- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело
Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Андреева А.Ф. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Бобровская средняя общеобразовательная школа №2
«Утверждаю»
Директор школы
___________ Н.И. Гайворонская
Приказ №________
от «__»__________2014 г.
«Согласовано»
Зам. директора по ВР
________ Ж.В. Григорьева
Принято на заседании педагогического совета
Протокол № ___ от «__»_____2014 г.
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Музейное дело»
учителя Андреевой А.Ф.
для учащихся 6 классов
на 2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» в рамках реализации краеведческого направления разработана на основе:
-
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
-
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
-
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
-
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Программа занятий кружка «Музейное дело» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.
Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.
Задачи программы:
-
получить представление об основах музейного дела;
-
сформировать практические навыки работы в музее;
-
привлечь учащихся к работе по организации и созданию экскурсий по школьному музею;
-
организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;
-
исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы;
-
публично представить результаты своей работы.
Режим занятий: раз в неделю по 1учебному часу - в год 35 часов.
Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций, подготовка тематических экскурсий.
Формы работы
Цели и практическая направленность
Лекции
Получение знаний о музейной работе. Накопление материала для проведения экскурсий.
Посещение музеев, экскурсии
Знакомство с основами оформления музейных экспозиций, с интересными страницами истории края.
Создание презентаций по профилю музея
Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу.
Оформление выставки
Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций
Выступление перед членами кружка с сообщениями.
Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.
Встречи с интересными людьми.
Формирование умения отобрать нужный исторический материал. Накопление материала для проведения экскурсий.
Видеозанятия
Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.
Работа по индивидуальному плану. Индивидуальные консультации
Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, подготовка проектов и творческих работ. Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ.
Проектно - исследовательская деятельность
Создание проекта тематических экскурсий по школьному музею « О прошлом своими словами».
Содержание программы
Введение
Предмет и задачи кружка. Актуализация понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе.
Понятие о школьном музее.
Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.
Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея.
Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к сотрудникам музея. Формирование представления о специфике профессии «работник музея», знать их функции и требования, предъявляемые к ним, оценка своих возможностей и способностей в овладении данной профессии.
Фонды музея и их характеристика.
Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.
Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.
Экспозиции музея.
Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.
Практическая работа по составлению плана экспозиции.
Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.
Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.
Подготовка и проведение пробных экскурсий Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.
Практическая работа по составлению маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.
Экскурсии в музеи.
Проведение экскурсий в музеи для знакомства с профилем и деятельностью музея. Изучение экспозиций музея. Знакомство с деятельностью конкретного музея; определение его специфики.
Массовые мероприятия в музее.
Проведение экскурсий для одноклассников. Участие в краеведческих викторинах, конкурсах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение в истории школы и выпускниками школы.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:
Предметные результаты:
-
приобретение учащимися знаний по музееведению
-
усиление интереса учащихся к музейной деятельности
-
активность в создании самостоятельных исследовательских проектов
Личностные результаты:
-
воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям
-
сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения
-
формирование активной гражданской позиции;
Метапредметные результаты:
-
достижение учащимися высокого уровня первичных умений и навыков по научно-музейной обработке, описанию, классификации предметов музейного значения
-
Подготовка и проведение экскурсий по экспозициям музея
-
развитие творческих способностей учащихся в процессе коллективной и индивидуальной работы.
-
сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.
Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.
Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства - видеофильмы, содержащие информацию о музеях страны и мира.
Перспективно-тематическое планирование
Дата проведения по плану
Дата проведения по факту
Тема занятия.
Теоретические занятия
Практические занятия
Понятие «музей». Правила поведения в музее. Выборы актива школьного музея.
1ч.
История школьного музея Бобровской средней общеобразовательной школы №2.
1ч
Понятие «экскурсия», «экскурсовод». Требования к экскурсии. Экскурсия как исследовательская деятельность.
1ч
Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Планирование способов накопления дополнительного материала.
1ч
Встречи со старожилами города. Разговор на тему «Ремесла и промыслы нашего края».
1ч
Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Систематизация дополнительного материала.
1ч
Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Распределение обязанностей, подготовка презентации.
1ч
1ч
Организация и проведение тематической экскурсии по музею «Русский быт».
1ч
Продолжение исследования на тему «История школы»
История создания школы. Систематизация материалов музея.
1ч
Первые учителя школы. Встреча с учителями-ветеранами педагогического труда Ткачевой З.Н., Тищенко Г.Ф..
1ч
Подготовка материала для организации экскурсий для уч-ся 5-8 классов на тему «История школы. Первые учителя».
1ч
Организация и проведение тематической экскурсии по музею «История школы. Первые учителя».
1ч
Встреча с выпускниками. Накопление материала по теме «Достижения нашей школы».
1ч
1ч
Систематизация материала по теме «История и достижения нашей школы».
1ч
1ч
Подготовка тематической экскурсии по музею «История и достижения нашей школы». Распределение обязанностей, подготовка презентации.
1ч
1ч
Организация и проведение тематической экскурсии по музею «История и достижения нашей школы».
2ч
Систематизация материала по теме «Мы живы, пока нас помнят» о защитниках Отечества.
1ч
1ч
Подготовка тематической экскурсии по музею «Мы живы, пока нас помнят». Распределение обязанностей, подготовка презентации.
1ч
1ч
Организация и проведение тематической экскурсии по музею «Мы живы, пока нас помнят».
2ч
Продолжение знакомства с историей края, посредством посещения краеведческих музеев по желанию детей.
8ч
Итого
12
23
Список литературы по методике музейной деятельности
-
Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. - М.: МИРОС, 1995. - 174 с.
-
Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1999.
-
Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997
-
Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964
-
Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996
-
6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.
-
Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.
-
Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.
-
Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. - М., 2001. - 223 с.
Литература рекомендуемая для учащихся
-
Музееведение. Музеи исторического профиля. - М., 1988.
-
Музейный мир России. - М., 2003.
-
Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М., 2001.
-
Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. - М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.
-
Сотникова С.И. Музеология. - М., 2004.
-
Фролов А.И. Музеи Москвы. - М., 2003.
-
Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М., 2003.
-
Юренева Т.Ю. Музееведение. - М., 2003.
-
Интернет-ресурсы:
-
museumforum.ru/index.php Музейный форум
-
museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия
-
krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет