МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДИМИТРОВГРАДА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ»



МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЛАРИНОЙ ТАТЬЯНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ


Методическое пособие в рамках самообразования педагога









2015г

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«НАЧАЛЬНОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как кружковую, творческую, самостоятельную деятельность детей. Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть обеспечивает наличие всех необходимых для работы материалов и инструментов, дидактическое обеспечение учебного занятия, актуализацию правил техники безопасности при каждом виде деятельности.

Теоретическая часть занятия включает в себя необходимую информацию о содержании и особенностях организации предстоящей деятельности. Методика организации занятий может быть представлена следующим образом: на занятиях учащиеся знакомятся с различными технологиями обработки материалов (бумаги, древесины, пенопласта, пластика), а также технологией использования готовых форм в моделировании.

Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Закономерности использования способов обработки материалов могут быть представлены в виде правил, алгоритмов, технологических карт. Так, в работе над моделью или макетом технического объекта учащиеся всегда должны добиваться точности употребления терминов, стремиться к соблюдению порядка выполнения операций в соответствии с планом деятельности, выделять сборочные единицы модели или макета, используя полученную в теоретической части занятия информацию.

Вместе с тем, применение правил ни в коем случае не должно носить характер навязанных педагогом догматических предписаний. Ценными знания для данной практики становятся лишь в случае косвенного воздействия, знания никак не могут подменить собой воображения, творчества ребенка. Эффективным для творческого развития детей является такое введение нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики

Важным условием придания обучению проблемного характера является подбор материала для изучения. Каждый последующий этап включает в себя новые, более сложные задания, требующие теоретического осмысления. Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному» придают объемность «линейному», последовательному изложению материала в данной программе, что способствует лучшему ее усвоению.

Для того, чтобы подвести детей, особенно 7-8 лет, к освоению системы понятий, предлагается метод применения образных моделей. Процесс учебного познания в случае применения данного метода делится на три стадии: формирование представлений об элементах понятия или закономерности, подсказка в виде образной или реальной модели, где уже знакомые элементы технических объектов «одушевляются» в близких и понятных детям образах и наложение увиденной в данной модели системы взаимосвязей элементов на конкретный материал познаваемого предмета, в том числе с помощью проблемных вопросов. Таким образом, применение данного метода позволяет восстановить оптимальный баланс образного и понятийного мышления и тем самым приобщить ребенка к основным категориям и закономерностям освоения теории буквально с первых шагов обучения. При всей важности освоения теоретических знаний следует учитывать, что они являются средством для достижения главной цели обучения, основой для практических занятий. Методическим принципом организации творческой практики детей выступает опора на систему усложняющихся творческих заданий от простейших макетов до действующих моделей. Дальнейшее обучение предполагает выполнение самостоятельной творческой работы, которая представляет собой сложную деятельность, состоящую из четырех основных действий: это анализ информации, текста, изобразительных средств, технологических карт, составление проекта или исследования, отбор инструментов, материалов и средств для реализации творческого проекта, самодиагностика и коррекция планируемого результата. Каждое из этих действий, в свою очередь, делится на ряд операций, поэтому приобщение к проектной и исследовательской деятельности возможно лишь с опорой на дидактический принцип разделения сложной задачи на простые составляющие. Воспитанник должен не только грамотно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения созданию моделей и макетов технических объектов является разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит поисковое движение сужающимися концентрическими кругами: от самых общих параметров будущей модели к более частным. Например, при составлении проекта модели нужно последовательно определить цели и задачи предстоящей деятельности, выстроить последовательность действий, произвести анализ ресурсов и возможностей разных подходов к достижению результата, наметить планируемый результат и сроки его реализации.

Успешному освоению педагогической образовательной программы будет способствовать метод проектов, который развивает способности инициировать идеи, искать пути решения проблем, планировать направление

и способы достижения планируемого результата, конструктивного общения со сверстниками и взрослыми. Прием объяснения ребенком собственных действий, а также прием совместного обсуждения вопросов, возникающих по ходу работы, с педагогом или другими детьми при индивидуально-групповой форме занятий помогают расширить представления о средствах, способах, возможностях данной творческой деятельности и тем самым способствуют развитию воображения, мышления, логики, присвоению коммуникативной компетенции. Методический прием оценки и самооценки призван культивировать чувство творческой неудовлетворенности, основанное на противоречии между идеальным образом данной работы и ее конкретным воплощением. Это чувство заставляет автора вновь обращаться к уже готовой модели с целью ее усовершенствования, и тем самым оно становится психологической основой для развития познавательных способностей, мотивацией к техническому творчеству. Для преодоления трудностей, возникающих по ходу создания модели, ребенку может быть предложен ряд упражнений, направленных на формирование необходимых навыков. Так, например, для достижения результата по созданию новой для ребенка технической модели ему предлагается воспользоваться уже знакомой технологической картой. Систематическое использование технологических карт предоставляет ребенку возможность освоить технологию создания технических моделей и самостоятельно планировать время выполнения работы. Среди методов, направленных на стимулирование творческой деятельности, можно выделить методы, связанные непосредственно с содержанием этой деятельности, а также методы, воздействующие на нее извне путем создания на занятиях обстановки, располагающей к творчеству: подбор увлекательных и посильных ребенку творческих заданий, проблемная ситуация, разнообразие форм организации учебно-познавательной деятельности, использование эвристических приемов, создание на занятиях доброжелательного психологического климата, внимательное и бережное отношение к детскому творчеству, индивидуальный подход, Значительно оживить процесс обучения позволяет организация соревнований с техническими моделями различного уровня и поощрение активности участия членов творческого коллектива в различных формах презентаций, выступлений, конкурсов. Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме коллективного обсуждения во время проведения защиты модели технического объекта во время выставки внутри творческого объединения.

Методика реализации курса основывается на компетентностном подходе к начальному техническому образованию. Содержание образования реализуется посредством структурно-логической или заданной технологии обучения, т.е. поэтапной организации постановки дидактических задач, выбор способов их решения, самодиагностики и оценки полученных результатов. Деятельностный характер организации учебных занятий позволяет осваивать специальные компетенции в области технического творчества.

Условия выполнения программы. Для занятий по программе «Начальное техническое моделирование» необходимы следующие средства и материалы: простой карандаш, фломастер, ножницы. Клей, различные виды бумаг и картона, фанера, древесина, пенопласт, технологические карты и др

.Результаты реализации образовательной программы, диагностика



Результатом реализации дополнительной образовательной программы «Начальное техническое моделирование» является изменение в интеллектуальной, эмоционально-ролевой и действенно практической деятельности в сферах обучения.

Дети должны знать:

  • Названия и назначения окружающих и часто встречающихся технических объектов и инструментов ручного труда;

  • Сведения о трудовой деятельности взрослых, о некоторых конкретных видах технического труда в быту и на производстве;

  • Приемы и правила пользования простейшими инструментами ручного труда;

  • Элементарные свойства бумаги, картона, их использование, применение, доступные свойства обработке;

  • Простейшие правила организации рабочего места;

  • Способность перевода выкроек изделия и отдельных его деталей на кальку, бумагу, картон, эскизам, образцам;

  • Названия основных частей изготавливаемых макетов и моделей;

  • Необходимые правила техники безопасности в процессе всех этапов конструирования и т. д.

Дети должны уметь:

  • Выделять общие и индивидуальные признаки предметов и технических объектов;

  • Определять основные части изготавливаемых макетов и моделей и правильно произносить их названия;

  • Сравнивать технические объекты по различным признакам, делать обобщения;

  • Проводить на бумаге ровные (при помощи линейки) горизонтальные, вертикальные и наклонные линии;

  • Узнавать и называть плоские геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, круг) и объемные геометрические тела (куб, шар, цилиндр, конус);

  • Составлять геометрические фигуры (из нескольких треугольников - четырехугольник, из частей круга - целый круг);

  • Пользоваться распространенными инструментами ручного труда, соблюдать правила по технике безопасности;

  • Планировать предстоящие трудовые действия, подбирать материал, инструменты и приспособления для разметки, обработки и отделки изделия;

  • Правильно организовать рабочее место;

  • Выполнять разметку несложных объектов на доступных материалах при помощи линейки и шаблонов;

  • Прочно соединять детали между собой и устойчиво крепить вращающиеся колеса;

  • Мобилизовать физические и умственные силы на осуществление задач для достижения цели;

  • Сотрудничать со своими сверстниками и принимать участие в коллективной работе по конструированию, оказывать товарищу помощь, проявлять самостоятельность и принципиальность в оценке коллективной деятельности;

  • Участвовать в выставках технического творчества.

Критерии результатов диагностики



  1. Усвоение знаний предусмотренных программой

  2. Применение теоретических знаний на практике

  3. Расширение кругозора и представлений о технических объектах

  4. Усвоение правил по технике безопасности

  5. Усвоение процесса технологии изготовления деталей и сборки моделей

  6. Творчество и самостоятельность при изготовлении моделей

  7. Устойчивый интерес и познавательная активность к технике

  8. Формирование конструкторских навыков и умений

  9. Развитие эстетического вкуса, аккуратности, усидчивости трудолюбия, дисциплинированности в использовании материалов

  10. Участие в выставках (внутренних, городских, областных)

Диагностика достижений



  1. Входной контроль

Начальный уровень знаний на начальном уровне определяется: анкетированием, тестированием и в процессе общения.

Высший уровень: - ребята плохо владеют знаниями в области начального технического моделирования.

Средний уровень: - дети имеют самые элементарные понятия о техническом моделировании.

Низкий уровень: - ребята не имеют представления о техническом моделировании.

2 Текущий контроль

Осуществляется при отслеживании результатов на протяжении всего образовательного процесса.

Высший уровень: - ребята владеют знаниями в области технического моделирования.

Средний уровень: - ребята плохо владеют знаниями в области технического моделирования.

Низкий уровень: - дети имеют элементарные понятия в области технического моделирования.

3 Итоговый контроль

Проводится по результатам проверки уровня знаний, умений, навыков.

Высший уровень освоения программы:

  • Ребенок усвоил знания предусмотренные программой; имеет представления о технических объектах. Обладает способностью формировать восприятие образного мышления, изучать, запоминать, сопоставлять, анализировать и воспроизводить форму и конструкцию несложных предметов, имеет интерес к творчеству, обладает эстетическим вкусом, аккуратностью, усидчивостью, трудолюбием, дисциплинированностью, экономит используемые материалы, обладает репродуктивной творческой способностью детского творчества, участвует в выставках.

Средний уровень освоения программы:

  • Ребенок усвоил знания предусмотренные программой; имеет представления о технических объектах. Обладает способностью изучать, запоминать, имеет интерес к творчеству, эстетически оформляет поделки, аккуратностью, трудолюбием, дисциплинированностью.

  • Участвует в выставках технического творчества.

  • Обладает репродуктивной способностью.

Низкий уровень освоения программы:

  • Ребенок частично усвоил знания предусмотренные программой, имеет представления о технических объектах, имеет интерес к техническому моделированию. С помощью педагога делает поделки, не аккуратен, не усидчив, страдает дисциплина .

  • Обладает репродуктивной способностью с помощью педагога.



  1. Мониторинг результатов обучения ребенка

по данной дополнительной образовательной программе.



  1. Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

  1. Колво

Баллов

Методы

диагностики

1.1 Теоретические знания, по основным разделам ДОП

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

  • - низкий уровень (ребенок

  • владеет менее чем ½ объема

  • знаний);

3

Наблюдение

тестирования; контрольный опрос;


  • - средний уровень

(объем знаний составляет

более ½ );

6

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь

  • объем знаний);

10


  1. Владение

Специальной

Терминологией

Осмысленность и

Правильность

Использования

Специальной

Терминологией

- низкий уровень (ребенок как правило избегает употреблять данные термины);

3

Собеседование,

опрос.

- средний уровень (ребенок сочетает специальную и основную терминологию)

6

- высокий уровень

(специальные термины, употребляемые осознанно и

в полном объеме)

10

2.1 Практические

умения и навыки,

предусмотренные

программой

Составление практических умений

и навыков

программным

требованиям

- низкий уровень (ребенок

овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

3

Задания

- средний уровень (объем

умений и навыков составляет

более ½);

6

- высокий уровень творческий (выполняет задания

с элементами творчества);

10

2.2 Творческие

навыки

Творческий подход в выполнение практических заданий

- низкий уровень

элементарный (ребенок в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога);

3

Контрольные

задания. Подготовка

к выставкам

-средний уровень

репродуктивный (ребенок выполняет основные задания

по образцу);

6

- высокий уровень творческий

(выполняет задания с

элементами творчества);

10

3.1 Умение слушать

и слышать педагога

Адекватность

Восприятия

Информации

от педагога

- низкий уровень (нуждается в постоянной помощи педагога

3

Визуально

- средний уровень (ребенок осваивает, услышанную информацию более чем на ½);

6

- высокий уровень (работает самостоятельно,не испытывая особых трудностей);

10

3.2 Навыки

соблюдения

в процессе

деятельности

ПТБ

Соответствие

Реальных навыков,

Соблюдения ПТБ

Программным

Требованиям

- низкий уровень (ребенок

овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил

безопасности);

3

- средний уровень (объем усвоенных навыков более

чем ½ );

6

- высокий уровень (ребенок освоил практически весь

объем навыков);

10

3.3 Умение

правильно

организовать

рабочее место

Самостоятельно

Готовить свое рабочее место и убирать его за собой

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично


3.4 Умение

аккуратно

выполнять работу

Аккуратность и ответственность

в работе

Удовлетворительно

Хорошо

Отлично










Ниже приведен один из примеров занятия по плоскостному моделированию

Плоскостное моделирование. Аппликация "Кораблик"

Форма урока. Игра-путешествие «По морям, по волнам».

Цели. Познакомить учащихся с видами водного транспорта, его назначением; закреплять навыки работы с бумагой, умение выполнять аппликационные работы; способствовать развитию у детей глазомера, понимания соотношения частей и целого, понимания цвета.

Оборудование. Цветная бумага, ножницы, клей, кисточки для клея, подставки для кисточек, тряпочки, подкладной картон, клеенка; рисунки морских судов, маяка, капитана; карточки для игры «Капитаны», бинокль; раздаточные листы с образцом кораблика, логические квадраты, памятки по работе с ножницами, клеем и кисточкой; магнитофон, аудиозаписи песен «Капитан, капитан, улыбнитесь!», «Мы пришли сегодня в порт»; книги: С. Сахаров - «История корабля» (М.: Малыш, 1992); В. Маяковский - «Эта книжечка моя про моря и про маяк» (Ижевск: Удмуртия, 1978); А. Беслик «Поднять паруса!» (М.: Малыш, 1988); комплект открыток «История корабля» (вып. 1, изд-е. 2. М.: Изобразительное искусство, 1986).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Воспитанники разделены на группы по 4 человека.

Педагог.

Дополнительный дан звонок -
Начинается урок.
Тут загадки и задачи,
Игры, шутки - всё для вас!
Пожелаю всем удачи -
За работу, в добрый час!

II. Сообщение темы урока

П. Отгадайте загадки:

На море, в реках и озерах
Я плаваю, проворный, скорый,
Среди военных кораблей
Известен легкостью своей.

Дети. Катер.

П.

Не спрашивая броду,
Лезу смело в воду.
На всякой глубине
Лишь по пояс мне.

Д. Теплоход.

П.

Под водой - железный кит.
Днем и ночью кит не спит,
Днем и ночью под водой
Охраняет твой покой.

Д. Подводная лодка.

Педагог располагает на доске рисунки с видами транспорта, угаданными детьми.

П. Как можно назвать одним словом катер, теплоход и подводную лодку?

Д. Это водный транспорт.

П. Какие еще виды водного транспорта мы знаем?

Дети отвечают.

П. Итак, мы начинаем путешествие по волнам, по морям на нашем кораблике

Педагог показывает изображение кораблика на классной доске.

Проверьте, у вас на партах должно быть все необходимое для работы: цветная бумага, ножницы, клей, кисть для клея, подставка под кисть, тряпочка, подкладной картон, клеенка.
Ребята, а знаете ли вы, какими качествами должен обладать капитан?

Д. Он должен быть умным, собранным, требовательным, уметь доводить дело до конца.

Педагог показывает образец аппликации «Кораблик».

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

П. И вам, чтобы выполнить эту работу, необходимы будут внимательность, аккуратность и старание.

Название нашей аппликации - «Кораблик». На нем мы и совершим свое путешествие.

III. Вводная беседа

У. Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде. Уже много лет тому назад люди стали использовать для передвижения водоемы. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров. Жители разных стран научились строить лодки, выдалбливая их из стволов деревьев, сшивая из их коры.

Педагог показывает рисунки из книги С. Сахарова «История корабля» на с. 5, 6.

- Плавали и на надутых шкурах. Затем появились плоты, первые корабли - кочи, ладьи, торговые и военные суда, пароходы, теплоходы.

IV. Игра «Капитаны»

П.

Почему пароход не садится на мель,
А по курсу идет сквозь туман и метель?
Потому что, потому что, вы заметьте-ка,
Капитану помогает...

Д. Математика.

Слева на доске - рисунки пароходов. Справа - ряд карточек с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 ... 10 - это «пристани». Курс каждого парохода зашифрован примером, а место на пристани - номером.

П. Каждый капитан должен определить курс движения (решить пример), а потом поставить свой пароход на место. Кто раньше всех причалит к берегу, тот станет лучшим капитаном, который затем и поведет нас дальше в путешествие.

Капитаны команд решают примеры и закрепляют рисунки под цифрами, совпадающими с ответами примеров.

Определяется лучший капитан.

- Многое должен знать капитан, чтобы идти намеченным курсом. Представим, что на море шторм, высокие волны, а корабль качает из стороны в сторону. Любая ошибка в расчетах потопит его, погибнут люди.

Капитан берет бинокль
(показ бинокля),
Но бинокль помочь не мог.
Капитану так обидно -

Даже берега не видно.
Закружит волны круженье -
Вот и кораблекрушенье.

V. Подготовительная работа. Анализ конструкции изделия

П. Что же делать? Как же быть? Надеваем спасательные круги (показ рисунка) и добираемся до острова Геометрии. Может быть, на нем мы сможем собрать новый корабль. Мы добрались до острова, нас встречают его жители. Они нам помогут, если мы выполним все их задания.

Задание 1

П. Назовите знакомые вам геометрические фигуры.

На доске нарисованы или вывешены изображения геометрических фигур: круг, квадрат, трапеция, треугольник, прямоугольник, ромб.

Задание 2

П. Какие геометрические фигуры использованы в аппликации?

Задание 3

П. Назовите каждую часть корабля.

Д. Корпус, нос, корма, надпалубные настройки, трубы.

Задание 4

У. Определите цвет и форму корпуса, носа, кормы, надпалубных надстроек и труб.

Д. Прямоугольники, квадраты, треугольник.

П. Какой вид бумаги мы используем для работы?

Д. Цветную бумагу.

VI. Игра «Логический квадрат»

П. Жители острова Геометрии дарят нам яхту (показ рисунка), но она слишком мала для дальнейшего путешествия. На ней мы сможем добраться лишь до бухты Верный Друг, где и начнем строительство нашего корабля.

Якоря кругом сверкают -
Явно бравый капитан
Яхтой ловко управляет,
Направляя в океан.

Педагог показывает рисунки капитана и яхты на доске.

Весьма опасен остров Рыбы:
Подводных рифов тьма вокруг.
Чтобы причалить вы смогли бы,
Найдите бухту Верный Друг!
А мой логический квадрат
Помочь вам в этом будет рад!

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Логический квадрат разобран на 7 частей. Из них нужно сложить остров Рыбы. Бухта Верный Друг - ее образуют 3 линии.

Команды выкладывают остров Рыбы у себя на партах.

VII. Практическая работа

П. Вот и бухта. Можно передохнуть. Вырежем по контуру все части корабля. А выполнить операцию вырезания помогут ножницы-художницы, которые покажут нам свои приемы.

Вспомните приемы резания ножницами, технику безопасной работы с ними.

Работа с ножницами Памятка 1

1. Раскрыть лезвия широко.
2. Резать средней частью лезвия.
3. Лист бумаги держат за большую часть, меньшую отрезают.
4. Концы ножниц при резании не смыкать, чтобы разрез был ровный.
5. По окончании работы ножницы положить в чехол.

- Итак, начинаем вырезать по порядку: 1) корпус; 2) корма; 3) нос; 4) надпалубные надстройки; 5) трубы.
Выкладываем детали кораблика на альбомном листе, соблюдая расстояние между частями.

Во время работы звучит песня «Капитан, капитан, улыбнитесь!».

- Довести дело до конца нам помогут кисточка и клей. Но и здесь нам необходимо вспомнить правила работы с ними.

Приемы работы с клеем Памятка 2

1. Клеить нужно только на папке для клея.
2. Клей наносят на те детали, которые наклеивают.
3. Клей наносят кисточкой быстро от середины к краям.
4. Если намазывают длинные полосы, то мажут от одного конца до другого.
5. Деталь примеряют до наклеивания.
6. Большие детали наклеивают в разных направлениях.
7. Намазываемую деталь кладут сверху, проверяют, накладывают на нее лист и тщательно его разглаживают тряпкой от середины к краям.

П. Старайтесь. Не спешите. Поспешишь - людей насмешишь

Дети наклеивают детали.
Законченные работы выставляются на доске, анализируются ошибки, допущенные детьми.

- Корабли собраны. Что происходит?

Вдруг - обрадован моряк:
Загорается маяк
(показ рисунка).
В самой темноте как раз
Показался красный глаз.
Поморгал - и снова нет,
И опять зажегся свет:
Здесь, мол, тихо - все суда
Заплывайте вот сюда.

Каких только кораблей и судов нет в нашей бухте!

Волны, как теперь ни ухайте, -
Все, кто плавал, - в тихой бухте.

Педагог показывает иллюстрации с изображениями морских судов: рефрижератор, траулер, научно-исследовательский корабль, грузовой экспресс, рудовоз, спасатель, супертанкер, автовоз, лесовоз, плавзавод, сухогруз, танкер, теплоход, филейный траулер, китобоец, суперлайнер, китобаза и др.

VIII. Уборка рабочих мест

Звучит мелодия песни «Мы пришли сегодня в порт».

П. Капитаны привели свои корабли в назначенное место. Дело сделано, и нам тоже осталось довести дело до конца и привести в порядок свое рабочее место.



Литература:

1 Журавлева А. П., Болотина А. А. Начальное техническое моделирование, М, Просвещение, 1968 год.

2 Рожнев, Методика обучения с практикумом в учебных мастерских, М., 1988год.

3 Дубинский И. В., Учебное наглядное пособие «Мы строим модели», Киев, 1989 год.1. Г.И.

4 Перевертель - Техническое творчество в начальных классах., М., Просвещение. 1988 год.

5 В.А. Заваротов - Группа, где всем интересно. М., Просвещение., 1989 год.

6 В.И. Костенко., Ю.С. Столяров - Мир моделей., М., ДОСААФ., 1989 год.

© 2010-2022