Рабочая программа по внеурочной деятельности Музейное дело

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Бобровская средняя общеобразовательная школа №2

«Утверждаю»

Директор школы

___________ Н.И. Гайворонская

Приказ №________

от «__»__________2014 г.

«Согласовано»

Зам. директора по ВР

________ Ж.В. Григорьева

Принято на заседании педагогического совета

Протокол № ___ от «__»_____2014 г.





Рабочая программа внеурочной деятельности

«Музейное дело»

учителя Андреевой А.Ф.

для учащихся 6 классов

на 2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Музейное дело» в рамках реализации краеведческого направления разработана на основе:

  1. Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;

  2. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;

  3. Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области - региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;

  4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  6. Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).

В последнее время в стране все более возрастает интерес к школьным музеям. Это вызвано, прежде всего, ориентацией воспитательного процесса на гражданственность и патриотизм, во-вторых, это обусловлено развитием краеведения и туристско-краеведческой деятельности в нашем регионе. Усиление краеведческой составляющей образования, особенно если оно осуществляется на базе школьного музея, позитивная тенденция нашего времени и лучшая основа для патриотического воспитания подрастающего поколения. Музей в школе становится средством творческой самореализации, инициирует личностно ориентированное воспитание и образование, является маленьким исследовательским центром по сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, участвует в диалоге поколений и культур. Программа занятий кружка «Музейное дело» имеет духовно-нравственную и культурологическую направленность. Музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности. Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит учащимся расширить свой кругозор и творческий потенциал.

Цель программы: ознакомление учащихся с основами музееведения, формирования социальной активности учащихся, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково-исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности детей.

Задачи программы:

  • получить представление об основах музейного дела;

  • сформировать практические навыки работы в музее;

  • привлечь учащихся к работе по организации и созданию экскурсий по школьному музею;

  • организовать поиск материалов для формирования и пополнения музейного фонда;

  • исследовать, систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы;

  • публично представить результаты своей работы.

Режим занятий: раз в неделю по 1учебному часу - в год 35 часов.

Формы занятий: лекции, экскурсии, консультации, встречи с интересными людьми, проектная и исследовательская деятельность, использование интернет - технологий, создание презентаций, экскурсии в музеи города, оформление выставок, создание экспозиций, подготовка тематических экскурсий.

Формы работы

Цели и практическая направленность

Лекции

Получение знаний о музейной работе. Накопление материала для проведения экскурсий.

Посещение музеев, экскурсии

Знакомство с основами оформления музейных экспозиций, с интересными страницами истории края.

Создание презентаций по профилю музея

Формирование умения отобрать нужный исторический материал, грамотно оформить работу.

Оформление выставки

Учиться составлять выставочную экспозицию в соответствии с тематикой и правилами оформления выставок и экспозиций

Выступление перед членами кружка с сообщениями.

Овладевать навыками публичных выступлений, умением формулировать свои мысли и грамотно излагать их перед аудиторией.

Встречи с интересными людьми.

Формирование умения отобрать нужный исторический материал. Накопление материала для проведения экскурсий.

Видеозанятия

Ознакомление с недоступными памятниками истории и культуры, музеями России и мира.

Работа по индивидуальному плану. Индивидуальные консультации

Посещение библиотек, музеев. Изучение по индивидуальному плану литературы, подготовка проектов и творческих работ. Оказание помощи учащимся в подготовке творческих работ.

Проектно - исследовательская деятельность

Создание проекта тематических экскурсий по школьному музею « О прошлом своими словами».

Содержание программы

Введение

Предмет и задачи кружка. Актуализация понятия: музей, музееведение. Причины и условия возникновения музеев. Развитие музеев в процессе развития человечества. Музееведение как комплексная наука. Предмет и задачи музееведения. Структура кружка, цели и задачи музейного дела в школе.

Понятие о школьном музее.

Признаки школьного музея. Задачи школьного музея. Жанры школьного музея. Принципы организации и деятельности школьных музеев. Основные направления оформления музея по истории школы. Этапы создания музея в школе.

Профессии в музее. Личные качества сотрудника музея.

Разнообразие профессии сотрудников музея и их функции. Требования к сотрудникам музея. Формирование представления о специфике профессии «работник музея», знать их функции и требования, предъявляемые к ним, оценка своих возможностей и способностей в овладении данной профессии.

Фонды музея и их характеристика.

Понятие фонды музея. Организация фондов. Фонд музейных предметов. Фонд научно-вспомогательных материалов: их состав и роль в фондах. Научная классификация фондовых материалов. Основной и вспомогательный фонды.

Виды материалов основного фонда. Критерии отбора материалов в основной фонд.

Экспозиции музея.

Экспозиционное оборудование. План работы над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов.

Практическая работа по составлению плана экспозиции.

Виды экскурсий. Методика подготовки экскурсии.

Обзорные, тематические, учебные экскурсии. Составляющие части экскурсии и их особенности. Памятка экскурсовода. Методика подготовки экскурсии в музеях.

Подготовка и проведение пробных экскурсий Основные этапы подготовки музейной экскурсии. Определение целей и задач, изучение и накопление материалов по теме, выявление и конкретное изучение экскурсионных объектов, составление маршрута экскурсии, обход маршрута экскурсии, составление текста экскурсии, рецензирование текста, проведение пробной экскурсии и утверждение на совете музея.

Практическая работа по составлению маршрута экскурсии, отработка маршрута и проведение пробной экскурсии.

Экскурсии в музеи.

Проведение экскурсий в музеи для знакомства с профилем и деятельностью музея. Изучение экспозиций музея. Знакомство с деятельностью конкретного музея; определение его специфики.

Массовые мероприятия в музее.

Проведение экскурсий для одноклассников. Участие в краеведческих викторинах, конкурсах. Встреча с интересными людьми, имеющими отношение в истории школы и выпускниками школы.






Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности:

Предметные результаты:

  • приобретение учащимися знаний по музееведению

  • усиление интереса учащихся к музейной деятельности

  • активность в создании самостоятельных исследовательских проектов

Личностные результаты:

  • воспитание у учащихся чувства уважения к истории родной школы и ее традициям

  • сформированные отдельные аспекты патриотического мировоззрения

  • формирование активной гражданской позиции;

Метапредметные результаты:

  • достижение учащимися высокого уровня первичных умений и навыков по научно-музейной обработке, описанию, классификации предметов музейного значения

  • Подготовка и проведение экскурсий по экспозициям музея

  • развитие творческих способностей учащихся в процессе коллективной и индивидуальной работы.

  • сформированная коммуникативная компетентность и навыки ораторского искусства.

Содержание программы построено на сочетании теоретических и практических видов занятий.

Методическое обеспечение программы: программа обеспечена наглядным материалом - музейными предметами. Они включают в себя значительное количество вещественных, письменных источников, на примере работы с которыми учащиеся овладевают методикой музейной деятельности. В организации занятий используются визуальные средства - видеофильмы, содержащие информацию о музеях страны и мира.







Перспективно-тематическое планирование

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту


Тема занятия.

Теоретические занятия

Практические занятия

Понятие «музей». Правила поведения в музее. Выборы актива школьного музея.

1ч.


    История школьного музея Бобровской средней общеобразовательной школы №2.


      Понятие «экскурсия», «экскурсовод». Требования к экскурсии. Экскурсия как исследовательская деятельность.


        Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Планирование способов накопления дополнительного материала.


          Встречи со старожилами города. Разговор на тему «Ремесла и промыслы нашего края».

            Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Систематизация дополнительного материала.

              Подготовка тематической экскурсии по музею «Русский быт». Распределение обязанностей, подготовка презентации.

                Организация и проведение тематической экскурсии по музею «Русский быт».

                  Продолжение исследования на тему «История школы»

                  История создания школы. Систематизация материалов музея.


                    Первые учителя школы. Встреча с учителями-ветеранами педагогического труда Ткачевой З.Н., Тищенко Г.Ф..


                      Подготовка материала для организации экскурсий для уч-ся 5-8 классов на тему «История школы. Первые учителя».

                        Организация и проведение тематической экскурсии по музею «История школы. Первые учителя».

                          Встреча с выпускниками. Накопление материала по теме «Достижения нашей школы».

                            Систематизация материала по теме «История и достижения нашей школы».

                              Подготовка тематической экскурсии по музею «История и достижения нашей школы». Распределение обязанностей, подготовка презентации.

                                Организация и проведение тематической экскурсии по музею «История и достижения нашей школы».

                                  Систематизация материала по теме «Мы живы, пока нас помнят» о защитниках Отечества.

                                    Подготовка тематической экскурсии по музею «Мы живы, пока нас помнят». Распределение обязанностей, подготовка презентации.

                                      Организация и проведение тематической экскурсии по музею «Мы живы, пока нас помнят».

                                        Продолжение знакомства с историей края, посредством посещения краеведческих музеев по желанию детей.

                                          Итого

                                          12

                                          23

                                          Список литературы по методике музейной деятельности


                                          1. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. - М.: МИРОС, 1995. - 174 с.

                                          2. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. - М., 1999.

                                          3. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997

                                          4. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

                                          5. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996

                                          6. 6 Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

                                          7. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

                                          8. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

                                          9. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. - М., 2001. - 223 с.

                                          Литература рекомендуемая для учащихся


                                          1. Музееведение. Музеи исторического профиля. - М., 1988.

                                          2. Музейный мир России. - М., 2003.

                                          3. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. - М., 2001.

                                          4. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. - М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000.

                                          5. Сотникова С.И. Музеология. - М., 2004.

                                          6. Фролов А.И. Музеи Москвы. - М., 2003.

                                          7. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. - М., 2003.

                                          8. Юренева Т.Ю. Музееведение. - М., 2003.

                                          9. Интернет-ресурсы:

                                          10. museumforum.ru/index.php Музейный форум

                                          11. museum.ru/rme/sci_museology.asp Российская музейная энциклопедия

                                          12. krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/MUZEI.html Онлайн энциклопедия Кругосвет

























                                          © 2010-2022