- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа Кружка зоодоктор 7-11 лет
Программа Кружка зоодоктор 7-11 лет
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Акиншина М.А. |
Дата | 16.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Пояснительная записка
Данная программа является модифицированной и составлена на основе следующих авторских образовательных программ:
1.Кружок юных натуралистов Зоологического музея МГУ. Автор программы - Дунаев Евгений Анатольевич.
2.МБОУ ДОД «Станция юных натуралистов». Таран Г.А. «Окно в природу»
3.Образовательная программа дополнительного образования детей «Природа под микроскопом». Автор- А.В.Колосков.
Каждому человеку необходимы знания об окружающей его природе и тех элементарных биологических процессах, на которых построен весь мир, в том числе и он сам. Ни для кого не секрет, что многие дети интересуются животными и любят их. Но немногие знают и понимают, как правильно ухаживать за своим питомцем, чем кормить и по каким признакам определить наличие заболевания. Безусловно, все мы любим своих братьев меньших и хотим, чтобы они были всегда рядом с нами. Но никто и никогда не задумывался над вопросами психологической совместимости того или иного животного. А для этого необходимо всего лишь понятие любви, не более.Немаловажно и воспитание ответственности за тех, «кого приручили».
Эксперименты, наблюдения, опыты, а так же регистрации опытов - это неотъемлемая часть обучения в естественно - научном цикле.Профилизировать обучающихся в области ветеринарных и биологических наук ставится основной целью программы.Программа позволит сформировать коммуникативные, здоровьесберегающие,природоохранные компетенции учащихся.Способствует развитию навыков трудовой деятельности, общения с животными, повышает познавательный интерес к природе, предмету биологии. Формирует устойчивое отношение к охране природы.Данная программа находится в связке с программой «Занимательная микробиология» и является первой ступенью обучения в лаборатории «Живая инновация».
Программа «Зоодоктор» рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы.Предусмотрены различные формы кружковой работы:
-
семинар, лабораторная работа, практическая работа;
-
познавательная, обобщающая игра;
-
экскурсия
-
конференция - защита творческих работ;
-
выставки;
-
полевые занятия
Для обучения принимаются школьники от 7 до 11 лет, любознательные, интересующиеся биологией, экологией, химией, медициной и ветеринарией.Оптимальное количество обучающихся в группе 10 - 15 человек. Программа рассчитана на 3 года обучения. В работе кружка рассчитано использование научной и научно-популярной литературы по экологии, медицине и ветеринарии, электронных средств информации (Интернет), использование современной лабораторной и обучающей техники, экскурсий, лекционных и лабораторно-практических занятий, консультации и встречи со специалистами (учеными, врачами, преподавателями ВУЗов, студентами). Программа «Зоодоктор» построена таким образом, чтобы теоретические знания обучающихся в любом блоке подкреплялись выездными, экскурсионными, а также полевыми занятиями по пройденным темам.Уровень данной программы является ознакомительным.
Цели и задачи программы:
Основная цель работы объединения - «Ранняя профилизация обучающихся в области специальностей биологических направлений: медицина, ветеринария, экология».
Задачи программы:
1.Расширить кругозор обучающихся в области биологических дисциплин.
2.Привлечение обучающихся и обучение их методам и приемам научно-исследовательской деятельности.
3.Развитие навыков умения работы с приборами и объектами исследования.
4. Воспитание у обучающихся понятия единства окружающего мира, ставя в основу сохранность представителей растительного и животного мира, возникающие экологические проблемы и их возможное решение.
5. Трудовое воспитание - забота о животных и растениях.
6.Развитие наблюдательности, усидчивости характера, интереса к познанию окружающего мира.
7.Формирование здоровьесберегающих компетенций.
Программа состоит из 3 циклов:
1. Юный натуралист -72 часа
2. Шаг в науку -72 часа
3. Основы ветеринарии -72 часа
Программа рассчитана на три года обучения. Занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа.
Требования к результатам освоения программы:
1.освоение обучающимися понятия метапредметного взаимодействия естественных наук;
2.освоение навыков ветеринарной специальности;
3. понятие психологии взаимоотношений животных и человека;
4. общие понятие об анатомии и физиологии животных и человека;
5.формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т. е. с самими школьниками, как частью природы;
6.Освоение навыков ухода за домашними животными;
В первом цикле «Юный натуралист» обучающиеся познакомятся с многообразием животных и растений, которые окружают человека, их биологических свойствах, особенностях ухода и содержания.
Во втором цикле «Шаг в науку» обучающиеся получат представление о таких науках, как зоология, ботаника, микробиология, микология, общая биология. Обучатся основным принципам проектной деятельности и научно-исследовательской работы.
В третьем цикле «Основы ветеринарии» обучающиеся познакомятся с профессией ветеринарный врач, научатся различать признаки здоровья своих питомцев, узнают о заболеваниях, общих для человека и животных, получат представление об основных принципах гигиены и биологической безопасности.
Обучающийся должен знать:
1.Основных видов животных и растений, содержащихся в домашних условиях, а так же условия их содержания.
2.Роль человека в окружающей его природе.
3.Значение зоопарков и заповедников как метод сохранения диких популяций.
4.Методы и приемы исследований, применяемые современными учеными и исследователями-натуралистами.
5.Иерархию живых организмов, их сходства и различия.
6.Введение в биологические дисциплины, такие как зоология, ботаника, микробиология, микология.
7.Основы ветеринарии-основы знаний анатомии и физиологии животных, начальную ступень в клинической диагностике.
Обучающийся должен уметь:
1.Рассказать о проводимом опыте, основываясь на знаниях и полученных результатах.
2.Правильно ухаживать за питомцем с учетом его вида и физиологии.
3.Самостоятельно поставить биологический эксперимент, грамотно вести дневник наблюдений.
4.Отличать живые организмы по различным признакам.
5.Работать с микроскопом и микробиологическими объектами.
6.Находить информацию об интересующих темах и вопросах, сопоставлять факты.
7.Различать признаки заболевания животных и растений.
Результаты работы кружка оформляются в виде проектов, презентаций, рефератов, научно - исследовательских работ.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вид учебной работы
Всегочасов
Годы обучения
1
2
3
Общаятрудоемкость
216
72
72
72
Семинары
64
21
21
22
Экскурсии и выездные занятия
39
14
15
10
Лабораторные и практические занятия
65
21
22
22
Самостоятельнаяработа
14
4
4
6
Рефераты, проекты, презентации
16
6
4
6
Выставки, конференции
18
6
6
6
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
Теоретические
Практические
Экскурсионные и полевые занятия
1
Наши домашние любимцы
30
15
15
6
1.1
Введение в основы биологии. Эволюция содержания животных дома
2
1
1
1.2
Требования к содержанию животных в домашних условиях
4
2
2
1.3
Наши пернатые друзья
6
3
3
1.4
Собаки, коты и…
4
2
2
1.6
Маленькие животные в нашем доме
4
2
2
1.7
Аквариум - подводное царство за стеклом
6
3
3
1.8
Сад на окошке
4
2
2
2
Питомцы зоопарка
12
6
6
8
2.1
Содержание животных в неволе
4
2
2
2.2
Окрас животных в природе
2
1
1
2.3
Хищники и травоядные
2
1
1
2.4
Обитатели морей и океанов
4
2
2
Цикл «Шаг в науку»
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе
Теоретические
Практические
Полевые
1
Зоология
6
3
3
6
1.1
Беспозвоночные
3
1
2
1.2
Позвоночные
3
1
2
2
Ботаника
5
2
3
2.1
Растительная клетка
2
1
1
2.2
Дыхание и питание растений
3
1
2
3
Экология
2
1
1
3.1
Экосистемы - естественные и искусственные
2
1
1
4
Медицина. Изучение человека
8
4
4
4.1
Тело и чувства
1
1
0
4.2
Борьба с болезнями
4
2
2
4.3
Витамины
3
2
1
5
Микробиология
8
4
4
4
5.1
Строение микроскопа
2
1
1
5.2
Простейшие
2
1
1
5.3
Грибы
2
1
1
5.4
Бактерии
2
1
1
6
Химия и биохимия
8
4
4
6.1
Законы химических реакций
2
1
1
6.2
Вода и скорость
3
1
2
6.3
Кислоты
3
1
2
7
Биология будущего
6
3
3
5
7.1
Космобиология
2
1
1
7.2
Нанобиология
2
1
1
7.3
Биофизика и биоакустика
2
1
1
Цикл «Ветеринария»
№
Наименование разделов и тем
Общее количество учебных часов
В том числе:
Теоретические
Практические
1
Введение в ветеринарию. Профессия врач-ветеринар
2
1
1
2
Анатомия домашних животных
6
3
3
3
Породы животных и предрасположенность к заболеваниям
2
1
1
4
Корма для животных. Сухие корма.Польза или вред
2
1
1
5
Виды исследований в ветеринарии
6
3
3
6
Признаки заболевания животных
4
2
2
7
Паразиты-переносчики возбудителей различных заболеваний
4
2
2
8
Вирусы. Реальность и мифы
2
1
1
9
Ветеринарно-санитарная экспертиза
6
3
3
10
Фармакология в ветеринарии.Понятие о лекарствах.Лекарственные формы
4
2
2
11
Асептика и антисептика
6
3
3
2.Содержание программы
Цикл 1 «Юный натуралист»
Раздел 1.Наши домашние любимцы.
Приручение животных. Первые домашние животные. Уход за животным. Обустройство клеток и террариумов. Растительноядные птицы. Насекомоядные птицы. Содержание собак. История кинологии. Породы и назначения собак. Содержание кошек. Кошачье зрение. Уход за шерстью животных. Рационы кормов. Хомяки. Мыши. Морские свинки. Моллюски. Оформление аквариума для моллюсков. Кальций в рационе питания животных. Основные виды аквариумных рыб. Водоросли. Микроорганизмы в аквариуме. Высшие растения. Почва. Фотосинтез растений.
Раздел 2. Питомцы зоопарка.
Зоопарки. Заповедники. Уход за животным в зоопарках. Мимикрия в природе. Семейство «кошачьих». Копытные. Грызуны. Киты. Дельфины. Касатки
Раздел 3.Животные и растения средней полосы России
Семейства «заячьих» и «кроличьих». Волки. Лисы. Определитель растений. Клевер. Кустарники. Хвойные и лиственные деревья.
Тематический план практических и лабораторных занятий
№
Тема
1.
П./р. Обустройство аквариума для питомца
2.
П./р. Скорлупа птичьих яиц
3.
П./р. Птичьи клювы
4.
Л./р. Строение птичьего пера под лупой и под микроскопом
5.
П./р. Почему на перьях многих птиц не задерживается вода
6.
П./р. Узнай породу собаки и ее назначение
7.
П./р. Чем питаются мыши-песчанки
8.
Л./р. Составление рациона для хомяка на зимний период
9.
П./р. Реакция улитки на внешние раздражители
10.
Л./р. Наблюдение за ростом ракушки у улитки
11.
П./р. Организация аквариума для пресноводных жителей
12.
П./р. Подбор растений в водный аквариум
13.
Л./р. Обнаружение в аквариуме простейших микроорганизмов и водорослей, изучение их под микроскопом
14.
П./р. Посадка растений в гидрогель
15.
П./р. Посадка экспериментального сада
16.
Л./р. Виды почв. Изучение и рассмотрение состава некоторых почв для комнатных растений
17.
П./р. Сад в бутылке
18.
П./р. Исчезновение панцирных рыб
19.
П./р. Окрас животных в пустыне
20.
Л./р. Изучение местообитаний животных по принципу строения когтей и зубов
21.
П./р. Древние морские животные
22.
П./р. Узнай птицу по ее пению
23.
П./р. Экспериментальная посадка растения
Цикл 2 «Шаг в науку»
Раздел 1.Зоология.
Введение в зоологию. Инфузория- туфелька. Эвглена зеленая. Актинии. Земляные и дождевые черви. Строение насекомых. Муравейники. Основные особенности строения рыб. Движение рыб в воде. Особенности строения скелета млекопитающих.
Раздел 2. Ботаника.
Введение в ботанику. Растительная клетка.Органеллы растительной клетки. Устьица листа. Хлорофилл. Зародыш семени. Семена растений. Селин. Кактус. Верблюжья колючка. Орхидеи. Выращивание комнатных растений.
Раздел 3. Экология.
Введение в экологию.Структура экосистем.Развитие и динамика экосистем.Биосфера как глобальная экосистема.Типы экосистем
Раздел 4. Медицина. Изучение человека.
Обоняние. Вкусовые рецепторы. Органы слуха. Звуковая волна. Иммунная система. Иммунитет. Витамины.
Раздел 5. Микробиология.
Оптическая и механические части микроскопа. Иммерсионная система. Морфология микроорганизмов. Микроскопия окрашенных и нативных препаратов.
Раздел 6.Химия и биохимия.
Глицерин. Поверхностное натяжение. Ускорение реакций. Растворители. Индикаторы. Белок молока. Липиды. Соли. Кальций.
Раздел 7. Биология будущего.
Ксенобиология. Криобиология. Нанодисперсные вещества. Биоэлектричество. Ультразвуковые волны.
Тематический план лабораторных и практических занятий
1.
Л./р. Исследование прудовой и озерной воды на наличие одноклеточных животных.
2.
Л./р. Наблюдение за движением инфузории-туфельки из пробирки №1 и №2.
3.
П./р.Выявление особенности образа жизни простейших морских организмов (актиний).
4.
П./р. Форма дождевых червей
5.
П./р.Ловушка для насекомых
6.
П./р.Как различают насекомых
7.
П./р. Что творится внутри муравейника
8.
Л./р. Наблюдение за видовыми особенностями движения плавников в воде у рыб
9.
П./р. Сравнительные особенности строения задних конечностей позвоночных животных
10.
П./р. Составление рационов питания для домашних животных
11.
П./р. Хищники - травоядные
12.
Л./р. Клетки луковицы под микроскопом
13.
Л./р. Яблочные клетки под микроскопом. Хлорофилл в растительной клетке
14.
Л./р.Поступление питательных веществ из воды в органы растений
15.
П./р. Нужна ли семенам растений земля для образования зародыша
16.
П./р. Рост семян салата и факторы, препятствующие росту
17.
П./р.Растения, среда обитания которых является пустыня и саванна
18.
Л./р.Зависимость количества испаряемой влаги от величины листьев.
19.
П./р. Дыхание растений
20.
П./р. Что происходит с растением при испарении воды с листьев.
21.
П./р. В каком направлении растет стебель
22.
Л./р. Выращивание из одного семени растений с двумя стеблями
23.
П./р. Изготовление искусственной экосистемы
24.
П./р.Выявление причин повышенной влажности в джунглях.
25.
П./р.Происхождение морей и океанов
26.
П./р. Распознавание запахов
27.
П./р. Распознавание вкусов
28.
П./р.Что происходит в органах слуха при поступлении звуков
29.
П./р. Чувствительность кожи
30.
Л./р. Клетки, отвечающие за иммунитет
31.
П./р. Природные витамины
32.
П./р. Витамины для животных
33.
Л./р. Изучение строения микроскопа
34.
Л./р. Биологические свойства простейших
35.
Л./р. Биологические свойства дрожжеподобных грибов
36.
Л./р. Иммерсионная система микроскопа
37.
Л./р. Лакто и бифидобактерии
38.
Л./р. Окраска микроорганизмов простым методом окрашивания
39.
Л./р.Изготовление мыльных пузырей
40.
Л./р. Ускорение химических реакций водой
41.
Л./р. Растворенные в водопроводной воде вещества
42.
Л./р. Вода в овощах и фруктах
43.
П./р. Кристаллы из соли
44.
Л./р.Индикаторы
45.
Л./р. Получение казеина
46.
Л./р. Реакция желатина с водяным паром
47.
Л./р. Вещества, содержащие крахмал
48.
Л./р. Растительные и животные жиры
49.
П./р. Химия для художников
50.
П./р. Кристаллы из соли
51.
П./р. Что такое мел
52.
П./р. Создай свою планету
53.
Л./р. Выращивание растений и при помощи нанодисперсного железа
54.
П./р. Звуки дельфинов и морских млекопитающих
55.
П./р. Электричество в живых организмах
Цикл 3. «Ветеринария»
Ветеринарный врач. Задачи профессии ветеринарный врач. Ветеринарные центры и клиники. СББЖ. Ветеринарный учет. Обозначение направлений анатомии. Анатомические особенности строения животных. Клиническая диагностика. Общий осмотр. Перкуссия. Аускультация. Термометрия. Пухопероеды. Цирковирусная инфекция. Пироплазмоз. Паразитизм. Овоскопия. Кокцидиоз. Ветеринарно-санитарная экспертиза. Микрофлора тела человека. Полезные бактерии. Формы лекарственных веществ. Рецептура. Лекарственные вещества. Асептика и антисептика.
Тематический план лабораторных и практических занятий
1.
П./р. Форма медицинского работника
2.
П./р. Ведение журнала ветеринарного учета животных
3.
П./р. Строение задних и передних конечностей млекопитающих
4.
П./р. Строение черепа собаки
5.
П./р. Отличия строения черепа морских млекопитающих от других животных
6.
П./р. Кошка и крыса «сфинкс»
7.
Л./р. Ветеринарно-санитарные нормы оценки и качества кормов для животных
8.
Л./р. Органолептическая диагностикасухого корма для кошек и собак
9.
Л./р. Определение РН кормовмелких домашних животных
10.
П./р. Кормовые добавки
11.
П./р. Метод общего осмотра в клинической диагностике
12.
П./р. Метод перкуссии в клинической диагностике
13.
П./р. Аускультация
14.
П./р. Специальные виды исследований в ветеринарии
15.
Л./р. Определение перкуторных границ легких у животных
16.
П./р.Аускультация сердца
17.
П./р. Температура тела животных
18.
П./р.Исследование органов зрения
19.
П./р.Исследование кожного и волосяного покрова животного
20.
П./р. Исследование перьев птиц на наличие пухопероедов
21.
П./р. Клещи-переносчики пироплазмоза
22.
П./р. Паразитизм - как форма жизни
23.
Л./р. Исследование фильтрующихся способностей вируса на примере красящих веществ разного цвета и размера
24.
П./р. Овоскоп своими руками
25.
Л./р. Исследование куриных эмбрионов в овоскопе
26.
Л./р. Исследование на кокцидиоз кроликов
27.
Л./р. Ветеринарно-санитарная оценка яиц
28.
Л./р.Ветеринарно-санитарнаяэкпертиза консервов
29.
Л./р. Ветеринарно-санитарная экспертиза меда
30.
Л./р. Исследование бактериальной обсемененности полости рта
31.
П./р. Основные формы лекарственных веществ
32.
П./р. Составление пропорций активных и вспомогательных веществ
33.
П./р. Рецепты
34.
П./р. Лекарственные растения
35.
П./р. Обработка рук хирурга
36.
Л./р. Исследование действия противомикробных моющих средств
37.
Л./р. Исследование действия антибактериального мыла
38.
Л./р. Исследование действия антисептического препарата «Велтосепт-2»
По каждому разделу в каждом цикле обучения планируются индивидуальные и групповые формы занятий.
В первом и втором циклах основные форма обучения - практические и лабораторные работы, дабы сформировать у обучающихся те знания и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов. Обучающиеся третий год готовят вместе с педагогическим работником научно-исследовательскую работу, по экологии или ветеринарии,на базе знаний, полученных в результате за 2 года обучения в кружке.
Большое внимание уделяется экскурсиям,отборам материала для исследовательской работы,самостоятельной работе,работе с литературными источниками. Учатся готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные. Попутно проходят курс лекций и семинаров с закреплением пройденного материала.
Самостоятельная работа включает работу с литературой и интернет-ресурсами. Результатом самостоятельной работы является написание реферата. Каждый реферат докладывается и обсуждается на специально отведенном семинарском занятии.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основная литература:
1.А.Ван Саан - Веселые эксперименты для детей.- Питер,2011
2.Светлана Лаврова - Занимательная ботаника.- Белый город, Серия «Моя первая книга»
3.Светлана Лаврова - Занимательная химия. - Белый город,Серия «Моя первая книга»
4.А.Рахманов - Попугаи. Уход и содержание.- Москва Аквариум,2004
5.Салимов В.А. Атлас «Патологоанатомическая и дифференциальная диагностика факторных заболеваний молодняка животных». М.Колос. 2001.
6.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных океана. - Ярославль: Академия развития, 1997.
7.Инфекционная патология животных, под редакцией В.И.Сюрина. 1 и 2 том. М.Академкнига. 2006
Дополнительная литература:
1.Т.А.Виноградов. Практическая Фитотерапия. М.С-П. 2001.
2. Справочник ветеринарного врача-ихтиопатолога. М.1999.
3. Иллюстрированный атлас болезней птиц. Изд-во дом Медол. 2006.
4. Минеральный состав кормов, под редакцией М.Ф.Томмэ. М.Колос. 1968.
5. Кольман Я. Наглядная биохимия. М.Мир.2004
6.Акимушкин И. Причуды природы., Ч. 1, 2. - М.: Юный натуралист, 1992
7.Багрова Л.А. Я познаю мир - М.: ACT, I997
8.Любимцев В.В. Что? Где? Когда? Как? Зачем? Почему? - М.: Дрофа, 1995
9.Рянжин С.В. Экологический букварь. - С.-Петербург, 1994
10.Журнал "Муравейник ".
Презентации для чтения лекций и проведения семинаров.Научно-познавательные фильмы.
Материально-техническое обеспечение.
-
Практикум-лаборатория для проведения лабораторных работ и семинаров.
-
Наличие клеток и аквариумов, для содержания живого уголка, а так же подстилочного и декоративного материала для созданий биологических экспозиций на базе лаборатории.
-
Наличие кормов для животных, витаминов, ветеринарных фармакологических препаратов.
-
Наличие некоторых химических реактивов для проведения занятий по химии и биохимии
-
Выпуск на реализацию СD и DVD дисков с наиболее широкой демонстрацией важнейших ветеринарных дисциплин и рекламирование новых достижений науки и техники в области биологии (специальная подборка).
-
Наличие раздаточных материалов в виде рабочих тетрадей, специально разработанных для кружка «Зоодоктор».
-
Наличие лаборанта по уходу за животными, желательно студента, обучающегося в естественно - научном ВУЗЕ.
Программу составили:
Акиншина М.А.(ПДО, ветеринарный врач), Денисенко Т.Е.(к.б.н), Павлов Геннадий Владимирович( Доктор биологических наук,профессор).
14