ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Юные мастерицы»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БюДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»




















ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Юные мастерицы»

срок реализации 1год

для учащихся7-14 лет


Направленность: художественная











Утверждена методическим советом

31.08.2015г.

Протокол №1

Председатель:

____________О.С.Батюкова

Автор-составитель: педагог

дополнительного образования

Волобуева Ольга Владимировна






Нефтеюганск

2015г.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:

Пояснительная записка

Формы и режим занятий

Планируемые результаты программы

Периодичность оценки результатов программы

Учебно-тематический план

Содержание программы

Методическое обеспечение

Список литературы






















Пояснительная записка


Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее ак­туальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Все дети талантливы, одарены богатой фантазией и способны творчески мыслить. Но любое качество необходимо развивать и стимулировать. Только тогда ребенок раскроет заложенный в нем потенциал, разовьет способности, данные ему от природы, и много добьется в жизни.

Следует помнить, что развитие интеллектуальных способностей напрямую связано с развитием творческих дарований.

Американский психолог Дж. Смит выделил четыре группы условий, необходимых для успешного творческого развития детей.

  • Интеллектуальные условия. Создаются путем решения творческих задач, вычисления дидактических заданий и накопления соответствующих знаний и опыта.

  • Физические условия. Определяются доступностью материалов и инструментов для творчества и возможностью в любой момент работать с ними, т.е. наличие правильно оборудованного рабочего места.

  • Эмоциональные и социальные условия. Их создают взрослые, обеспечивая ребенку чувство внешней безопасности, свободы от критики и отрицательной оценки.

  • Психологические условия. Формирование внутренней безопасности, свободы и раскованности за счет поощрения, похвалы и поддержки взрослыми творческих начинаний ребенка.

Направленность Программы Понимание одаренности как системного качества предполагает рассмотрение личностного развития как основополагающую цель обучения и воспитания одаренных детей. При этом важно иметь в виду, что системообразующим компонентом одаренности является особая, внутренняя мотивация, создание условий для поддержания и развития которой должно рассматриваться в качестве центральной задачи личностного развития.

Новизна программы состоит в том, что одаренные дети - это ценная, хрупкая часть нашего общества, представляющая собой культурный и научный потенциал. От них зависит, как будет развиваться наука, техника, культура в будущем.

Актуальность. Современное общество нуждается в личности, способной самостоятельно решать возникающие проблемы, готовой к самореализации и творчеству, свободной от нравственной ущербности, выражающейся в одномерности видения мира, в нетерпимости, неприятии всего непохожего на устоявшиеся стереотипы мышления.

Цель программы:

Создание благоприятных условий для развития одаренных детей в интересах личности, общества и государства

Задачи:

Воспитательные:

Развитие одаренности детей через создание активной творческой образовательной среды и активной творческой деятельности обучающихся

Разработка и реализация программного обеспечения для одаренных детей.

Развивающие:

Обеспечение гибкости и эластичности учебно-воспитательного процесса с учетом наклонностей и способностей учащихся с целью развития каждой личности

Обучающие:

формировать умения планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;

формировать умения ориентироваться в задании на воспроизведение образца и на творческое воображение.

В каникулярное время (ноябрь, март) составляется отдельный план культурно-досуговой деятельности, с учётом развития науки, техники, культуры, экономики, технологии и социальной сферы, который включает в себя проведение спортивных мероприятий, тематических бесед, конкурсов, игровых программ, в соответствии с тематикой года в России.

В летний период составляется отдельная программа любой направленности и тематики.

Возраст учащихся: 7-14 лет

Сроки реализации Программы:

один год - 32 часа (один раз в неделю по 2 часа).

Формы и режим занятий

Планируемые результаты Программы

Учащиеся узнают:

- законы и правила построения композиции;

- этапы выполнения художественной вышивки;

- основные элементы плетения кружев челноками;

- разработать творческий проект;

- основные приемы плетения кружева с бисером;

- последовательность этапов выполнения творческого проекта.

Учащиеся научатся:

- выполнять вышивку художественной гладью;

- воплощать свой замысел в творческой работе;

- изготавливать кружевные изделия несколькими челноками;

- гармонично сочетать цвета при выполнении работ;

- свободно пользоваться описаниями и схемами;

- орнаментировать изделие хантыйским орнаментом;


Периодичность оценки результатов Программы.

Результаты образовательной деятельности учащихся отслеживаются путём проведения текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Текущий контроль проводится по окончанию изучения отдельной темы. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: тестирование, индивидуальное собеседование, выполнение танцевальных движений, изготовление изделий, изготовление конструкций.

Форма проведения: тестирование

Промежуточная- проводится по завершению первого полугодия.

Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса.

Форма проведения: тестирование

Итоговая проводится в конце каждого учебного года.

Цель - подведение итогов освоения общеобразовательной программы.

Форма проведения: выставочный просмотр

По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:

-высокий - программный материал усвоен учащимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;

редний - усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;

-ниже среднего - усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива

Учебно - тематический план

Тема

Количество

Всего

Теория

Практика

11

Вводное занятие.

2

1

1

22

Вышивка пейзажа

16

4

12

33

Объемная вышивка

4

1

3

44

Промежуточная аттестация

2

1

1

55

Кружевная сказка.

8

2

6

66

Творческая работа

10

2

8

77

Цветы из ткани.

10

1

9

88

Итоговая аттестация

2

1

1

79

Творческий проект

4

1

3

710

Итоговое занятие

2

2

-

9

ИТОГО

60

16

44
















Содержание программы.

  1. Вводное занятие

Цель: познакомить учащихся с правилами ТБ и ПБ, с программой объединения.

Задачи:

Образовательные

  1. Дать знания по правилам ТБ и ПБ.

  2. Научить правилам поведения в объединении, кабинете.

Воспитательные

  1. Формировать умение организовывать свою деятельность

Развивающие

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности.

Теория

  • ознакомление с правилами ТБ и ПБ;

  • ознакомление с блоками, разделами программы, её содержанием: что узнаем, чему научимся. Что будем делать.

Практика

  • экскурсия по Дому детского творчества;

  • анкетирование.

Оборудование

  • материалы, пособия, Устав ДДТ, программа объединения, стенды по правилам Т.Б. и П.Б.

2. Вышивка пейзажа

Цель: создать условия для овладения вышивки пейзажа.

Задачи:

Образовательные

  1. Углубить и расширить знания об истории и развитии вышивки.

  2. Помочь приобрести знания и практические навыки в вышивке цветов, пейзажей, животных, птиц.

Воспитательные

  1. Воспитать аккуратность, любовь к труду, художественный вкус.

  2. Сформировать положительное отношение к интересующему виду деятельности.

Развивающие

  1. Содействовать развитию эстетической культуры.

  2. Развивать творческие способности.

Теория

  • Разработка композиций.

  • Цветоведение.

  • Основы художественной глади.

  • Последовательность выполнения вышивки животных, пейзажа, птиц, цветов.

Практика

  • Вышивка цветов шиповника.

  • Вышивка цветов розы.

  • Вышивание фруктов и ягод.

  • Вышивка основных элементов пейзажа.

  • Вышивка птиц.

  • Вышивка животных.

  • Оформление готовых работ

Оборудование

Образцы вышивки, инструментов, тканей, ниток.

Рисунки.

Журналы: «Лена рукоделие».

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ.

  1. Объемная вышивка

Цель: научить выполнять объемную вышивку .

Задачи:

Образовательные

1. Познакомить с историей развития «объемной вышивки».

2. Научить создавать объемные композиции.

Воспитательные

1. Воспитать аккуратность.

Развивающие

1. Развивать фантазию, вкус.

Теория

  • История развития «объемной вышивки».

  • Законы построения композиций.

  • Технология выполнения объемной вышивки.

Практика

  • Составление эскизов.

  • Освоение приемов объемной вышивки.

  • Выполнение объемной вышивки.

Оборудование

Образцы объемной вышивки.

Схемы узоров.

Тесьма, нитки, иголки, ножницы.

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ.

4. Кружевная сказка

Цель: научить плести кружево фриволите с бисером.

Задачи:

Образовательные

1. Сформировать умения и навыки плетения кружев фриволите с бисером.

Воспитательные

1. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Развивающие

1. Развивать творческие способности, чувство прекрасного.

Теория

  • Плетение двумя челноками.

  • Дуга.

  • Условные обозначения.

  • Элементы изделий.

  • фриволите с бисером.

Практика

  • Техника выполнения фриволите с бисером

  • Чтение схем.

  • Выполнение образцов по схемам.

  • Зарисовка схем.

  • Выполнение изделия по выбранному образцу.

Оборудование

Нитки «ирис», челнок, крючок, альбом схем.

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ.

учащиеся должны знать:

  • основы цветоведения;

  • основные элементы и приемы плетения кружев челноками ассортимент изделий, плетенных челноками;

  • технологию плетения кружев фриволите с бисером;

  • условные обозначения и сокращения в описании схем;

  • правила хранения и ухода за кружевами.

учащиеся должны уметь:

  • пользоваться инструментами и приспособлениями;

  • завязывать узел фриволите;

  • читать схемы;

  • гармонично сочетать цвета при выполнении кружев;

  • выполнять элементы кружева фриволите с бисером.

5. Творческая работа

Цель: Формировать навыки по выполнению, творческой работы.

Задачи:

Образовательные

1. Ознакомить учащихся с направлениями по которым можно выбрать творческую работу; последовательностью творческой работы.

Воспитательные

1. Содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса.

Развивающие

  1. Развивать навыки по планированию своей работы.

  2. Формировать навыки творческой деятельности.

Теория

  • Выбор работы.

  • Подбор материалов для выполнения работы.

  • Последовательность выполнения творческой работы.

Практика

  • Разработка эскиза изделия.

  • Изготовление изделия.

  • Оформление изделия.

  • Выполнения творческой работы .

Оборудование

Ткань, нитки, иглы, ножницы, калька, копировальная бумага, образцы выполненных проектов.

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ.

6. Цветы из ткани

Цель: научить искусству выполнения цветов из ткани.

Задачи:

Образовательные

1. Познакомить с историей возникновения и развития изготовления цветов из ткани.

2. Научить навыкам работы с атласными лентами и тканью.

Воспитательные

1. Формировать эстетическое отношение к труду.

Развивающие

1. Развивать фантазию, творческое воображение.

2. развивать чувство красоты и гармонии;

Теория

  • История возникновения и развития вышивки лентами.

  • Орнаменты и символы в вышивке.

  • Композиционное построение узоров.

  • Цветовая гармония.

  • Характеристика применяемых материалов.

Практика

  • Методика зарисовки узоров вышивки.

  • Последовательность работы ( замысел, эскиз, выбор материала )

  • Выполнение образцов.

- Создание композиции из цветов, располагая их на панно.

Оборудование

Схемы узоров, ленты, иглы, нитки, пяльцы, ткань.

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ

8. Итоговая аттестация.

Цель - подведение итогов освоения общеобразовательной программы.

Форма проведения: выставочный просмотр

9. Творческий проект

Цель: Формировать навыки по выполнению, оформлению, защите проекта.

Задачи:

Образовательные

1. Ознакомить обучающихся с направлениями по которым можно выбрать творческий проект; критериями выбора изделий; содержанием проекта; последовательностью выполнения проекта.

Воспитательные

1. Содействовать воспитанию аккуратности, эстетического вкуса.

Развивающие

  1. Развивать навыки по планированию своей работы.

  2. Формировать навыки творческой деятельности.

Теория

  • Выбор темы проекта.

  • Обоснование выбора.

  • Подбор материалов для выполнения проекта.

  • Предварительный подсчет себестоимости.

  • Защита проекта.

Практика

  • Разработка эскиза изделия.

  • Изготовление изделия.

  • Оформление проекта.

  • Подготовка к его защите.

Оборудование

Ткань, нитки, иглы, ножницы, калька, копировальная бумага, образцы выполненных проектов.

Формы подачи материала: беседа, рассказ, показ.

10. Итоговое занятие.

Цель: Актуализировать знания учащихся, полученные за год в объединении.

Задачи:

  • закрепить навыки приемов плетения и вышивки;

  • развивать логическое мышление, память, фантазию;

  • воспитывать уважение к труду.

Тип занятия - предметная творческая игра.

Форма занятия - состязание.

Оборудование:

тесты, карточки, кроссворды, задания для конкурсов, челноки, пяльцы, нитки, иголки, бумага, письменные принадлежности.

Методическое обеспечение

Формы проведения занятий:

Основной формой обучения детей являются специально организованные занятия. Обуче­ние проводится в двух направлениях:

  • усвоение теоретических знаний;

  • формирование практических навыков.

Теоретическая часть предусматривает определение цели и задач, раскрытие основной темы занятия. Проходит в форме бесед, лекций, рассказов с привлечением иллюстративного материала.

Практическая часть включает в себя отработку навыков работы с материалами и инст­рументами, навыки изготовления поделок и композиций.

Методы и приемы, применяемые на занятиях:

На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Словесные методы - рассказ и беседа - сопровождаются демонстрацией пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.

Процесс творчества позволяет ребенку активно познавать окружающий мир и себя самого, формирует его мироощущение и мировоззрение. Он воплощает свою уникальность и осознает себя как личность.

Изготовление детьми поделок из различных материалов составляет одну из важнейших сторон трудового воспитания дошкольников.

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, полезные практические на­выки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность взяться за нее, справиться с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше.

Трудясь над изделием, дети осваивают навыки работы с инструментами, учатся бережно относиться к материалам и предметам труда. Дети на опыте усваивают элементарные пред­ставления о свойствах различных материалов,

предметов имеет воспитательное значение в том, что у детей развивается умение ставить цель, настойчивость в ее достижении, справляться с трудно­стями. Дети учатся намечать пути осуществления поставленной цели, продумывать последо­вательность действий, способы обработки материала, соединения его частей. Труд формирует ценные качества личности ребенка, необходимые для последующего обучения в школе.

В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся свойств используемых материалов, способов изготовления той или иной вещи, происхожде­ния различных видов художественной деятельности. А также вводятся термины, обозначаю­щие технику изготовления изделий (вышивка, фриволите, канзаши). Ов­ладение этими терминами осуществляемое, постепенно, будет важным вкладом в развитие ре­чи детей.

Программа включает в себя разнообразные виды творческой деятельности: художественная вышивка, кружевоплетение., украшения из лент. Чередование творческой деятель­ности дает ребенку возможность найти себя в одной из разновидностей творчества и наиболее полно реализовать свои креативные способности.

Дидактическое обеспечение:

Оборудование:

Столы, стулья, доска настенная, шкафы для хранения материалов и демонстрации выполненных работ

Инструменты:

Пяльцы, челноки, крючки, иглы ручные, ножницы.

Материалы:

Цветные нитки, различные виды тканей, цветной картон, цветная бумага, клей ПВА, канц.товары, карандаши. ластики, скотч, линейки), цветные карандаши, бумага (для рисования, калька, копировальная, бархатная), рамки для картин.

Стенды:

Инструкция по охране труда.

План эвакуации детей при пожаре.

Методический комплекс:

Папки наборов рисунков по всем темам курса.

Специальная литература.

Аттестационные материалы.

Разработки сценариев: итоговых занятий; открытых занятий;

воспитательных мероприятий.

Техническое оснащение:

Компьютер


Список литературы.

Литература и электронные ресурсы для учащихся:

1. Еременко Т.И. Альбом узоров для вышивки. -М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.-127с.: ил. (Магазин рукоделия).

2. Боэренс П. Вышивка крестиком. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 144 с. (Серия «Школа изящных рукоделий).

3. Курбатская Н.С. Комплект схем. М.: Культура и традиции.2003.

4. Журналы «Чудесные мгновения» 2003г.

5. Журналы «Лена» - рукоделие.2001-2004.

6.Карпова Е. Заславская И. «Сюжеты для детей». М.: «Ниола - Пресс» 1998. - 80с.: ил.

6. Терешкова Т.А. Готовимся к празднику. Как делать и оформлять подарки. - Мн.: ООО «Хелтон», 200. - 464с.

7. Погодаева М. Энциклопедия досуга. АСТ-Пресс,1999.

Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:

1. Пирс Х. Объемная вышивка/ Пер. с англ. - М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2004. - 112 с.: ил.

2. Еременко Т.И. Вышивка: Техника. Приемы. Изделия. - М.: АСТ-ПРЕСС. 2000. - 192 с.: ил. - (Энциклопедия).

3. Демидова Л.В. Фриволите. «Художественное плетение» - М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.-160с.: ил.- (Семейный клуб выходного дня).

4. Ивахнова М. «Энциклопедия рукоделия» - М.: Олимп; Смоленск: Русич, 2000.- 432с.: ил. - (Энциклопедия домашнего хозяйства).

5. Афонасова В.В. «Художественная гладь» - М.: «Ниола-Пресс». 2007 - 128с:ил. - (Школа вышивки).

6. Курбатская Н.С. Фриволите. М.: Культура и традиции. «1999.- 100с.: ил.

7. Курбатская Н.С. Фриволите. Новые идеи и новые схемы. М.: Культура и традиции. «2003.-95с.: ил.

8. Клейменова Т.А. Фриволите. Ступени мастерства. - СПб.: «Паритет», 1999.- 240с. + вклейка.

9. Сью Ньюхауз Вышивка пейзажей/ Серия «Рукодельница». - Ростов н/Д: «Феникс, 2003. -64с.

10. Максимова М.В. Кузьмина М.А. Вышивка, первые шаги. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1998. - 96с. (Серия «Заботы маленькой хозяйки).

11. Попившая С. Искусство вышивки: Курс обучения. - М.: Изд-во «ЭКСМО-Пресс» ; СПб.: Валерии СПД, 2002. -240с., ил. (Серия «Академия «Умелые руки»)

12. Анни С.И. «Энциклопедия фриволите». - М.: Мода и рукоделие», 2007, - 80 с., илл.

13. Хапилина И.А. Художественная вышивка. М.: Проф. Издат. 2003.

14. Чиотти Донателла «Украшения из шелковых лент» / Пер. с итал. Г.В. Кирсановой. - М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2007. - 96 с.: цв. ил.

15. Сью Гарднер Вышитые цветы / Пер. с англ. - М. Издательский дом «Ниола 21-й век», 2005. - 132с: ил. - (Серия «Вышивка от А до Я»).

16. Чернова А.Г. Искусство вышивки лентами. - Изд. Ростов н/Д: Феникс. 2006. - 157 с.: ил., - (Город мастеров).






© 2010-2022