Программа Кружка зоодоктор 7-11 лет

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Данная программа является модифицированной и составлена на основе следующих авторских образовательных программ:

1.Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ. Автор программы - Дунаев Евгений Анатольевич.

2.МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». Таран Г.А. «Окно в природу»

3.Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа под микроскопом». Автор- А.В.Колосков.

Каждому человеку необходимы знания об окружающей его природе и тех элементарных биологических процессах, на которых построен весь мир, в том числе и он сам. Ни для кого не секрет, что многие дети интересуются животными и любят их. Но немногие знают и понимают, как правильно ухаживать за своим питомцем, чем кормить и по каким признакам определить наличие заболевания. Безусловно, все мы любим своих братьев меньших и хотим, чтобы они были всегда рядом с нами. Но никто и никогда не задумывался над вопросами психологической совместимости того или иного животного. А для этого необходимо всего лишь понятие любви, не более.Немаловажно и воспитание ответственности за тех, «кого приручили».

Эксперименты, наблюдения, опыты, а так же регистрации опытов - это неотъемлемая часть обучения в естественно - научном цикле.Профилизировать обучающихся в области ветеринарных и биологических наук ставится основной целью программы.Программа позволит сформировать коммуникативные, здоровьесберегающие,природоохранные компетенции учащихся.Способствует развитию навыков трудовой деятельности, общения с животными, повышает познавательный интерес к природе, предмету биологии. Формирует устойчивое отношение к охране природы.Данная программа находится в связке с программой «Занимательная микробиология» и является первой ступенью обучения в лаборатории «Живая инновация».

Программа «Зоодоктор» рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы.Предусмотрены различные формы кружковой работы:

  • семинар, лабораторная работа, практическая работа;

  • познавательная, обобщающая игра;

  • экскурсия

  • конференция - защита творческих работ;

  • выставки;

  • полевые занятия

Для обучения принимаются школьники от 7 до 11 лет, любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, медициной и ветеринарией.Оптимальное количество обучающихся в группе 10 - 15 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения. В работе кружка рассчитано использование научной и научно-популярной литературы по экологии, медицине и ветеринарии, электронных средств информации (Интернет), использование современной лабораторной и обучающей техники, экскурсий, лекционных и лабораторно-практических занятий, консультации и встречи со специалистами (учеными, врачами, преподавателями ВУЗов, студентами). Программа «Зоодоктор» построена таким образом, чтобы теоретические знания обучающихся в любом блоке подкреплялись выездными, экскурсионными, а также полевыми занятиями по пройденным темам.Уровень данной программы является ознакомительным.

Цели и задачи программы:

Основная цель работы объединения - «Ранняя профилизация обучающихся в области специальностей биологических направлений: медицина, ветеринария, экология».

Задачи программы:

1.Расширить кругозор обучающихся в области биологических дисциплин.

2.Привлечение обучающихся и обучение их методам и приемам научно-исследовательской деятельности.

3.Развитие навыков умения работы с приборами и объектами исследования.

4. Воспитание у обучающихся понятия единства окружающего мира, ставя в основу сохранность представителей растительного и животного мира, возникающие экологические проблемы и их возможное решение.

5. Трудовое воспитание - забота о животных и растениях.

6.Развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.

7.Формирование здоровьесберегающих компетенций.

Программа состоит из 3 циклов:

1. Юный натуралист -72 часа

2. Шаг в науку -72 часа

3. Основы ветеринарии -72 часа

Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.

Требования к результатам освоения программы:

1.освоение обучающимися понятия метапредметного взаимодействия естественных наук;

2.освоение навыков ветеринарной специальности;

3. понятие психологии взаимоотношений животных и человека;

4. общие понятие об анатомии и физиологии животных и человека;

5.формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;

6.Освоение навыков ухода за домашними животными;

В первом цикле «Юный натуралист» обучающиеся познакомятся с многообразием животных и растений, которые окружают человека, их биологических свойствах, особенностях ухода и содержания.

Во втором цикле «Шаг в науку» обучающиеся получат представление о таких науках, как зоология, ботаника, микробиология, микология, общая биология. Обучатся основным принципам проектной деятельности и научно-исследовательской работы.

В третьем цикле «Основы ветеринарии» обучающиеся познакомятся с профессией ветеринарный врач, научатся различать признаки здоровья своих питомцев, узнают о заболеваниях, общих для человека и животных, получат представление об основных принципах гигиены и биологической безопасности.

Обучающийся должен знать:

1.Основных видов животных и растений, содержащихся в домашних условиях, а так же условия их содержания.

2.Роль человека в окружающей его природе.

3.Значение зоопарков и заповедников как метод сохранения диких популяций.

4.Методы и приемы исследований, применяемые современными учеными и исследователями-натуралистами.

5.Иерархию живых организмов, их сходства и различия.

6.Введение в биологические дисциплины, такие как зоология, ботаника, микробиология, микология.

7.Основы ветеринарии-основы знаний анатомии и физиологии животных, начальную ступень в клинической диагностике.

Обучающийся должен уметь:

1.Рассказать о проводимом опыте, основываясь на знаниях и полученных результатах.

2.Правильно ухаживать за питомцем с учетом его вида и физиологии.

3.Самостоятельно поставить биологический эксперимент, грамотно вести дневник наблюдений.

4.Отличать живые организмы по различным признакам.

5.Работать с микроскопом и микробиологическими объектами.

6.Находить информацию об интересующих темах и вопросах, сопоставлять факты.

7.Различать признаки заболевания животных и растений.

Результаты работы кружка оформляются в виде проектов, презентаций, рефератов, научно - исследовательских работ.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Вид учебной работы

Всегочасов

Годы обучения

1

2

3

Общаятрудоемкость

216

72

72

72

Семинары

64

21

21

22

Экскурсии и выездные занятия

39

14

15

10

Лабораторные и практические занятия

65

21

22

22

Самостоятельнаяработа

14

4

4

6

Рефераты, проекты, презентации

16

6

4

6

Выставки, конференции

18

6

6

6




Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теоретические

Практические

Экскурсионные и полевые занятия

1

Наши домашние любимцы

30

15

15

6

1.1

Введение в основы биологии. Эволюция содержания животных дома

2

1

1

1.2

Требования к содержанию животных в домашних условиях

4

2

2

1.3

Наши пернатые друзья

6

3

3

1.4

Собаки, коты и…

4

2

2

1.6

Маленькие животные в нашем доме

4

2

2

1.7

Аквариум - подводное царство за стеклом

6

3

3

1.8

Сад на окошке

4

2

2

2

Питомцы зоопарка

12

6

6

8

2.1

Содержание животных в неволе

4

2

2

2.2

Окрас животных в природе

2

1

1

2.3

Хищники и травоядные

2

1

1

2.4

Обитатели морей и океанов

4

2

2



Цикл «Шаг в науку»

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретические

Практические

Полевые

1

Зоология

6

3

3

6

1.1

Беспозвоночные

3

1

2

1.2

Позвоночные

3

1

2

2

Ботаника

5

2

3

2.1

Растительная клетка

2

1

1

2.2

Дыхание и питание растений

3

1

2

3

Экология

2

1

1

3.1

Экосистемы - естественные и искусственные

2

1

1

4

Медицина. Изучение человека

8

4

4

4.1

Тело и чувства

1

1

0

4.2

Борьба с болезнями

4

2

2

4.3

Витамины

3

2

1

5

Микробиология

8

4

4

4

5.1

Строение микроскопа

2

1

1

5.2

Простейшие

2

1

1

5.3

Грибы

2

1

1

5.4

Бактерии

2

1

1

6

Химия и биохимия

8

4

4

6.1

Законы химических реакций

2

1

1

6.2

Вода и скорость

3

1

2

6.3

Кислоты

3

1

2

7

Биология будущего

6

3

3

5

7.1

Космобиология

2

1

1

7.2

Нанобиология

2

1

1

7.3

Биофизика и биоакустика

2

1

1

Цикл «Ветеринария»

Наименование разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе:

Теоретические

Практические

1

Введение в ветеринарию. Профессия врач-ветеринар

2

1

1

2

Анатомия домашних животных

6

3

3

3

Породы животных и предрасположенность к заболеваниям

2

1

1

4

Корма для животных. Сухие корма.Польза или вред

2

1

1

5

Виды исследований в ветеринарии

6

3

3

6

Признаки заболевания животных

4

2

2

7

Паразиты-переносчики возбудителей различных заболеваний

4

2

2

8

Вирусы. Реальность и мифы

2

1

1

9

Ветеринарно-санитарная экспертиза

6

3

3

10

Фармакология в ветеринарии.Понятие о лекарствах.Лекарственные формы

4

2

2

11

Асептика и антисептика

6

3

3

2.Содержание программы

Цикл 1 «Юный натуралист»

Раздел 1.Наши домашние любимцы.

Приручение животных. Первые домашние животные. Уход за животным. Обустройство клеток и террариумов. Растительноядные птицы. Насекомоядные птицы. Содержание собак. История кинологии. Породы и назначения собак. Содержание кошек. Кошачье зрение. Уход за шерстью животных. Рационы кормов. Хомяки. Мыши. Морские свинки. Моллюски. Оформление аквариума для моллюсков. Кальций в рационе питания животных. Основные виды аквариумных рыб. Водоросли. Микроорганизмы в аквариуме. Высшие растения. Почва. Фотосинтез растений.

Раздел 2. Питомцы зоопарка.

Зоопарки. Заповедники. Уход за животным в зоопарках. Мимикрия в природе. Семейство «кошачьих». Копытные. Грызуны. Киты. Дельфины. Касатки

Раздел 3.Животные и растения средней полосы России

Семейства «заячьих» и «кроличьих». Волки. Лисы. Определитель растений. Клевер. Кустарники. Хвойные и лиственные деревья.

Тематический план практических и лабораторных занятий

Тема

1.

П./р. Обустройство аквариума для питомца

2.

П./р. Скорлупа птичьих яиц

3.

П./р. Птичьи клювы

4.

Л./р. Строение птичьего пера под лупой и под микроскопом

5.

П./р. Почему на перьях многих птиц не задерживается вода

6.

П./р. Узнай породу собаки и ее назначение

7.

П./р. Чем питаются мыши-песчанки

8.

Л./р. Составление рациона для хомяка на зимний период

9.

П./р. Реакция улитки на внешние раздражители

10.

Л./р. Наблюдение за ростом ракушки у улитки

11.

П./р. Организация аквариума для пресноводных жителей

12.

П./р. Подбор растений в водный аквариум

13.

Л./р. Обнаружение в аквариуме простейших микроорганизмов и водорослей, изучение их под микроскопом

14.

П./р. Посадка растений в гидрогель

15.

П./р. Посадка экспериментального сада

16.

Л./р. Виды почв. Изучение и рассмотрение состава некоторых почв для комнатных растений

17.

П./р. Сад в бутылке

18.

П./р. Исчезновение панцирных рыб

19.

П./р. Окрас животных в пустыне

20.

Л./р. Изучение местообитаний животных по принципу строения когтей и зубов

21.

П./р. Древние морские животные

22.

П./р. Узнай птицу по ее пению

23.

П./р. Экспериментальная посадка растения

Цикл 2 «Шаг в науку»

Раздел 1.Зоология.

Введение в зоологию. Инфузория- туфелька. Эвглена зеленая. Актинии. Земляные и дождевые черви. Строение насекомых. Муравейники. Основные особенности строения рыб. Движение рыб в воде. Особенности строения скелета млекопитающих.

Раздел 2. Ботаника.

Введение в ботанику. Растительная клетка.Органеллы растительной клетки. Устьица листа. Хлорофилл. Зародыш семени. Семена растений. Селин. Кактус. Верблюжья колючка. Орхидеи. Выращивание комнатных растений.

Раздел 3. Экология.

Введение в экологию.Структура экосистем.Развитие и динамика экосистем.Биосфера как глобальная экосистема.Типы экосистем

Раздел 4. Медицина. Изучение человека.

Обоняние. Вкусовые рецепторы. Органы слуха. Звуковая волна. Иммунная система. Иммунитет. Витамины.

Раздел 5. Микробиология.

Оптическая и механические части микроскопа. Иммерсионная система. Морфология микроорганизмов. Микроскопия окрашенных и нативных препаратов.

Раздел 6.Химия и биохимия.

Глицерин. Поверхностное натяжение. Ускорение реакций. Растворители. Индикаторы. Белок молока. Липиды. Соли. Кальций.

Раздел 7. Биология будущего.

Ксенобиология. Криобиология. Нанодисперсные вещества. Биоэлектричество. Ультразвуковые волны.

Тематический план лабораторных и практических занятий

1.

Л./р. Исследование прудовой и озерной воды на наличие одноклеточных животных.

2.

Л./р. Наблюдение за движением инфузории-туфельки из пробирки №1 и №2.

3.

П./р.Выявление особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).

4.

П./р. Форма дождевых червей

5.

П./р.Ловушка для насекомых

6.

П./р.Как различают насекомых

7.

П./р. Что творится внутри муравейника

8.

Л./р. Наблюдение за видовыми особенностями движения плавников в воде у рыб

9.

П./р. Сравнительные особенности строения задних конечностей позвоночных животных

10.

П./р. Составление рационов питания для домашних животных

11.

П./р. Хищники - травоядные

12.

Л./р. Клетки луковицы под микроскопом

13.

Л./р. Яблочные клетки под микроскопом. Хлорофилл в растительной клетке

14.

Л./р.Поступление питательных веществ из воды в органы растений

15.

П./р. Нужна ли семенам растений земля для образования зародыша

16.

П./р. Рост семян салата и факторы, препятствующие росту

17.

П./р.Растения, среда обитания которых является пустыня и саванна

18.

Л./р.Зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.

19.

П./р. Дыхание растений

20.

П./р. Что происходит с растением при испарении воды с листьев.

21.

П./р. В каком направлении растет стебель

22.

Л./р. Выращивание из одного семени растений с двумя стеблями

23.

П./р. Изготовление искусственной экосистемы

24.

П./р.Выявление причин повышенной влажности в джунглях.

25.

П./р.Происхождение морей и океанов

26.

П./р. Распознавание запахов

27.

П./р. Распознавание вкусов

28.

П./р.Что происходит в органах слуха при поступлении звуков

29.

П./р. Чувствительность кожи

30.

Л./р. Клетки, отвечающие за иммунитет

31.

П./р. Природные витамины

32.

П./р. Витамины для животных

33.

Л./р. Изучение строения микроскопа

34.

Л./р. Биологические свойства простейших

35.

Л./р. Биологические свойства дрожжеподобных грибов

36.

Л./р. Иммерсионная система микроскопа

37.

Л./р. Лакто и бифидобактерии

38.

Л./р. Окраска микроорганизмов простым методом окрашивания

39.

Л./р.Изготовление мыльных пузырей

40.

Л./р. Ускорение химических реакций водой

41.

Л./р. Растворенные в водопроводной воде вещества

42.

Л./р. Вода в овощах и фруктах

43.

П./р. Кристаллы из соли

44.

Л./р.Индикаторы

45.

Л./р. Получение казеина

46.

Л./р. Реакция желатина с водяным паром

47.

Л./р. Вещества, содержащие крахмал

48.

Л./р. Растительные и животные жиры

49.

П./р. Химия для художников

50.

П./р. Кристаллы из соли

51.

П./р. Что такое мел

52.

П./р. Создай свою планету

53.

Л./р. Выращивание растений и при помощи нанодисперсного железа

54.

П./р. Звуки дельфинов и морских млекопитающих

55.

П./р. Электричество в живых организмах

Цикл 3. «Ветеринария»

Ветеринарный врач. Задачи профессии ветеринарный врач. Ветеринарные центры и клиники. СББЖ. Ветеринарный учет. Обозначение направлений анатомии. Анатомические особенности строения животных. Клиническая диагностика. Общий осмотр. Перкуссия. Аускультация. Термометрия. Пухопероеды. Цирковирусная инфекция. Пироплазмоз. Паразитизм. Овоскопия. Кокцидиоз. Ветеринарно-санитарная экспертиза. Микрофлора тела человека. Полезные бактерии. Формы лекарственных веществ. Рецептура. Лекарственные вещества. Асептика и антисептика.

Тематический план лабораторных и практических занятий

1.

П./р. Форма медицинского работника

2.

П./р. Ведение журнала ветеринарного учета животных

3.

П./р. Строение задних и передних конечностей млекопитающих

4.

П./р. Строение черепа собаки

5.

П./р. Отличия строения черепа морских млекопитающих от других животных

6.

П./р. Кошка и крыса «сфинкс»

7.

Л./р. Ветеринарно-санитарные нормы оценки и качества кормов для животных

8.

Л./р. Органолептическая диагностикасухого корма для кошек и собак

9.

Л./р. Определение РН кормовмелких домашних животных

10.

П./р. Кормовые добавки

11.

П./р. Метод общего осмотра в клинической диагностике

12.

П./р. Метод перкуссии в клинической диагностике

13.

П./р. Аускультация

14.

П./р. Специальные виды исследований в ветеринарии

15.

Л./р. Определение перкуторных границ легких у животных

16.

П./р.Аускультация сердца

17.

П./р. Температура тела животных

18.

П./р.Исследование органов зрения

19.

П./р.Исследование кожного и волосяного покрова животного

20.

П./р. Исследование перьев птиц на наличие пухопероедов

21.

П./р. Клещи-переносчики пироплазмоза

22.

П./р. Паразитизм - как форма жизни

23.

Л./р. Исследование фильтрующихся способностей вируса на примере красящих веществ разного цвета и размера

24.

П./р. Овоскоп своими руками

25.

Л./р. Исследование куриных эмбрионов в овоскопе

26.

Л./р. Исследование на кокцидиоз кроликов

27.

Л./р. Ветеринарно-санитарная оценка яиц

28.

Л./р.Ветеринарно-санитарнаяэкпертиза консервов

29.

Л./р. Ветеринарно-санитарная экспертиза меда

30.

Л./р. Исследование бактериальной обсемененности полости рта

31.

П./р. Основные формы лекарственных веществ

32.

П./р. Составление пропорций активных и вспомогательных веществ

33.

П./р. Рецепты

34.

П./р. Лекарственные растения

35.

П./р. Обработка рук хирурга

36.

Л./р. Исследование действия противомикробных моющих средств

37.

Л./р. Исследование действия антибактериального мыла

38.

Л./р. Исследование действия антисептического препарата «Велтосепт-2»

По каждому разделу в каждом цикле обучения планируются индивидуальные и групповые формы занятий.

В первом и втором циклах основные форма обучения - практические и лабораторные работы, дабы сформировать у обучающихся те знания и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов. Обучающиеся третий год готовят вместе с педагогическим работником научно-исследовательскую работу, по экологии или ветеринарии,на базе знаний, полученных в результате за 2 года обучения в кружке.

Большое внимание уделяется экскурсиям,отборам материала для исследовательской работы,самостоятельной работе,работе с литературными источниками. Учатся готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные. Попутно проходят курс лекций и семинаров с закреплением пройденного материала.

Самостоятельная работа включает работу с литературой и интернет-ресурсами. Результатом самостоятельной работы является написание реферата. Каждый реферат докладывается и обсуждается на специально отведенном семинарском занятии.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Основная литература:

1.А.Ван Саан - Веселые эксперименты для детей.- Питер,2011

2.Светлана Лаврова - Занимательная ботаника.- Белый город, Серия «Моя первая книга»

3.Светлана Лаврова - Занимательная химия. - Белый город,Серия «Моя первая книга»

4.А.Рахманов - Попугаи. Уход и содержание.- Москва Аквариум,2004

5.Салимов В.А. Атлас «Патологоанатомическая и дифференциальная диагностика факторных заболеваний молодняка животных». М.Колос. 2001.

6.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.

7.Инфекционная патология животных, под редакцией В.И.Сюрина. 1 и 2 том. М.Академкнига. 2006

 

Дополнительная литература:

1.Т.А.Виноградов. Практическая Фитотерапия. М.С-П. 2001.

2. Справочник ветеринарного врача-ихтиопатолога. М.1999.

3. Иллюстрированный атлас болезней птиц. Изд-во дом Медол. 2006.

4. Минеральный состав кормов, под редакцией М.Ф.Томмэ. М.Колос. 1968.

5. Кольман Я. Наглядная биохимия. М.Мир.2004

6.Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992

7.Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997

8.Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995

9.Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994

10.Журнал "Муравейник ".

Презентации для чтения лекций и проведения семинаров.Научно-познавательные фильмы.

Материально-техническое обеспечение.

  1. Практикум-лаборатория для проведения лабораторных работ и семинаров.

  2. Наличие клеток и аквариумов, для содержания живого уголка, а так же подстилочного и декоративного материала для созданий биологических экспозиций на базе лаборатории.

  3. Наличие кормов для животных, витаминов, ветеринарных фармакологических препаратов.

  4. Наличие некоторых химических реактивов для проведения занятий по химии и биохимии

  5. Выпуск на реализацию СD и DVD дисков с наиболее широкой демонстрацией важнейших ветеринарных дисциплин и рекламирование новых достижений науки и техники в области биологии (специальная подборка).

  6. Наличие раздаточных материалов в виде рабочих тетрадей, специально разработанных для кружка «Зоодоктор».

  7. Наличие лаборанта по уходу за животными, желательно студента, обучающегося в естественно - научном ВУЗЕ.

Программу составили:

Акиншина М.А.(ПДО, ветеринарный врач), Денисенко Т.Е.(к.б.н), Павлов Геннадий Владимирович( Доктор биологических наук,профессор).



14


© 2010-2022