Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая рабочая программа «Мир на ладошке»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
  1. Пояснительная записка.

1.1. Направленность предмета: социально-педагогическая.

Программа «Мир на ладошке» направлена на логико-математическое и речевое развитие детей дошкольного возраста. (Познавательно-математическое развитие)

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.

Новизна заключается в том, что программа «Мир на ладошке» (включает в себя совокупность образовательных областей) основана на интеграции образовательных областей, логико-математического и речевого развития, и направлена на формирование познавательно-интеллектуальной сферы личности ребенка. Согласно Федеральным государственным требованиям (ФГТ), педагогическая работа в программах нового поколения дошкольного образования, должна строиться на основе принципа интеграции в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Актуальность программы состоит в том, что она призвана реализовать новые государственные образовательные стандарты, а также социальный заказ родителей на гармоничное интеллектуальное развитие дошкольников. По мнению многих ученых и практиков, интеграция как инновационное явление в педагогической практике дошкольного образования выступает в качестве одного из условий эффективного развития детей. Обучающиеся более глубоко осознают осваиваемое содержание, если оно представлено в разнообразных связях и отношениях, поэтому использование интеграции целесообразно и эффективно.

Педагогическая целесообразность программы «Мир на ладошке» заключается в том, что формирование математических представлений оказывает положительное влияние на развитие речи ребенка: происходит обогащение, расширение и активизация словаря (числительные, пространственные предлоги и наречия, математические термины, характеризующие форму, величину и др.), у ребенка формируются умения согласовывать слова в роде, числе и падеже («один зайчик, два зайчика, пять зайчиков»), строить логико-грамматические конструкции («один меньше двух, два больше одного»), формулировать ответы полным предложением, логически рассуждать. Все это указывает на тесную взаимосвязь математического и речевого развития, взаимопроникновение процессов формирования элементарных математических представлений, формирования представлений об окружающем мире, и развития речи. Несмотря на то, что проблеме проектирования содержания образования на основе интегрированного подхода посвящено значительное количество исследований, научно - обоснованных программ и технологий по интеграции логико-математического и речевого развития предоставлено недостаточно. (Отсутствие готовых методических разработок)

1.3. Цель: создание условий для формирования познавательно-интеллектуальной сферы личности ребенка в результате интеграции образовательных областей логико-математического и речевого развития.

Задачи:

образовательные:

  1. Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов;

  2. Формировать и активизировать словарный запас, за счет расширения и уточнения представлений детей об окружающем;

  3. Формировать и развивать грамматический строй речи;

  4. Формировать необходимый уровень математических понятий, представлений о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;

развивающие:

  1. Развивать связную речь, умения обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения.

  2. Развивать образное и словесно-логическое мышление, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

  3. Развивать способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений;

  4. Развивать мелкую моторику ребёнка;

воспитательные

  1. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

  2. Воспитать аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе;

  3. Воспитать внимательность к выполнению заданий;


  1. Отличительная особенность

  2. Возраст детей - 4-6 лет.

Обучение по программе осуществляется с детьми, с разным уровнем интеллектуального развития, имеющими разную социальную принадлежность, пол и национальность.

1.6. Сроки реализации - 1 год.

1.7. Формы и режим занятий:

Формы работы:

Занятия проводятся с группой детей численностью 12 человек, в подгруппе с 6 детьми.

Продолжительность занятий для детей 4 лет не более 20 минут, 2 раза в неделю, 144 часа в год;

Продолжительность занятий для детей 5-6 лет не более 30 минут, 2 раза в неделю, 144 часа в год.

1.8. Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате обучения по предмету у воспитанников будет:

  1. Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

  2. Обогащен и активизирован словарный запас детей, за счет расширения и уточнения представлений об окружающем мире;

  3. Сформирован и развит грамматический строй речи;

  4. Сформирован необходимый уровень математических понятий, представление о множестве, натуральном числе и арифметических действиях, величине, ориентировке в пространстве и во времени, а также о геометрических фигурах;

  5. Развито образное и словесно-логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

  6. Развиты способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков, символов, отношений между частями целого, чисел, измерений;

  7. Развита мелкая моторика ребёнка.


  1. Форма подведения итогов:

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:


Предварительный контроль

Текущий контроль

Итоговый контроль

Первичное тестирование

Промежуточное тестирование

Итоговое тестирование


Программа предусматривает мониторинг образовательной деятельности учащихся, он включает в себя предварительный (в сентябре), текущий (в декабре) и итоговый (в мае) контроль.





2. Учебно-тематический план


Раздел

Количество часов

всего

теория

практика

Форма подведения итогов

I.Логико-математические представления - 68 часов


1.

Общие понятия

4

2

2


2.

Числа и операции над ними.

40

20

20


3.

Пространственные и временные отношения

6

3

3


4.

Геометрические представления и величины

12

6

6


5.

Логические упражнения

6

3

3


II. Речевое развитие - 70 часов


1.

Обогащение и активизация словарного запаса

26

13

13


2.

Развитие связной речи

16

8

8


3.

Формирование и развитие грамматического строя речи

22

11

11


4.

Развитие графической моторики

6


6


III. Мониторинг знаний, умений, навыков - 6 часов



Итого за год

144ч




3. Содержание программы.

I. Логико-математические представления - 68 часов

Тема 1. «Общие понятия»

  1. Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др.

  2. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу.

  3. Множества предметов или фигур, обладающие общим признаком.

  4. Составление множеств по данному признаку.

Тема 2. «Числа и операции над ними».

  1. Количественный и порядковый счёт в пределах 10.

  2. Знакомство с числовым рядом (последовательность, место числа в ряду), образование чисел числового ряда;

  3. Образование следующего числа путём прибавления единицы.

  4. Обобщение по числу и величине (столько же, такие же);

  5. Сравнение чисел.

  6. Прямой и обратный счет.

  7. Состав числа из единиц;

  8. Сложение и вычитание чисел в пределах 10.

  9. Простые задачи на сложение и вычитание чисел, их графическая интерпретация.

  10. Сравнение по количеству двух множеств и уравнивание их двумя способами;

  11. Отношение чисел, знаки «>», «<», «=» («на один больше», «на один меньше»), соседи числа;

  12. Сохранение количества и величины;

  13. Связи изменения и независимости числа, величины в зависимости от формы и расположения фигур;

Тема 3. «Пространственные и временные отношения»

  1. Уточнение отношений: на - над - под, слева - справа - посередине, спереди -сзади, сверху - снизу, выше - ниже, шире - уже, длиннее - короче, толще - тоньше, раньше - позже, позавчера - вчера - сегодня - завтра - послезавтра.

  2. Установление последовательности событий.

  3. Последовательность дней в неделе.

  4. Последовательность месяцев в году.

Ориентировка на листе бумаги в клетку.

Тема 4. «Геометрические фигуры и величины»

  1. Познакомить с геометрическими понятиями «фигуры и тела»;

  2. Шар, куб, цилиндр, призма, пирамида, параллелепипед;

  3. Структурные элементы геометрических фигур: вершина, угол, сторона;

  4. Точка; линии: ломаная, прямая, кривая;

  5. Отрезок, луч, замкнутые, незамкнутые линии;

  6. Учить сравнивать предметы: длиннее, короче;

  7. Формировать навыки измерительной деятельности (измерение линейкой);

  8. Площадь, измерение площади;

  9. Формировать представления о массе предмета, понятия «тяжелее - легче», одинаковые по массе;

  10. Объем, сравнение по объему;

  11. Учить преобразовывать одну фигуру в другую;

  12. Величины и их измерение.

Тема 5. «Логические упражнения»

  1. Познакомить с признаками сходства и различия предметов;

  2. Поиск закономерности;

  3. Поиск нарушения закономерностей;

  4. Логические таблицы;

  5. Классификация предметов по заданному основанию;

  6. Выбор основания для классификации;

  7. Логические игры;

  8. Развивающие игры.


II. Речевое развитие - 70 часов


Тема 1. «Обогащение и активизация словарного запаса»

  1. Ознакомление с предметами и явлениями окружающей действительности;

  2. Обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду.

  3. Упражнение в подборе существительных к прилагательному (белый - снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун - озорник - проказник), с противоположным значением (слабый - сильный, пасмурно - солнечно). Употреблять слов в точном соответствии со смыслом;

Тема 2. «Развитие связной речи»

  1. Обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

  2. Обучение составлению предложений, распространению предложений;

  3. Обучение составлению рассказа-описания, рассказа по сюжетной картинке, по серии картинок, творческих рассказов

  4. Выявление признаков сходства и различия между двумя и более предметами;

  5. Выделение одинаковых предметов из группы предметов;

  6. Выделение лишнего предмета;

  7. Объединение различных предметов в группы;

  8. Выявление логических несоответствий в рисунке или рассказе.

Тема 3. «Формирование и развитие грамматического строя речи»

  1. Употребление существительных множественного числа в именительном и родительном падежах;

  2. Образование существительных множественного числа (без называния термина);

  3. Образование относительных прилагательных (без называния термина);

  4. Образование однокоренных слов;

  5. Cловообразование по речевому образцу (мебель из кожи - кожаная, фара из стекла - стеклянная; медведь - медведица - медвежонок - медвежья и т.п.);

  6. Существительное с числительным;

  7. Прилагательное с существительным;

  8. Различие мужского и женского рода;

  9. Согласование слов в предложении;

  10. Использование предлогов в речи;

  11. Формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, лежать, ехать, бежать.

  12. Изменение слов путем замены, перестановки, добавления, исключения звуков;

Тема 4. «Развитие графической моторики»

  1. Рисование по трафаретам.

  2. Рисование по фигурным линейкам.

  3. Штриховка (короткие частые штрихи, длинные параллельные отрезки, центрическая штриховка, штриховка с возвратом).

  4. Раскрашивание.

  5. Контур предмета (обведи рисунок, соедини по точкам).

  6. Дорисовка (по принципу симметрии).

  7. Рисунок по образцу.

  8. Графические узоры.

  9. Волшебные дорожки (горизонтальные - "Кто быстрее", вертикальные - "Небесный пилотаж", волнистые - "Морские волны", круговые - "Клубочки", кривые, зигзагообразные).


III. Мониторинг знаний, умений, навыков - 6 часов

  1. итоговые занятия;

  2. Педагогический анализ;

  3. Диагностические срезы;

  4. Контрольные задания;

  5. Индивидуальное тестирование

Календарно-тематическое планирование

по предмету «Мир на ладошке»

месяц

Тема занятия

Сентябрь

Диагностика знаний.

2

«Времена года. Осень». Свойства предметов. Объединение предметов по общему признаку.

2

«Времена года. Осень». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Овощи и фрукты». Число 1. Цифра 1. Развитие графомоторных навыков.

2

«Овощи и фрукты». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«В лесу». Число 2. Цифра 2. Образование и состав числа. Понятие: «пара».

2

«В лесу». Развитие связной речи.

2

«Птицы осенью». Число 3. Цифра 3. Образование и состав числа.

2

«Птицы осенью». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

Октябрь

«Осенняя одежда и обувь». «В магазине». Сравнение групп предметов по количеству (понятия: «столько же», «больше», «меньше», «поровну».

2

«Осенняя одежда и обувь». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Домашние животные и их детеныши». Число 4. Цифра 4. Образование и состав числа.

2

«Домашние животные и их детеныши». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Дикие животные». Сравнение групп предметов. Знаки «<», «>», «=» и «≠».

2

«Дикие животные». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью». Логические задания. Игра «Сложи узор».

2

«Труд людей на огороде, в саду, в поле осенью». Развитие связной речи.

2

«Грибы и ягоды». Отношение: часть- целое. Представление о действии сложения на наглядной основе.

2

Ноябрь

«Грибы и ягоды». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Деревья». Число 5. Цифра 5. Образование и состав числа.

2

«Деревья». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Как звери к зиме готовятся». Представление о точке, линии, отрезке. Замкнутые и незамкнутые линии. Ломанные линии.

2

«Как звери к зиме готовятся». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Кто чем питается». Пространственные отношения: «перед», «за», «над», «около», «впереди», «сзади», «под», «выше», «ниже».

2

«Кто чем питается». Развитие связной речи.

2

Представления о числовом отрезке.

2

Декабрь

«Время года. Зима». Развитие связной речи.

2

«Время года. Зима». Удаление части из целого (вычитание). Представление о действии вычитания на наглядной основе.

2

«Зимние развлечения» Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Зимние развлечения» Представления о задаче, знакомство с составными частями задач, составление и решение задач в пределах 5.

2

«Зимняя одежда». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Зимняя одежда». Взаимосвязь между целым и частью. Сложение и вычитание на числовом отрезке.

2

«Новый год». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Новый год». Сложение и вычитание в пределах 5 на числовом отрезке. Составление и решение задач.

2

Диагностика знаний.

2

Январь

«Наш дом». Развитие связной речи.

2

«Наш дом». Число 6 Цифра 6. Образование и состав числа.

2

«Мебель». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Мебель». Пространственные отношения: длиннее, короче. Сравнение длины с помощью линейки. Знакомство с понятиями «сантиметр», «метр».

2

«Бытовая техника». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Бытовая техника». Работа с геометрическими фигурами, составление из частей целого. Работа с логическими таблицами «Найди девятый».

2

февраль

«Посуда». Формирование и развитие грамматического строя речи.


«Посуда». Составление и решение задач с помощью наглядного материала.


«Приборы. Инструменты». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Приборы. Инструменты». Число 7 Цифра 7. Образование и состав числа.

2

«Еда и напитки». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Еда и напитки». Сложение и вычитание в пределах 7 на наглядной основе.

2

«В магазине». Развитие связной речи.

2

Март

«В магазине» Знакомство с понятиями «тяжелее», «легче», «одинаковые по массе». Сравнение массы с помощью мерки. Знакомство с понятиями «тяжелее», «легче», «одинаковые по массе». Сравнение массы с помощью мерки.

2

«Времена года. Весна». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Времена года. Весна». Число 8 Цифра 8. Образование и состав числа.

2

«Цветы». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Цветы». Арифметические действия в пределах 8. Решение примеров на наглядном материале.

2

«Насекомые». Развитие связной речи.

2

«Насекомые». Преобразование геометрических фигур. Решение логических задач-шуток. Игра «Выложи сам»

2

«Птицы весной». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

Апрель

«Птицы весной». Число 9 Цифра 9. Образование и состав числа.

2

«Музыкальные инструменты». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Музыкальные инструменты». Знакомство с объемными фигурами - шар, куб, цилиндр. Их распознавание.

2

«Животные севера». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Животные севера». Сложение и вычитание в пределах 9 на наглядной основе. Составление и решение задач.

2

«Животные жарких стран». Развитие связной речи.

2

«Животные жарких стран». Знакомство с объемными фигурами пирамида, конус, параллепипед. Их распознавание.

2

«Морские обитатели». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Морские обитатели». Число 0 Цифра 0.

2

Май

«Человек». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Человек». Логические упражнения. Игры-головоломки со счетными палочками.

2

«Время». Формирование и развитие грамматического строя речи.

2

«Время». Работа с часами. Повторение временных понятий: сутки, неделя, месяц, год.

2

«Космос». Обогащение и активизация словарного запаса. Развитие графомоторных навыков.

2

«Космос». Число 10. Состав числа 10.

2

«Явления природы». Развитие связной речи.

2

«Явления природы». Четные и нечетные числа. Сравнение, сложение и вычитание чисел в пределах 10, решение примеров.

2

Диагностика знаний.

2

Итого за год

144


© 2010-2022