Дополнительное образование как ресурс внеурочной деятельности на примере образовательной программы школьного музея

Этот материал подготовлен для выступления на краевом семинаре по внеурочной деятельности образовательного учреждения. Основная его мысль направлена на утверждение того, что внеурочная работа и дополнительное образование могут прекрасно взаимодействовать в рамках проектной деятельности. В статье приводятся конкретные примеры реализации проектов краеведческой направленности на базе школьного музея "Моя малая Родина" на протяжении десяти лет.К статье прилагается презентация.
Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогическая мастерская:

«Дополнительное образование как ресурс внеурочной

деятельности на примере образовательной программы

школьного музея»

Внеурочная деятельность учащихся, так же, как и дополнительное образование, являются одной из инноваций ФГОСа второго поколения и неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Как педагог дополнительного образования и руководитель школьного музея в течение десяти лет я строю свою работу согласно образовательной программы «Патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики». В данной образовательной программе цели и образовательные результаты представлены на следующих уровнях: личностном, метапредметном и предметном. При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Направленность образовательной программы:

Туристско-краеведческая.

Актуальность программы заключается в работе с реальной исторической памятью, «встречи» ученика с прошлым, вовлечение его в поиск взаимоотношений с историей, культурой, окружающим миром,- вот пути «разговора» о патриотизме.

Базовый образовательный материал программы - устная история, экспедиции по краю, подлинные документы и фотографии, источники семейного и других архивов.

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она предусматривает развитие школьного музея как особого пространства для творческого поиска как педагога, так и школьника.

Отличительная черта данной программы заключается во внедрении модели музейной педагогики в состав дидактической системы лицея.

Основные принципы обучения в музее - неформальность и добровольность. Особенностью обучения в музее является возможность максимально реализовать свои способности и удовлетворить интересы, она стимулируется экспрессивностью, разнообразием и подлинностью музейных предметов.

Дополнительное образование как ресурс внеурочной деятельности на примере образовательной программы школьного музея

Работа школьного музея с самого его зарождения была ориентирована на проектную деятельность, во-первых, потому, что в рамках проекта проще спланировать все виды деятельности, во-вторых, проект обязательно предполагает ощутимый результат. Это может быть создание выставки, издание книги, организация поисковой экспедиции, проведение научно-практической конференции и т.д. И, в-третьих, мы практически ежегодно участвуем в грантовых конкурсах, которые дают нам материальную поддержку для реализации всех наших планов в рамках данного проекта.

И, кроме того, участие в грантовых конкурсах разного уровня позволяет нам так выстроить деятельность школьного музея, что можно уже говорить о создании Открытого музейного пространства или просто Открытого музея.

Пространство школьного музея «Моя малая Родина» не ограничивается метрами, отделенными от актового зала. Оно значительно шире благодаря участию в проектной деятельности разного уровня и разнообразной тематики.

Начиная с 2005 года музей стал открытым пространством для жителей нашего района и города, с того момента, когда мы установили мемориальную доску на соседнем с нашим лицеем «Авиадомом». И позже, когда мы ездили в экспедиции по краю к месту авиационных катастроф трассы «Аляска-Сибирь». Передвижные выставки, изданные брошюры и книги также значительно расширили географию работы музея: они экспонировались в Ирбейском, Емельяновском, Березовском районах.

На научно-практических конференциях в рамках многолетнего проекта «Поднять самолеты, вернуть имена» у нас в гостях были представители этих районов, а также городов Сибири - Иркутска и Омска.

Исследовательские работы учащихся, занимающихся в школьном музее, рассказывали о разрушенных храмах Красноярска, о строительстве предприятий на правом берегу Енисея, главной же темой на несколько лет стала тема изучения Московского тракта или Великого Сибирского каторжного пути. Тема 2016 -2017 года посвящена 100-летию Транс-Сибирской магистрали. Определение социально значимой темы для проекта является основой его жизнестойкости и эффективности.

Так в 2012 году за исследование «Дорога сквозь века» ученица нашего лицея получила премию мэра г.Красноярска. Тема , посвященная ТрансСибу одобрена в качестве проекта фондом культуры РФ.

Сроки реализации проекта - 1 мая 2016 - 1 мая 2017 гг.

Проект 2014 года «Молодежное экскурсионное бюро» позволил подготовить юных экскурсоводов по десяти темам, посвященным истории г.Красноярска. Также была создана передвижная фотовыставка по истории правобережья и издана книга в помощь начинающим экскурсоводам. Кроме того, группа ребят, вовлеченных в проект, получила возможность съездить на экскурсию в музей-заповедник «Шушенское» и послушать экскурсоводов-профессионалов.

К юбилею школы 40 (лицей № 11) нами были подготовлены интерактивные площадки в коридорах и вестибюле лицея: эвакогоспиталь, школьный кинотеатр, пионерский отряд, трасса «АЛСИБ». Кроме того, различные тематические выставки систематически размещаются в коридорах лицея, на мемориале Победы, в экскурсионном трамвае «Маршрут Победы» и в других местах.

Руководитель музея О.Л. Подборская постоянно выступает на педагогических конференциях, совещаниях, делится опытом работы со своими коллегами не только из Красноярска, но и из других регионов края.

В 2012 году материалы музея были использованы для единого краевого урока по теме «Секретная авиаперегоночная трасса Аляска-Сибирь» и расположены на сайте краевого ИПК. Материалы музея использованы при издании таких книг краевого значения, как «Красноярск-Берлин» и «Мы победили!».

Нами создан сайт (отдельный от лицейского), посвященный различным аспектам музейной жизни. mmr.ru

О работе нашего школьного музея разными телекомпаниями Красноярска создано множество телевизионных сюжетов, опубликовано большое количество статей в печатных СМИ. Осенью 2015 года мы с ребятами несколько раз были гостями ТВ программы «Битва берегов» телекомпании ТВЦ.

И в заключение могу сказать, что мой личный опыт педагога дополнительного образования показывает, что именно проектная деятельность позволяет нам формировать у учащихся не просто знания, умения и навыки, а формировать их как активно мыслящих личностей, способных выносить свое мнение по поводу тех или иных событий, происходящих вокруг.

А это и есть гражданская позиция. Это именно то, на что нацелена наша образовательная программа «Патриотическое воспитание учащихся средствами музейной педагогики».

Если проанализировать проектную деятельность на примере школьного музея, сопоставив ее с универсальными учебными действиями, то можно прийти к выводу, что многие их них достигаются участниками проекта в полной мере:

Личностный : внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности - в проекте участвуют только те учащиеся, которые лично заинтересованы в его реализации.

Регулятивный: организация, планирование, контроль, коррекция-

все мероприятия проекта и его предполагаемые результаты четко спланированы и известны заранее всем участникам проекта. Они вписываются в общую структуру проекта.

Познавательный: восприятие, анализ, моделирование, логические действия-

в процессе реализации любого проекта присутствует познавательный компонент, который впоследствии может привести к созданию исследования, обобщения и осмысления собранного материала.

Коммуникативный: сотрудничество, кооперация - это обязательное условие реализации любого проекта. Без четко спланированной работы в команде невозможно достичь высоких результатов. И все участники проекта это понимают.

Дополнительное образование как ресурс внеурочной деятельности на примере образовательной программы школьного музея

И еще. Убеждена, что интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной работы школы на основе проектной деятельности является одним из самых эффективных способов реализации новых требований. Она позволяет достичь метапредметных результатов и универсальных учебных действий и использовать их в учебной, познавательной и социальной практике.

Дополнительное образование как ресурс внеурочной деятельности на примере образовательной программы школьного музея

Ольга Леонидовна Подборская,

педагог дополнительного образования МАОУ лицей № 11, г.Красноярск


4


© 2010-2022