Основные виды анализа учебного занятия (Методические рекомендации)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЛЯНТОРСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»












ОСНОВНЫЕ ВИДЫ

АНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ








Подготовила:

Сулиашвили Г.П.






Хорошее занятие имеет свое лицо, своеобразие, которое обеспе­чивается индивидуальным стилем педагога и личностным своеобра­зием обучающихся. Но кроме творческой неповторимости, мастерства в занятии должна быть видна и просто грамотность педагога:

  • знание того, какие факторы определяют смысл и сущность современного занятия,

  • умение планировать, проводить и анализировать занятие.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мас­терство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На занятии, как в фокусе, концентрируется вся дея­тельность педагога, его научная подготовка, педагогические навы­ки, методические умения, способность организовать самостоятель­ную работу всех обучающихся.

Реальная ценность занятия - его результат; степень усвоения ма­териала обучающимися. Какими бы внешне эффектными приемами ни пользовался педагог, но, если ребята не усвоили тему, занятие эффек­тивным назвать нельзя. На занятии ребята должны усвоить намечен­ный объем знаний, выработать нужные навыки и умения. Дома знания расширяются, углубляются, закрепляются, но приобретают­ся в основном на занятии.

Более детально наблюдение за занятием должно охватывать:

  1. Организационную сторону занятия. Присутствующий устанав­ливает, своевременно ли приходит педагог в группу, подго­товлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли обучающиеся к занятию, каковы санитарное состояние кабинета;

  2. Содержание занятия. Оцениваются глубина и научность объ­яснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью, используется ли материал занятия в воспитательных целях, привле­каются ли дополнительный материал, последние достижения нау­ки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи;

  3. Воспитывающую роль занятия. Использует ли педагог содер­жание материала в воспитательных целях, какова система требова­ний педагога. Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

  4. Методическую сторону занятия:

а) руководитель обращает внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени ухо­дит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их само­стоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из со­временных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обуче­ния, как организована практическая работа;

г) способы закрепления знаний, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

5) Особенности поведения педагога на занятии. Не мень­ший интерес для руководителя представляет и роль педагога на занятии как организатора, его культура, речь, такт, одеж­да, манеры, привычки, взаимоотношения с обучающими.

Таким образом, наблюдение за занятием имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной рабо­ты. Наблюдение - это лишь первый этап контроля, второй - разбор занятий, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по со­вершенствованию работы педагога.

Занятие нельзя анализировать абстрактно, исходя из каких-то веч­ных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений. Пре­жде всего, не следует искать на каждом занятии применения всех без исключения средств и методов работы. Требовать, чтобы все занятия были комбинированными, включали все «элементы», - это значит схематизировать учебный процесс, упрощать его.

Анализируя занятия, нужно учитывать, по крайней мере, такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть занятия, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать отвечать, работать с книгой или специальной литературой;

б) возможности образовательного учреждения, наличие кабинетов, технических средств, наглядных пособий. Анализируя занятие, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные ра­зумные требования;

в) состав данной группы обучающихся, уровень развития и способностей учеников (нередко мнение о занятии составляется на основе ответов обучающихся, самостоятельной работе, а уровень развития ребят, их спо­собности при этом не учитываются);

г) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Формы разбора могут быть самыми разными. Наиболее рацио­нальна, как нам кажется, такая схема:

а) сам педагог рассказывает о своем занятии, о том, что ему, по его мнению, удалось, что нет;

б) затем присутствующий анализирует положительные стороны занятия;

в) только после этого следует разбор отрицательных моментов;

г) наконец, делаются предложения, как избавиться от недостатков;

д) после разбора педагог вновь высказывает свое мнение, и, наконец, в обсуждение проблем включаются все присутствующие.

Формы анализа и самоанализа занятия

1. Краткий (оценочный) анализ - это общая оценка учебно-воспитательной функции занятия, характеризующая решение образовательной, воспитательной и развивающей задач и дающая оценку их реализации;

2. Структурный (поэтапный) анализ - это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) занятия, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3. Системный анализ - это рассмотрение занятия как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач занятия, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов учения;

4. Полный - эта система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач занятия, содержание и виды учебной деятельности обучающихся по таким характеристикам, как уровни усвоения обучающимися знаний и способов умственной деятельности, развитие обучающихся, реализация дидактических принципов и результативности занятия;

5. Структурно-временной анализ - это оценка использования времени занятия по каждому его этапу;

6. Комбинированный анализ - это оценка (одновременная) основной дидактической цели занятия и структурных элементов;

7. Психологический анализ - это изучение выполнения психологических требований к занятию (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа).

8. Дидактический анализ - это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и умения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала занятия, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9. Аспектный анализ - это рассмотрение, детальное и всестороннее изучение и оценка под определенным углом зрения какой-либо стороны или отдельной деятельности обучающихся. Примеры аспектов занятия:

- реализация педагогом триединой задачи занятия;

- использование развивающих методов на занятии;

- изучение способов активизации познавательной деятельности обучающихся;

- пути развития познавательного интереса;

- формирование общеучебных умении и навыков у обучающихся;

- проверка и оценка ЗУН обучающихся;

- организация проблемного обучения на занятии и т.п.

10. Комплексный анализ - это одновременный анализ дидактических, психологических и других основ занятия (чаще всего системы занятий).

Комплексный анализ занятия

Наиболее сложный и целесообразный с позиции обмена опы­том - это комплексный анализ занятия. При таком анализе предлага­ются конкретные задания. Например, один из педагогов в течение занятия тщательно фиксирует время, которое расходуется на актив­ную умственную деятельность, приемы и способы активизации мышления детей. Затем дает характеристику умственной деятель­ности детей в течение занятия. Другой следит за содержанием мате­риала, фиксирует последовательность изложения идей, использо­вание на занятии новых достижений науки и т. д., давая характери­стику научности изучаемого материала. Подобным же образом фиксируются показания по другим сторонам педагогической дея­тельности. Один педагог специально обращает внимание на стиль и характер деятельности педагога, другой наблюдает и анализирует такие важные стороны деятельности, как методика обучения, раз­нообразие приемов и способов преподавания нового материала, закрепление и углубление пройденного; организация деятельности детей на занятии; отношения педагога и обучающихся, педагогическая этика на занятии. Специально дается педагогическая характеристика личности педагога: его культура, манера говорить, качество речи, точность, логичность и образность языка, стиль отношения с деть­ми и т. д.

Содержание комплексного анализа занятия может быть различ­ным. В. П. Симонов и М. Н. Скаткин указывают на некоторые его направления:

1-е направление.

Анализ решаемых педагогом задач:

  • как учитываются и отража­ются принципы обучения в содержании и методике работы педагога,

  • насколько полно достигнуты дидактические и воспитательные цели занятия,

  • в какой мере активизировалась познавательная дея­тельность обучающихся на разных этапах занятия,

  • что стимулирует ответственное отношение обучающихся к учебному труду,

  • насколько объективно оценивались знания, умения и навыки,

  • как осуществлялась связь теории с практикой,

  • насколько удачно сочетались содержание и методы обучения,

  • применялись ли традиционные и новые виды обучения, технические средства,

  • что делалось для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способ­ностей обучающихся.

2-е направление.

Анализ воспитательного влияния занятия:

  • что на занятии служило идейно-нравственному, физическому, эстетическому, умственному, трудовому воспитанию обучающихся,

  • как знания по­могали осмыслить и оценить явления социальной действительно­сти, события в жизни страны, республики, края, города, района, группы,

  • каковы воспитывающие отношения между обучающимися, между педагогом и обучающимися,

  • насколько способствовала ор­ганизация труда формированию личностных качеств и т. д.

3-е направление.

Анализ педагогических возможностей и особенностей педагога:

какие личностные качества педагога проявлялись на разных этапах занятия

  • педагогическая этика и культура, внешний вид, эстетика одежды педагога, его речь, манера держаться, авторитетность,

  • уме­ние активизировать и мотивировать труд детей,

  • опре­делять типичные ошибки в их работе и устранять их,

  • оценивать результаты своего труда и итоги работы обучающихся,

  • умение быстро корректировать ход занятия.

4-е направление.

Анализ деятельности обучающихся на занятии:

  • учет педагогом воспитуемости и обучаемости детей, результатов предшествующих заня­тий,

  • работоспособность обучающихся на занятии, умение мыслить, рабо­тать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов,

  • развитие речи,

  • умение обучающихся применять теорию на практике и др.

В целом диагностика учебного процесса дает представление о результатах обучения, качестве труда педагога и уровне воспитанности обучающих. Многоаспектность изучения учебного процесса и многоцелевое его назначение - важное условие органического включения анализа работы педагога в целостную педагогическую диагностику учебно-воспитательной работы образовательного учреждения.

Системный анализ занятия

1. Общая характеристика.

  • Тема занятия.

  • Цель занятия.

  • Тип занятия (усвоения новых знаний; усвоения умений и навы­ков; применения знаний и умений; обобщения и систематизации знаний; проверки и корректировки ЗУН; комбинированный).

  • Педагог: его личность; уровень профессионализма; общая эру­диция (устойчивость внимания, интереса...); активность, дисципли­на; подготовленность группы обучающихся к коллективно-распределительной ра­боте (умения взаимодействовать друг с другом, слушать другого, работать в группах...); владение элементами организации труда.

  • Оформление занятия. Условия труда.

2. Анализ эффективности проекта занятия.

  • Реальность цели занятия.

  • Что проектировалось изучить и зачем? Роль предлагаемого материала в системе изучения предмета.

  • Какие понятия намеривалось усвоить и на какие знания оно опиралось?

  • Какие учебные действия должны были осуществлять обучающиеся?

  • Как планировалось подключение обучающихся к решению учеб­ной задачи?

  • Исходя из чего планировались этапы занятия?

3. Осуществление замысла занятия.

  • Совпадает ли цель занятия с его конечным результатом? Уда­лось ли осуществить намеченную программу? (Да, нет - почему?)

  • Соответствовала ли форма занятия его цели и содержанию?

  • Каким образом педагог включил детей в учебную ситуацию?

  • При помощи каких способов была создана ситуация принятия детьми учебной задачи? Как эта задача повлияла на дальнейший ход занятия?

  • Насколько эффективно осуществлялся этап преобразований условий учебной задачи?

  • Какие дидактические приемы (арсенал средств и форм), способствующие активизации деятельности обучающихся, использовал педагог?

  • Как был организован контроль? Подключались ли дети к про­цессу оценивания себя?

4. Оценка целостности занятия.

  • Насколько содержание занятия соответствовало современным
    требованиям к образовательной деятельности?

  • На каком уровне было организовано взаимодействие «обучающийся-педагог», «обучающийся - обучающийся», «обучающийся - группа» (коллектив­но-распределительная деятельность или автономно-индивидуальная)?

  • Каким образом характер взаимодействия участников образо­вательного процесса повлиял на качество осуществления учебной деятельности?

  • Каков в целом уровень формирования теоретического и об­разного мышления обучающихся?

  • Наиболее сильные и слабые этапы занятия.

  • Дает ли данное занятие представление о системе работы педагога?

5. Оценка воспитательной стороны занятия.

  • Личность педагога. Его поведение на занятии.

  • Сумел ли педагог в процессе организации учебной деятельно­сти уделить внимание формированию ценностей ориентации уча­щихся, воспитанию нравственности?

  • Как вели себя обучающиеся? Причины их поведения. Как появля­лось внутреннее «содержание» личности во внешнем поведении?

  • Что дало занятие для дальнейшего позитивного развития отношений?

6. Оценка конечного результата занятия.

• Какой вклад внесло занятие в дальнейшее развитие личности обучающихся?

• Оценить условие понятий и общего способа действия обучающихся в ходе осуществления ими учебной задачи.

  • Анализ конкретных недостатков занятия.

  • Рекомендации педагогу.

Структурный анализ занятия

(оценивается каждый этап занятия)

I. Организационный момент.

1. Дидактические задачи, настрой учащихся на учебную дея­тельность.

2. Условия достижения цели (требовательность, строгость, уважительность, систематичность).

3. Критерии:

  • кратковременность организационного момента;

  • полная готовность обучающихся к занятию;

  • быстрое включение ребенка в учебную деятельность;

  • внимательность, дисциплинированность.
    П. Повторение ранее изученного.
    Дидактические задачи:

  • выявить качество знаний ранее изученного материала;

  • обнаружить проблемы;

  • углубить знания по изученной теме.
    Содержание этапа:

  • выяснение качества знаний, полноту, прочность, системность,
    обобщенность, конкретность, применимость;

  • ликвидация ошибок и пробелов в знаниях и умениях обучающихся;

  • особенности мышления обучающегося. Условия достижения положительных результатов:

  • целевая установка(цель);

  • какая часть обучающихся участвует в опросе;

Положительные критерии опроса:

  • уточнение опорных понятий;

  • ликвидация недостатков в ответах;

  • активность обучающихся (рецензирование ответов, вопросов).
    III. Подготовка к восприятию нового материала.
    Дидактические задачи:

  • стимулирование к получению новых знаний;

  • дать конкретное представление об изученной теме;

  • добиться осознания значимости изучаемого материала.
    Содержание:

  • сообщение темы (доска);

  • выведение темы самими обучающимися;

  • показатель практической и научной ценности;

  • организация внимания, мобилизация их волевого настроя.

IV. Овладение новым материалом.

Условия:

  • активные методы;

  • интерес детей (игра, беседа, самостоятельно).
    Критерии успешности (новые знания):

  • правильность ответов по ходу изучения;

  • разнообразие деятельности детей;

  • активность, внимательность.

V. Проверка понимания знаний и умений.
Дидактические задачи:

- условия связи между фактами, как усвоили изученный мате­риал, какие умения следует закрепить.

Содержание:

- проверка глубины и полноты усвоения материала, сущности новых понятий.

Условия положительности:

- как заботится педагог;

  • форма закрепления (дополнительная информация, факты).
    Критерии:

  • подготовка вопросов, требующих мыслительной деятельности;

  • дифференциация вопросов для слабых, сильных обучающихся;

  • умение детьми устанавливать связи;

  • умение воспроизводить новые понятия;

  • умение выделять признаки.
    VI. Практическая работа.

Обратить внимание на приемы выполнения практической работы, дать рекомендации по уровню (слабым обучающимся особо)




© 2010-2022