ОТКРЫТЫЙ УРОК ДЫМКОВСКАЯ КАРУСЕЛЬ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Дымковская карусель»

Автор: Шалганова Галина Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Усть-Абаканский ЦДО», Республика Хакасия


План урока (1,5часа)

  1. Организационный момент

  2. История дымковской игрушки

  3. Элементы дымковской росписи

  4. Сюрприз. Игра «Определи лишнего»

  5. Работа с бумажными трафаретами

  6. Физминутка

  7. Самостоятельная работа

  8. Итог урока

Тема урока «Дымковская карусель»

Цели урока:

  1. Прививать любовь к историческому наследию русского народа

  2. Развивать графические навыки в изображении геометрического узора по дымковским мотивам.

  3. Творчески использовать собственную фантазию при росписи игрушки по дымковским мотивам.

  4. Распознать дымковскую игрушку по ее форме и характеру росписи.

  5. Эмоционально откликнуться на многообразие красок в дымковской игрушке, создать атмосферу радости.

Материалы: загрунтованные игрушки (лошадки, козлики, олени), силуэты игрушек на бумаге, палитра, гуашь, беличьи кисти №№ 3,5, ватные палочки, баночки для воды, тряпочки для кисти, клеёнка, рабочий столик.

Зрительный ряд: иллюстрации с дымковскими игрушками, динамические таблицы с элементами узоров и цветовой гаммой, карусель, образцы игрушек по дымковским мотивам.

Музыкальный ряд: русские народные мелодии в оркестровом исполнении.

Литературный ряд: стихи о слободе Дымково, о глиняной карусели Т.Петуховой.

Ход урока

1.Организационный момент:

Педагог: «Добрый день, дорогие ребята! Прежде, чем мы с вами начнем работать, давайте улыбнемся, улыбнемся себе, своему соседу слева, своему соседу справа! Мне бы очень хотелось, чтобы ваше радостное настроение передалось вашей игрушке. Тогда и она получится у вас радостная, яркая, красивая, такая же, как и вы сами».

2. История дымковской игрушки. (Стихотворение звучит на фоне музыки)

Педагог: « Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок,

Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом,

Голубые дали, и село большое «Дымково» назвали.

Там любили песни, пляски, в селе рождались чудо - сказки.

Вечера зимою длинны и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно - расписные:

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски -

Простой, казалось бы узор, но отвести не в силах взор.

И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.

О древней дымковской игрушке, поведем сейчас рассказ».

(Т. Петухова)

Педагог: « Предлагается, что промысел возник в глубокой древности, когда под г.Вяткой, в ночной битве, не распознав друг друга, сразились два дружественных войска. С тех пор погибшим каждую весну справляли тризну, т.е. поминки. А позже этот ритуал потерял свой драматический смысл и превратился в весеннее гуляние, праздник так называемой свистуньи. Всю зиму женщины Дымково лепили свистульки для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями, свистулька превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и прилавках многолюдной ярмарки торгуют веселым товаром. Охотно разбирают его взрослые и дети. Свистом оглашается вся округа. Шумит народное гуляние, но громче всего слышится заливистый свист (демонстрация готовых свистулек). Оттого и получил этот весенний праздник свое название «Свистунья». Приходит новая зима, и снова в Дымкове принимаются за дело. И так много лет. Бабушки учат внучек, а внучки своих внучек. И в наше время, в самом центре Вятки (ныне г.Киров), находятся мастерские знаменитой дымковской игрушки. Если мы зайдем туда, то увидим груды глины, ящики с красками, мешки с мелом. Все это нужно для создания чуда, которое зовется дымковской игрушкой (рассмотреть слайды с дымковской игрушкой). Когда наблюдаешь за работой мастерицы, кажется, все очень просто. Вот она отщипнула кусочек глины, раскатала его, вот взяла еще глины, раскатала 4 шарика, из них получилось 4 морковки - это ноги. Вытянула голову и шею, колбаску красиво завернула, - получилась лошадка. Потом поставила сушиться сначала на полку, а потом в печь. Из печи выходят игрушки закаленные, крепкие, звонкие, легкие (демонстрация готовых игрушек).

«Каждый может научиться «дымку» лепить, только надо любовь иметь, фантазию и успех в руках». (Елизавета Пенкина)

3. Элементы дымковской росписи

На столе у детей стоят загрунтованные игрушки. Такие игрушки можно расписывать. Вопросы к детям:

  • Подскажите, какие краски помогут игрушке стать радостной, красивой?

  • Какими узорами пользуются мастерицы?

(Рассмотреть динамические таблицы с элементами дымковской росписи, цветовой гаммой, выслушать ответы детей.)

Педагог: «Замечательно! Вы такие молодцы, наблюдательные и внимательные ребята, смогли увидеть все особенности дымковской росписи. Значит, используя свои наблюдения, вы сможете составить для вашей игрушки свой неповторимый узор».

4. Сюрприз. Игра «Определи лишнего»

Педагог: «А сейчас вас ждет «сюрприз». Закройте глаза! Слышите, музыка красивая зазвучала! (открывается карусель с готовыми игрушками) А теперь откройте глазки!»

Карусель вращается под музыку. Вместе с детьми рассматриваем игрушки, заостряя внимание на росписи игрушек (по бокам, в центре, на спине, по всему полю и т.д.).

Игра «Определи лишнего». На карусели среди дымковских игрушек находится одна игрушка по мотивам гжельской росписи - нужно ее обнаружить.

5. Работа с бумажными трафаретами

Используя полученные знания - дети пробуют составить узор на бумажном силуэте (выданы детям бумажные силуэты лошадок, коров, баранов), тем самым, они готовят эскиз росписи своей будущей игрушки. Педагог помогает детям в индивидуальном порядке.

6.Физминутка

Педагог: Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. (подражательные движения по тексту)

7. Самостоятельная работа

Дети, используя свои эскизы, приступают к росписи глиняной игрушки. Воспитанники работают самостоятельно. Помощь педагога, по мере необходимости, оказывается в индивидуальном порядке. Во время самостоятельной работы детей сопровождает музыкальный фон.

8. Итог занятия

По окончании работы, дети выставляют свои игрушки на карусель. Педагог: «Сегодня вы познакомились с одним из традиционных промыслов нашей Родины - Дымковская игрушка. Проживая на территории России мы с вами должны знать историю своей Родины, свои корни.

«Всякое дерево, у которого обрублены корни, рано или поздно засыхает и погибает, так и человек, отрёкшийся от своих предков, неминуемо придет не только к своей погибели, но и к гибели своего древнего Рода» (Волхв Велимудр).

Мне очень понравились ваши красивые работы. Я - довольна! А вы? Какая игрушка больше по душе пришлась? Почему? Как вы думаете, где и как можно использовать народную игрушку в современном мире?» (ответы детей, оценка работ педагогом).

На фоне музыки, вращая карусель, педагог озвучивает стихотворение:

Кони глиняные мчатся На подставках,что есть сил. И за хвост не удержаться, Если гриву упустил.

Под копытами литыми Загудел летящий луг, Наконец, олень за ними вырывается из рук.

Через горные отроги, через крыши деревень Краснорогий, желторогий Мчится глиняный олень!

За оленем -кони, кони, Вновь за тридевять земель И пестреет от погони Дымковская карусель!



© 2010-2022