- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Учебный план по сольфеджио для 1-4 классов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
Учебный план по сольфеджио для 1-4 классов дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 4 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Великая О.М. |
Дата | 25.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 4 ГОРОДА ЮЖНО-САХАЛИНСКА»
(МБУДО «ДШИ № 4»)
_________________________________________________________________
РОССИЯ 693022, Сахалинская обл., г. Южно-Сахалинск, ул. Советская 78,
тел./факс 796476; Сайт: dshi4.shl.muzkult.ru Почта: [email protected]
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПО СОЛЬФЕДЖИО
дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ в области музыкального искусства
Срок обучения - 4 года
Разработчик:
Великая Ольга Михайловна
преподаватель музыкально-
теоретических дисциплин
МБУДО «ДШИ № 4».
город Южно-Сахалинск
2016
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нравственно-эстетическое воспитание детей и юношества - пожалуй, самая важная задача на сегодняшний день. Одним из путей ее решения может стать привлечение наибольшего числа детей к художественному образованию. Для того, чтобы оно стало как можно более доступным широким массам школьников (особенно старших классов), возникла необходимость создать общеразвивающие программы, срок реализации которых не должен превышать 3-х или 4-х лет.
В области музыкального образования пристрастия детей могут быть различные: сольное пение, игра на каком-либо инструменте, но обязательным учебным предметом по всем специализациям должно быть сольфеджио. Как известно, уроки по этому предмету развивают музыкально-творческие способности учеников, помогают выявить творческие задатки, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства.
Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях по специальности.
В нашем случае срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» составляет 4 года. Возраст детей - школьники средних и старших классов.
Специализация - «Синтезатор», «Сольное пение», «Фортепиано».
Объем учебного времени составляет 35 недель. Учащиеся получают 1,5 часа в неделю. Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая.
Учебно-тематический план содержит примерное распределение учебного материала каждого класса в течение всего срока обучения. Здесь затронуты все важные темы предмета. Но одним темам можно уделить больше времени и внимания («Трезвучия», «Доминантовый септаккорд»), другие же можно подать обзорно («Модуляция», «Особые лады»). С тональностями до семи знаков в ключе можно ознакомиться при прохождении темы «Квинтовый круг тональностей», а детально проработать - до четырех знаков. Преподаватель может спланировать изучение тем, исходя из особенностей каждой учебной группы, собственного опыта, сложившихся педагогических традиций.
При планировании содержания занятий необходимо учитывать, что гармоничное и эффективное развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, музыкального мышления возможно лишь в случае регулярного обращения на каждом уроке к различным формам работы (сольфеджирование, слуховой анализ, запись диктантов, интонационные, ритмические, творческие упражнения) независимо от изучаемой в данный момент темы.
При прохождении тем предмета возможна большая или меньшая степень занимательности. Желательно также применять новые современные практики. Но в основу любой интерпретации этого предмета должны быть заложены лучшие традиции художественного образования.
1 класс
№
Наименование
раздела, темы
Вид учебного
занятия
Аудиторные занятия
(объем в часах)
1.
Метр. Ритм. Четвертные и восьмые ноты. Нотная грамота
урок
3
2.
Размер. Размеры 24 и 34. Такт. Гамма. Гамма до мажор. Половинная нота.
урок
1,5
3.
Период (общие сведения). Предложение. Фраза. Лад. Тональность. Ступени. Тоника. Тоническое трезвучие. Устойчивые
и неустойчивые ступени. Разрешение неустойчивых ступеней. Вводные звуки. Опевание устойчивых ступеней
урок
3
4.
Дирижирование в размере 24. Паузы
урок
1,5
5.
Тон, полутон. Строение мажорной гаммы. Знаки альтерации.
урок
1,5
6.
Гамма соль мажор и ее элементы. Транспонирование
урок
1,5
7.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
8.
Дирижирование в размере 34. Половинная нота с точкой
урок
1,5
9.
Затакт
урок
1,5
10.
Гамма фа мажор и ее элементы.
Проходящий оборот
урок
1,5
11.
Размер 44. Целая нота
урок
1,5
12.
Гамма ре мажор и ее элементы.
Вспомогательный оборот
урок
1,5
13.
Вокальная и инструментальная
группировки
урок
1,5
14.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
15.
Главные ступени лада.
урок
1,5
16.
Шестнадцатые ноты. Ритмические группы с шестнадцатыми нотами
урок
1,5
17.
Интервалы
урок
9
18.
Секвенция
урок
1,5
19.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
20.
Гамма си-бемоль мажор
урок
1,5
21.
Гамма ля минор. Строение минорной гаммы
урок
1,5
22.
Параллельные тональности
урок
1,5
23.
Переменный лад
урок
1,5
24.
Гармонический минор -
урок
1,5
25.
Ритм четвертная нота с точкой
и восьмая
урок
1,5
26.
Мелодический минор
урок
1,5
27
Канон
урок
1,5
28.
Промежуточный контроль
контрольный
урок
1,5
ИТОГО:
52,5
2 класс
1.
Повторение материала 1 класса
урок
4,5
2.
Тональность ля мажор и фа-диез минор
урок
3
3.
Куплетная форма. Одноименные тональности
урок
1,5
4.
Главные трезвучия лада.
урок
1,5
5.
Подбор аккомпанемента
урок
1,5
6.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
7.
Тональность ми-бемоль мажор и до минор
урок
3
8.
Обращение интервалов
урок
1,5
9.
Обращения трезвучия.
Обращения главных трезвучий лада
урок
4,5
10.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
11.
Размер 38. Дирижирование в размере38
урок
3
12.
4 вида трезвучий
урок
1,5
13.
Обращения большого и малого трезвучий от звука
урок
3
14.
Пунктирный ритм
урок
1,5
15.
Разрешение интервалов
урок
1,5
16.
Доминантовый септаккорд
в ладу и от звука
урок
3
17.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
18.
Гармонический мажор
урок
1,5
19.
Субдоминанта в гармоническом мажоре
урок
1,5
20.
Тритоны (общие сведения). Разрешение тритонов
урок
3
21.
Буквенное обозначение звуков
и тональностей
урок
1,5
22.
Квинтовый круг тональностей
урок
4,5
23.
Промежуточный контроль
контрольный
урок
1,5
ИТОГО:
52,5
3 класс
1.
Повторение материала 2 класса
урок
4,5
2.
Тональности ми мажор
и до-диез минор
урок
3
3.
Период (повторного, неповторного, единого строения). Цезура. Каденция
урок
4,5
4.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
5.
Ритмическая группа четверть
с точкой и две шестнадцатых
урок
3
6.
Разрешение субдоминантового и доминантового трезвучий и их обращений
урок
3
7.
Синкопа внутритактовая
урок
3
8.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
9.
Обращения доминантового септаккорда
урок
6
10.
Уменьшенное трезвучие на VII ступени в мажоре и гармоническом
миноре
урок
3
11.
Тональности ля-бемоль мажор
и фа минор
урок
3
12.
Практикум
урок
1,5
13.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
14.
Вводные септаккорды
урок
3
15.
Размер 68
урок
3
16.
Триоль
урок
3
17.
Простые двух- и трехчастные формы
урок
3
18.
Промежуточный контроль
контрольный
урок
1,5
ИТОГО:
52,5
4 класс
1.
Повторение материала 3 класса
урок
4,5
2.
Увеличенное трезвучие
урок
3
3.
Ритмические группы
с залигованными нотами. Междутактовые синкопы
урок
3
4.
Практикум
урок
1,5
5.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
6.
Виды септаккордов
урок
3
7.
Буквенное обозначение аккордов
3
8.
Практикум
урок
3
9.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
10.
Модуляция. Отклонение. Сопоставление
урок
4,5
11.
Родственные тональности
урок
3
12.
Хроматическая гамма
урок
3
13.
Практикум
урок
3
14.
Текущий контроль
контрольный
урок
1,5
15.
Особые лады
урок
3
16.
Виды размеров
урок
4,5
17.
Практикум
урок
4,5
18.
Итоговый контроль
контрольный
урок
1,5
ИТОГО:
52,5