- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Проект школьного краеведческого музея Школьный краеведческий музей
Проект школьного краеведческого музея Школьный краеведческий музей
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Стучилина Т.В. |
Дата | 11.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ужовская средняя школа
Проект
«Школьный краеведческий музей»
Автор Стучилина Татьяна
Владимировна
учитель географии
Починковский р-н
п. Ужовка
2014
Пояснительная записка.
Направленность дополнительной образовательной программы
туристско-краеведческая
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы:
Переломная эпоха, в которую вступила Россия в конце XX века, особенно остро ставит перед нашим обществом проблему воспитания нового человека, гражданина и патриота. Гражданственность и патриотизм - это прежде всего чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретается только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.
В наших школах до последнего времени "проходили" лишь историю всей страны вообще, не акцентируя внимание учащихся на особенностях истории тех краев и городов, где ребята живут и растут. В результате, получали "знания вообще", никак не связанные с родным селом или городом, даже в том случае, когда крупные исторические события, изучаемые в школе, происходили непосредственно на знакомых и любимых с детства улицах. О любви к своей Родине написано и сказано столько, что, пожалуй, ничего нового и не придумать. Но сегодня это чувство и у взрослых, и у детей подвергается серьезным испытаниям.
В ходе исторических событий последних лет вновь пересматривается отношение к прошлому. Поток негативной радио- и телевизионной информации и отрицательных эмоций травмирует даже взрослых. У ребенка на фоне нарастающей волны разнообразных недетских жизненных проблем создаются устойчивые комплексы исторической и государственной неполноценности, безысходное мироощущение человека, обреченного жить в самой неудачливой и "плохой" стране на свете. В ситуации, когда социологи у большого процента старшеклассников обнаруживают желание уехать навсегда из России, нельзя говорить не только о социально-государственном возрождении, но и даже о простых надеждах на относительное благополучие завтрашнего дня.
Есть удачная английская пословица: "Права она или не права, но это моя страна!" Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. Только понимание и переживание счастливых и горьких событий исторического прошлого Родины, биографии родной земли способно создать у человека настоящее чувство гражданственности.
Единственная возможность нормальной социализации детей в настоящее время видится в восстановлении во всей полноте исторической памяти, в спокойном "взращивании" человека, воспитании чувства принадлежности к великой стране, причастности к судьбам Отечества. Центром этой титанической работы может быть музей - хранитель уникальных памятников народной культуры, мастерства, традиций и самой истории родного края. Только в музее ребенка окружают вещи и события всех эпох, которые пережило человечество.
Обращаясь к эмоциональной сфере учащегося, можно решать сложнейшую психолого-педагогическую задачу - включение общечеловеческих ценностей в духовный мир ребенка. Ведь, как правило, понятия вырабатываются у детей только в результате самостоятельного действия с каким-либо предметом, а подлинный музейный предмет, обладающий глубоким значением и смыслом, дает пищу для размышлений и раздумий. С его помощью происходит "погружение" подростка в историческое прошлое семьи, родного города, или даже всего человечества.
Музей был создан в 1995 г. членами коллектива в ходе исследовательской, поисковой и собирательской деятельности. В первые годы его работы шел активный сбор фактического и предметного материала для создания музея. Теперь же краеведческий поиск ведется направленно, по заданию музея, основываясь на концепции его развития. На базе собранных документов и музейных коллекций педагог совместно с детьми выявляет новые темы, которые предлагаются для научно-исследовательской и творческой работы. Многие темы, разработанные воспитанниками, становятся основой для последующих экспозиций.
Большое внимание в программе уделяется вопросам музееведения и истории материальной культуры. В фондах музея собраны разнообразные коллекции предметов, которые можно использовать на занятиях. Члены музея получают уникальную возможность изучать историю края, используя подлинные документы и предметы из фондов музея.
Цель:
Формирование у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края.
Задачи:
-
воспитание бережного отношения к культурному наследию;
-
развитие чувства причастности к судьбе родной земли;
-
формирование исторического сознания;
-
создание ситуации соприкосновения с историческим предметным миром, формирование способности его восприятия через подлинные музейные предметы;
-
обучение основам исследовательской работы;
-
воспитание человека, имеющего устойчивые нравственные и культурные ориентиры;
-
формирование чувства дружбы и коллективизма среди учащихся;
-
воспитание активной жизненной позиции.
Программа составлена с учётом национально-региональных особенностей. Она предоставляет возможность детям, занимающимся в историко-краеведческом музее, знакомиться с историей, культурными традициями своего родного края, воспринимать историю России как свое собственное прошлое и представлять себе свое будущее в неразрывной связи с будущим своего края и своей Родины.
Программа дополняет и расширяет знания по истории России, дает знания по истории родного края и его материальной культуре.
Она охватывает вопросы территориальной, природной и культурной истории края и России в их единстве и взаимосвязи. Взаимосвязь достигается за счет привлечения в процессе обучения материалов экскурсий, местных экспедиций, а также результатов самостоятельного творчества.
Составной частью программы является экскурсионный раздел, позволяющий полноценно задействовать в обучении огромный познавательный потенциал природных, культурно-исторических памятников и государственных музеев. Экскурсии в музеи дают детям реальные представления об историческом времени и предметном мире, изучаемом на занятиях.
Программа уделяет большое внимание и экскурсионной работе, так как проведение только аудиторных занятий почти всегда оторвано от реально существующей картины, а без знания внешнего облика улиц, памятников культуры и архитектуры, без представления об общественном пространстве и умения ориентироваться в нем невозможно плодотворное изучение истории.
Местные краеведческие экскурсии позволяют вести исследовательскую работу, которая каждый год дает новую информацию и новые материалы, подтверждающие уже известные главы истории, а иногда ставит новые вопросы, требующие тщательного изучения.
Программа, включающая в себя аудиторные занятия, экскурсии, местные и дальние экспедиции, научно-исследовательскую работу, работу в музее по обработке новых поступлений, совместный отдых в каникулярное время, позволяет использовать принцип непрерывности образования и воспитания.
Принципы образовательной деятельности.
- субъективность восприятия;
- самоактуализация;
- дифференцированность, вариативность, разноуровневость образовательных результатов;
- право ребёнка на свободу выбора деятельности, уровня сложности форм и темпов освоения знаний;
- разноплановость творческой деятельности;
Формы и режим занятий:
- изучение теоретических вопросов предназначения музеев, их видов, культуры поведения в музеях;
- практические занятия по комплектованию, учету и хранению фондов, проектированию экскурсий, новых форм работы музея;
- практические занятия по сбору и обработке материалов для музея, опросы, интервьюирование жителей, очевидцев событий прошлого из истории края; оформление их в стенды, тематические уголки, альбомы и т.д.;
- теоретические занятия по подготовке к участию в районных конкурсах, викторинах;
- теоретические занятия в виде семинаров, конференций, «круглых столов», других форм обсуждения проблем истории края, области;
- подготовка и проведение тематических мероприятий, посвященных героическим датам, событиям;
- походы, экскурсии, расширяющие и закрепляющие знания работ по кружку;
- одним словом, содержание работы нашего коллектива - является активная теоретическая и практическая работа по во влечению подрастающего поколения в интересную и научную работу.
-
Ожидаемые результаты:
Учащиеся будут знать: историю своего края; основы музейного дела.
Будут уметь: оформлять стенды; альбомы; проводить исследовательскую работу; оформлять выставки; готовить и проводить мероприятия гражданско-патриотического характера; вести комплектование, учёт и хранение фондов.
Овладеют навыками: музейной деятельности, проведения опросов, интервьюирования жителей, собирательской работы.
Сформированность у детей исторических знаний, готовности к творческой и исследовательской деятельности, развитие у них "социального экологического интеллекта", воспитание потребности участвовать в возрождении, сохранении и развитии культурных традиций родного края. Результативность определяется по количеству и качеству занимаемых призовых мест за участие в конкурсах, исследовательских работах, организации выставок, проведении тематических вечеров.
Формы подведения итогов реализации программы:
создание музея (стендов, альбомов), оформление, подготовка работ на районные конкурсы (по возможности, на областные) конкурсы, оформление «тематических уроков», выставок; подготовка и проведение мероприятий гражданско-патриотического характера; мероприятий, связанных с празднованием дат боевой славы и т.д.
План работы школьного краеведческого музея
№
Тема
1
Оформление стеллажа с предметами домашней утвари наших предков.
2
Создание композиции «Старинная русская изба».
3
Выставка старинного русского народного костюма.
4
Исследовательская работа «История создания и развития предприятий и организаций пос. Ужовка».
5
Знакомство с интересными людьми, очевидцами событий истории, старожилами пос. Ужовка.
6
Работа над созданием альбома Ужовцы - участники Великой Отечественной войны».
7
Работа над созданием альбома «Герои нашего времени» (об участниках событий в «горячих точках»).
8
Практические занятия по комплектованию, учёту и хранению фондов музея.
9
Проектированию экскурсий.
10
Посещение старожилов пос. Ужовка с целью сбора информации, интервьюирования.
11
Подготовка экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину».
12
Подготовка проведения мероприятий гражданско-правового характера (К дню Конституции; Дню Единства и др.)
13
Подготовка и проведение мероприятий к дням боевой славы («Битва под Москвой»; - выступления агитбригад «Этот день Победы».
14
Подготовка и сбор материалов к работе «Без вести пропавшим возвращаем имена».
15
Посещение бывших военнослужащих «горячих точек» с целью сбора информации.
16
Посещение жителей пос. Ужовка и сбор материалов к альбому «Герои войны и труда».
17
Работа над созданием альбома «История поселка Ужовка».
18
Проведение историко-литературных композиций (например, «Любовь и верность, преданность и память»; посвящённая Сталинградской битве, с приглашением ветеранов ВОВ.
19
Участие в районных и областных конкурсах («Чернобыль. 25 лет спустя»).
20
Сельские встречи (встречи с ветеранами войны и труда).
21
Помощь участникам и ветеранам ВОВ (уборка территорий, работа на приусадебных участках).
22
Создание стенда «История денежных знаков России».
23
Сотрудничество с социумом: сельская библиотека, сельская администрация, редакция газеты «На земле Починковской».
24
Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д.
25
Организация тематических выставок.
26
Работа в хранилище музея. Практическая работа по частичной реставрации предметов музея.
27
Внемузейные экскурсии.
Содержание программы:
-
Оформление стеллажа с предметами домашней утвари наших предков. Комплектование предметов быта по назначению. Изготовление этикеток. Заполнение учётных карточек.
-
Создание композиции «Старинная русская изба». Комплектование предметов быта с целью создания представления об образе жизни предков.
-
Выставка старинного русского народного костюма. Показать самобытность типов костюмов, его конструктивных, декоративных особенностях, обилие разновидностей одежды.
-
Исследовательская работа «История создания и развития предприятий и организаций пос. Ужовка». Изготовление снимков, сбор информации, газетных вырезок(местных печатных изданий), интервьюирование.
-
Знакомство с интересными людьми, очевидцами событий истории, старожилами пос. Ужовка. Приглашение в музей, посещение на дому, предприятиях.
-
Работа над созданием альбома Ужовцы - участники Великой Отечественной войны». Сбор материалов: письма, фотографии, рассказы очевидцев.
-
Работа над созданием альбома «Герои нашего времени» (об участниках событий в «горячих точках»). Сбор материалов: письма, фотографии, рассказы очевидцев.
-
Практические занятия по комплектованию, учёту и хранению фондов музея. Распечатка, оформление.
-
Проектированию экскурсий. С целью сбора информации; составления карты окрестностей пос. Ужовка.
-
Посещение старожилов пос. Ужовка с целью сбора информации, интервьюирования. Сбор информации.
-
Подготовка экспозиций «Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину». К Дням боевой славы. Оформление стендов.
-
Подготовка проведения мероприятий гражданско-правового характера (К дню Конституции; Дню Единства и др.). Составление сценариев для агитбригады.
-
Подготовка и проведение мероприятий к дням боевой славы («Битва под Москвой»; - выступления агитбригад «Этот день Победы». Составление сценариев.
-
Подготовка и сбор материалов к работе «Без вести пропавшим возвращаем имена». Собирательская, исследовательская работа.
-
Посещение бывших военнослужащих «горячих точек» с целью сбора информации. Сбор информации.
-
Посещение жителей пос. Ужовка и сбор материалов к альбому «Герои войны и труда». Сбор информации, оформление альбома.
-
Работа над созданием альбома «История поселка Ужовка». Из имеющихся уже собранных материалов создание, оформление альбома.
-
Проведение историко-литературных композиций (например, «Любовь и верность, преданность и память»; посвящённая Сталинградской битве, с приглашением ветеранов ВОВ. Составление сценария. Исторические повествования с целью воспитания патриотизма и любви к Родине.
-
Участие в районных и областных конкурсах («Чернобыль. 25 лет спустя»). Составление презентации на основе имеющихся материалов.
-
Сельские встречи (встречи с ветеранами войны и труда). Организация встреч в музее.
-
Помощь участникам и ветеранам ВОВ (уборка территорий, работа на приусадебных участках). В рамках помощи ветеранам Великой Отечественной войны.
-
Создание стенда «История денежных знаков России». Оформление стенда. В качестве приложений натуральные образцы российских денег различных эпох.
-
Сотрудничество с социумом: сельская библиотека, сельская администрация, редакция газеты «На земле Починковской». Обмен имеющейся информацией
-
Работа музея по изготовлению новых макетов, карт, схем для музейных экспозиций и т.д. Сформировать навыки маркетирования музейных предметов.
-
Организация тематических выставок. . Пояснить, что выставка новых поступлений отражает пополнение музейного собрания за определённый период времени и общий характер и направление работы музея по комплектованию фондов. Пояснить, что мемориальная выставка посвящена памяти какого-то человека или события. При её создании предпочтительным является использование подлинных предметов, в то числе реликвий.
-
Работа в хранилище музея. Практическая работа по частичной реставрации предметов музея. Работа по восстановлению и изготовлению новых макетов, карт, схем для музейной экспозиции и т.д.
27. Внемузейные экскурсии. Пояснить, что экскурсия может быть внемузейная - это из форм научно-просветительской работы музеев. Эта экскурсия включает осмотр памятных мест, архитектурных сооружений, памятников природы и т.д.
Методическое обеспечение.
Методические виды продукции:
- разработки экскурсий (по школьному краеведческому музею, в Починковский краеведческий музей, на предприятия и др.);
- конкурсов (районные, областные краеведческие);
- конференций;
- дидактический и лекционный материал;
- методики по исследовательской работе (опросники, анкеты);
- материалы периодической печати;
- фотоматериалы (предприятий, жителей посёлка, ветеранов труда, ВОВ и др.)
Средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет);
- мультимедийный материал (диски с презентациями);
-стенды («Никто не забыт, ничто не забыто», «Они отдали жизнь за Родину», др.)
-планшеты,
-стеллажи ( «Домашняя утварь»; «История российских денег» и др.);
-бумага (листы ватмана), канцелярские товары,
-альбомы («Герои войны и труда»);
Список использованной литературы:
-
Антипов Г.А. Историческое прошлое и пути его сознания. М., 1987 г.
-
Агафонов С. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация. Горький. 1976 г.
-
Кочин Н. Кулибин М., 1972 г.
-
Левина Ю. Пушкинское Болдино. Горький, 1979 г.
-
Музеи и архитектурные памятники Горьковской области. Горький, 1968 г.
-
Очерки истории Арзамаса. Горький, 1981 г.
-
Нижегородские мастера. Н Филатов. 1988г.
-
Газетные публикации. Материалы периодической печати.
-
Богданов В.В., Попов С.Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика-Пресс, 1992 .
-
Еремина Т.С. Предания о русских иконах. М., 1988.
-
Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1980.
-
Калашников В.И. Славянская мифология. М.: Белый город, 2001.
-
Калашников В.И. Боги древних славян. М.: Белый город, 2001.
-
Кейсаров А.С., Глинка Г.А., Рыбаков Б.А. Мифы древних славян. Саратов, 1993.
-
Орлова Н. История вещей. Детская энциклопедия. М.: АСТ, 1998.
-
Осетров Е.И. Живая древняя Русь. М., 1984.
-
Петрухин В.Я. Древняя Русь. М.: Слово, 2001.
-
Петрухин В.Я. Славяне. М. : Росмэн,1999.
-
Рогов А. Как строили на Руси. М.: Центр Детской книги, 1997.
-
Шуклин В. Мифы русского народа. Екатеринбург, 1995.
-
Интернет источники
Заявка-анкета
Участника муниципального этапа XIIВсероссийского конкурса
методических материалов в помощь организаторам
туристско-краеведческой и экскурсионной работы
с обучающимися, воспитанниками
-
Починковский район
-
Номинация конкурса «Авторская программа»
-
Авторская программа «Школьный краеведческий музей»
-
Автор Стучилина Татьяна Владимировна
-
Дата рождения 12 января 1963г.
-
Место работы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ужовская средняя школа
-
Починковский район, пос. Ужовка, ул Пушкинская, д. 52А
Телефон 89040503447; e-mail организации: [email protected]
-
Образование высшее, Душанбинский государственный педагогический институт, история -право.
-
Стаж работы 29 лет.