Проект: К вопросу интеграции этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (учебно-методический аспект)

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

К вопросу интеграции этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (учебно-методический аспект)

Современная региональная образовательная система призвана выполнить важную функцию, отвечающую интересам коренных жителей Ханты-Мансийского автономного округа в ее актуальной потребности создания адаптивной образовательной среды, способной интегрироваться в российскую и мировую культуру. Чтобы обеспечить успех интеграции этнокультурного компонента в образовательный процесс в условиях образовательного учреждения необходимо, прежде всего, хорошо усвоить те формы и методы работы с обучающимися, те принципы построения учебного процесса, которые дадут наилучшие результаты, так как только при наличии правильного методического сопровождения образовательный процесс приобретает нужное воспитательное значение.

К сожалению, существующая образовательная система по-прежнему мало приспособлена к обучению детей с целью воспитания их социальной готовности к межкультурному общению, поэтому не удивительно, что у молодежи не сформировалась потребность в получении информации об истории, обычаях и традициях других народов своего региона. Причину такой ситуации можно обосновать противоречием между особенностями национального характера этнокультурных ценностей и неадаптированностью к ним требований современного образования. «….содержание этнокультурного компонента образования нуждается в таких образовательных программах, учебных пособиях, справочной и педагогической литературе, современных педагогических технологиях, нестандартных методиках обучения, которые во многом смогли бы способствовать интеграции ценностей региональной этнокультуры в образовательном пространстве. При этом процесс обучения и воспитания будет проходить наиболее эффективно, если освоение знаний будет осуществляться при активном включении в практическую и творческую деятельность самих обучающихся». (5 c.100).

Необходимость тесной связи воспитания с преобразующей практикой отмечает Ибрагимова Л.А.: «… нациально-этический, духовно-нравственный облик личности формируется при тесном взаимодействии поступков человека и живого восприятия им социально-этических ценностей, которые внедряются в его сознание окружающей социальной средой при активной созидательной деятельности самой личности» [1, с.6].

На наш взгляд, такой принцип организации образовательного процесса позволяет «превратить его из механизма трансляций знаний и формирования умений и навыков в средство развития личности, обладающей творческим мышлением, оперативностью, целеустремленностью, инициативностью в решении проблемных и нестандартных задач в учебной деятельности, сопровождаемое новыми мыслительными техниками, выработкой собственного мировоззрения».

[2 c.101]

Слабая изученность образовательных технологий в вопросе этнокультурного образования послужила поводом для создания элективного курса «Культур обско-угорских народов ханты и манси» на базе МБОУ «СО№2 - многопрофильная». Данный элективный курс имеет статус «надпредметного» курса, так как не входит в базисный учебный план.

Цель курса: познание объектов и явлений региональной действительности народов ханты и манси через включение обучающихся в учебно-творческую деятельность.

Задачи:

  • создать условия для удовлетворения познавательных интересов школьника, выходящих за рамки базовых школьных предметов;

  • вооружить обучающихся ключевыми знаниями о традиционной культуре обско-угорских народов ханты и манси через выполнение комплекса практических и творческих заданий;

  • перейти от репродуктивного уровня усвоения материала к творческому;

  • научить применять теоретические знания при решении практических задач;

  • развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся.

Методические и организационные требования при создании элективных курсов

При организации курсов перед нами встали ряд вопросов методического и организационного характера.

Обучающийся имеет право самостоятельного выбора элективных курсов в объеме, определенном учебным планом.

Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально допустимый (согласно учебному плану).

Предлагаемая организация обучения обуславливает необходимость деления класса, как минимум, на две подгруппы.

Формы, средства и методы обучения, используемые при преподавании элективных курсов выбираются образовательным учреждением самостоятельно.

Примерный возрастной состав участников курсов 9 -10 классы.

По продолжительности ЭК используется двухгодичный период обучения (68 часов). Преподавание элективных курсов ведётся в рамках учебного расписания, составленного с учётом требований Санитарных норм и нормативами учебного времени.

Критерии оценивания достижений устанавливаются в пояснительной записке к программе курса и доводятся до сведения обучающихся на первом занятии. Достижения могут быть отмечены и на предметах соответствующего цикла, занесены в портфолио ученика в разделы: проекты, творческие работы и социальная практика. Могут осуществляться в форме защиты проекта или презентации с результатом «зачтено» / «не зачтено». Итогом освоения программы элективного курса является констатация личных достижений, если ученик выполнил контрольную работу, предусмотренную программой курса: подготовил проект, выполнил творческую или исследовательскую работу, реферат, тест, презентацию с требованиями, изложенными в пояснительной записке программного курса. По окончанию процесса обучения курса выдается свидетельство.

Инвариантные условия организации и содержания элективных курсов

При организации курса по выбору инвариативных форм обучения необходимо придерживаться следующих особенностей:

  • курсы должны быть представлены в количестве и качестве, позволяющим обучающемуся осуществить реальный выбор;

  • курсы должны способствовать созданию положительной мотивации обучения на планируемом профиле, помочь обучающимся проверить себя, ответить на вопросы: «Могу ли я, хочу ли я учить это, заниматься этим?».

  • отбирая содержание, учитель (автор программы) должен ответить на вопрос: «Чем будет полезен обучающемуся данный курс для удовлетворения познавательных интересов в этой области знаний?»;

  • перспективным является использование современных образовательных технологий, роль которых будет возрастать на третьей ступени средней школы (информационные, проектные и т. п.);

Требования к оформлению программы элективного курса

Описание учебной программы включает следующие элементы:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • учебно-тематический план;

  • содержание изучаемого курса;

Пояснительная записка раскрывает образовательную область и предмет изучения данного учебного курса:

  • методы и формы обучения;

  • новизну, актуальность, педагогическую целесообразность изучаемого курса;

  • продолжительность реализации учебной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

  • общие черты методической системы достижения указанных целей, описание средств их достижения;

  • инструментарий для планирования предполагаемых результатов;

  • формы подведения итогов реализации учебной программы (выставки, учебно-исследовательские конференции, доклады, презентации, концерты);

  • определение проблем, значимых для обучающихся данного возраста и владение необходимых умений для их разрешения;

  • разработка системы оценивания;

  • информационное обеспечение учебной программы курса.

Учебно-тематический план образовательной программы включает:

  • перечень разделов, тем;

  • количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий;

  • виды занятий, планируемые по каждой теме (урок, обучение на музыкальных инструментах, игра, беседа, дискуссия, экскурсия, конкурс, ролевые игры и т. п.);


Категории оценки эффективности выполнения программы

1.Категории оценки степени новизны для обучающихся (программа не включает материал, содержащийся в базовых программах).

2. Мотивированный потенциал программы (программа имеет материал, вызывающий интерес у обучающихся).

3. Развивающийся потенциал программы (создание программы, способствующий интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников).

4. Взаимосвязь и системность изложенного материала (содержание программы построено таким образом, что изучение всех последующих разделов обеспечивается предыдущими, создавая тем самым связь между частями).

5. Методы обучения (программа основываются преимущественно на методах активного обучения ( УУД, проектных, игровых и т.п.).

6. Степень контролируемости (в программе определены ожидаемые результаты и методы проверки).

Элективный курс «Культура обско-угорских народов (ханты и манси)», разработанный МБОУ «СО №2 - многопрофильная» включает в себя довольно объемный информационный материал, в содержание которого включены 20 тематических глав и 204 творческих заданий по всем аспектам жизнедеятельности коренных народов приобского региона. Курс двухгодичный продолжительностью 68 учебных часов. Группы скомплектованы обучающимися из разных классов численностью 17 человек. При проведении курсов допускаются деление класса на подгруппы. Освоение учебного материала осуществляется в рамках двух разделов: «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» и «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА».

Раздел «МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА» представлен следующими главами:

  1. Родословное древо народов финно-угорского сообщества и исторические этапы угорской этнокультуры.

  2. Природная характеристика территории Западной Сибири.

  3. Поселения, жилища, хозяйственные постройки.

  4. Основные виды хозяйственной деятельности.

  5. Традиционные средства передвижения.

  6. Традиционная одежда.

  7. Традиционная кухня и пища.

  8. Домашняя утварь.

  9. Домашние ремесла.

В содержание раздела «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» включены тематические главы:

  1. Представление об окружающем мире.

  2. Народные знания.

  3. Нравственные нормы, этика социальных взаимоотношений.

  4. Православие на обском Севере.

  5. Календарный план. Времяисчисление.

  6. Фольклор.

  7. Музыкальное искусство.

  8. Народная хореография.

  9. Декоративно-прикладное и изобразительное искусство.

  10. Советская власть и преобразования в социальной и культурной жизни.

  11. Индустриализация Югры и ее влияние на традиционный уклад обско-угорских народов.

Формы и методы обучения

Методы, формы, способы обучения на элективных курсах определяются учебно-тематическим планом с учетом индивидуальных способностей, развитием и саморазвитием личности. В связи с этим можно выделить основные приоритеты методик преподавания элективных курсов:

  • метапредметной интеграции;

  • развивающего обучения;

  • коммуникативно-деятельностного подхода;

  • личностно-ориентированной направленности процесса обучения;

При разработке элективного курса необходимо придерживались определенных требований:

  • дидактический материал пособия вызывается определенный интерес и стремление к самостоятельности обучающихся;

  • соблюдается доступность и четкость изложения творческих заданий;

  • творческие задания отличаются разнообразием сюжетов и художественной выразительностью;

  • присутствует простота и ясность формулировок основных терминов.

  • в процессе реализации элективного курса используются разнообразные подходы к

формам организации обучения: академические лекции, семинары, беседы, дискуссии, групповые соревнования, игры, индивидуальные консультации, теоретические практикумы по решению задач, практическая и исследовательская работа в группах и индивидуально, при этом дифференцированный подход к обучению обучающихся осуществляется за счет выбора задач и работ, содержащих различные уровни сложности. Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, стимулирующим познавательную активность обучающихся. Используются различные формы УУД.

Важное место в обучении на элективных курсах уделяется междисциплинарной или метапредметной интеграции, содействующая становлению целостного мировоззрения обучающихся. Такой метод освоение учебного материала курса связан с ознакомлением обучающихся и с культурами других стран: их историей, традициями, литературой, живописью.

Содержание курса снабжено большим количеством иллюстраций, схем, таблиц, творческих заданий, что в значительной степени дополняет текстовой материал основного курса. Вооружившись теоретическими сведениями, обучающимся предоставляется возможность реализовать полученные знания в практических заданиях. Чтобы избежать опасности формального, механического выполнения заданий, вопросы сформулированы максимально доступно, понятно и увлекательно для обучающихся. Изученный ранее материал систематизирован так, что позволяет к нему вернуться на любом этапе его освоения на более сложном уровне. Такой метод включения новых знаний в систему уже усвоенных создает благоприятные условия для планирования и реализации этнокультурного образовательного процесса как развивающего.

Главы, темы содержания материала учебного пособия «Культура обско-угорских народов», как основного источника информации, творческие задания структурно взаимосвязаны, последовательны в культурно-историческом развитии. В процессе познавательной деятельности от темы к теме раскрываются взаимосвязи внутри самих тем, осознаются обучающимися определенные закономерности во всей структуре теоретического материала курса. По-нашему мнению, такой интерактивный (т.е. комплексный, взаимосвязанный) метод обучения обеспечивает наиболее продуктивное усвоение знаний. Основанный на единстве этнографических и краеведческих знаний, такой синтез дает более полное представление об особенностях жизнедеятельности обских угров. В решении творческих заданий во всем своем разнообразии раскрывается специфика культуры народов и манси, на различных этапах исторического развития прослеживается процесс этнокультурного взаимодействия с культурами других народов.

Второй метод обучения, который тесно взаимодействует с первым - коммуникативно-деятельный. Как утверждает Рамзаева Т.Г., «коммуникативная направленность в этнокультурной составляющей образовательного процесса рассматривается как важнейшее средство общения (устного и письменного). Сущность его состоит в различных формах коммуникации (учитель - ученик, ученик - ученик, обучающийся - учебная литература)» [3, 8]. Коммуникативно-деятельная составляющая образования является основой для развивающего обучения. Педагогическая практика показала, что использование познавательных и регулятивных УУД способствует усвоению и закреплению учебного материала основного курса, активизирует мышление обучающегося. Чтобы обучение носило не только интерактивный характер, но и было развивающим, многие вопросы носят форму учебной задачи, требующей аналитических навыков: анализа, сравнения, обобщения, рефлексии, систематизации знаний.

Сделайте анализ:

  • мировоззренческих представлений обских угров об окружающем мире;

  • причины возникновения княжеств на территории Обь - Иртышья;

  • фраз: «Взаимодействие природы и общества», «Естественно - исторический процесс формирования региональных особенностей хозяйства, традиционно-бытовой культуры, языка»;

  • взаимосвязей растительного и животного мира в материальной и духовной культуре коренных народов Севера;

  • причинно-следственной связи между загрязнением рек и перспективами развития коренных народов ХМАО-ЮГРЫ;

  • сущности понятий «время обыденное», «время сакральное»;

  • покроя хантыйского и мансийского женского платья;

отличия женской от мужской зимней и летней одежды; роли шамана в жизни обских угров;

  • жанровых особенностей колыбельных, лирических, героических песен по признакам: натуральный минор, переменный размер, спокойные интонации, равномерный ритм, многократные повторы, четкий ритм, активные интонации возгласа);

  • основных мероприятий по формированию административной системы и национальной политики округа в советское время.

Сравните:

  • животный мир тайги и лесотундры;

  • основные способы охоты (активная и пассивная охота);

  • традиционные способы промыслов (охота и рыболовство);

  • жанровую особенность инструментальной музыки: танцевальной, ритуальной, программной, исполнительские композиции.

Охарактеризуйте:

  • - основные орудия лова и расскажите принцип их применения;

  • - виды фольклора (мифы, героические сказы, сказания, сказки);

  • - виды песенного творчества: песни-плач, песни мифические, детские песни, песни лирические;

  • - универсальность и сакральность Вороньего праздника;

Одни в решении некоторых вопросов используются вербальные (словесные) формы обучения, другие предполагают практические действия.

Вербальные:

  • расскажите об особенностях охоты на медведя;

  • расскажите о творческой и исследовательской деятельности Агеева Д.Г.;

  • объясните, в чем отличие «избного» способа оленеводства от «отгонного»

  • назовите вид нарты, изображенной на рисунке, и детали ее конструкции;

  • расскажите об конструктивных особенностях хантыйской колыбели;

  • назовите особенности пошива изделий из ткани (платье, штаны, пояс, хозяйственная сумка).

Практические:

  • нарисуйте покрой хантыйского и мансийского женского платья, мужской рубахи;

  • составьте план маршрутов племен в период великого переселения народов;

  • изобразите основные орудия лова и охоты, объяснить принципы их отличия;

  • нарисуйте схему жизненного пространства хантыйской избы;

  • составьте меню для хантыйской семьи в количестве пяти человек на один день: двое взрослых и трое детей.

Некоторые задания предполагают работу с географической картой. Такой вид работы используется в тех случаях, когда необходимо дать описать географического положения Западной Сибири, округа, охарактеризовать особенности традиционного уклада жизни, характерного для той или иной общности, взаимодействие культур на различных этапах исторического развития.

Например:

  • покажите на карте территории соседних народностей;

  • покажите на карте крупнейшие месторождения нефти и газа в округе;

  • покажите на карте основные направления «великого передвижения народов»;

  • покажите на карте основные притоки реки Оби.

С целью формирования навыка грамотного речевого воспроизводства содержания теоретического материала курса, закрепления ключевых понятий к творческим вопросам прилагается глоссарий терминов. Пример: запишите в словарь:

Амбар - простейшее хозяйственное строение из дерева на двух-четырех бревенчатых опорах.

Лабаз - деревянное строение для хранения запасов продуктов, предметов быта, одежды и обуви.

Чувал - пристенный очаг с нависающим дымоходом.

Чум - кочевое переносное жилище из жердей, летом покрытое берестой, зимой - оленьими шкурами.

В процессе общения с преподавателем в поисках ответов на некоторые поставленные вопросы обучающиеся должны сформулировать и доказать свою точку зрения. В этом случае привлечение регулятивных УУД помогут обучающимся владеть навыками определять цель, проблему в деятельности, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели.

Примерные темы для обсуждения:

  • фолклор - историко-культурный источник;

  • медвежий праздник - картина мира в представлении обских угров;

  • проблемы адаптации коренного населения в условиях интенсивного промышленного освоения Сибири.

Такие формы работы призваны создать благоприятные условия для общепознавательного развития обучающихся, кроме того, указанные темы могут послужить материалом для докладов, дискуссий, проектов, рефератов и т.д.

Формирование самостоятельности и заинтересованного отношения к творческому поиску

В педагогической практике часто возникает проблема, когда в рамках небольшого количества времени, отведенного на урок, приходится решать множество разнообразных образовательных задач. Иногда на определенном этапе выполнения заданий возникает необходимость у обучающихся самостоятельно осваивать системные знания, поэтому некоторые вопросы сформулированы так, что для самостоятельного их решения потребуется привлечение дополнительной литературы.

Например:

  • у народов ханты охотничий пояс был важной деталью одежды. На нем висели:………….

  • на выбор места под зимние, весенне-осенние и летние стойбища влияли следующие факторы:……….

  • определите названия инструментов:

Проект: К вопросу интеграции этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (учебно-методический аспект)

Проект: К вопросу интеграции этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (учебно-методический аспект)



  • определите названия и назначение стрел:

а___________________________________________________________

б___________________________________________________________

в___________________________________________________________

г___________________________________________________________

д___________________________________________________________

е___________________________________________________________

ж___________________________________________________________

з___________________________________________________________

Проект: К вопросу интеграции этнокультурных ценностей и дополнительного образования как условие социализации детей и подростков (учебно-методический аспект)

а б в г д е ж з

  • определите значения слов:

курт, пауль вош, вач, ус __________________________________________

  • заполните таблицу

Традиционная система мер

Длина

Расстояние

Время

Число

Площадь




  • соотнесите даты основания и названия населенных пунктов:

1594 г

Березово

1537 г

Сургут

1595 г

Самарово

1593 г

Обдорск

  • определите названия месяцев календарного года:

январь

Месяц опадания листьев

февраль

Месяц малого наста

март

Месяц зелени

апрель

Месяц сильных морозов

май

Месяц большого наста

июнь

осенняя охота

июль

Месяц ледохода

август

Месяц метелей

сентябрь

Месяц замерзших водоемов

октябрь.

Месяц метелей

ноябрь

Месяц большого наста

Декабрь

Месяц коротких дней

- заполните таблицу:

Время приема

Мясо

Рыба

Растительные продукты

Напитки

Завтрак


Обед


Ужин


Таким образом, правильно подобранные задания дидактического материала, будут способствовать формированию у обучающихся познавательного интереса, активности и общего позитивного отношения к образовательному процессу.

Следующий метод, связан с личностно-ориентированной направленностью. Привлечение личностных УУД ставит его одним из ключевых методов в процессе обучения. Личностно-ориентированное обучение приобрело в настоящее время особое внимание, которое предполагает, прежде всего, познание себя: формирование мотивации к обучению, адекватной самооценки, позволяют осознать свои черты характера, интересы, цели, позиции. Использовать в педагогической практике разнообразные и полифункциональные творческие задания с такой ориентацией необходимо, так как выполняют не только определенную познавательную роль, но и оказывают воспитательное воздействие на личность подростка.

Познавательная активность, возникшая в результате поиска, проявляется в большинстве случаях на высоком уровне эмоционального настроя, что создает предпосылки для развития и познавательных интересов личности. Содержание текстов учебника и творческих заданий нацелено на создание возможности обучающимся знакомиться с явлениями окружающей действительности, природных условий, с историческими событиями, особенностями жизнедеятельности народов ханты и манси, формирует у подростков в процессе обучения социокультурные и мировоззренческие установки: трудолюбие, социальную активность, коллективизм, толерантность, социальный оптимизм, патриотизм.

Личностно-ориентированная направленность процесса обучения проявляется в коммуникативной особенности творческих заданий. Например:

  • чем обусловлена система запретов в жизнедеятельности обских угров?;

  • какие меры гигиены существуют у народов ханты и манси?;

  • найди общее в традициях угорских и славянских народов в воспитании детей, обрядах, календарных праздниках, фольклора;

  • какое вливание оказало на формирование культуры обских угров взаимодействие других культур?;

  • опиши и сформулируй свое мнение об обряде посвящения подростка в мужчину;

  • вырази свое мнение об отношениях мужа и жены в хантыйской семье;

  • расскажи об особенностях гостевого этикета народов ханты и манси;

  • прочитай и придумай заголовок к тексту;

  • объясни, как отразилось интенсивное развитие нефтегазовой отрасли на жизнедеятельность аборигенов округа?

Обсуждение подобных тем предполагает не только убедительную аргументацию своего мнения, но и понимать позицию другого, не создавать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций. Здесь важно владение навыками совместной деятельности, умение самостоятельно определять роли в группе.

В процессе выполнения такого рода заданий необходимо учитывать возрастные особенности мышления подростков, уровень их общего и интеллектуального развития.

Такие задания с четко выраженной направленностью необходимы не только для формирования общепозновательных представлений о традиционной культуре обско-угорских народов, но и для формирования потребности у обучающихся осознать и выразить личное отношение к событиям окружающей действительности, поступкам людей, своим собственным поступкам и т.д.

Традиционная культура народов ханты и манси, их обряды и праздники неразрывно связаны с искусством игры на национальных инструментах: санквылтап, нарсьюх, тумран, бубен, журавель. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах является важной составляющей частью содержания элективного курса. На этот вид деятельности отводится 30% учебного времени курса. Для проведения этих практических занятий используются учебные пособия из УМК№2 данной работы.

Процесс трансляции системы этнокультурных ценностей в образовательное пространство нельзя рассматривать без определения уровня компетенции личности педагога. В современных условиях составляющими элементами образовательных технологий этнокультурной направленности являются:

  • этнокультурная грамотность;

  • межкультурная компетенция;

  • навыки этнокультурного диалога.

Преподавание этнокультурного компонента в условиях современного образования

сегодня нуждается в педагоге, принявшим и усвоившим систему духовно-нравственных ценностей отечественной, региональной и мировой культуры, способного транслировать этнокультурное содержание (система знаний, понятий, представлений о традиционной культуре этноса местного региона).

При этом главная функция учителя - лидерство, основанное на совместной деятельности, направленное на достижение общей образовательной цели. Такой подход позволит создать психологический климат, лишенный духа соперничества, конкуренции, агрессивности, доверительный, в основе которого взаимообучение, взаимопомощь, сотрудничество. Из единственного источника знаний в традиционном обучении учитель превращается в «проводника» в мир знаний, эксперта и; при изучении теоретического материала и выполнения самостоятельных заданий - ведущего; в имитационной игре и тренинге, при выполнении учебного проекта - координатора и консультанта.

Целесообразно привлечь к преподаванию курсов не только учителя, но и других педагогов, работающих в школе или в другом ОУ, а в отдельных случаях, и представителей коренной национальности региона.

Изложение учебного материала не должно ориентировать учителя только на чтение лекций. Его основная функция - предоставить обучающемуся информацию для занятий в классе, для самостоятельной работы по освоению курса, для выполнения домашних заданий, подготовки творческих проектов. Содержание учебников должно учить самостоятельной постановке и решению проблем. При этом желательно использовать проблемный стиль изложения, когда перед обучающимися сначала излагается мотивирующая проблема, а затем представляются сведения о путях ее решения, а не сразу готовый результат. Само решение при этом должно быть ясно сформулировано и сопоставлено с поставленной ранее проблемой.

Содержание учебно-методического комплекса

Комплект №1 (учебно-методический аспект).

В данный комплект в качестве основных элементов данного УМК включены: учебное пособие «Культура обско-угорских народов». Является основным информационным источником курса. Создано на основе исследований отечественных и зарубежных ученых в области истории, этнографии, лингвистики, различных видов искусства. Знакомит с историческими этапами формирования культуры, с особенностями хозяйственной деятельности, традициями и религиозными представлениями коренных народов приобского региона.

  • программа учебного пособия «Культура обско-угорских народов»: аннотация, место курса в образовательном процессе, цели и задачи изучения курса, основные компоненты содержания курса, методы и формы обучения, результаты изучения курса, формы контроля, уровня достижений обучающихся и критерии оценки, тематический план, дополнительные обучающие материалы;

  • методические рекомендации учебного пособия «Культура обско-угорских народов» по организации образовательного процесса. Данное пособие ставит своей целью анализировать и систематизировать опыт работы, который может быть полезен (прежде всего, начинающим педагогам) в совершенствовании приемов и форм обучения. Даны разъяснения и рекомендации по дидактическим, образовательным и организационным требованиям. Предлагается использовать классификацию оптимальных видов уроков, темы семинарских занятий по всем аспектам жизнедеятельности народов ханты и манси.

  • учебное пособие «Рабочая тетрадь по культуре обско-угорских народов ханты и манси». Данная работа ставит своей целью освоение обучающимися теоретических знаний через включение их в учебно-творческую деятельность на основе изучения объектов и явлений региональной действительности. Задача пособия - вооружить обучающихся ключевыми теоретическими знаниями о традиционной культуре обско-угорских народов ханты и манси, закрепить их через выполнение комплекса практических и творческих заданий. Рабочая тетрадь, как учебное пособие, является основой учебно-методического комплекта двухгодичного элективного курса «Культура обско-угорских народов». Ее функциональное назначение - повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний. Это своеобразный образовательный тренажер, который является хорошим подспорьем в педагогической практике, призванный облегчить обучающимся усвоение теоретического материала основного курса. В результате таких занятий обучающиеся лучше усваивают содержание основного учебного материала, вырабатываются интеллектуальные и практические навыки, способствующие развитию познавательного интереса к предмету. Работа с тетрадью проводится после изучения каждой темы курса. В процессе этого типа занятий проводится контроль знаний и умений обучающегося, выясняется прочность и глубина усвоения ими учебного материала. Основная функция рабочей тетради - не столько воспроизвести содержание материала рабочей тетради, сколько обеспечивать объяснение материала курса, его осмысливание и целенаправленное применение в практической деятельности. В учебно-творческой деятельности, как дидактическое пособие, при эффективной организации образо- вательного процесса может служить эффективным компонентом в общей интегрированной модели в условиях поликультурной среды.

Комплект №2 (практический аспект). Обучение игре на традиционных музыкальных инструментах народов ханты и манси:

  • школа игры на традиционных музыкальных инструментах. Появление данного учебного пособия является результатом многолетней исследовательской работы, в котором систематизирован весь музыкальный материал народных исполнителей. В нем представлен музыкальный репертуар, объясняются особенности освоения навыков игры на национальных инструментах народов ХМАО-Югры, рассматривается специфика народного инструментального искусства. Важное значение имеет справочно-методический раздел в содержание учебника, где дается краткая биография и характеристика творчеству каждого народного исполнителя. Желание автора сборника - сделать данное учебное пособие доступным для всех желающих освоить технику игры на национальных музыкальных инструментах.

  • сборник пьес для традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси. Представлен большой репертуар пьес с разнообразной тематикой и степенью сложности. Музыкальный материал сборника составлен из лучших произведений известных исполнителей приобского региона.

  • сборник упражнений для традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси. Представлены разнообразные и доступные приемы игры, необходимые для совершенствования исполнительских навыков. Цель упражнений - формирование технических навыков, необходимых для освоения текста музыкальных произведений. Разнообразные по содержанию и удобные по тексту, они дают возможность исполнителю сосредоточить внимание на конкретной задаче, досконально отработать элементы фактуры, выяснить мышечное напряжение. Добившись полной свободы в упражнениях, музыкант может овладеть более сложным и разнообразным текстом. Упражнения объединены в комплексы по мере возрастания сложности, что очень важно, так как позволяет в процессе обучения учитывать индивидуальные возможности каждого исполнителя. упражнения разработаны с учетом специфики игры на традиционных музыкальных инструментов народов ханты и манси.

Литература

  1. Ибрагимова Л.А. Теоретические основы формирования духовно-нравственной культуры молодежи. Актуальные проблемы профессионального образования: сборник научных трудов/ Нижневартовск: НГГУ, 2008. - с.6.

  2. Полынская И.Н.: сборник научных трудов. М., Человек и образование №1. 2009. - С. 101-102.

  3. РАМЗАЕВА. Т.Г Сингвометодические принципы авторских

учебников «Русский язык для современной начальной школы». М. Начальная школа. 2006. № 5 - С. 1-13.

4. Греханкина Л.Ф. Региональный компонент в структуре содержания образования//Педагогика.1999. №8. С. 30-34.

5. Белогуров А.Ю. Сравнительная педагогика. Проблемы развития этнорегиональных образовательных сисстем//Педагогика.2003.№1. С.100.

6. Ратников А.М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси). Учебное пособие. Курс лекций. 2-е изд. Н-Варт., 2015.

Ратников А.М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси): Образовательная программа. 2-е изд. Н-Варт., 2008.

7. Ратников А.М. Культура обско-угорских народов (ханты и манси). Рекомендации к образовательной программе. 2-е изд. Н-Варт., 2008.

8. Культура обско-угорских народов (ханты и манси). Рабочая тетрадь. 2-е изд. Н-Варт., 2008.

9. Ратников А.М. Школа игры на традиционны музыкальных инструментах (ханты и манси) 2-е изд. Н-Варт., 2008.







Рабочая тетрадь, как учебное пособие, является частью учебно-методического комплекта двухгодичного элективного курса «Культура обско-угорских народов». Ее функциональное назначение - повторение, обобщение, систематизация и закрепление знаний. Это своеобразный образовательный тренажер, который является хорошим подспорьем в педагогической практике, призванный облегчить обучающимся усвоение теоретического материала основного курса. В результате таких занятий обучающиеся лучше усваивают содержание основного учебного материала, вырабатываются интеллектуальные и практические навыки, способствующие развитию познавательного интереса к предмету. Работа с тетрадью проводится после изучения каждой темы курса. В процессе этого типа занятий проводится контроль знаний и умений учащегося, выясняется прочность и глубина усвоения ими учебного материала.



© 2010-2022