Рабочая программа Хочу все знать

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:






Рабочая программа

по школе раннего развития

«Детский университет»

по предмету «Хочу все знать»












Содержание

Рабочая программа 1

по школе раннего развития 1

«Детский университет» 1

по предмету «Хочу все знать» 1

1

Содержание 2

6

Пояснительная записка. 6

Содержание курса «Здравствуй, мир!» 8

Для детей 3-4 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15 минут) 8

Цветной мир. 8

Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов. 9

Какие мы? 9

Все мы - люди. Мальчики и девочки. Наши имена. Схематическое изображение тела и лица человека. Эмоции. Мимика людей. 9

Времена года. 9

Лето: погода летом, летние работы в саду и огороде, признаки лета. Осень, осенняя погода, листопад, дары осени, признаки осени. Зима: погода зимой, снег и его свойства, растения и животные зимой, признаки зимы. Весна: весенняя погода, ручьи, сосульки, капель, признаки весны. 9

Наши друзья - животные 9

Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши. Забота человека о домашних животных. Обитатели леса - звери: заяц, волк, медведь, лиса. Звери зимой и летом. Герои сказок - лесные жители. Птицы - обитатели воздуха. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам. 9

Растения и плоды 9

Деревья, кустарники и травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты (цвет, вкус, запах, размер, форма, место произрастания) 9

Как товары в магазин пришли 9

Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, овощей и фруктов. Символы. Одежда: сезонная, мужская, женская, детская. Детали одежды. Головные уборы. Обувь. Уход за одеждой и обувью. Мебель для работы и отдыха. Детали мебели, уход за мебелью. Посуда чайная, столовая и кухонная. Ее назначение и уход за ней. 9

Всему свое время 9

Утро, день, вечер, ночь. Действия людей в разное время суток. Круговая диаграмма времени суток. 9

К концу обучения дети младшей группы должны знать: 9

- цвета спектра, 9

- свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения, 9

- части тела и лица, их количество и назначение; 9

- название детенышей домашних и диких животных, 9

- название двух деревьев, двух травянистых растений; 9

- основные детали одежды, мебели, посуды 9

К концу обучения дети младшей группы должны иметь представление: 9

- о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов; 10

- обо всех временах года и их характерных особенностях; 10

- об основных домашних животных, диких зверях и птицах; 10

- о назначении одежды, мебели и посуды и об уходе за ними; 10

- о частях суток; 10

- о действиях детей и взрослых в разное время суток. 10

Дети должны уметь: 10

- различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов; 10

- различать основные цвета; 10

- различать эмоции человека; 10

- различать зверей и птиц; 10

- различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности; 10

- пользоваться обобщающими символами. 10

Содержание курса «Здравствуй, мир!» 10

Для детей 4-5 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15-20 минут) 10

Мы живем в городе 10

Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности. Село: низкие одноэтажные деревянные дома, узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Город- наш дом. Зачем нужны растения в городе. 10

Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель, пешеход, пассажир. 10

Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте. 10

Какие мы? 10

Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Все мы - люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова, туловище, руки, ноги. Лицо части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы. 10

Кошки и собаки - члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое любимое животное(проект). Кошки и собаки - помощники. 10

Осень - время года 10

Осень - время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь. 10

Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу. 11

Осень - подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки прячутся на дно водоемов. Меняют «шубу»: заяц и белка. Отлет птиц на юг. 11

Как в магазин пришли товары 11

Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная, фрукты и овощи…Символы. 11

Как овощи оказались в магазине? Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части.. 11

Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов. 11

Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара. 11

Путешествие хлеба: жизнь хлебного колоска. Солнце и вода - друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Пекарь печет хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект). 11

Профессии людей 11

Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек. 11

Зима - время года 11

Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка. 11

Зима- время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным. 11

Наши друзья - животные 11

Обитатели леса - звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям. 11

Домашние животные - наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных. 11

Птицы - обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам. 12

Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах. 12

Рыбы - обитатели водоемов. Аквариум - искусственный водоем. 12

Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных. 12

Весна- время года. 12

Весна - время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, ледоход на реке, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц). Цветы - первоцветы. Признаки весны. 12

Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц). 12

Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья - насекомые. Летающие цветы - бабочки. 12

Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями. 12

Времена года. Характерные признаки осени, зимы, весна и лета. Месяцы года. 12

К концу обучения дети средней группы должны знать: 12

- название родного города, села; 12

- основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера. 12

К концу обучения дети средней группы должны иметь представление: 12

- о характерных признаках города и села, об элементарных правилах поведения в городе и на природе; 12

- об элементарных правилах поведения в городе и на природе; 12

- о разных видах общественного транспорта, 12

- о семье и взаимопомощи членов семьи; 12

- об основных частях тела человека и их назначении; 12

- об элементарных правилах поведения и личной гигиене; 12

- об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов; 12

- о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий; 12

- об основных особенностях сезонной жизни природы; 12

- об основных особенностях сезонной жизни людей; 12

- о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными); 12

- о жизни диких животных в природе. 12

Дети должны уметь: 12

- отличать времена года и их признаки; 13

- отличать город от села; 13

- отличать и называть деревья (3-4 вида) и кустарники (1 вид); 13

- называть грибы и ягоды; 13

- отличать съедобные части растений от несъедобных; 13

- узнавать мухомор как несъедобный гриб; 13

- решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности); 13

- правильно себя вести на занятии (давать правильный и полный ответ, правильно задавать вопрос воспитателю и ребятам) 13

Содержание курса «Здравствуй, мир!» 13

Для детей 5-6 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15-20 минут) 13

Лето - время года. 13

Правила поведения. 13

Подготовка к путешествию. 13

Путешествие на север. 14

Путешествие в леса. 14

Я - гражданин России. 14

На каникулы - в Москву. 14

В гости - к мастерам. 14

Путешествие на юг. 14

Люди и планета. 15

16

Материально - техническое обеспечение образовательного процесса, 17

осуществляемого по курсу « Окружающий мир». 17

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы: 18

Методические рекомендации. 22

Основная цель программы - расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность. Основные задачи данной программы. 23

Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников. 24

Особенности методики обучения. 25

Учебно- методический комплект по курсу окружающего мира 25

Список используемой литературы 26

23






Пояснительная записка.

В дошкольном возрасте у ребенка развиваются познавательные процессы, побуждающие его активно и самостоятельно изучать окружающую среду. Задача педагога - помочь ребенку через мотивационную игру научиться свободно ориентироваться в окружающей его действительности.

Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру - важнейшие линии развития личности ребенка средствами курса окружающего мира. Организуя познание, важно раскрыть детям сущностные особенности предметов, способствовать освоению методов познания и видов интеллектуальной деятельности, развивать наблюдательность, исследовательский подход к объектам окружающей действительности.

Важная цель данного курса - помощь ребенку в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру. Это открывает перед дошкольником возможности действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, позволяет понимать, осмысливать и реализовывать в своем поведении нравственное отношение к предметам как результатам человеческого труда.

Знакомство с техникой, машинами и механизмами, свойствами и разновидностями различных материалов на основе опытно- экспериментальной деятельности, разнообразными видами труда взрослых, профессиями обеспечивает дальнейшее вхождение ребенка в современный мир, приобщение к его ценностям.

Знания о явлениях природы расширяются, уточняются при знакомстве с растительным и животным миром в разных уголках планеты. Особое внимание уделяется формированию у детей обобщенных представлений на основе выделения характерных и существенных признаков природных объектов и зон.

Задача воспитания у дошкольников основ экологического сознания продолжает оставаться главной. Сюда входит воспитание ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде, здоровью, следование экологическим правилам в доступных для ребенка формах; формирование представлений о природе как едином целом, о человеке как части живой природы. Детям помогают понять роль человека в нарушении целостности всей экосистемы планеты, освоить некоторые правила поведения в ней.

Обогащаются и уточняются знания ребенка о самом себе, своей семье, ближайшем социальном окружении, культурно-исторические и географические знания, дети также знакомятся с наиболее важными для мировой цивилизации открытиями и изобретениями. Это позволяет воспитывать толерантное отношение и уважение к традициям других народов, формируются этические нормы и правила поведения в обществе, умение соблюдать правила безопасности.

Данная программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.

Цели курса «Хочу все знать» для дошкольников - 1) научиться объяснять окружающий мир в процессе выполнения заданий по осмыслению своего опыта; 2) способствовать развитию дошкольников; 3) знакомство с родным языком и развитие речи.

Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов.

Благодаря такой постановке задачи, в ребёнке воспитывается аккуратность словоупотребления и дисциплина мышления, именно эти элементы общей и научной культуры готовят детей к будущему освоению научного языка.

Общая задача всех занятий по курсу «Окружающий мир» - формирование навыков общения, активация и обогащение словарного запаса, развитие моторики, внимания и мышления.

В основе занятий лежит игра, важную роль выполняют слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это важнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, пробуждающие фантазию и творчество детей, педагог незаметно руководит творчеством ребёнка, побуждая его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности.

Большинство занятий строятся в рамках технологии « самостоятельного открытия детьми нового знания»:

  1. этап - введение в игровую ситуацию. Актуализация имеющихся у детей знаний. Воспитатель задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей.

  2. этап - мотивационная игра.

  3. этап - затруднение в игровой ситуации и поиск выхода из затруднения (открытие новых знаний).

  4. этап - самостоятельное применение « нового» в других игровых ситуациях.

  5. этап - повторение и развивающие задания.

  6. этап - итог занятия.


Содержание курса «Здравствуй, мир!»

Для детей 3-4 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15 минут)

Цветной мир.

Знакомство с цветами спектра. Получение одного цвета из двух других. Нахождение предметов названного цвета в окружающей обстановке. Дифференциация цветов.

Какие мы?

Все мы - люди. Мальчики и девочки. Наши имена. Схематическое изображение тела и лица человека. Эмоции. Мимика людей.

Времена года.

Лето: погода летом, летние работы в саду и огороде, признаки лета. Осень, осенняя погода, листопад, дары осени, признаки осени. Зима: погода зимой, снег и его свойства, растения и животные зимой, признаки зимы. Весна: весенняя погода, ручьи, сосульки, капель, признаки весны.

Наши друзья - животные

Домашние животные: лошадь, корова, свинья, собака, кошка и их детеныши. Забота человека о домашних животных. Обитатели леса - звери: заяц, волк, медведь, лиса. Звери зимой и летом. Герои сказок - лесные жители. Птицы - обитатели воздуха. Разнообразие птиц. Помощь людей птицам.

Растения и плоды

Деревья, кустарники и травянистые растения в разное время года. Условия роста растений. Овощи и фрукты (цвет, вкус, запах, размер, форма, место произрастания)

Как товары в магазин пришли

Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обуви, посуды, мебели, овощей и фруктов. Символы. Одежда: сезонная, мужская, женская, детская. Детали одежды. Головные уборы. Обувь. Уход за одеждой и обувью. Мебель для работы и отдыха. Детали мебели, уход за мебелью. Посуда чайная, столовая и кухонная. Ее назначение и уход за ней.

Всему свое время

Утро, день, вечер, ночь. Действия людей в разное время суток. Круговая диаграмма времени суток.

К концу обучения дети младшей группы должны знать:

- цвета спектра,

- свои имя и фамилию, имена людей ближайшего окружения,

- части тела и лица, их количество и назначение;

- название детенышей домашних и диких животных,

- название двух деревьев, двух травянистых растений;

- основные детали одежды, мебели, посуды

К концу обучения дети младшей группы должны иметь представление:

- о том, что фиолетовый, оранжевый и зеленый цвета получаются в результате смешивания двух цветов;

- обо всех временах года и их характерных особенностях;

- об основных домашних животных, диких зверях и птицах;

- о назначении одежды, мебели и посуды и об уходе за ними;

- о частях суток;

- о действиях детей и взрослых в разное время суток.

Дети должны уметь:

- различать и называть предметы ближайшего окружения, их цвет, форму, величину, существенные части и детали, действия предметов;

- различать основные цвета;

- различать эмоции человека;

- различать зверей и птиц;

- различать по вкусу, цвету, форме и величине овощи и фрукты, наиболее распространенные в данной местности;

- пользоваться обобщающими символами.

Содержание курса «Здравствуй, мир!»

Для детей 4-5 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15-20 минут)

Мы живем в городе

Отличия города и села. Город: высокие многоэтажные каменные здания, широкие асфальтированные улицы и дворы, мало растительности. Село: низкие одноэтажные деревянные дома, узкие грунтовые дороги, трава и деревья. Город- наш дом. Зачем нужны растения в городе.

Улица: тротуары и мостовая. Легковые и грузовые машины. Автобус, троллейбус, трамвай. Водитель, пешеход, пассажир.

Правила поведения на улице. Светофор, пешеходный переход «зебра», подземный переход. Остановка. Правила поведения в транспорте.

Какие мы?

Семья: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, тетя, дядя. Все мы - люди. Женщины и мужчины, девочки и мальчики. Голова, туловище, руки, ноги. Лицо части лица. Органы чувств. Эмоции и мимика людей. Узнай друга. Символы.

Кошки и собаки - члены нашей семьи. Уход за кошками и собаками. Мое любимое животное(проект). Кошки и собаки - помощники.

Осень - время года

Осень - время года. Месяцы осени. Приметы осени во дворе и парке (желтые и красные листья деревьев; листья на земле; демисезонная одежда). Осенние листья. Парк: деревья, кустарники, травы. Дуб, береза, липа, тополь.

Собираемся в лес. Одежда для похода. Едем на поезде. Лес. Осень в лесу. Главное правило грибника: собирай только известные тебе грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Лесные ягоды. Как вести себя в лесу.

Осень - подготовка к зиме. Запасают пищу: белка запасает орехи и грибы кабан нагуливает жир. Прячутся в убежище: медведь ложится в берлогу, лягушки прячутся на дно водоемов. Меняют «шубу»: заяц и белка. Отлет птиц на юг.

Как в магазин пришли товары

Магазины и внешний вид витрин. Магазины: одежды, обувной, спортивный, книжный, гастроном, булочная, фрукты и овощи…Символы.

Как овощи оказались в магазине? Поле и огород. Что нужно для урожая? Крестьяне (жители села) выращивают овощи. Машины помогают выращивать и собирать урожай. Разнообразие овощей. Съедобные и несъедобные части..

Плоды: фрукты, ягоды, орехи. Сад и уход за ним. Лесные и садовые ягоды и орехи. Разнообразие фруктов, ягод и орехов.

Что можно приготовить из овощей? Обед: салат, суп, второе блюдо. Что можно приготовить из фруктов? Компот, варенье, сок. Профессия повара.

Путешествие хлеба: жизнь хлебного колоска. Солнце и вода - друзья хлебного колоска. Весенняя вспашка и посев семян. Как крестьяне помогали хлебному колоску вырасти. Сбор урожая. Зерна превращаются в муку. Пекарь печет хлеб. Профессии людей, помогающие путешествию хлеба. Изготовление хлеба (проект).

Профессии людей

Профессии людей в городе. Взаимопомощь людей разных профессий. Магазин, парикмахерская, поликлиника, театр, музей, детский сад и школа. Взаимосвязь людей разных профессий в процессе производства хлеба, детской одежды и игрушек.

Зима - время года

Признаки зимы. Приметы зимы во дворе. Снег, снежинка, сосулька, морозные узоры. Гололед. Холодная погода и зимняя одежда людей. Зимние игры. Новогодняя елка.

Зима- время года. Месяцы зимы. Приметы зимы в парке. Животные и растения зимой. Помощь животным.

Наши друзья - животные

Обитатели леса - звери. Звери зимой и летом. Герои сказок (волк, лиса, заяц, еж, медведь, мышь). Помощь людей зверям.

Домашние животные - наши помощники («профессии» домашних животных). Разнообразие домашних животных. Забота человека о домашних животных.

Птицы - обитатели воздуха. Полет птиц. Птицы в городе и в лесу. Помощь людей птицам.

Разнообразие домашних птиц (петух, курица, утка, гусь, индюк). Забота человека о домашних птицах.

Рыбы - обитатели водоемов. Аквариум - искусственный водоем.

Зоопарк. Многообразие животных. Животные наших лесов и животные других стран в зоопарке. Звери, птицы и рыбы. Обитатели зоопарка. Водные и сухопутные животные. Наземные и воздушные животные. Отличия животных.

Весна- время года.

Весна - время года. Весеннее пробуждение природы. Месяцы весны. Приметы весны во дворе (таяние снега, ледоход на реке, распускание листьев, прилет птиц, начало цветения растений, гнездование птиц). Цветы - первоцветы. Признаки весны.

Птицы и их гнезда. Животные и растения готовятся к лету. Охрана растений и животных (птиц).

Путешествие в гости к насекомым. Маленькие размеры. Наши друзья - насекомые. Летающие цветы - бабочки.

Практическая работа по выращиванию всходов. Условия жизни растений. Уход за комнатными растениями.

Времена года. Характерные признаки осени, зимы, весна и лета. Месяцы года.

К концу обучения дети средней группы должны знать:

- название родного города, села;

- основные трудовые действия врача, повара, продавца, парикмахера.

К концу обучения дети средней группы должны иметь представление:

- о характерных признаках города и села, об элементарных правилах поведения в городе и на природе;

- об элементарных правилах поведения в городе и на природе;

- о разных видах общественного транспорта,

- о семье и взаимопомощи членов семьи;

- об основных частях тела человека и их назначении;

- об элементарных правилах поведения и личной гигиене;

- об условиях роста растений; о выращивании овощей и фруктов;

- о профессиях людей и взаимопомощи людей разных профессий;

- об основных особенностях сезонной жизни природы;

- об основных особенностях сезонной жизни людей;

- о домашних животных (их пользе, о труде людей по уходу за домашними животными);

- о жизни диких животных в природе.

Дети должны уметь:

- отличать времена года и их признаки;

- отличать город от села;

- отличать и называть деревья (3-4 вида) и кустарники (1 вид);

- называть грибы и ягоды;

- отличать съедобные части растений от несъедобных;

- узнавать мухомор как несъедобный гриб;

- решать задачи в рабочей группе (навык групповой деятельности);

- правильно себя вести на занятии (давать правильный и полный ответ, правильно задавать вопрос воспитателю и ребятам)

Содержание курса «Здравствуй, мир!»

Для детей 5-6 лет (1 занятие в неделю, всего 36 занятий продолжительностью не более 15-20 минут)

Лето - время года.

Летние месяцы. Приметы лета в природе (погода, цветение и созревание плодов, летняя одежда).

Правила поведения.

Правила поведения в природе. Работа экологов, природоохранных организаций.

Правила поведения в группе и других общественных местах. Правила поведения у себя дома.

Правила поведения в разные исторические эпохи - от первобытного мира до современности.

Правила поведения на улицах города, дорожные знаки.

Подготовка к путешествию.

Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в нашем доме. Огонь - друг, огонь - враг. Как спасаться от огня. Наши помощники - службы помощи.

Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Регистратура. Профессии врачей (глазной; ухо, горло, нос; кожник; терапевт; рентгеновский кабинет; стоматолог). Строение тела человека. Физкультура, спорт и здоровье. Закаливание организма. Если кто - то заболел.

Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия.

Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги - наши помощники. Путешествие с помощью книг.

Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, дворы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице.


Осень - время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный, воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте.

Путешествие на север.

На Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лёд. Животный мир ледовой пустыни (медведи, тюлени). Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь погоды.

Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы.


Путешествие в леса.

Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса (орехи, грибы). Лес - наше богатство.

Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес - наше богатство.

Зима - время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой.


Я - гражданин России.

Достопримечательности России: природа, полезные ископаемые, народные промыслы, сказки, многонациональность, национальные костюмы, особенности родного края, достижения людей. Символы России: флаг, герб, гимн, столица, президент. Паспорт гражданина России.

На каникулы - в Москву.

Москва - столица России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы. Прогулки по Москве - Кремль, Большой театр.

В гости - к мастерам.

Народные промыслы лесной зоны. Гжель. Изготовление посуды. Городецкая роспись. Золотая Хохлома. В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка. Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушек. История русского костюма. Как одевались раньше и теперь. Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь. Масленица.

Путешествие на юг.

Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь - житница страны. Как родится хлеб.

Путешествие в дальние страны. Подготовка к путешествию: предметы, необходимые в путешествии, отличие туриста и путешественника, транспорт.

Европа. Сравнение с природой России. Сказки писателей Европы. Великие изобретения и открытия: часы, паровая машина, паровоз, воздушный шар, аэроплан.

Азия. Горы. Тропики. Великие изобретения: бумага, фарфор, арабские цифры, шелк.

Америка. Джунгли. Сравнение с природой России. Индейцы - коренные жители Америки. Родина картофеля, томатов, кукурузы. Карнавал.

Африка. Пустыня. Саванна. Погода в Африке. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. Пирамиды, календарь.

Австралия. Удивительные животные (кенгуру, коала, утконос, ехидна). Разведение скота и последствия этого. Шерстяные изделия.

Антарктида. Лед. Погода. Животный мир. Полярные станции и метеорология.

Мировой океан. Животный и растительный мир. Морские животные, дышащие воздухом: дельфин, кит, морж. Использование даров моря: добыча полезных ископаемых, рыболовство, украшения. Природные катаклизмы: ураганы, землетрясения, цунами, вулканы. Профессии людей, связанные с морем: моряк, капитан, рыболов, водолаз, спасатель.

Зоопарк. Обитатели разных стран. Отличительные особенности птиц, зверей и рыб.

Люди и планета.

Отличия людей: по национальности, возрасту, полу, внешности, занятиям. Равенство между людьми. Взаимозависимость людей друг от друга. Человеческая цивилизация. Значение изобретений и открытий в развитии общества. Культура и история человечества: библиотеки и музеи, их значение в развитии человечества в целом и для личности одного человека. Правила поведения в местах культуры и искусства. Значение деятельности человечества по охране природы Земли.

Космос. Строение Солнечной системы. Подвиг Ю. Гагарина. Значение освоения космоса для современного человечества. Значение достижений России в освоении космоса.

Великая Отечественная война. Подвиг россиян в победе над фашизмом. Значение победы в Вов. Память людей о подвиге народа. Правила поведения у памятников.

Возвращаемся домой. Рассказ о путешествии по стране. Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо и телеграмму. Газеты и журналы и их доставка. Интернет.


Планируемые предметные результаты по развитию познавательно - речевой сферы.


К концу обучения дети должны знать:

- Элементарные правила поведения в городе и на природе;

- О правилах личной безопасности;

- О службах помощи;

- Свой адрес, название страны, города;

- Родственные отношения;

- О сезонных изменениях в природе;

- Об условиях, необходимых для роста растений;

- Основные трудовые действия библиотекаря, почтальона, пожарного;

- Зимующих птиц;

- Основные трудовые действия эколога, моряка, спасателя;

- Символы России: флаг, герб, гимн, столицу, президента;

- Основные государственные праздники;

- О природе как едином целом;

- Названия месяцев года;

- Изменения в природе в зависимости от климата;

- Основные отличия зверей, птиц, рыб и насекомых;

- Видовое разнообразие музеев.

К концу обучения дети должны иметь представление:

- о правилах поведения в общественных местах (в парке, в магазине, в гостях, в поликлиннике, в театре, на транспорте, во время путешествия);

- о строении своего тела;

- о погоде в разных частях России в разное время года;

- о растительном и животном мире;

- об образе жизни людей в других регионах России;

- о народных промыслах;

- о трех состояниях вещества на примере воды;

- о России как едином государстве;

- о культурно - исторических и географических особенностях родного

края;

- о свойствах колеса;

- о взаимосвязи между природой и деятельностью человека;

- об образе жизни людей в других странах;

- о природных катаклизмах;

- о различных расах людей;

- об освоении космоса;

- о значении открытий и изобретений в жизни человека.


Дошкольники должны уметь:

- устанавливать простейшие причинно - следственные связи;

- различать и называть деревья и кустарники по коре, листьям и плодам;

- пользоваться календарем погоды;

- ухаживать вместе со взрослыми за растениями и животными ближайшего окружения;

- соблюдать осторожность, оказавшись в новых жизненных ситуациях;

- составлять простейшие символы и понимать их.






Материально - техническое обеспечение образовательного процесса,

осуществляемого по курсу « Окружающий мир».

  • Федеральные Государственные образовательные стандарты общего образования. Дошкольное образование,

  • Санитарно - эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях,

Обучение окружающему миру обеспечивается пособиями ОС «Детский сад 2100»:

Здравствуй, мир! (Е. Е. Кочемасова, И. К. Белова, А. А. Вахрушев, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова). Пособие для дошкольников, ч. 3-4.

  • Методические рекомендации для педагогов к пособию « Здравствуй, мир!». А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, И. В. Маслова, Ю. И. Наумова.

  • Наглядный и раздаточный материал для дошкольников (карточки по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром) Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова.

  • Комплект наглядных пособий по ознакомлению с окружающим миром (сюжетные картины) (сост. Е. Е. Кочемасова, А. А. Вахрушев).

Технические средства обучения для обеспечения реализации рабочей программы:

  1. мультимедийный проектор;

  2. компьютер;

  3. экран;

  4. видеоплеер;

  5. магнитофон.

































Таблица годового календарно - тематического планирования на

2015-2016 учебный год (для детей 3-4 лет)

1

Лето

1 час


2

Путешествие в Зеленую страну

1 час


3

Дикие животные

1 час


4

Путешествие в Красную страну

1 час


5

Путешествию в Желтую страну

1 час


6

Путешествие в Оранжевую страну

1 час


7

Осень

1 час


8

Растения (деревья, кусты, цветы)

1 час


9

Овощи

1 час


10

Фрукты

1 час


11-12

Кто мы? Какие мы?

1 час


13

Домашние животные

1 час


14

Путешествие в Синюю страну

1 час


15

Путешествие в Фиолетовую страну

1 час


16

Красный-синий-фиолетовый

1 час


17

Цветной мир

1 час


18

Части суток

1 час


19

Зима

1 час


20

Птицы

1 час


21

Братья наши меньшие (дикие и домашние животные)

1 час


22

Чайная посуда

1 час


23

Столовая и кухонная посуда

1 час


24

День защитников Отечества


24

Мебель

1 час


25

Одежда

1 час


26

Обувь

1 час


27

За покупками

1 час


28

Путешествие в Голубую страну

1 час


29-30

Весна

2 часа


31-32

Времена года

2 часа


33-35

Итоговые обобщающие занятия

3часа






Таблица годового календарно - тематического планирования на

2015-2016 учебный год (для детей 4-5 лет)

1

Мы живем в городе

1 час


2

Прогулка по городу

1 час


3

Улица полна неожиданностей

1 час


4

Едем в гости (моя семья)

1 час


5

Какие мы?

1 час


6

Домашние животные города (кто с нами живет)

1 час


7

«Осень золото роняет…»

1 час


8

В лес за грибами и ягодами

1 час


9

Как животные к зиме готовятся

1 час


10

И снова в городе (мы идем в магазин)

1 час


11

Откуда овощи в магазине

1 час


13

Фрукты на прилавках магазинов

1 час


14

Что для чего? (мы помогаем готовить

1 час


15

Откуда хлеб пришел

1 час


16

«Все работы хороши…» (профессии людей)

1 час


17

Зима в городе

1 час


18

«Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает…» (экскурсия в зимний парк)

1 час


19

Лесные обитатели - звери

1 час


20

Обитатели скотного двора

1 час


21

Мы едем в зоопарк

1 час


23

Береги себя

1 час


24

День защитников Отечества

1 час


24

8 марта

1 час


25

О тех, кто умеет летать (птицы)

1 час


26

Обитатели птичника

1 час


27

Обитатели воды-рыбы

1 час


28

Мы едем в зоопарк

1 час


29

«В окно повеяло весною…»

1 час


30

Шестиногие малыши

1 час


31

Времена года

1 час


32-33

Весной в деревне (сажаем растения)

2 часа


34-35

Итоговое обобщающее занятие

2часа




Таблица годового календарно - тематического планирования на

2015-2016 учебный год (для детей 5-6 лет)

1

Приглашение к путешествию

1 час


2

Береги себя

1 час


3-4

Если хочешь быть здоров

2 часа


5

Книги в дорогу

1 час


6

«Уж небо осенью дышало…

1 час


7

Район, в котором ты живешь

1 час


8

Помощники в путешествии: глобус и карта

1 час


9

Выбираем транспорт

1 час


10

Путешествие на Северный полюс

1 час


11

Путешествие в тундру

1 час


13

Жители тундры

1 час


14

Путешествие в тайгу

1 час


15

Путешествие в смешанный лес

1 час


16

«Идет волшебница зима…»

1 час


17

Волшебный Новый год

1 час


18

«Путешествие к мастерам Гжели…»

1 час


19

В гости к городецким мастерам

1 час


20

Путешествие к мастерам Хохломы

1 час


21

Москва-столица России

1 час


22

Олимпиада -2014

1 час


23

«Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса…»

1 час


24

В гости к дымковским мастерам

1 час


24

История русского костюма

1 час


25

«Широкая масленица»

1 час


26

Весна в степи

1 час


27

Как родится хлеб

1 час


28

Зоопарк России

1 час


29

«Широка страна моя родная»

1 час


30

Мой родной край

1 час


31

«Кто стучится в дверь ко мне?..»

1 час


32

«И помнит мир спасенный…»

1 час


33

Конкурс эрудитов

1 час


34

Викторина «Что? Где? Когда?»

1 час


35

Итоговое обобщающее занятие

1 час








































Методические рекомендации.

В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности в явлениях окружающей жизни, а также самостоятельно применять полученные знания в доступной практической действительности. Дети шестого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире. Однако в них преобладает фрагментарность, поверхностность, нечёткость представлений о предметном мире, и особенно о деятельности и взаимоотношениях людей. Восполнить эти пробелы позволяет детям изучение способов практического применения знаний, навыков, представлений. Некоторыми способами дети овладевают в реальных повседневных ситуациях действия, общения. С другими могут познакомиться только в условиях воображаемой ситуации, создаваемой в игре.

В старшем дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем мире: о деятельности людей, о предметах и явлениях.

Основная цель программы - расширить кругозор ребёнка, развить познавательную активность. Основные задачи данной программы.

Развивающие - развить речь детей, обогащение словарного запаса, развитие внимания, памяти, активности.

Образовательные - сформировать знания об окружающем их мире.

Воспитательные - воспитать в детях такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботится о них, чувство привязанности к своему родному городу, своей стране, интерес к её истории. Воспитывать чувство уважения к людям труда, бережное отношение ко всему, что сделано руками человека.

Одна из характерных и ярких черт дошкольников - любознательность. Дети постоянно задают вопросы и хотят получить ответы на них в тот же момент. Если взрослые не могут или не хотят объяснить детям то, что их интересует, их любознательность пропадает. Поэтому единственный вариант знакомства детей с окружающим миром - научиться отвечать на любые вопросы детей. Вопросов много, как же в них не запутаться? Как научиться найти каждому явлению место в своей памяти? Средством для этого служит знакомство с целостной элементарной картиной мира, т.е. при минимуме знаний можно сделать человека сознательным участником жизни. Поэтому важно научить ребёнка целостному взгляду на мир, дать представить пусть не полную, но целостную картину мира.

Программа знакомит детей с картиной мира для постижения мира и своего жизненного опыта. Поэтому процесс знакомства с окружающим миром должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что дети во время занятий учатся использовать полученные знания, выполняя конкретные задания.

Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления жизни. При этом разнообразные знания, которые могут запомнить и понять дошкольники, не являются непосредственной целью обучения, а служат его побочным результатом. Ведь рано или поздно эти знания дети получат в школе. А вот познакомиться с целостной (с учетом возраста) картиной мира позже они не смогут, так как будут изучать мир раздельно на занятиях по разным предметам. Поскольку жизненный опыт ребёнка невелик, то он познаёт мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объектом. Поэтому вся программа написана с позиций узнающего мир дошкольника. Она позволяет показать всеобщую взаимосвязь ребёнка со всей окружающей его действительностью.

Таким образом, первая цель курса окружающего мира для дошкольников - знакомство с целостной картиной мира в процессе решения задач по осмыслению своего опыта. Вторая цель - обеспечить развитие дошкольника.

Можно выделить четыре линии развития дошкольника, определяющих готовность его к школьному обучению:

линия формирования произвольного поведения,

линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности,

линия перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других) и линия мотивационной готовности.

Третья цель - знакомство с родным языком.

Специфика преподавания любого предмета для шестилетних детей определяется тремя важнейшими ограничениями:

■ дети не умеют читать и писать, поэтому невозможно воспользоваться традиционными способами обучения: чтением учебника, записями в тетрадях и на доске;

■ личный жизненный опыт детей ограничен их ближайшим окружением;

■ рефлексия - осознание и без того крайне ограниченного опыта находится в зачаточном состоянии. Первое из этих ограничений порождает необходимость замены традиционных текстов изображениями. Используется пиктографический метод представления учебного материала. Пиктограмма - это ребус, т.е. игра. Но при помощи такой игры возможно научить ребят воспринимать и «прочитывать» задание, сопоставлять вопрос со своим жизненным опытом, находить в рисунке ответ на поставленный вопрос. Это же ограничение выдвигает важнейшую образовательную задачу обучения дошкольников. Это, безусловно, знакомство с родным языком и развитие речи. Они дают главный ключ к освоению всех других знаний на протяжении всей жизни человека. Одна из основных задач курса - осознание смысла произносимых детьми слов. В программу сознательно не вводятся незнакомые новые слова. Необходимо помочь детям уяснить и осознать смысл уже употребляемых ими слов обыденного языка. Это позволяет исподволь воспитывать в детях аккуратность словоупотребления и дисциплину мышления, а это важнейшие элементы общей культуры.

Таким образом, начальный курс окружающего мира становится важным элементом, способствующим освоению родного языка.

Предполагаемые результаты к концу обучения:

1. Устойчивость интереса детей к данному предмету.

2. Расширение кругозора детей.

3. Применение знаний в практической деятельности.

3. Развитие речи, обогащение словарного запаса детей, умение вести содержательный диалог.

4. Повышение уверенности детей.

Методика проведения занятий по курсу окружающего мира для дошкольников.

Цели и задачи курса окружающего мира определяют и методику проведения занятий. В основе занятий лежит игра, так как для детей этого возраста игра - ведущая форма деятельности, наряду с которой важную роль играет слушание рассказов, сказок и стихов, рисование, лепка, аппликация, конструирование из строительных материалов. В процессе игры дети моделируют реальные и вымышленные ситуации в созданном ими мире. При таком подходе преподавателю не нужно самому рассказывать детям о явлениях природы и жизни общества. Как можно больше вопросов и как можно меньше рассказов - это наиважнейший принцип проведения занятий. Задавая вопросы, побуждающие фантазию и творчество детей, преподаватель незаметно руководит творчеством ребёнка, заставляя его самостоятельно открывать окружающий мир и его закономерности. Однако к концу обучения старшей группы игровых сюжетов становится меньше, их заменяет прослушивание аудиозаписей и отрывков из художественных произведений, рассматривание репродукций и иллюстраций, что соответствует возрастным особенностям старшего дошкольного возраста. Каждый дошкольник на занятиях может узнать всё, что его интересует, но должен понять и запомнить сравнительно небольшой обязательный минимум. Принцип минимакса позволяет обеспечить индивидуальный подход к обучению каждого дошкольника. В процессе занятий ориентация идёт на уровень развития ребёнка: с одной стороны, вопросы должны формировать зону ближайшего развития, с другой - соответствовать его уровню развития.

Особенности методики обучения.

Программа по ознакомлению дошкольников с окружающим миром предполагает использование различных средств и методов. Прежде всего, это наблюдение (рассматривание, исследование, выявление свойств). Большое внимание отводится беседам с детьми, во время которых педагог не только закрепляет знания, но и формирует у детей положительное эмоциональное отношение к содержанию беседы. Основным видом деятельности по-прежнему остаётся игра. Большое значение приобретают дидактические игры и упражнения, развивающие мышление, внимание, воображение ребят. Они помогают детям не только закрепить полученные ими ранее знания, но и учат общаться друг с другом, быть увереннее. Особый смысл приобретает учебная деятельность, так как дети готовятся к школе и этот переход не должен быть резким. Целесообразным является проведение викторин, конкурсов.

В целом, работа с дошкольниками по данной программе поможет сформировать у них целостное представление об окружающем мире и социальной действительности.

Учебно- методический комплект по курсу окружающего мира

Учебно-методический комплект по курсу окружающего мира для дошкольников включает пособие для педагога и тетради для самостоятельного выполнения заданий каждым ребёнком. (авторы А.А.Вахрушев, Е.Е. Кочемасова). Тетради используются, в том числе, и для работы дома. Тетрадь даёт возможность родителям увидеть, чем занимается их ребёнок на занятии, какие трудности испытывает, к чему проявляет интерес, даёт возможность показать на примерах то, что ребёнок видел в иллюстрациях.

Тетрадь необходима и непосредственно на занятиях. Дети, идущие через год в школу, должны уметь работать в тетрадях: находить нужную страницу, а на ней - задание, выполнять его в определённом темпе.

Ход занятия состоит из постоянного многократного в течение занятия чередования следующих этапов:

1. Актуализация имеющихся у детей знаний. Педагог задаёт проблемный вопрос и выслушивает ответы детей. На основании хода размышлений детей педагог оценивает их знания.

  1. Совместное открытие знаний. Задавая наводящие вопросы, педагог корректирует знания детей. При этом новые знания формируются в процессе беседы, а не рассказываются в готовом виде педагогом.

  2. Закрепление новых знаний в игре. Обсудив тему, дети под руководством педагога вовлекаются в имитационную игру, разыгрывая ситуации и закрепляя тем самым полученные ими знания.

В конце занятия подводится итог, на котором дети вместе с педагогом делятся впечатлениями о занятии и вспоминают, что они узнали нового.



Список используемой литературы

  1. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! 2-я часть. М., 2012

  2. Светлова И.А. «Повышаем интеллект и эрудицию» «ЭКСМО - пресс» - 2011г.

  3. Энциклопедия для малышей «Я познаю мир» М. «РОСМЭН» 2010г.

  4. Карпухина Н.А. «Знакомство с окружающим миром» .М., 2011г.

  5. Машкова А.А. «Ребёнок и окружающий мир» ИТД «Корифей», М., 2010г.

  6. Белкина Л.В. «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ» ТЦ «Учитель», М., 2012г.

  7. Шалаева Г.В. «Весёлые уроки» ООО «Издательство «ЭКСМО» 2010г.

  8. Кузьмин С.А. «Время и календарь» издательство «Книжный дом» 2014г.

  9. Волчкова В.Н.,. Степанова Н.В., «Познавательное развитие» Волгоград, 2011г.

26


© 2010-2022