Тематическая экскурсия Все в памяти моей осталось навсегда

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тематическая экскурсия

«ВСЕ В ПАМЯТИ МОЕЙ ОСТАЛОСЬ НАВСЕГДА…»

По материалам раздела экспозиции «И помнит мир спасенный» музея «История Устиновского района» МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района».

Автор: Ивонина Вера Ивановна, руководитель Музея «История Устиновского района», методист МБОУ ДО «Центр детского творчества Устиновского района», г. Ижевск, Удмуртская Республика

Форма проведения: мультимедийная презентация.

Цель и задачи:

  • Нравственно патриотическое воспитание детей на основе изучения истории одной семьи в годы Великой Отечественной войны.

  • Знакомство посетителей музея о детях войны, на оккупированных территориях.

  • Используя материалы экспозиции музея показать героические и трагические страницы истории Великой Отечественной войны.

  • Методы и приемы:

  • Выставка из фондов музея.

  • Использование материалов из личного архива семьи Чистяковых.

  • Рассказ - презентация.

Оборудование:

  • Мультимедийное оборудование.

  • Раздел выставки музея.

  • Фонды музея по теме экскурсии.

  • Выставка из семейного архива по теме экскурсии.

Подготовка экскурсии:

- Определение цели и задач.

- Отбор литературы и составление библиографии;

- Изучение материалов из фондов музея;

- Знакомство и изучение личного архива семьи Чистяковых;

- Встреча с Чистяковым Ю.Р.

- Отбор экспонатов для выставки;

- Подготовка контрольного текста экскурсии.

- Работа над содержанием и методикой ведения экскурсии;

- Работа по оформлению этикетажа и монтаж выставки;

- Усвоение экскурсоводом методических приемов;

- Техника ведения экскурсии;

- Составление методической разработки.



Ход экскурсии

Экскурсовод: Добрый день, уважаемые посетители нашего музея... Моя экскурсия, (основана на реальных воспоминаниях военного детства ребенка, маленького жителя страны, пережившего все ужасы затеянной взрослыми страшной войны, в котором не было месту детству, а только смерть и слезы. Прошедшее детство не исчезает бесследно. К нему неизбежно возвращает память сердца. Ей. памяти. Подвластно многое.

В русском селении с названием Петрищево Белевского района Тульской области до войны проживала обычная семья. Отец Роман Петрович Чистяков глава семейства, лечил крестьянскую живность, а мать Зинаида Матвеевна, учила детей грамоте. В семье были дети: Юрий и Рудольф и совместно с ними проживала кузина Нюра, переехавшая к ним после ареста в 1937 году ее отца.

22 июня 1941 года всё изменилось. «Черные тарелки» репродукторов голосом Левитана, в этот день оглушили всю страну страшным известием.

Тяжелое слово война внесла свои жесткие коррективы, семье Чистяковых, как и многим жителям нашей страны, принеся в привычную жизнь смятение, предчувствие беды, неизбежность разлук и потерь. Репродуктор и сегодня, как символ советского радиовещания довоенных и военных времен напоминает посетителям музея о трагических и счастливых страницах нашей истории. Уже 23 июня Роман Петрович был в рядах РККА, как ветврач в спешном порядке отбирал в г. Белеве конское поголовье для службы в войсках. Лошади посильнее - в артиллерию, порезвее - кавалерию, а похуже в обозы. За три дня лошади были подготовлены и отправлены на фронт. Вместе с лошадьми и Роман Петрович глава семейства тоже ушел на фронт. Мама, Зинаида Матвеевна осталась заведовать школой, ей было 28 лет, родом она была из соседнего Арсеньевского района, где экстерном окончила педагогическое училище. Понимание того, что над семьей нависла угроза и война потребует от всего народа напряжения и огромных жертв, она взяла миссию вести агитационно- пропагандистскую и разъяснительную работу среди населения. Слова Молотова от 22 июня 1941 года «Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами!» стали для сельской учительницы святыми понятиями - по воодушевлению жителей деревни на борьбу с агрессором Люди постарше, звали ее Матвеевна, шли к ней прочитать полученные с фронта письма и узнать, когда кончится война. К началу учебного года,1941г. война уже громыхала совсем близко, и вести шли неутешительные. Радио уже к этому времени старались не выключать, наверное, боялись пропустить что-то важное. Юре в то время было 4.5 года, а брату Рудольфу 6,5 лет они уже умели слушать радио, хотя многого и не понимали, но хорошо знали значение некоторых важных слов. Ю.П. вспоминает: «Плохие новости слушали молча, а хорошие разлетались вмиг». К этому времени некоторые односельчане уже получили похоронки, да и, чаще стали проезжать подводы с раненными красноармейцами, а иногда они оставались на ночлег.

В начале осени население занималось уборкой фасоли и проса, затем уже рыли на полях окопы и блиндажи. Дату 6 октября 1941г., детская память навсегда запечатлела страшные события. В этот день мама - Зинаида Матвеевна ушла из дома с детьми с ночёвкой к знакомым. Нюра, кузина мальчиков осталась дома, чтобы накормить скотину и подоить корову. Ранним утром следующего дня семья отправилась домой. Подойдя к дому, мама Зинаида Матвеевна подала Нюре условный стук в окно, на случай если бы в доме оказались красноармейцы. Т.к. за ними шли цепочкой солдаты в зеленых шинелях. Только успели закрыть ворота, как они тут же загремели. А это оказались немецкие солдаты с автоматами в руках. «Это немцы»,- сказала мама. Моя душа ушла в пятки, я стоял перед входом в комнату и дрожал, коленки ходили ходуном, вот таким запомнился, этот день вспоминает, Юрий Романович. Они искали русских солдат. Постояли, поговорили между собой и ушли. Все обошлось. Так линия фронта переползла, в село, и население оказалось, в немецком тылу. Началась жизнь в оккупации. Назначение старосты, утверждение комендатуры, и приказы немецкого командования и фраза «за не выполнение - расстрел на месте!» звучали часто, особенно по репродуктору. К Чистяковым на постой поселись немецкие офицеры. Многие из них говорили «Сталин капут!»

Немцам, которые жили у них, они давали клички, чтобы отличать друг от друга: «Русак» говорил немного по-русски, «Жомка» у него был, какой то втянутый рот. «Фафлюха» чем то напоминал кота. Это был санитар. Он все время носил санитарную сумку с клапаном из телячьей шкуры с шерстью.

Но и немцы тоже их различали. Юра был круглолицый, и кличка была «Молотоф», а его старший брат Рудик худощавый, смуглый.

Ему первоначально дали кличку «Шталин», но по видимому сходства показалось мало, и немцы пришли к общему мнению «Каганович».

Немцы хозяйничали в деревне. Все жили в повседневном страхе, не говоря уже о голоде и холоде. Никто не хотел жить в рабстве, но люди не теряли надежды, что этому настанет конец. У Чистяковых была корова, которую они тщательно прятали от немцев в лесу. Но нашелся предатель, которой и рассказал о корове немцам и они ее нашли. Корову вывели во двор. Вышел немец и два выстрелил ей в голову. Мы плакали и обнимали кормилицу, а немцы смеялись и фотографировали нас, так вспоминает об этом эпизоде Юрий Романович.

Таким образом, уже шесть месяцев Петрищево, где проживала семья Чистяковых была отрезана от мира линией фронта, хотя участились обстрелы, и была слышна близкая и дальняя канонада. Семью угнетало неведение известий об отце.

Некоторые односельчане работали подсобными рабочими у немцев, женщины собирали на немецкой кухне, остатки продуктов.

Запомнил, постоянно хотелось кушать. Что немцы не доели, с их котелков сгребали остатки пищи, потом это кипятилось, и кушалось. Откуда-то мама приносила гнилую картошку мама крутила ее на мясорубке. Жарили почти на сухой сковородке, эти лепешки но, что даже голодному ребенку это казалось отвратительным.

Вскоре жители Петрищево получили извещения об отправке в Германию. Точной даты Юрий Романович не припомнит, но было холодно, шел 1942 год.

Хотя все, наверное, готовились к этому. У Чистяковых на этот случай было насушено два мешка сухарей. Времени на сборы было мало. Что брать с собой? Куда угоняют? Что их ждет, так как до них, жителей из соседних деревень уже угнали, и судьба их осталась неизвестной.

Тяжкий путь бегства из-под родного крова мальчик запомнил хорошо. Он был долог, в пути останавливались на ночлег, а дневных перевалов не было, не разрешалось.

По воспоминаниям Юрия Романовича все население вывели и построили в колонну, конечного пункта никто не знал, но мужчин сразу отделили и отправили отдельно, а куда неизвестно. Его, как самого маленького везли на салазках, но в суете потеряли сухари. Благо соседи делились своей провизией.

В пути попадались сожженные дотла деревни, сколько они шли он, конечно, не помнит, не знает. Но память запечатлела события, которые изменили их судьбу.

Часть деревни, куда их привели, была отгорожена колючей проволокой, стояли вышки, выйти от туда не разрешалось, хотя ворота были без замков. На улицах повсеместно горели костры, люди топили снег в котелках и кучками стояли у костров. Прошелся слух, что немцев в деревне было мало. Народ догадывался, что немцы бегут.

Вскоре вдали все увидели, приближающуюся военизированную колонну это была Красная Армия - освободительница. Радости не было предела.

Но внезапно разгорелся бой за эту деревню и за всех пригнанных для отправки в Германию людей. Нужно было срочно укрыться, чтоб не попасть бод бомбежку. Им повезло, нашли место в овощехранилище. Там они и спрятались. Когда бой затих, всех узников освободили, была ночь. Кто был в состоянии передвигаться, отправились по «дороге войны».

Чистяковы решили дойти до д. Савенково, где проживали их родственники. С посторонней помощью они смогли добраться до своих родственников.

Запомнилась, узкая санная дорога, двум саням не разъехаться. По обочинам дороги лежали еще не подобранные с поля боя солдаты. Глядя на эти ужасы, мама вспоминала отца. Где он воюет, семья не знала.

В деревню Савенково, население уже работало на оборонительных сооружениях: копали противотанковые рвы, рыли блиндажи и окопы, помогали искать сбитые самолеты и летчиков. Работали в основном женщины в мужских солдатских шапках-ушанках, ватных штанах, телогрейках и сапогах, что было вызвано не только дефицитом женской одежды, а практическими соображениями. Для выполнения мужской работу лучше всего подходил мужской комплекс одежды, как наиболее функциональный.

Аэродром размещался совсем близко, поэтому можно было, увидеть воздушные бои. Люди переживали, когда противники сбивали русские самолеты, если парашютисты успевали выпрыгивать, народ бросал всю работу, бежал к месту приземления, чтобы успеть помочь русскому летчику. В случае, если это происходило с противником, то тоже старались бежать в сторону, где был сбит немецкий самолет, с целью захвата его в плен. Таким образом, мирное население д. Савенково проявляло патриотизм во имя спасения родной земли.

Иногда и дети становились мишенью. Помню случай, рассказывает Ю.Р., когда деревенских детей повезли, на прививку, т.к. медицинского пункта в этой деревне не было. Немецкий самолет гнался, за ними так низко, что отчетливо было видно его лицо. Он дал по повозке несколько очередей, но не попал. Так по счастливой случайности все остались живы. Забота о здоровье детей в тылу также оставалась одной важнейших задач военного времени.

В войну приходилось много ходить и бегать пешком. Обувь, особенно летняя, быстро изнашивалась, поэтому мы старались ее беречь, вспоминает Ю.Р., ремонтировали, выбрасывать боялись. Ботинок, который представлен в разделе экспозиции, был отремонтирован деревенским сапожником в Савенково перед отъездом в Глазов. Его, конечно можно было выбросить по первому же адресу. Они отслужили свой век, уже и не годились никому. Наверное, они были дороги им, как память о войне, которую они пережили.

В деревне Савенково они получили добрые вести - письма отца. Он разыскивал свою семью, пока она была в оккупации. Возобновилась переписка. Он воевал на Волховском фронте, в 833 артиллерийском полку в составе ветслужбы, собирал раненных лошадей на поле боя, оказывал им врачебную помощь. Был ранен, и после лечения, назначен начальником военно-ветеринарной службы 2-гоЛенинградского пехотного училища, дислоцировавшегося до 1945года в г. Глазове, которое выпустило 1810 командиров стрелковых и минометных подразделений.

В конце лета 1942 года фронт подошел совсем близко. Они еще несколько раз эвакуировались из одной деревни в другую. Отец - Роман Петрович, за все это время посылал им денежные аттестаты, которые не всегда доходили до адресата и «вызов», чтобы семья самостоятельно прибыла в г. Глазов к месту его службы.

Стали с нетерпением ждать встречи с отцом, мечтали увидеть мирный город, без воздушных тревог и бомбёжек. Но путь с маленькими детьми до Глазова был небезопасен.

Освобождение Тульской области началось28ноября1941года. В этот день Советские войска отвоевали девять населенных пунктов Иваньковского района. В годы Великой Отечественной войны на территории Тульской области шли ожесточенные бои с немецко-фашистскими войсками. Из 40 районов 33 были заняты противником, 6- оккупированы частично и только один Заокский не был занят врагом. Героическая оборона Тулы в октябре, декабре 1941 г. вошла в историю Великой Отечественной войны яркой и знаменательной страницей. Тула прикрыла подступы к Москве, здесь Тульской области была освобождена в основном к 23 декабря 1941года. А последние 16 населенных пунктов, в том числе Белевский район, где и проживала семья Чистяковых, были освобождены в июле 1943года.

Наконец зимой 1942 года Роман Петрович по разрешению командования смог вывезти свою семью. До Глазова ехали примерно две недели с пересадками. Через Москву не пропустили, из-за отсутствия каких- то документов, хотя все справки, подтверждающие, об отсутствии сотрудничества с немцами с каждого населенного пункта во время оккупации у них были. Голод и холод в пути смогли преодолеть. Все, что можно было обменять га продукты, обменяли. В г. Глазове Чистяковых поселили в дом, где уже проживала эвакуированная семья из Ленинграда. Отец не уложился в отпущенный срок и должен был понести наказание. Начальник училища генерал - майор учел все обстоятельства, но пожелал встретиться с Зинаидой Матвеевной.

Он оказался человеком чутким и дал поручение трудоустроить Зинаиду Матвеевну в офицерскую столовую и выдать талоны на получение одной пары детских валенок и два места в д/с ЛВПУ.

Но ее призванием была школа. Место учителя ей сразу нашлось. С 1942 по 1972 годы она проработала учительницей начальных классов в школе № 2 в г. Глазове.

Глазов 1942 года жил нелегкой жизнью глубокого тыла. Город запомнился со своими ранними заводскими гудками, которые напоминали ему вой воздушной сирены в оккупации, с марширующими по улицам курсантскими ротами. С хлебными и промтоварными карточками, которые делились на рабочие, детские и иждивенческие. Благодаря этим карточкам мы немного «отъелись», вспоминает Ю.Р.

Отец был на ветеринарной службе

Юру с братом определили в детский сад. На двоих с братом были одни валенки и пара ботинок. По этой причине один из них ехал на руках, другой бежал рядом.

Детский сад в эти трудные годы делал свое благородное дело: учил смотреть на окружающий мир и не забывать ни на минуту, что идет война.

В старшей группе, учили вышивать кисеты для красноармейцев, выступали с концертами в госпиталях города. Раненные воспринимали выступления с большим оживлением. «В подарок раненым мы носили свои рисунки и что-нибудь из дома. Нас раненые солдаты благодарили, как могли, даже угощали, кусочками колотого сахара вспоминает Ю.Р.

В годы войны в Глазове в трудную минуту спасали песни. Много военных песен переписывались в тетрадь, и мама часто их исполняла сама, а дети слушали и старались ей подпевать» - рассказывает Ю.Р. Тетрадь и сегодня, как символ эпохи напоминает посетителям музея о патриотизме советского народа на фронте и в тылу, во имя Победы.

1944 году поступление в школу было ознаменовано успехами на фронтах, и реформами в образовании. В школу принимали не с 8,а с 7лет. Атрибутикой школы тех далеких времен в каждом классе были: дежурная керосиновая лампа на случай отключения света, и чернильница непроливайка. Писали чернилами, деревянной ручкой со вставленным 86 перышком. Учебник - русский язык, математика, были одни на весь класс. А буквари имели все, которой смогли сохранить до сегодняшних дней. Были дни, когда дети шли в школу каждый с поленом дров. В классе стояла печка «буржуйка» и урок проходил у этой печки. В 1944-1945 году учебный процесс начинался с построения и исполнения Гимна СССР.

В год долгожданной Победы Юра закончил первый класс с Похвальной грамотой. Ее можно было приравнять к награде "Медали за доблестный труд", а может и даже "За Победу над Германией". Учились в то время все хорошо, одержимо, наверное, таким отношением дети выражали свое участие в Великой Победе. В памяти у Юрия Романовича, дома в Глазове всегда на стене висел репродуктор. «Но черная тарелка была покрашена в ярко красный цвет, толи, чтобы скрыть дефекты давности, а может черный цвет был напоминанием прошлого. Так до 1972 года семья у бумажной тарелки правительственные заявления, репортажи с Красной площади, из Кремлевского дворца съездов.

Помню, как мы с мамой и братом Рудольфом слушали с нашего красного репродуктора официальное объявление о разгроме фашисткой Германии, мама плакала от радости, вспоминает Юрий Романович.

Юра был счастлив вдвойне: ему разрешили в этот день идти на торжественный победный салют. Он шагал вместе с курсантами, в военной форме, которую мама сшила ему из ветоши, выдаваемую отцу на работе.

Не скоро после Победы наступило облегчение. Еще два с половиной года жили по карточкам, долго освещала по вечерам керосиновая лампа, «вылавливали» из реки Чепцы бревна для отопления школы, складывали кирпичи на торфоболоте. Теребили лен, и выкапывали картошку на Штанигуртском и Азамаевских полях. Читали книги, знали подвиги молодогвардейцев, которые стали примером для подражания. Война воспитывала и закаляла характер. Отец еще лет пять после войны донашивал армейскую шинель, а еще дольше в квартире служил шифоньер с инвентарным номером 2-го Ленинградского высшего пехотного училища.

После окончания войны семья Чистяковых не вернулась на свою историческую родину. Обе деревни Петрищево и Савенково были основательно разбиты. Люди долгое время продолжали жить в землянках. После реформирования в 1945 году пехотного училища, отец Роман Петрович служил в полку, который прибыл из Кенигсберга, затем дослуживал в г. Кирове, а в 1946 году был демобилизован.

Так, занесенные войной в удмуртский край, эта мужественная семья обрела свою вторую родину.

Экскурсию можно было бы считать завершенной. Но возникают новые и новые мысли, которые тревожат и заставляют задуматься о человеческой памяти… Долг юного поколения, сохранить память о прошлом в частности о военном времени, о людях благодаря которым жизнь на земле продолжается.

© 2010-2022