Дефицит и профицит государственого бюджета

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ДЕФИЦИТ И ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА


Цель занятия - изучение дефицита и источников его покрытия, а также изучение профицита и особенностей его распределения


  1. Бюджетный дефицит и способы его снижения

В идеале бюджет любого уровня должен быть сбалансирован т.е. расходы = доходам. Однако на практике часто возникает ситуация, когда доходы бюджета не покрывают все необходимые расходы. Что является причиной возникновения бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит - это ситуация, при которой уровень государственных расходов выше уровня государственных доходов.

Причины возникновения бюджетного дефицита:

  1. Рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и необходимостью развития промышленности.

  2. Сокращение доходов государственного бюджета в период экономического кризиса. (инфляция, спад производства, высокий уровень себестоимости производства товаров)

  3. Чрезвычайные обстоятельства (войны, массовые беспорядки, крупные катастрофы, стихийные бедствия)

  4. Неэффективность финансовой системы государства.

  5. Неэффективность налоговой и кредитной политики.

  6. Рост социальных программ, не обеспеченных финансовыми ресурсами

  7. Коррупция в государственном секторе.

Проблема сокращения бюджетного дефицита весьма серьёзна по ряду причин.

Во-первых, объём государственных расходов очень велик, многие из них не подлежат сокращению, снижение других затрагивает интересы различных групп населения, а находить новые источники пополнения бюджета достаточно сложно

Способы финансирования бюджета:

  • Дополнительная денежная эмиссия

  • Экономия бюджетных расходов

  • Увеличение налоговых ставок

  • Увеличение цен на товары и услуги государственных предприятий

  • Внутренние государственные займы.

  • Получение международных кредитов (ведет к увеличению внешнего долга государства)

  • Сдача золотовалютного резерва в залог кредита

  • Продажа государственной собственности (недвижимость, территории)

  • Конфискация средств со счетов физических и юридических лиц (банковские счета)

На практике универсального способа снижения бюджетного дефицита не существует.

Дефицит государственного бюджета опасен тем, что он практически всегда приводит к инфляции. (Так было, например, в США, когда бюджетный дефицит был вызван войной во Вьетнаме.) Таким образом, наличие бюджетного дефицита обычно рассматривается как негативное явление. Теоретически бюджетный дефицит может стимулировать развитие экономики, но в истории пока таких случаев не было.

Бюджеты подавляющего большинства государств мира являются дефицитными. Если государство стремится ежегодно принимать бездефицитный бюджет, это может привести к экономическим и социальным кризисам, возникающим за счет сокращения важных расходов и излишнего повышения налогов. Поэтому при регулировании дефицита важно учитывать не только текущие задачи бюджетной политики, но и её долгосрочные приоритеты.


  1. Бюджетный профицит и его распределение

Крайне редко при составлении бюджета складывается противоположное дефициту бюджета состояние - его профицит.

Профицитом бюджета называют ситуацию при которой уровень государственных доходов выше уровня государственных расходов. Т.е. возникновение дополнительных средств в бюджете.

Профицит может возникнуть по различным причинам (как внешним, так и внутренним).


Основные причины возникновения профицита:


  1. Профицит в следствие роста цен на различные виды энергоносителей на мировых рынках. (в том числе и на нефть) (рост цен на нефть привел к профициту бюджета России в 2000 г) Т. е изменения цен на определенные виды товаров и услуг на мировом рынке могут дать стране дополнительную прибыль, собственно благодаря чему профицит и образуется.

  2. Самой благоприятной причиной возникновения профицита бюджета является экономический рост (экономический профицит). Происходит активизация хозяйственной деятельности, увеличение объемов продаж и рост доходов всех субъектов экономики. Рост доходов предприятия и населения приводит к увеличению суммы собранных налогов, а улучшение работы государственных предприятий приносит чистый доход.

  3. Благоприятно сложившаяся конъюнктура товаров на мировых рынках, но поскольку конъюнктура рынка быстро меняется и дополнительные доходы, полученные данным способом, быстро истощаются такой профицит является недолговременным.(спрос и предложение)

  4. Налоговый профицит возникает в результате повышения государством налоговых ставок.

  5. Нормативный профицит бюджета он иногда закладывается непосредственно в бюджет, т. е. он может быть спрогнозированным, когда собранные средства превышают сумму запланированных расходов, но составление бюджета с профицитом является скорее исключением, чем правилом, поскольку имеет ряд негативных последствий для развития экономики. В этом случае происходит завышение налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования, что приводит к изъятию из оборота денежных средств и снижению эффективности функционирования экономики в целом.

Профицит не является абсолютно положительным явлением. Т.к экономический цикл всегда развивается по синусоиде и пик экономического подъёма может являться предвестником экономического спада т.е. будущего кризиса экономики.

Направления распределения профицита бюджета:

  1. выплата государственного долга

  2. создание и стабилизация финансового резерва, который также идет на погашение государственного долга, если не возникает бюджетного дефицита, на покрытие заранее известных расходов и на непредвиденные расходы государства.

  3. финансирование отдельных статей расходов бюджета

  4. строительство объектов государственного значения

  5. улучшение и развития отдельных территорий

  6. финансирование отдельных целевых проектов и программ

На практике универсального способа распределения бюджетного профицита не существует.

Итак, увеличение в доходах увеличивает бюджетный профицит и сокращает бюджетный дефицит. Таким образом, бюджетный профицит и бюджетный дефицит зависят не только от государственной политики, касающейся расходов и налогообложения, но также и от уровня активности в экономике. И государственные расходы и подоходные налоги оказывают не только непосредственное воздействие на бюджетный профицит, но и косвенное воздействие, влияя на объем производства и доходы.

Отрицательные стороны профицита государственного бюджета:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой нехватку финансовых ресурсов на уровне государства;

  • по причине дисбаланса заемных средств возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит проявляющийся как доходы от получаемых кредитов;

  • несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;

  • налоговая нагрузка действительно слишком велика, и налогоплательщики вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

В случае бюджетного профицита при составлении бюджета согласно статьи 88 Бюджетного кодекса РФ следует:

  • сократить привлечение доходов от продажи государственной собственности;

  • предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

  • увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.


© 2010-2022