Из опыта работы: «Формирование интереса учащихся к музыкальному искусству в процессе обучения игры на синтезаторе»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Из опыта работы:

«Формирование интереса учащихся к музыкальному искусству в процессе обучения игры на синтезаторе».

Проблему музыкального развития и образования подрастающего поколения решали и решают во все времена. На современном этапе существования общества она приобретает все большую значимость. Особо актуальной при работе с учащимися является одна из наиболее важных и сложных проблем музыкальной педагогики - как сформировать и развить интерес к музыкальному образованию. Многое в воспитании и самосовершенствовании личности закладывается в школьном возрасте, поэтому проблема формирования интереса к музыке, поиски новых методик работы стали для меня основополагающими.

Я.А.Коменский справедливо считал задачей учителя «воспламенение жажды знаний» всеми средствами. К.Д. Ушинский разработал систему пробуждения любознательности и развития интереса к учению («Учение, лишенное всякого интереса…убивает в ученике охоту...»).

Интерес - прекрасный стимул к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. Учащиеся переживают такие чувства как радость самостоятельного открытия, восхищения, удивление. Интересные уроки - это те уроки, которые вызывают разнообразную гамму чувств, размышлений, раздумий, эстетических переживаний.

Хочется немного рассказать о нашем учебном заведении и поделиться опытом работы в МБОУ ДОД «Детская школа искусств города Буинска Республики Татарстан» обучаются 330 детей, живущих в городе и близлежащих сельских муниципальных поселениях района. На базе образовательных учреждений работают филиалы, где реализуются следующие образовательные программы:

- Подготовка детей к обучению в ДШИ;

- Инструментальные виды музыкального искусства и сольное пение;

- Хоровое пение;

- Фольклорное искусство;

- Хореографическое отделение;

- Изобразительно искусство.

В 2008-2009 учебном году мне предложили вести предмет «музыкальный инструмент» (1 час музыкальных занятий в неделю) в филиале ДШИ на базе образовательного учреждения МБОУ ДОД «Альшиховская СОШ». Меня это заинтересовало. Работа в сельских школах связана с целью удовлетворения детей и подростков в получении дополнительного образования в художественно- эстетической сфере и сопряженных областях, а также формирования общей культуры личности обучающегося.

Администрация школы предоставила нам все необходимые условия для плодотворной работы: кабинеты, музыкальные инструменты, аудио аппаратуру. Мы принимаем для обучения всех детей, при этом отбора по музыкальным данным не ведется. Многие родители довольны, что их дети приобщаются к игре на музыкальных инструментах (фортепиано, синтезатор). Какие же цели преследуют родители, отдавая ребенка, учиться музыке:

  1. Общая музыкальная культура ребенка.

  2. Умение исполнять любимые классические произведения и популярные песни.

  3. Чтобы был занят досуг ребенка.

  4. Чтобы свободно играл «то, что умеет» для друзей, гостей, родных.

Хочется сказать, что ребята сельской школы ждут нашего приезда, встречают с радостью, проявляют огромное желание и стремление к музыкальным занятиям.

Сейчас, учащиеся, занимающиеся фортепиано как основным музыкальным инструментом, ряд произведений разучивают на синтезаторе. Синтезатор, появившийся в конце ХХ века, воплотил в себе достоинства фортепиано, клавесина, органа. Использование синтезатора на занятиях вызывает дополнительный интерес.

Я привезла синтезатор в школу и всем своим ученикам, в начале дала по небольшой интересной пьесе. Ребята очень заинтересовались. Все, и маленькие, и взрослые, занимались с большой отдачей.

Первым итогом стал новогодний концерт для родителей. Он прошел с большим подъемом. В итоге на будущий учебный год у меня появились новые ученики.

Насыщенная школьная жизнь, обилие мероприятий («День матери», «День учителя», «8 Марта», «День победы») позволяют использовать разнообразное содержание репертуара в процессе концертной деятельности. Есть удобные и легкие переложения популярной музыки для синтезатора, например:

- Произведения для клавишного синтезатора «Волшебные клавиши». (Сост.И.Красильников, Т.Кузьмичева);

- Народные песни и танцы, в переложении для синтезатора и музыкального компьютера. (Сост. И. Красильников, Т.Кузьмичева);

- «Мой волшебный оркестр». Популярные пьесы в переложении для синтезатора. (Сост. В.Новожилов, Т.Кузьмичева).

Сочетание фортепиано и синтезатора в классе инструмента позволяет преодолеть исполнительскую направленность обучения, способствует активизации музыкального мышления и, следовательно, более полному развитию музыкальных способностей. Несложные обработки произведений дети делают с удовольствием и интересом, так как синтезатор предоставляет исполнителю большие возможности в смешивании тембровых красок. Но я столкнулась с проблемой. Многие ребята не представляют себе, как выглядят музыкальные инструменты. Нужно было запастись иллюстрациями, чтобы показывать их ребенку во время демонстрации звукового материала. Сейчас есть СД виртуальный музей музыкальных инструментов, а так же наличие дома и в кабинете компьютера или ноутбука очень помогает в решении этой проблемы.

Виды и формы работы, включаемые в урок, я стараюсь сделать разнообразными, чтобы заинтересовать ученика, и в целом удовлетворить его запросы. Например, я использую игру с записью в память синтезатора, а после вместе с учеником анализирую его исполнение. К тому же, игра на синтезаторе иногда в большой степени, чем игра на фортепиано, способствует развитию у учащегося некоторых существенных навыков, например навыка устойчивым владением темпа. Огромную помощь оказывает наличие встроенного метронома, ученику легче заметить неровность своей игры. При этом можно менять ритм, что позволяет качественно разучивать произведения в более медленных темпах.

Обучая учащихся я стремилась добиться следующих результатов:

- Уверенно играть выученные произведения в присутствии посторонних и просто случайных слушателей.

- Владеть музыкальной грамотой и иметь начальный кругозор в области современной и классической музыки.

- Легко читать по нотам одноголосную мелодию с выписанными гармоническими функциями аккомпанемента.

В заключении хочется сказать, что каждый преподаватель может открыть для себя новые интересные возможности применения синтезатора в профессиональной деятельности, появляется свой неповторимый стиль преподавания клавишного синтезатора. Почему неповторимый? Да потому, что главное здесь - это творчество! А у творчества границ нет. Педагог может строить свою работу с детьми как угодно, изучать с ними произведения различных жанров, стилей, так как творческая обстановка раскрывает ребят с неизвестных сторон, помогает лучше понять их творческие возможности. Я поняла, что к его преподаванию надо подходить по - новому, нешаблонно, и тогда результат может превзойти все ожидания.



© 2010-2022