- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Программа по нравственно-патриотическому воспитанию Возрождение
Программа по нравственно-патриотическому воспитанию Возрождение
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Горяинова М.И. |
Дата | 15.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
4
ПРОГРАММА ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ "ВОЗРОЖДЕНИЕ»
разработала педагог дополнительного образования АУ ВО «Санаторий «Жемчужина Дона» Горяинова М. И.
1.Актуальность программы.
Санаторий «Жемчужина Дона» стал для детей, подростков и их семей вторым домом. Вся наша работа направлена на то, чтобы сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей. В наш стремительный 21 век с его великими техническими возможностями, с бесконечными нововведениями идет по стране таким же широким шагом бездуховность, обнищание народа, высокая смертность от болезней, связанных с злоупотреблением спиртного, наркотиков, бездомность, девальвация ценностей культуры, науки, образования.
Когда река мелеет, идут к истокам.
В современной России подрастающее поколение особенно нуждается в формировании нравственных ориентиров. Сделать это можно только на фундаменте традиционной для Отечества культуры. При знакомстве с традициями, благочестивым укладом жизни православного народа у детей постепенно формируется тот нравственный идеал, который складывался веками и к которому должен стремиться каждый русский человек. И чем раньше произойдет встреча ребенка с этическими и эстетическими ценностями своего народа, тем быстрее будет его духовное возрастание. Ведь в детском
возрасте можно успеть заложить столько человечности и мудрости в сердце ребенка, что их с лихвой хватит на всю жизнь. Именно в эти годы формируется нравственный стержень человека. Упустим этот благоприятный период - и многое будет безвозвратно потеряно. С годами познание добра, красоты, стремление к прекрасному становится все более рациональным, раскрывая тем самым непосредственную восприимчивость чистого и открытого сердца.
Результаты работы по данной теме дадут детям представление о духовно - нравственных традициях России, социальном опыте, исторических представлениях наших передков, их хозяйственных занятиях, семейном укладе, праздниках и буднях.
Меняются времена, эпохи, люди, но вечным остается стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине. Русский философ Д.С.Лихачев напоминает: «Что обращение к культуре прошлого - это не измена своей культуре, а дополнение и обогащение ее. Понять современную эпоху, ее значение можно только на огромном историческом фоне». Русский народ не должен терять нравственного авторитета среди других народов -авторитета достойно завоеванного русским искусством, литературой.
Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся в будущем, если наша работа будет направлена на воспитание душ, а не ограничиваться передачей знаний.
Народная культура как база воспитания и обучения играет все более важную роль в формировании личности в условиях нарастающей бездуховности и падение нравственных устоев в обществе. Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт в области воспитания и обучения.
Лучшие народные традиции живут и ныне. «Воспитание детей - есть труд и долг» - писал Ф.М.Достоевский. Добавим: труд самых квалифицированных ученых, долг всех граждан страны.
Из покон веков самым главным своим долгом человечество считало и считает правильное воспитание подрастающего поколения. Плохим, невоспитанным ребенок не рождается. Это - истина, давно всем известная. С первых дней рождения человека до последних его учат жизнь, общество, которое его окружает, а главное семья, в ней проходит его детство.
Важным элементом культуры нашего народа является язык. Культура народа, включая национальное самосознание, традиции, хранится и передается с помощью языка, который был и остается его бесценным богатством. Слово воспитывает, дает наставление. Как гласит народная мудрость: «Веревка хороша длинная, речь - короткая»; «Речь - серебро, молчание - золото». Оно бережет честь, возвышает человека, согласовывает людей: «Слово - острее оружия», «Слово - сильнее стрелы».
Дар слова - одна из величайших способностей человека, возвышающая его над миром всего живого и делающая собственно человеком. Знакомя, детей на занятиях с фольклором, со свидетельствами прошлых лет - документами, подлинными предметами старины, мы тем самым помогаем ребятам усваивать лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Тем самым мы расставляем эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения, во многом в нашей жизни утраченные.
2.Реализация программы «Возрождение» позволит решить сразу 4 проблемы
- поможет детям узнать своё историческое наследие, сохранить народные традиции, обогатить свой внутренний мир;
- создаст условия для эффективной реализации реабилитационных мероприятий для каждого ребенка с помощью квалифицированных специалистов;
- дети приобретут новых друзей среди сверстников и расширят круг общения, пополнят словарный запас за счет проведения интеллектуальных игр, занятий, бесед, песен;
- открытие и развитие творческих способностей детей через кружковую работу. Возраст детей и подростков данной программы:
- дети в возрасте 6-10лет;
3. Цели и задачи программы
Цель - познакомить детей и подростков с нашим историческим наследием и привить им высоконравственные качества личности.
Задачи:
-
- формирование эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, ее традиции и обычаи;
-
развитие активности творческого потенциала, творческих начал у детей и подростков через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении;
-
привлечение большего количества людей к проблемам духовно-нравственного воспитания детей и подростков;
-
вовлечение детей и подростков в сферу исторического наследия нашего народа, расширение зоны их общения, круга интересов, их социализация.
4.Учебно-тематическое планирование
№
Название мероприятия
Кол- во занятий
Форма проведения
1
Знакомство с детьми. «Семья и родной дом»
1
круглый стол
2
Большая и малая родина.
1
беседа
3
Родной язык.
1
дискуссия
4
Народные традиции.
1
практикум
5
Учителя духовные.
1
беседа
6
Русские богатыри.
1
заочное путешествие
5. Ожидаемые результаты
В ходе реализации программы дети и подростки получат все необходимые знания по культурному наследию и народным промыслам. Приобретенные высоконравственные этические знания помогут им в социализации и улучшении окружающего общества.
Полученные знания и умения помогут детям и подросткам найти свое достойное место в жизни и правильно определиться с будущей профессией.
6.Содержание программы.
-
Семья и родной дом.
Говорится о самом дорогом, что есть у человека - о родных и близких людях. Предлагается ответить «Что же такое семья?» Попросить рассказать о родителях, чему у них дети научились. Вспомнить свои обязанности, других своих родственников. Изобразить геологическое древо. Послушать стихи, сказку, пословицы и поговорки о родных людях
.
2. Большая и малая родина.
Задумаемся, что означают слова : Русь, русский, Россия, россияне? Рассказ о том, как появилась Россия, какие народы населяли её, как широко раскинула она свои просторы, какая природа в разных уголках страны. Слушаются стихи и сказка о родине.
3.Родной язык.
Знакомство с библейской легендой о появлении разных народов, говорящих на разных языках. Почему наш язык называется богатым? Подбор синонимов и антонимов к словам. Рассказ о двух монахах, научивших наших предков письменности. Инсценировка сказки.
4.Народные традиции.
Выясняется, что же такое традиция и обычаи? Разыгрываются сценки встречи Масленицы, Осенин, Рождества, Пасхи. Инсценировка сказки. 5.Учителя духовные. Рассказывается о необыкновенных людях - духовных наставниках народа. Отдельный рассказ о Сергии Радонежском.
6. Русские богатыри.
Рассмотреть картину Васнецова « Три богатыря». Предлагается отправиться во времена, когда жили богатыри. В исполнении детей слушаются рассказы о жизни трёх богатырей и Никите Кожемяке. Коротко рассказать о других былинных богатырях.
7.Список литературы.
1. Аникин В. П. Русские пословицы и поговорки. - М.: Художественная литература, 1988.
2. Шорыгина Т. А. Родные сказки.- М. Книголюб, 2005.
3. Ишимова А. Ю. Житие преподобного Сергия Радонежского. - М., 1992.
4. Семёнова М. Мы - славяне. - М., Азбука, 1997.
5. Шорыгина Т. А. Православные праздники для детей. - М., Творческий центр »Сфера», 2001.
6. Родная словестность. - Сост. Е. Н. Леонович, - М., Дидакт,1993.