих работ, выполнения самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии и педагогике, летней практике, а также традиционно во время текущего опроса. Для контроля усвоения программы учебным планом предусмотрен квалификационный экзамен, включающий в себя вопросы изучаемого курса.
В результате изучения дисциплины учащиеся должны
иметь представления о:
-возникновении и развитии педагогической профессии;
-социальной значимости труда учителя;
-педагогических учебных заведениях;
-роли и сущности педагогической профессии;
-закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностях человека.
Знать:
-требования, предъявляемые к личности педагога;
-причины возникновения педагогических конфликтов;
-права и обязанности в получении профессионального образования;
- правила поступления в педагогическое учебное заведение;
Уметь:
-анализировать свою деятельность;
-организовывать жизнь и деятельность детей;
-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю;
-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;
-применять полученные теоретические знания и практические навыки.
Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий.
Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 10 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Я пришел в педкласс (ожидания)
1
2.
Путешествие в страну «Педагогика»
1
3.
Пути получения профессионального образования. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, педагогические колледжи.
1
4.
Мой идеал учителя.
2
5.
Зарождение педагогики и педагогических знаний
2
6.
Основные педагогические открытия прошлого
2
7.
Выдающиеся педагоги прошлого
2
7.
Основы педагогической деятельности
2
8.
Социальная значимость труда педагога
2
9.
Педагогическое взаимодействие
2
10.
Педагогическое общение
4
11.
Профессиональная педагогическая позиция
2
12.
Основные категории педагогики
6
13.
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
31 час
Тематический план практики по педагогике 10 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Особенности летнего лагеря для одаренных детей на базе МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»
1
2.
Особенности работы помощника руководителя НОУ, воспитателя в лагере. Особенности педагогического общения
1
3.
Методика подготовки и проведения общелагерных мероприятий, занятий НОУ, научной конференции
8
4.
Игровая деятельность детей
6
5.
Основы оформительства
4
итого
20 часов
Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 11 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Подведение итогов летней практики
2
2.
Этика педагога
2
3.
Педагогическая деятельность как профессия
2
4.
Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка учителя к уроку
2
5.
Сущность процесса воспитания. Семейное воспитание.
2
6.
Особенности дополнительного образования детей.
2
7.
Педагогические технологии.
4
8.
Педагогическая техника учителя.
2
9.
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
20 часов
Тематический план практики по педагогике 11 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Организаторская деятельность и ее структура. Стили руководства
2
2.
Этапы и методы организаторской работы
1
3.
Правила организаторской работы
2
4.
Методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования детей.
2
5.
Профессиональные пробы. Проведение занятий в детских объединениях, НОУ на базе МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».
8
итого
15 часов
Тематический план по психологии 10 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Психология как наука
1
2.
Отрасли современной психологии
1
3.
Методы психологического исследования
2
4.
Общая характеристика познавательных процессов
1
5.
Ощущения
2
6.
Восприятие
1
7.
Внимание
2
8.
Память
2
9.
Мышление
2
10.
Воображение
2
11.
Общее представление о личности и её развитии.
1
12.
Темперамент как базовая характеристика личности.
2
13.
Характер
2
14.
Волевая регуляция личности.
2
15.
Способности и развитие личности
2
16.
Эмоции и чувства
2
17.
Потребности и мотивы
2
18.
Формирование и развитие личности
2
19.
Деятельность. Виды деятельности
2
20.
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
35 часов
Тематический план по психологии 11 класс
№
Тема
Количество часов
1.
Социальная психология как наука.
1
2.
Особенности малых групп. Уровни развития малых групп
2
3.
Положение человека в группе. Лидерство
2
4.
Взаимодействие в группе
2
5.
Общение. Виды. Функции.
2
5.
Механизмы межличностного восприятия
2
6.
Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения
2
7.
Особенности публичного выступления. Самопрезентация
2
8.
Введение в конфликтологию.
2
9.
Возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии.
2
10.
Характеристика раннего детства (0-3 года)
2
11.
Характеристика дошкольника
2
12.
Характеристика младшего школьника
2
13.
Характеристика подростка
2
14.
Характеристика старшеклассника.
2
15.
Характеристика юности
2
16.
Характеристика взрослости
2
17.
Повторительно-обобщающий урок
2
итого
35 часов
Литература для учителя:
-
Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. - М., 2006.
-
Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М., 1982.
-
Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.
-
Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.
-
Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.
-
Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.
-
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2008.
-
Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.
-
Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)
-
Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987
-
Кукушин В.,С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.
-
Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001
-
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество
России, 2001 -
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
-
Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004.
-
Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001
-
Ю.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001
-
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008
-
Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002 Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.
Литература для учащихся:
-
Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000
-
Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.
-
Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.
-
Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. - 127с.
-
Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. - 157с.
-
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.
-
Профессия - учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.
-
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991
-
Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2008.
-
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: «Академия», 2004.
-
Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». - М: Генезис, 1997.
-
Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. - М.: Издательский центр «Академия».
-
Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.:ВАКО, 2005.
-
Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
-
Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.
-
Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. - М, серия «Школьный психолог», 2008.
-
Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.