Беседы Этическое воспитание детей

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЕСЕДЫ ПО ЭТИКЕТУ

Еще совсем недавно вы и не подозревали о существовании некоторых проблем. Многие из них решались вашими родителями. Они и гостей принимали, и подарки вашим друзьям подбирали, и одевали вас по своему усмотрению. Но сейчас вы изменились, повзрослели, изменилось и отношение к вам окружающих, повысились требования. Теперь уже никого не умиляет размазанная по щекам каша и никого не радует ваш чересчур громкий смех в транспорте. Что прощалось малышу, уже непростительно для вас. Мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки небезразличны окружающим.

А сейчас викторина: «Правильно ли это?» Вы должны отвечать хором «да» или «нет».

1.В общественном транспорте причесываться. (нет)

2.После еды оставлять ложку в тарелке. (нет)

3.Ходить в театр в спортивном костюме. (нет)

4.Печенье и пирожки брать с подноса руками. (нет)

5.Случайно задев кого-то или наступив на ногу, вежливо извиниться. (да)

6.Входить в общественный транспорт в грязной пачкающей одежде. (нет)

Ребята, вы успешно прошли разминку, теперь можно приступить и к серьезным заданиям.

Конкурс «Будьте любезны».

По очереди будете говорить разные вежливые слова.

1.Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром, привет.)

2.Какие слова мы произносим, прощаясь? (Прощайте, всего доброго, всего хорошего, спокойной ночи, до свидания.)

3.Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-нибудь с просьбой? (прошу вас, будьте добры, будьте любезны, пожалуйста, разрешите, спасибо.)

4.какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (извините, простите, прошу прощения)

«Сложный случай»

1.По улице шла женщина с покупками. Один сверток у нее упал, а она и не заметила. Зато увидел мальчик, который шел следом, что он должен был сделать?

1)Поднять сверток и отдать женщине.

2)Окликнуть женщину и сказать, что у нее упал сверток.

3)Пройти мимо.

2.Если у тебя нет часов, ты можешь обратиться к прохожим на улице. Как правильно задать вопрос?

1)Не скажете, сколько времени?

2)Простите пожалуйста, который час?

3)Извините за беспокойство, не будете ли вы так любезны сказать, если вам не трудно, который час?

4)Эй, часы есть?

3.Если ты позвонил другу, но попал не туда, то нужно:

1)Молча положить трубку.

2)Извиниться и уточнить номер.

3)Сказать: «Что ты трубку хватаешь, если звонят не тебе? Положи сейчас же».

4.Если ты сидишь и с удовольствием пьешь чай с мятными пряниками, и вдруг неожиданно приходит твой одноклассник. Что нужно сделать?

1)Предложить ему выпить чаю вместе с тобой.

2)Занять гостя чем-нибудь интересным, а самому быстренько допить чай в кухне.

3)Прервать чаепитие и закончить его, когда гость уйдет.

5.Скажите, когда вас пригласили в гости, то надо:

1)Приходить раньше назначенного времени.

2)Точно в назначенное время.

3)Позже назначенного времени.

Давайте узнаем, что бывает с гостями, которые не приходят вовремя. Я буду читать стихотворение Д.Хармса «Очень-очень вкусный пирог», а вы будете хором подставлять нужные слова.

Я захотел устроить бал,

И я гостей к себе… (позвал)

Купил муку, купил творог,

Испек рассыпчатый…( пирог)

Пирог, ножи и вилки тут,

Но что-то гости…(не идут)

Я ждал, пока хватало сил,

Потом кусочек…(откусил)

Потом подвинул стул и сел,

И весь пирог в минуту…(съел)

Когда же гости подошли,

То даже крошек… (не нашли).

«Как себя вести при посещении спектаклей, кинофильмов, концертов и других зрелищных мероприятий».

1.Спектакль задерживается, надо ли рукоплескать? (нет)

2.Надо ли аплодировать после подъема занавеса? (да, аплодисменты возможны в знак одобрения декораций).

3.Надо ли аплодировать после каждого номера? (да)

4.Как продвигаться вдоль ряда в своем ряду? (только лицом к сидящим. Тот, кто проходит, должен извиниться и поблагодарить вставших)

5.Сидя в кресле… (не занимайте оба подлокотника).

6.Есть в фойе или зрительном зале… (считается неприличным. Это можно делать только в буфете).

7.Что не делать во время концерта, (просмотра кинофильма)? (Разговаривать, шуршать бумажками, шумно выражать эмоции, делиться впечатлениями, ерзать, громко смеяться, чихать, кашлять (если вы не совсем здоровы, лучше воздержаться от посещения концерта, кинофильма).

8.Очень неприлично… (уходить во время выступления, громкие критические замечания. На время лучше оставить свое мнение при себе.)



(Беседа с детьми 2-го класса.)

Ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах этикета.

Зачем нам нужен этикет? Затем, чтобы знать, как вести себя в той или иной ситуации и уверенно чувствовать себя в любой обстановке.

Большую часть своего времени человек проводит «на людях»: на улице, в транспорте, в общественных местах, на работе и в учебных заведениях. Соблюдение правил хорошего тона в обществе необходимо так же, как соблюдение правил дорожного движения. А поможет нам уяснить некоторые правила этикета игра:

«Культура поведения»

1.Вашему вниманию предлагаются слова, которыми мы пользуемся в начале разговора при встрече:

Пока! Здорово! Привет! Здравствуйте! Хеллоу! Доброе утро!

Задание: какие слова уместны в разговоре школьника с незнакомым человеком?

2.Вы звоните по телефону и хотите позвать подругу или друга. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы и дайте ответ.

1)Позовите Машу.

2)Здравствуйте, позовите Машу.

3)Здравствуйте, позовите пожалуйста Машу.

4)Здравствуйте, извините, Маша дома?

3.Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Ваш вариант наиболее вежливого выражения просьбы.

1)Можно войти?

2)Я войду?

3)Извините, можно войти?

4.Вы едете в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова вы бы произнесли?

1)Простите меня, я выхожу.

2)Разрешите пройти.

3)Извините, можно пройти?

5.Вы наверняка любите отмечать дни рождении, а особенно получать подарки. Вспомните сказку К.Чуковского «Муха-Цокотуха»

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки непростые,

Все застежки золотые.

Вспомнили? Как бы вы стали принимать подарки и благодарить за него?

1-й вариант: Где вы их достали, блошки?

Буду их всю жизнь носить

И весь век благодарить.

2-й вариант: У меня уж есть сапожки,

И получше этих, блошки.

Их отдам своей сестре,

Что живет на той горе.

3-й вариант: Вам спасибо, мои блошки,

За прекрасные сапожки.

Ох, какое будет горе,

Если мне они не впору.

6.Еще раз вспомним строки К.Чуковского.

Приходила к Мухе бабушка - пчела,

Мухе - Цокотухе меду принесла.

Как бы вы поступили с этим подарком?

1)Поставите мед для гостей.

2)Спрячете весь мед подальше.

3)Отложите часть меда из банки в вазочку и поставите на стол для гостей.

7.Вот все гости собрались, подарки получены. Пора приглашать к столу. Кому, по вашему мнению, принадлежит за столом почетное место?

1)Хозяйке.

2)Старшему по возрасту.

3)Имениннику.

4)Самому младшему.

8.Все знают сказку «Три медведя». Давайте представим себе, что Маша не убежала в лес, а вступила с медведями в разговор.

Задание: Какой вариант разговора вам понравился больше всего?

1)Мишеньки! Я заблудилась и попала к вам в дом. Извините за беспорядок, я сейчас все уберу.

2)Мишеньки! Я заблудилась в лесу, устала, помогите мне вернуться домой.

3)Уважаемые мишеньки! Я очень устала. Если Мишутка отнесет меня домой, моя бабушка даст ему за это меда и малины.

БЕСЕДЫ ПО ЭКОЛОГИИ

Поле чудес «Карлики и гиганты»

1.Самые маленькие существа на Земле. На острие швейной иголка их можно поместить сто тысяч. (вирусы)

2.Самая крупная лягушка, водится в Африке, достигает веса до 3,5 кг. (Голиаф)

3.Самая маленькая птичка. Весит всего 1,6 - 1,8г, а яичко величиной с горошину. Родина - леса Центральной и Южной Америки. (колибри - шмель)

4.Самая крупная птица, в высоту достигает 2,5 - 2,8 метра и весит около 80 кг, водится в Африке: (Африканский страус).

5.Самое крупное наземное животное, достигает высоты 3,5 метра и веса 5 тонн: (Африканский слон).

6.Самое крупное животное нашей планеты достигает веса 150 тонн и 33 метров длины: (синий кит).

Берегите природу!

Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: «Остановись». К сожалению, бывая на природе, не всегда люди останавливаются перед красиво цветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. Порой любопытства ради сорвут, повертят в руке и бросят красивое создание природы. Нет слов, природа беспредельно разнообразна, красива и щедра, но нельзя допускать, чтобы щедрость природы оборачивалась для нее разорением.

За последние годы некогда широко распространенные растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Человек должен бережливо и внимательно относиться не только к тем растениям, которые занесены в «Красную книгу», но и к тем, которые повсюду окружают нас - и в природе, и в саду, и дома…

Можно получить большое удовольствие от общения с природой, не сорвав ни единого листа или цветка, если следовать этим мудрым словам:

Давай пройдемся медленно по лугу

И «Здравствуй» скажем каждому цветку.

Я должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

Чем ближе к крупному населенному пункту, тем бережнее нужно относиться к природе. Помните, что даже грибы, которые мы собираем, - это только выходящие на поверхность плодовые тела собственного гриба - грибницы, находящиеся в почве. Поэтому нельзя вырывать грибы с грибницей, повреждать ее. Их надо срезать у самой земли. Бережно относитесь ко всему живому в природе. Не убивайте и не тревожьте насекомых. Многие насекомые опыляют растения и повышают урожай. Наездники уничтожают вредителей леса и сельского хозяйства. Муравьи, населяющие один большой муравейник, уничтожают в течении года до одного миллиона вредных насекомых.

В природе ничто не существует обособленно, все ее элементы тесно связаны между собой, влияют друг на друга, и ущерб, нанесенный одному, немедленно вызывает ухудшение других.

Загадки о природе

1.Плутовата, воровата, перед всеми виновата, но уходит от беды с целой головою, заметая все следы золотой метлою. (лиса)

2.Восемь ног, как восемь рук, вышивает шелком круг. Мастер в шелке знает толк, Покупайте, мухи, шелк. (паук)

3.Летит, порхает, без пол, кафтан и без пуговиц. (снег)

4.Что ест медведь зимой? (ничего, он спит)

5.След какого зверя похож на человечий. (медведя)

6.Я как песчинка мал, а землю прикрываю. (снег)

7.Его весной и летом мы видели одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки. (дерево)

8.С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед. ( липа )

9.В золотой клубочек спрятался дубочек. (желудь)

10.Под землею мы живем, влагу дереву несем. (корни)

Времена года

У природы нет плохой погоды, каждая погода благодать. 4 времени года сменяют друг друга и каждое приносит свои радости.

Весна. Воздух становится теплее, а небо синее по сравнению с зимой. Еще не весь снег сойдет, когда начнет покрываться новая ярко - зеленая травка. Появляются первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Деревья наполняются соками, почки начинают быстро расти, скидывать свою коричневую шелуху, развертываться в зеленые листья. К маю рощи становятся непроглядными. Вишня, яблоня, груши покрываются цветами.

Лето - самое теплое время года. В это время созревают фрукты и овощи.

Зарумянились вишня и слива,

Налилась золотистая рожь,

И как море волнуется нива,

И в траве на лугах не пройдешь.

Осень - пора уборки урожая. У большинства растений созревают плоды и семена. Листья меняют окраску, а затем опадают - происходит листопад. Дни становятся все короче и холоднее, часто идут дожди. Перелетные птицы - ласточки, журавли, утки и гуси улетают на юг.

Зима - самая холодная пора. В это время природа как будто спит под белым снежным покрывалом. У деревьев и кустарников до весны прекращается сокодвижение. Зимой многие животные и насекомые впадают в спячку.

Зачем человеку нужны растения и животные

Ученые считают, что сейчас живых существ на Земле - животных (включая бактерии) и растений (вместе с одноклеточными) - примерно 1,5-2 миллиона видов. Живые существа нашей планеты прочно связаны друг с другом, они необходимы друг другу, хотя нередко выполняют совершенно противоположные функции, оказывают на окружающую среду противоположное влияние. Например, растения обогащают атмосферу кислородом, а животные лишь расходуют его. В свою очередь, растения извлекают из атмосферы большое количество углекислого газа, а микроорганизмы, разлагая органические вещества, возвращают углерод окружающей среде. В сумме все живые существа действуют как единое целое. Возьмем, например, насекомых - опылителей. Без них исчезнет большая часть растений, а значит, снизится количество кислорода в атмосфере настолько, что жизнь на планете угаснет. Если этого все-таки не произойдет, вода и ветер смоют и снесут всю плодородную почву - ведь она не будет защищена растительностью.

Игра «Угадай животное»

Ведущий называет одному игроку какое-либо животное, а тот с помощью пантомимы, голосом или описывая животное его перед остальными. Отгадавшему ведущий называет другое животное.


© 2010-2022