Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный филолог 1 год обучения

Раздел Дополнительное образование
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по внеурочной деятельности Юный филолог 1 год обученияРабочая программа по внеурочной деятельности Юный филолог 1 год обученияМинистерство образования и науки Самарской области

Юго-Восточное управление министерства образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа №1 «Образовательный центр»

имени Героя Советского Союза С.В.Вавилова

с. Борское муниципального района Борский Самарской области



СОГЛАСОВАНО:

Председатель

методического объединения

учителей русского языка и литературы

____________________ Е.Д. Ильина

Протокол №1

«____» ________________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ:

к использованию в образовательном процессе

Директор ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Борское

_________________В.И. Бердникова

«______» _________________ 2015г.





РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности «Юный филолог»

Возраст детей - 11-12 лет

Срок реализации программы - 1 год







Учитель русского языка и литературы: В.В. Большакова



с. Борское

2015г

Пояснительная записка

Рабочая программа «Юный филолог » ориентирована на 1год обучения для детей 11-12 лет (1 занятие в неделю, всего 34 часа в год).

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Юный филолог»» составлена на основе программы: Русский язык 5-9 классы для общеобразовательных учреждений/ Л.О.Савчук; под ред. Е.Я. Шмелевой. - М.: Вентана - Граф, 2013.

Программа соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (2010 г.) Программа содержит пояснительную записку, календарное планирование, учебно-тематический план, список рекомендуемой литературы.

В программе определены цель изучаемого курса, учебно - воспитательные задачи, планируемые результаты, принципы, методы, система отслеживания усвоения материала, формы проведения занятий, практическая работа.

Рабочая программа дополнительного образования построена по принципу

«от простого к сложному» - на развитие личности ученика, его познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. Использованы средства обучения, направленные на интенсивное развитие речемыслительных способностей учащихся, которые формируют познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

В программе дополнительного образования предусмотрены мультимедийные обучающие программы, учебные диски.

Материал изложен четко, ясно, воспитывает любовь к родному языку, к своей Родине.

Данная программа внеурочной деятельности предполагает развитие кругозора и мышления у учащихся, способствует повышению их интеллектуального уровня при изучении лингвокультурологии, воспитывает чувство уважения к русскому языку. В отличие от уроков русского языка на внеурочных занятиях учащиеся получают углубленные знания по данному предмету по темам:«Словообразование», «Морфология», «Графика», «Пунктуация», «Лексика», «Фразеология», «Культура речи», «Фонетика». Большое внимание уделяется практическим занятиям, творческим работам. Используя информационные компьютерные технологии, ребята вместе с учителем учатся аргументировать, рассуждать по заданной теме. Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.

Цель:

-развить кругозор и мышление учащихся.

Задачи:

-вызвать интерес к русскому языку, к его законам, к различным языковым явлениям, к слову;

-закрепить практические навыки в построении устных и письменных высказываний;

-способствовать развитию творческих способностей школьников.

В результате изучения курса русского языка учащиеся должны знать/понимать:

определение основных изучаемых единиц языка и речи: звук, слог, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст;

особенности ударения в русском языке;

основные правила орфоэпии;

основные способы образования слов;

основные способы определения лексического значения слова;

тематические группы слов;

правила русской орфографии;

морфологические признаки частей речи;

нормы употребления в речи языковых единиц;

виды словосочетаний;

признаки текста.

Уметь:

адекватно понимать содержание научно-учебного и художественного текстов, воспринимаемых на слух;

выделять основную и дополнительную информацию текста, определять его принадлежность определённому типу речи;

сохранять при письменном изложении типологическую структуру текста и его выразительные языковые и речевые средства;

проводить фонетический и орфоэпический разбор слов;

правильно произносить широко употребляемые слова;

по типичным суффиксам и окончанию определять изученные части речи и их формы;

определять способы образования разных частей речи;

соблюдать лексические нормы, употребляя слова в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями общения;

толковать значение общеупотребительных слов и фразеологизмов;

владеть правильным способом применения изученных правил орфографии;

определять синтаксическую роль всех частей речи;

объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций.

Система контроля: курс завершается проверочной работой, которая позволяет оценить знания, умения и навыки. Проводятся промежуточные тесты по обобщающим темам. Работая в команде, учащиеся готовят свои проекты и публично их защищают.

На занятиях используются разнообразные по характеру упражнения, среди которых немало заданий повышенной трудности, нестандартных упражнений. Обучающиеся 5 класса познакомятся с лингвистическими сказками, словесными играми, шарадами, кроссвордами, попробуют свои силы в анализе художественного текста, попытаются разгадать языковые секреты традиционных разделов школьного курса русского языка. Удивительные истории из жизни слов, загадочные факты языка помогут учащимся овладеть орфографической и пунктуационной грамотностью. Занятия состоят не только из теоретического материала, но и из практической части, в которой представлены различные виды упражнений, помогающие выработать устойчивые орфографические навыки у учащихся, помочь исправить типичные для письменных работ ошибки, расширить знания учащихся по истории языка, помочь формированию языковой культуры. Все занятия состоят из двух блоков: теоретического и практического. Каждый раздел обучения для обучающихся заканчивается обобщающим занятием, проводимым в форме интеллектуальной игры, тренинга, мониторинга. После окончания курса учащиеся сами выбирают лучшего, эрудированного ученика среди сверстников. Это повышает мотивацию обучения, развивает интерес к изучению предмета.

Проведение занятий предполагается в форме лекций, практических занятий, интеллектуальных игр, тренингов, защиты проектов.

Формы проведения занятий

• лекции;

• практические занятия с элементами игр, с применением дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• анализ и просмотр текстов;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов.

В каждом занятии прослеживаются три части:

• игровая;

• теоретическая;

• практическая.

Основные методы и технологии.

• технология разноуровневого обучения;

• развивающее обучение;

• технология обучения в сотрудничестве;

• коммуникативная технология.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.

Планируемые результаты.

Личностные результаты

• эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

• эмпатия - умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

• чувство прекрасного - умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

• любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

• интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

• интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

• интерес к изучению языка;

• осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

• самостоятельно формулировать тему и цели урока;

• составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

• работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

• в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

• перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

• пользоваться словарями, справочниками;

• осуществлять анализ и синтез;

• устанавливать причинно-следственные связи;

• строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

• высказывать и обосновывать свою точку зрения;

• слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

• задавать вопросы


Учебно-тематический план

№ урока

Тема урока

Количество часов

Даты

1

Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

1

02.09.15

2

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

09.09.15

3

Для чего используют звуковые повторы в речи.

1

16.09.15

4

Какова роль интонации в устной речи.

1

23.09.15

5

Какова роль интонации в устной речи.

1

30.09.15

6

Обобщающее занятие «Кто говорит- сеет, кто слушает- собирает».

1

07.10.15

7

Обобщающее занятие «Кто говорит- сеет, кто слушает- собирает».

1

14.10.15

8

О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

1

21.10.15

9

Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

1

28.10.15

10

Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова.

1

11.11.15

11

Этимология слов. Работа со словарями.

1

18.11.15

12

Сказочные превращения.

1

25.11.15

13

Презентация творческой работы.

1

02.12.15

14

Презентация творческой работы.

1

09.12.15

15

Зачем нужно знать алфавит.

1

16.12.15

16

В чём секрет правописания морфем.

1

23.12.15

17

Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания.

1

13.01.16

18

Не пером пишут- умом. Тайные письма.

1

20.01.16

19

Бенефис знаний

1

27.01.16

20

На какие группы делится словарный состав русского языка.

1

03.02.16

21

В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

1

10.02.16

22

О чём рассказывают фразеологизмы.

1

17.02.16

23

Фразеология в художественных произведениях.

1

24.02.16

24

Лабораторная работа.

1

02.03.16

25

Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

1

09.03.16

26

В чём секрет глагола и его форм.

1

16.03.16

27

Как отличать грамматические омонимы.

1

30.03.16

28

Какими бывают предложения.

1

06.04.16

29

Грамматике учиться всегда пригодится.

1

13.04.16

30

Мониторинг проверки знаний.

1

20.04.16

31

Правила речевого этикета.

1

27.04.16

32

Формулы речевого этикета.

1

04.05.16

33

Формулы речевого этикета.

1

11.05.16

34

Аукцион знаний.

1

18.05.16



Содержание программы

Количество часов

Название раздела

Тема

Ожидаемые результаты

7 ч.

Раздел 1

Секреты устной речи. (Фонетика. Интонация.)

1.Почему не всегда совпадает звучание и написание слова.

2-3. Для чего используют звуковые повторы в речи.

4-5. Какова роль интонации в устной речи.

6-7. Обобщающее занятие «Кто говорит-сеет, кто слушает - собирает».

Уметь:

-рассматривать заявленные темы на занятиях;

- использовать интерактивные тренажеры;

- проводить практические занятия в игровой форме.

7 ч.

Раздел 2

Загадки русского словообразования. (Морфемика. Словообразование. Этимология)

1.О чём рассказывает словообразовательная модель слова.

2. Что такое словообразовательное гнездо однокоренных слов

3. Почему с течением времени может измениться морфемный состав слова

4.Этимология слов. Работа со словарями

5.Сказочные превращения.

6-7 Презентация творческой работы.

Уметь:

-составлять шарады, метаграммы;

- рекламировать свои творческие работы;

- пользоваться средствами массовой информации (по желанию): телевидение, радио, интернет.

5 ч.

Раздел 3

Секреты письменной речи. (Графика. Орфография. Пунктуация)

1. Зачем нужно знать алфавит.

2. В чём секрет правописания морфем

3. Как пунктуационные знаки помогают передавать смысл высказывания

4. Не пером пишут - умом. Тайны письма.

5. Бенефис знаний.

Уметь:

-проводить исследования данных тем;

- использовать тексты художественных произведений;

- аргументировать свои ответы;

- делать выводы для доказательства выдвинутой гипотезы.

5 ч.

Раздел 4

Тайны русского слова. (Лексика. Фразеология)

1.На какие группы делится словарный состав русского языка

2. В чём особенность употребления слова в художественном тексте.

3. О чём рассказывают фразеологизмы.

4.Фразеология в художественных произведениях. 5.Лабораторная работа.

Уметь:

-изучать специализированную литературу по этимологии слов;

- работать со словарями;

- изучать языковые средства выразительности;

- исследовать художественные произведения.

6 ч.

Раздел 5

Секреты морфологии и синтаксиса. (Морфология. Синтаксис.)

1. Чем отличаются друг от друга склоняемые части речи.

2. В чём секрет глагола и его форм.

3. Как отличать грамматические омонимы.

4. Какими бывают предложения.

5. Грамматике учиться всегда пригодится. 6.Мониторинг проверки знаний.

-развитие кругозора и интеллекта детей ;

-умение работать с заданиями повышенной трудности для любознательных.

3 ч.

Раздел 6

Речевой этикет

1.Правила речевого этикета.

2-3. Формулы речевого этикета.

Умение рассматривать специфику русского речевого этикета и технику реализации этикетных форм.

1 ч.

Раздел 7

Обобщающее занятие

Аукцион знаний

Умение ответить на поставленные вопросы в игровой форме.

Методическое обеспечение: компьютер, учебные диски, словари, рабочая тетрадь.

Список литературы для педагога:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.

  2. Гузеев В.В., Новожилова Н.В. Консультации: метод проектов/Педагогические технологии.2007. № 7.

  3. Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 кл. М.: Просвещение, 2009 г.

  4. Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии.: Азбука-классика, 2005 г.

  5. Откупщиков Ю.В.К истокам слова. Азбука-классика, 2005г.

  6. Панов М.В. Занимательная орфография. М.: Просвещение 2010 г.

  7. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка: пособие для учителя. М.: МИРОС-МАИК, 2000 г.

  8. Русский язык. Программа для общеобразовательных учреждений.5-9 кл. Под ред. Е.Я.Шмелёвой. М.: « Вентана-Граф»2013г

Список литературы для учащихся:

  1. Вербицкая Л.А. Давайте говорить правильно. М.2001 г.



Интернет - ресурсы:

1. Образовательный портал Национального корпуса русского языка//studiorum.ruscorpora.ru

2.Российский образовательный портал //school.edu.ru


© 2010-2022