Проект школьного краеведческого музея Школьный краеведческий музей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ужовская средняя школа





Проект

«Школьный краеведческий музей»



Автор Стучилина Татьяна

Владимировна

учитель географии



Починковский р-н

п. Ужовка

2014

Пояснительная записка.



Направленность дополнительной образовательной программы

туристско-краеведческая

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:

Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм - это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

В наших школах до последнего времени "проходили" лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали "знания вообще", никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.

В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и "плохой" стране на свете. В ситуации, когда социологи у большого процента старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.

Есть удачная английская пословица: "Права она или не права, но это моя страна!" Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.

Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей - хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.

Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.

Музей был создан в 1995 г. членами коллектива в ходе исследовательской, поисковой и собирательской деятельности. В первые годы его работы шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций.

Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены музея получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.

Цель:

Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.

Задачи:

  • воспитание бережного отношения к культурному наследию;

  • развитие чувства причастности к судьбе родной земли;

  • формирование исторического сознания;

  • создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;

  • обучение основам исследовательской работы;

  • воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;

  • формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;

  • воспитание активной жизненной позиции.

Программа составлена с учётом национально-региональных особенностей. Она предоставляет возможность детям, занимающимся в историко-краеведческом музее, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.

Программа дополняет и расширяет знания по истории России, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.

Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории края и России в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества.

Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.

Программа уделяет большое внимание и экскурсионной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующей картины, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления об общественном пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение истории.

Местные краеведческие экскурсии позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.

Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.

Принципы образовательной деятельности.

- субъективность восприятия;

- самоактуализация;

- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;

- право ребёнка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;

- разноплановость творческой деятельности;

Формы и режим занятий:

- изучение теоретических вопросов предназначения музеев, их видов, культуры поведения в музеях;

- практические занятия по комплектованию, учету и хранению фондов, проектированию экскурсий, новых форм работы музея;

- практические занятия по сбору и обработке материалов для музея, опросы, интервьюирование жителей, очевидцев событий прошлого из истории края; оформление их в стенды, тематические уголки, альбомы и т.д.;

- теоретические занятия по подготовке к участию в районных конкурсах, викторинах;

- теоретические занятия в виде семинаров, конференций, «круглых столов», других форм обсуждения проблем истории края, области;

- подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных героическим датам, событиям;

- походы, экскурсии, расширяющие и закрепляющие знания работ по кружку;

- одним словом, содержание работы нашего коллектива - является активная теоретическая и практическая работа по во влечению подрастающего поколения в интересную и научную работу.

-

Ожидаемые результаты:

Учащиеся будут знать: историю своего края; основы музейного дела.

Будут уметь: оформлять стенды; альбомы; проводить исследовательскую работу; оформлять выставки; готовить и проводить мероприятия гражданско-патриотического характера; вести комплектование, учёт и хранение фондов.

Овладеют навыками: музейной деятельности, проведения опросов, интервьюирования жителей, собирательской работы.

Сформированность у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края. Результативность определяется по количеству и качеству занимаемых призовых мест за участие в конкурсах, исследовательских работах, организации выставок, проведении тематических вечеров.

Формы подведения итогов реализации программы:

создание музея (стендов, альбомов), оформление, подготовка работ на районные конкурсы (по возможности, на областные) конкурсы, оформление «тематических уроков», выставок; подготовка и проведение мероприятий гражданско-патриотического характера; мероприятий, связанных с празднованием дат боевой славы и т.д.

План работы школьного краеведческого музея

Тема

1

Оформление стеллажа с предметами домашней утвари наших предков.

2

Создание композиции «Старинная русская изба».

3

Выставка старинного русского народного костюма.

4

Исследовательская работа «История создания и развития предприятий и организаций пос. Ужовка».

5

Знакомство с интересными людьми, очевидцами событий истории, старожилами пос. Ужовка.

6

Работа над созданием альбома Ужовцы - участники Великой Отечественной войны».

7

Работа над созданием альбома «Герои нашего времени» (об участниках событий в «горячих точках»).

8

Практические занятия по комплектованию, учёту и хранению фондов музея.

9

Проектированию экскурсий.

10

Посещение старожилов пос. Ужовка с целью сбора информации, интервьюирования.

11

Подготовка экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину».

12

Подготовка проведения мероприятий гражданско-правового характера (К дню Конституции; Дню Единства и др.)

13

Подготовка и проведение мероприятий к дням боевой славы («Битва под Москвой»; - выступления агитбригад «Этот день Победы».

14

Подготовка и сбор материалов к работе «Без вести пропавшим возвращаем имена».

15

Посещение бывших военнослужащих «горячих точек» с целью сбора информации.

16

Посещение жителей пос. Ужовка и сбор материалов к альбому «Герои войны и труда».

17

Работа над созданием альбома «История поселка Ужовка».

18

Проведение историко-литературных композиций (например, «Любовь и верность, преданность и память»; посвящённая Сталинградской битве, с приглашением ветеранов ВОВ.

19

Участие в районных и областных конкурсах («Чернобыль. 25 лет спустя»).

20

Сельские встречи (встречи с ветеранами войны и труда).

21

Помощь участникам и ветеранам ВОВ (уборка территорий, работа на приусадебных участках).

22

Создание стенда «История денежных знаков России».

23

Сотрудничество с социумом: сельская библиотека, сельская администрация, редакция газеты «На земле Починковской».

24

Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д.

25

Организация тематических выставок.

26

Работа в хранилище музея. Практическая работа по частичной реставрации предметов музея.

27

Внемузейные экскурсии.

Содержание программы:

  1. Оформление стеллажа с предметами домашней утвари наших предков. Комплектование предметов быта по назначению. Изготовление этикеток. Заполнение учётных карточек.

  2. Создание композиции «Старинная русская изба». Комплектование предметов быта с целью создания представления об образе жизни предков.

  3. Выставка старинного русского народного костюма. Показать самобытность типов костюмов, его конструктивных, декоративных особенностях, обилие разновидностей одежды.

  4. Исследовательская работа «История создания и развития предприятий и организаций пос. Ужовка». Изготовление снимков, сбор информации, газетных вырезок(местных печатных изданий), интервьюирование.

  5. Знакомство с интересными людьми, очевидцами событий истории, старожилами пос. Ужовка. Приглашение в музей, посещение на дому, предприятиях.

  6. Работа над созданием альбома Ужовцы - участники Великой Отечественной войны». Сбор материалов: письма, фотографии, рассказы очевидцев.

  7. Работа над созданием альбома «Герои нашего времени» (об участниках событий в «горячих точках»). Сбор материалов: письма, фотографии, рассказы очевидцев.

  8. Практические занятия по комплектованию, учёту и хранению фондов музея. Распечатка, оформление.

  9. Проектированию экскурсий. С целью сбора информации; составления карты окрестностей пос. Ужовка.

  10. Посещение старожилов пос. Ужовка с целью сбора информации, интервьюирования. Сбор информации.

  11. Подготовка экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину». К Дням боевой славы. Оформление стендов.

  12. Подготовка проведения мероприятий гражданско-правового характера (К дню Конституции; Дню Единства и др.). Составление сценариев для агитбригады.

  13. Подготовка и проведение мероприятий к дням боевой славы («Битва под Москвой»; - выступления агитбригад «Этот день Победы». Составление сценариев.

  14. Подготовка и сбор материалов к работе «Без вести пропавшим возвращаем имена». Собирательская, исследовательская работа.

  15. Посещение бывших военнослужащих «горячих точек» с целью сбора информации. Сбор информации.

  16. Посещение жителей пос. Ужовка и сбор материалов к альбому «Герои войны и труда». Сбор информации, оформление альбома.

  17. Работа над созданием альбома «История поселка Ужовка». Из имеющихся уже собранных материалов создание, оформление альбома.

  18. Проведение историко-литературных композиций (например, «Любовь и верность, преданность и память»; посвящённая Сталинградской битве, с приглашением ветеранов ВОВ. Составление сценария. Исторические повествования с целью воспитания патриотизма и любви к Родине.

  19. Участие в районных и областных конкурсах («Чернобыль. 25 лет спустя»). Составление презентации на основе имеющихся материалов.

  20. Сельские встречи (встречи с ветеранами войны и труда). Организация встреч в музее.

  21. Помощь участникам и ветеранам ВОВ (уборка территорий, работа на приусадебных участках). В рамках помощи ветеранам Великой Отечественной войны.

  22. Создание стенда «История денежных знаков России». Оформление стенда. В качестве приложений натуральные образцы российских денег различных эпох.

  23. Сотрудничество с социумом: сельская библиотека, сельская администрация, редакция газеты «На земле Починковской». Обмен имеющейся информацией

  24. Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д. Сформировать навыки маркетирования музейных предметов.

  25. Организация тематических выставок. . Пояснить, что выставка новых поступлений отражает пополнение музейного собрания за определённый период времени и общий характер и направление работы музея по комплектованию фондов. Пояснить, что мемориальная выставка посвящена памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в то числе реликвий.

  26. Работа в хранилище музея. Практическая работа по частичной реставрации предметов музея. Работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.

27. Внемузейные экскурсии. Пояснить, что экскурсия может быть внемузейная - это из форм научно-просветительской работы музеев. Эта экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений, памятников природы и т.д.

Методическое обеспечение.

Методические виды продукции:

- разработки экскурсий (по школьному краеведческому музею, в Починковский краеведческий музей, на предприятия и др.);

- конкурсов (районные, областные краеведческие);

- конференций;

- дидактический и лекционный материал;

- методики по исследовательской работе (опросники, анкеты);

- материалы периодической печати;

- фотоматериалы (предприятий, жителей посёлка, ветеранов труда, ВОВ и др.)

Средства обучения:

- компьютер;

- мультимедийный проектор;

- средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет);

- мультимедийный материал (диски с презентациями);

-стенды («Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину», др.)

-планшеты,

-стеллажи ( «Домашняя утварь»; «История российских денег» и др.);

-бумага (листы ватмана), канцелярские товары,

-альбомы («Герои войны и труда»);

Список использованной литературы:

  • Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его сознания. М., 1987 г.

  • Агафонов С. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький. 1976 г.

  • Кочин Н. Кулибин М., 1972 г.

  • Левина Ю. Пушкинское Болдино. Горький, 1979 г.

  • Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Горький, 1968 г.

  • Очерки истории Арзамаса. Горький, 1981 г.

  • Нижегородские мастера. Н Филатов. 1988г.

  • Газетные публикации. Материалы периодической печати.

  • Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992 .

  • Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М., 1988.

  • Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.

  • Калашников В.И. Славянская мифология. М.: Белый город, 2001.

  • Калашников В.И. Боги древних славян. М.: Белый город, 2001.

  • Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993.

  • Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 1998.

  • Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М., 1984.

  • Петрухин В.Я. Древняя Русь. М.: Слово, 2001.

  • Петрухин В.Я. Славяне. М. : Росмэн,1999.

  • Рогов А. Как строили на Руси. М.: Центр Детской книги, 1997.

  • Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.

  • Интернет источники





Заявка-анкета

Участника муниципального этапа XIIВсероссийского конкурса

методических материалов в помощь организаторам

туристско-краеведческой и экскурсионной работы

с обучающимися, воспитанниками



  1. Починковский район

  2. Номинация конкурса «Авторская программа»

  3. Авторская программа «Школьный краеведческий музей»

  4. Автор Стучилина Татьяна Владимировна

  5. Дата рождения 12 января 1963г.

  6. Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа

  7. Починковский район, пос. Ужовка, ул Пушкинская, д. 52А

Телефон 89040503447; e-mail организации: [email protected]

  1. Образование высшее, Душанбинский государственный педагогический институт, история -право.

  2. Стаж работы 29 лет.

© 2010-2022