Программа профильного курса Педагогика и психология

Раздел Дополнительное образование
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа по педагогике и психологии

для учащихся 10-11 педагогического класса


Пояснительная записка

Открытие педагогического класса было не случайным выбором. Актуальность и востребованность данной профессии очевидна. Спектр педагогической деятельности сегодня очень широк - это и учитель, как в общеобразовательной, так и в нетрадиционной школе, и управленец-менеджер, и педагог-воспитатель, и психолог, и преподаватель техникума или вуза. Возможно также оказание частных педагогических услуг. И выбор в пользу педагогической деятельности должен быть не просто не случайным, а высоко мотивирован. Но ещё более острой проблемой становится обучение будущего педагога в соответствии с новой парадигмой образования - которая требует нового учителя, творческая индивидуальность которого должна проявиться не только в стремлении создавать нечто новое, но прежде всего способного к изменению самого себя, готового к совместному поиску, к сотрудничеству. А для этого ребята уже в школе должны представить себе, что это за профессия и какие требования предъявляются к современному педагогу обществом.

Данная программа представляет собой профориентационный курс педагогического образования, который должен сформировать у школьников первоначальные общие представления о педагогической деятельности, необходимые для их осознанного выбора профессии учителя по окончании школы.

Программа педагогического класса предназначена для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы. Обучение осуществляется в течение 156 учебных часов, включая 20 часов летней практики.

Программа педагогического класса состоит из двух блоков: "Введение в педагогическую профессию", где учащиеся познакомятся с основами педагогической деятельности, жизнью и деятельностью выдающихся педагогов. Знания о себе учащиеся педкласса получают на занятиях по психологии, где наряду с теоретическим материалом обязательно будет проводится работа, направленная на самопознание, повышение уровня психологической компетентности учащихся; получение теоретических и прикладных знаний современной психологии. Использование тестов, опросных методик позволит ребятам соотнести самонаблюдение с данными исследований и наметить пути развития необходимых психологических качеств.

Большую роль в программе отводиться практикумам, профессиональным пробам, где учащиеся получат базовые сведения о профессиональной деятельности, где будут моделироваться элементы деятельности, отрабатываться конкретные умения.

Обязательной частью подготовки будет являться педагогическая практика.

Основной целью программы является: освоение необходимых для социальной адаптации и осознанного выбора будущей профессии знаний о педагогической профессии, её роли в жизни общества и истории возникновения; о путях получения педагогической профессии; об особенностях педагогической деятельности.

Задачи:

  1. Дать учащимся представление о значении, характере и специфических особенностях педагогической профессии;

  2. предоставить возможность старшим школьникам выполнить серию различных профессиональных проб, позволяющих получить представление о своих возможностях и предпочтениях;

  3. способствовать проектированию подростками своих жизненных и профессиональных планов, идеалов будущей педагогической профессии и возможных моделей достижения высокой квалификации в ней;

  4. развивать творческие способности учащихся, организаторские умения, ориентировать их на освоение педагогической профессии;

  5. создать условия для формирования лидерских качеств личности.

На теоретическом и практическом уровне учащиеся знакомятся с основами педагогической деятельности, приобретают необходимые знания, умения и навыки профессии учителя, развивают способности и организаторские умения.

Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий, профессиональных проб.

Контроль усвоения учебного материала осуществляется с помощью тестирования, самостоятельной работы школьников: написания докладов рефератов, творческих работ, выполнения самостоятельных практических, исследовательских работ по психологии и педагогике, летней практике, а также традиционно во время текущего опроса. Для контроля усвоения программы учебным планом предусмотрен квалификационный экзамен, включающий в себя вопросы изучаемого курса.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

иметь представления о:

-возникновении и развитии педагогической профессии;

-социальной значимости труда учителя;

-педагогических учебных заведениях;

-роли и сущности педагогической профессии;

-закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностях человека.

Знать:

-требования, предъявляемые к личности педагога;

-причины возникновения педагогических конфликтов;

-права и обязанности в получении профессионального образования;

- правила поступления в педагогическое учебное заведение;

Уметь:

-анализировать свою деятельность;

-организовывать жизнь и деятельность детей;

-осуществлять самосовершенствование с позиций требований, предъявляемых к учителю;

-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;

-применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, лекций, практических занятий.

Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 10 класс

Тема

Количество часов

1.

Я пришел в педкласс (ожидания)

1

2.

Путешествие в страну «Педагогика»

1

3.

Пути получения профессионального образования. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, педагогические колледжи.

1

4.

Мой идеал учителя.

2

5.

Зарождение педагогики и педагогических знаний

2

6.

Основные педагогические открытия прошлого

2

7.

Выдающиеся педагоги прошлого

2

7.

Основы педагогической деятельности

2

8.

Социальная значимость труда педагога

2

9.

Педагогическое взаимодействие

2

10.

Педагогическое общение

4

11.

Профессиональная педагогическая позиция

2

12.

Основные категории педагогики

6

13.

Повторительно-обобщающий урок

2

итого

31 час

Тематический план практики по педагогике 10 класс


Тема

Количество часов

1.

Особенности летнего лагеря для одаренных детей на базе МОУ ДОД ЦДОД «Уникум»

1

2.

Особенности работы помощника руководителя НОУ, воспитателя в лагере. Особенности педагогического общения

1

3.

Методика подготовки и проведения общелагерных мероприятий, занятий НОУ, научной конференции

8

4.

Игровая деятельность детей

6

5.

Основы оформительства

4

итого

20 часов

Тематический план курса «Введение в педагогическую профессию» 11 класс

Тема

Количество часов

1.

Подведение итогов летней практики

2

2.

Этика педагога

2

3.

Педагогическая деятельность как профессия

2

4.

Сущность процесса обучения в современной школе. Подготовка учителя к уроку

2

5.

Сущность процесса воспитания. Семейное воспитание.

2

6.

Особенности дополнительного образования детей.

2

7.

Педагогические технологии.

4

8.

Педагогическая техника учителя.

2

9.

Повторительно-обобщающий урок

2

итого

20 часов

Тематический план практики по педагогике 11 класс


Тема

Количество часов

1.

Организаторская деятельность и ее структура. Стили руководства

2

2.

Этапы и методы организаторской работы

1

3.

Правила организаторской работы

2

4.

Методика проведения занятий в учреждениях дополнительного образования детей.

2

5.

Профессиональные пробы. Проведение занятий в детских объединениях, НОУ на базе МОУ ДОД ЦДОД «Уникум».

8

итого

15 часов

Тематический план по психологии 10 класс

Тема

Количество часов

1.

Психология как наука

1

2.

Отрасли современной психологии

1

3.

Методы психологического исследования

2

4.

Общая характеристика познавательных процессов

1

5.

Ощущения

2

6.

Восприятие

1

7.

Внимание

2

8.

Память

2

9.

Мышление

2

10.

Воображение

2

11.

Общее представление о личности и её развитии.

1

12.

Темперамент как базовая характеристика личности.

2

13.

Характер

2

14.

Волевая регуляция личности.

2

15.

Способности и развитие личности

2

16.

Эмоции и чувства

2

17.

Потребности и мотивы

2

18.

Формирование и развитие личности

2

19.

Деятельность. Виды деятельности

2

20.

Повторительно-обобщающий урок

2

итого

35 часов

Тематический план по психологии 11 класс

Тема

Количество часов

1.

Социальная психология как наука.

1

2.

Особенности малых групп. Уровни развития малых групп

2

3.

Положение человека в группе. Лидерство

2

4.

Взаимодействие в группе

2

5.

Общение. Виды. Функции.

2

5.

Механизмы межличностного восприятия

2

6.

Деловое общение. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения

2

7.

Особенности публичного выступления. Самопрезентация

2

8.

Введение в конфликтологию.

2

9.

Возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии.

2

10.

Характеристика раннего детства (0-3 года)

2

11.

Характеристика дошкольника

2

12.

Характеристика младшего школьника

2

13.

Характеристика подростка

2

14.

Характеристика старшеклассника.

2

15.

Характеристика юности

2

16.

Характеристика взрослости

2

17.

Повторительно-обобщающий урок

2

итого

35 часов

Литература для учителя:

  1. Воспитательная деятельность педагога / под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковай. - М., 2006.

  2. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. - М., 1982.

  3. Мижериков В.А., Ермоленко М.Н. Введение в педагогическую деятельность. - М., 2002.

  4. Мудрик А.В. «Общение в процессе воспитания». - М., 2001.

  5. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. - М., 2002.

  6. Радугина А.А. Психология и педагогика. - М., 1999.

  7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. - М., 2008.

  8. Спирин Л.Ф. Профессиограмма общепедагогическая. - М.-К., 1995.

  9. Введение в педагогическую деятельность (под ред. Е.И.Соколова, М.,Академия, 2000)

  10. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.,1987

  11. Кукушин В.,С. Введение в педагогическую деятельность. Ростов-на-Дону, 2002.

  12. Гамезо М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости к старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2001

  13. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество
    России, 2001

  14. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

  15. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. - СПб., 2004.

  16. Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками. М.:Академия, 2001

  17. Ю.Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе. М.:ЭКСМО-Пресс, 2001

  18. Реан А.А. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, псум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2008

  19. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. М.: изд-во МПСИ, 2002 Шмелев И.А. Введение в профессию. Психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2007.

Литература для учащихся:

  1. Гальперин П.А. Ведение в психологию. Учебное пособие. М.: Книжный дом, 2000

  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М., 1996.

  3. Прихожан A.M., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., Сфера, 2000.

  4. Петрусинский В.В. Игры для активного отдыха в процессе обучения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. - 127с.

  5. Петрусинский В.В. Игры для активного общения. М.: гуманитарный изд центр ВЛАДОС, 2007. - 157с.

  6. Лутошкин А.Н. Как вести за собой. - М. 1978.

  7. Профессия - учитель под ред. Роботовой А.С. - М., 2005.

  8. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию.- М. 1991

  9. Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - СПб.: Питер, 2008.

  10. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: «Академия», 2004.

  11. Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Тренинг «Навыки конструктивного взаимодействия с подростками». - М: Генезис, 1997.

  12. Лидерс А.Г., 2001. Психологический тренинг с подростками. - М.: Издательский центр «Академия».

  13. Пряжников Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). - М.:ВАКО, 2005.

  14. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.

  15. Рогов Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. М., 2003.

  16. Филимонова О.Г. Как научиться выбирать профессию?: Программа занятий для развития профессионального самоопределения учащихся 9-х классов. - М, серия «Школьный психолог», 2008.

  17. Филимонова О.Г. Модификация «Карты интересов» // Школьный психолог, №2, 2007.



© 2010-2022