Гении русского балета

Раздел Дополнительное образование
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Вопросы по интеллектуальной игре «Гении русского балета»

  1. Тур. Кадр №1 - о балете

Балет - загадка, что не знает слов...

движением ты выразишь Любовь!

Вступление. Красивые слова о балете, стихи. КАДР № 2 ( фото из балетов)

БАЛЕТ (от франц. balleto и лат. ballo - танцую), имеет два значения:
1. Вид театрально-музыкального искусства, в котором художественный образ создается
с помощью хореографии, танцевально-пластического языка.

2. Балетный спектакль.

Гении русского балета

Профессиональный Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia - пляска и grapho - пишу), в котором танцевальное искусство поднимается до уровня музыкально-сценического представления, возник как придворно-аристократическое искусство гораздо позже танца, в 15-16 вв. Балет - синтетическое искусство, в котором танец, главное выразительное средство балета, тесно связан с музыкой, с драматургической основой - либретто, со сценографией, с работой костюмера, художника-осветителя и т.д.
Балет многообразен:
сюжетный - классический повествовательный многоактный балет, драмбалет;
бессюжетный - балет-симфония,балет-настроение, миниатюра.
По жанру балет может быть комическим, героическим, фольклорным.
20 в. принес в балет новые формы: джаз-балет, модерн-балет.

Показ фильма. Русский балет

Возрожде́ние, или Ренесса́нс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento; от «re/ri» - «снова» или «заново» и «nasci» - «рождённый») - имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы,

1 тур.

1.Ренессанс или »Возрождения» - это эпоха интеллектуального и художественного расцвета, который начался в Италии в 14 веке, достигнув пика в 16 веке и оказав значительное влияние на европейскую культуру.

В этот период начинает возникать балет. При дворах ставились спектакли, которые показывались во время праздников для аристократов. Придворные музыканты и танцоры вместе участвовали в развлечении знати.

КАДР № 3. (гравюра)

Хореография была создана на основе шагов придворных танцев. Актёры одевались в костюмы по тогдашней придворной моде. В ранних балетах зрители также могли принимать участие в последних действиях.

В. Что такое балет, как это слово переводится?

БАЛЕТ (от франц. - танцую

Профессиональный Балет, высшая ступень хореографии (от греч. choreia - пляска и grapho - пишу),

2.С начала 16 в. известны конные балеты, в которых всадники гарцевали на лошадях под музыку, пение и декламацию. Первый балетный спектакль, объединивший музыку, слово, танец и пантомиму, был поставлен при дворе в Париже итальянским балетмейстером в 1581.

А теперь внимание на экран.

КАДР № 4. ( Медичи) Именно эта дама, имевшая интерес к искусствам, имея итальянское происхождение, оказала огромное влияние на развитие балета во Франции. Жена наследника французского престола Генрих II, «Королева Мать», первый спонсор балетов.

В. Кто эта дама?

Екатерина Медичи

3. КАДР № 5. ( О балете при Людовике)

Французский балет, как отдельный вид искусства, появляется во времена правления Людовика XIV, который имел страсть к танцам .

Во времена Людовика XIV спектакли придворного балета достигли наивысшего великолепия, включали в себя сценические эффекты.

КАДР № 6. ( Король-солнце)

А с 1653 года, после исполнения главной роли в Балете ночи, его стали называть…

В. Назовите новое имя короля?

«Король-солнце».

4.. Танец стал превращаться в балет, когда его начали исполнять по определенным правилам.

Спектакли стали лёгкие, воздушные и свободные. Актеры отказались от масок, тяжелой одежды и высоких каблуков. Если раньше в балете могли танцевать только мужчины, то теперь большая роль отводилась женским ролям. Балерины начали носить костюмы в пастельных тонах, с парящими вокруг ног юбками. Балерины , одну из них вы видите на экране,

КАДР № 7 ,

это Мария Тальони , экспериментировали с новыми техниками, такими как танцы на пальцах, которая заставляла фигуру казаться выше ростом и изящнее. Но для этого нужна была специальная обувь. И она была изобретена.

КАДР № 8. ( пуанты)

Эта обувь для балерин существует и по сей день

В. А как называется эта обувь?

Пуанты

Балет конца девятнадцатого века часто называют эпохой Петипа. Этот хореограф создал свод правил балетного академизма. Его спектакли отличались не только мастерством композиции, стройностью хореографического ансамбля, виртуозной разработкой сольных партий - он сделал музыку одним из главных действующих лиц балета.

5.КАДР № 9. ( портрет Петипа)

Ма́риус Ива́нович Петипа́ - французский и российский солист балета, балетмейстер, театральный деятель и педагог

Мариус Петипа родился 11 марта 1818 года в Марселе в семье французского артиста балета, балетмейстера и драматической актрисы .

Вот как вспоминал Петипа детские годы: «Семи лет начал я обучаться и танцевальному искусству в классе отца моего, переломившего о мои руки не один смычок для ознакомления меня с тайнами хореографии. Необходимость такого педагогического приема вытекала, между прочим, из того, что не чувствовал я в детстве ни малейшего влечения к этой отрасли искусства».

КАДР № 10 ( из балета «Танцемания»

Однако, в 1831 году он уже дебютировал в балете своего отца.

В. Как назывался этот балет?








































«Танцемания».










6.Талантливый балетмейстер, которому не было еще тридцати лет, Мариус Петипа, покинул Францию и приехал в Россию. Отношение к балету в Европе его не устраивало. Он говорил, что там «постоянно уклоняются от настоящего серьезного искусства, переходя в танцах в какие-то клоунские упражнения. Для Петипа Балет - серьезное искусство, в котором должны главенствовать пластика, грация и красота,..»..

В 1862 году Мариус Петипа ещё был ведущим танцором санкт-петербургского балета, когда он создал свой первый балет.

КАДР № 11. (Петипа в балете Два фараона)

Это была невероятная фантазия на египетские темы, с оживающими мумиями и ядовитыми змеями.

На головах у всех танцоров были корзины с цветами со спрятавшимися в них тридцатью шестью детьми. По замыслу постановщика дети выпрыгивали на сцену под звуки последнего музыкального такта.

В. Как называлась эта первая балетная постановка Петипа?

«Дочь фараона»

7.Петипа познакомился в России с великим композитором - Петром Ильичом Чайковским. Петипа давал композитору подробную программу, какую именно музыку он хотел бы иметь, уточняя характер и продолжительность каждого танца. Вместе они создавали балетные симфонии.

А вечные темы счастья и любви, вера в то, что любовь сильнее смерти и что добро победит зло, были перенесены на язык музыки и танца на столь высоком уровне мастерства, что, балеты и по сей день глубоко волнуют наши души.

В. Назовите три самых известных и всеми любимых балета, поставленных Петипа на музыку Петра Ильича Чайковского. А подсказкой вам будут фото из этих балетов, конечно же, современных.

КАДР № 12.

«Спящая красавица»

«Щелкунчик»

«Лебединое озеро»

Сдать карточки

2 тур.

1.КАДР № 13. ( Анна Павлова)

А́нна Па́вловна Па́влова - русская артистка балета, одна из величайших балерин XX века. Она родилась 31 января 1881 года в Санкт-Петербурге. В 1891 году Анна Павлова поступила в балетное училище. Павлова была настолько одарена от природы, что после окончания училища никогда не танцевала в кордебалете.

В. Ну, что такое балет, мы знаем. Это переводится как танец. А тогда, что означает слово кордебалет?

Кордебалет (фр.) - Состав балетных артистов, исполняющий групповые танцы

2.В 1899 году, после окончания императорского театрального училища, была принята в группу Мариинского театра. Танцевала партии в классических балетах «Щелкунчик», «Конёк-Горбунок», «Раймонда», «Баядерка», «Жизель».

КАДР № 14 ( фото из балетов)

Легкая, как воздух, одухотворенная и глубоко лиричная, она напоминала великую итальянскую балерину Тальони, искусством которой русские так восхищались.

В 1906 году стала ведущей танцовщицей труппы.

В 1907 году на благотворительном вечере в Мариинском театре Анна Павлова впервые исполнила хореографическую миниатюру на музыку Сен-Санса, ставшую впоследствии одним из символов русского балета XX века.

КАДР № 15 ( Павлова -лебедь)

В. Как называлась эта хореографическая миниатюра

«Лебедь» или «Умирающий лебедь»,

3.Вместе с артистами Дягилева выступала за границей. Но в 1914 году она обосновалась за границей и в Россию больше не возвращалась. Анна Павлова постоянно гастролировала уже со своей труппой по всему миру, впервые представив искусство русского балета во многих странах.

В. В какой стране жила и творила Анна Павлова?

В Англии,

В Великобритании

4.Анна Павлова ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью. Перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену, она сказала …

В. Как прозвучала ее последняя просьба?

«Приготовьте мой костюм Лебедя»

5.КАДР № 16. ( Дягилев)

Сергей Дягилев родился 31 марта1872 года, в дворянской семье, которая увлекалась музыкой, театром и искусством. Сам Сергей хорошо пел, играл на фортепиано, рисовал. В 1896 году Дягилев окончил юридический факультет Петербургского университета, параллельно занимаясь в консерватории у композитора Римского-Корсакова.

Сергей Павлович Дягилев (1872-1929) - русский театральный и художественный деятель, первый балетный импресарио 20 века, который прославил русское искусство за рубежом.

В. Как вы понимаете слово импресарио ?

Агент-профессионал, организующий зрелищные мероприятия, или представитель какого-либо артиста, действующий от его имени

6.В 1908 Сергей Дягилев вывез в Париж русские оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Руслан и Людмила» Глинки и др. В 1909 состоялись и первые совместные оперно-балетные «Русские сезоны» в Париже.

В последующие годы он стал вывозить только балет, который пользовался за границей огромным успехом. С началом Первой мировой войны С. Дягилев навсегда покинул Россию, создал за границей постоянно действующую труппу, которая просуществовала 20 лет до 1929 года.

В. Как называлась эта балетная труппа?

«Русский балет» Сергея Дягилева

7.Для сотрудничества Сергей Дягилев привлекал крупнейших музыкантов и начинающую талантливую молодежь. У Сергея Дягилева танцевали лучшие балерины и танцовщики Мариинского и Большого театров.

КАДР № 17. (Русский балет)

Сергей Дягилев оказал огромное влияние на формирование всего балетного искусства 20 века. О Дягилеве пишутся романы, создаются кинофильмы, театральные представления. Однажды он заявил, что быть импресарио - это… Закончите фразу, выбрав правильный ответ:

  1. Великое дело

  2. Большая удача

  3. великое искусство

3.великое искусство.

8.КАДР № 18. ( Ваганова)

Агриппи́на Я́ковлевна Вага́нова - артистка балета, балетмейстер и педагог. В 1897 г. окончила балетное отделение Петербургского театрального училища и была принята в труппу Мариинского театра.

КАДР № 19. ( Ваганова танцует)

Однако, Ваганова не была эталоном балерины - небольшой рост, тяжеловатые, крепкие ноги, жёсткая пластика рук. Правда, сама она знала о своих недостатках лучше, чем все остальные, и старалась упорными занятиями достичь того, в чём ей отказала природа.

В. Почему выступления Вагановой в главных партиях в балетах «Лебединое озеро», «Конек-горбунок» , «Жизель» потерпело фиаско, или неудачу?

Отсутствие таланта драматической актрисы

9. В 1916 г. Агрипина Ваганова оставила сцену и начала преподавательскую карьеру. Она разработала свою педагогическую систему, основанную на ясности и осмысленности техники, строгости постановки корпуса, позиций рук и ног.

КАДР № 20. ( о постановках)

«Система Вагановой» сыграла определяющую роль в развитии балетного искусства XX века.

Ваганова издала книгу, в которой она подробно излагает свои педагогические взгляды. Эта книга выдержала шесть переизданий и переведена на многие языки мира.

В. Как называется эта книга?

«Основы классического танца







3 тур.


  1. КАДР № 21. ( Уланова)

Гали́на Серге́евна Ула́нова - русская советская балерина, балетный педагог.

Уланова родилась в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, был балетным режиссёром; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища.

КАДР № 22. ( Уланова в детстве)

В 9 лет Галина Уланова была принята в Петроградское хореографическое училище, где основным её педагогом стали её мать - Мария Романова (у неё дочь училась первые шесть лет), а затем …

В. Вспомните, у кого училась Галина Уланова. Об этой балерине, знаменитом педагоге мы сегодня уже говорили.

Агриппина Ваганова

2.В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище и была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета .

КАДР № 23. ( разные балеты)

В Ленинграде Уланова проработала до 1944 года. Исполнила все ведущие партии в балетах «Жизель» ,«Щелкунчик», «Бахчисарайский фонтан», «Ромео и Джульетта».

В. А в какой город и какой театр по распоряжению правительства была переведена Галина Уланова?

Большой театр ,

Москва

3.В новом театре Галина Уланова так же исполняла ведущие партии в балетах, выезжала с этим театром за рубеж. Имела большой успех и ее сравнивали с Анной Павловой. Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. С 1960 года и до конца своей жизни ( до 1997года) Уланова работала в театре балетмейстером-репетитором..

Галина Уланова единственная балерина. которой при жизни было установлено два памятника в Стокгольме (Швеция) и в России.

КАДР № 24. ( Уланова и памятник)

Во время открытия памятника в Стокгольме сама виновница торжества стояла рядом и старалась не смотреть на себя в бронзе. Когда же на нее направляли объектив телекамеры, прятала лицо в мех воротника или просто отступала за чью-то спину, упрямо повторяя: «Памятник не мне - балету».

А теперь внимательно посмотрите на экран.

КАДР № 25. ( пам. в Пет.)

Это второй памятник

В, А в каком городе был открыт этот памятник?

Санкт-Петербург

( во дворе Академии русского балета им. Вагановой )

4.Ираклий Андроников советский писатель, телеведущий писал:

«Дорогая Галина Сергеевна! Никто никогда не спрашивал, как Вы танцевали. Cпрашивали: "Уланову видел. Искусство высокое не проходит. Вам никогда не быть в прошлом, но всегда …

В. Закончите фразу Ираклия Андроникова. В каком времени жила и будет жить Галина Уланова.

в настоящем и будущем».

5.КАДР № 26. ( фото Плисецкой)

Ма́йя Миха́йловна Плисе́цкая - артистка балета, прима-балерина Большого театра СССР (до 1990 года).

Народная артистка СССР, лауреат премии Анны Павловой Парижской академии танца , лауреат Ленинской премии , Герой Социалистического труда , полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», почётный доктор университета Сорбонны, почётный профессор МГУ имени М. В. Ломоносова, почётный гражданин Испании.

КАДР № 27. ( Майя с родителями)

Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. Но ее отец, занимая большую должность - был назначен руководителем «Арктикуголь». Вся семья последовала за ним. Уже в детстве Майя ни минуты не сидела на месте, импровизировала, пела, танцевала, исполняя все роли одновременно. И на семейном совете было решено: по возвращении в столицу отдать маленькую непоседу в хореографическое училище.

В. А на каком острове, где жила вся семья Плисецких, состоялся дебют маленькой Майи в опере Даргомыжского «Русалка»?

Шпицберген

6.В 1943 году, после окончания Московского хореографического училища, Майя Плисецкая была принята в труппу Большого театра и вскоре перешла на главные партии в балетах:

КАДР № 28.

( балеты)

«Дон Кихот», «Лебединое озере», «Ромео и Джульетте», «Шурале», «Раймода», «Конек-Горбунок», «Спящая красавица», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Спартак». Во всем мире признаны ее уникальный стиль танца, гибкость, пластичность и изящное движение рук. В 1943 году у Плисецкой появился номер, который она будет танцевать всю жизнь. Номер с таким же названием был и у Анны Павловой.

КАДР № 29. (умирающий лебедь)

Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла этот номер по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир движения рук.

В. А теперь внимание на экран. Посмотрев выступление Майи Плисецкой , должны написать, как называется этот номер. ФИЛЬМ

"Умирающий лебедь"

. Сен-Санса

7.КАДР № 30. ( ПЛ. и Щед. и Кармен)

«Он продлил мою творческую жизнь, как минимум, на двадцать пять лет», - рассказывала Плисецкая. Именно благодаря стараниям этого человека, прима - балерина получила возможность выезжать за рубеж. Именно он написал музыку к балету «Кармен-сюита».

В. Как вы думаете о ком идет речь?

Муж, композитор Родион Щедрин

8.С самого начала своей сценической жизни балерина проявила редкий талант трагедийной актрисы. Обладая неиссякаемым интересом ко всему новому, она не боялась сценических экспериментов.

В 1968 года Майя Плисецкая сыграла роль Бетси в экранизации романа Льва Толстого.

КАДР № 31. ( фильм «Анна Каренина»)

Плисецкая блестяще справилась с ролью, хотя и опыта было маловато, и специфика кино очень сильно отличается от театральной.

В. Вспомните, как называется этот фильм?

«Анна Каренина»

9.Танцевальная карьера Майи Михайловны оказалась удивительно долгой - она оставила сцену лишь в возрасте 65 лет.

КАДР № 32. ( Пл. в Германии)

С начала 90х годов и до последних дней жизни прима с мужем жили в Мюнхене.. Медики, которые помогали Майе Михайловне находиться в форме, нашлись только в Германии.

Сама Плисецкая жалела о том, что ей редко приходилось бывать на родине в последние годы. Она изредка посещала балетные конкурсы и появлялась на юбилеях коллег по цеху.

КАДР № 33. (прощание)

Майя Михайловна Плисецкая скончалась 2 мая 2015 года в Мюнхене на 90-м году жизни от обширного инфаркта миокарда. Прощание с балериной прошло в Германии, а согласно завещанию…

В. Что было записано в завещании Майи Плисецкой о ее захоронении?

прах Плисецкой будет соединён с прахом Родиона Щедрина, после его смерти и развеян над Россией



Сдать карточки










4 тур

1.КАДР № 34. ( портрет Ц,)

Никола́й Макси́мович Цискари́дзе род. 31 декабря 1973 года(19731231)- российский артист балета и педагог, солист балета Большого театра с 1992 по 2013 год, Народный артист России , Народный артист Северной Осетии, дважды лауреат Государственной премии России, трижды лауреат театральной премии «Золотая маска». Член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству.

Его литературные вкусы сформировались в детстве. Николай любил декламировать стихи, петь, разыгрывать небольшие сценки перед близкими, соседями.

КАДР № 35. ( юный Николай)

Когда ему было 11 лет, он поступил в хореографическое училище.

В. А в каком городе родился, жил и начал свое профессиональное обучение Николай Цискаридзе?

Тбилиси

2.С 1987 года Николай продолжил обучение в Московском хореографическом училище. Он выделялся своими физическими данными, в концертах сценической практики ему поручались сольные партии и па-де-де.

КАДР № 36. ( фрагменты из занятий)

Цискаридзе высоко оценил жёсткую преподавательскую манеру своего учителя, готовившего ученика к преодолению жизненных трудностей.. Однажды позвонив своему педагогу, он сказал: «Я буду всю свою жизнь стоять перед вами коленопреклонённым. Потому что вы меня выучили так, что даже если меня попытаются убить на сцене, я всё равно буду двигаться до тех пор, пока ..

Закончите фразу, выбрав правильный ответ:

  1. не закончится музыка

  2. не закончится моя роль»

  3. пока не погаснет свет

2. не закончится моя роль»

3.Цискаридзе обладает уникальными природными данными, благодаря которым он смог достичь высот танцевального искусства. У него высокий рост, стройная фигура, привлекательная внешность, он по натуре пластичен и музыкален.

КАДР № 37. ( Кадры из балетов)

Кроме того, Николай закончил Московский государственный хореографический институт, в 2012 году поступил в магистратуру Московской государственной юридической академии, окончил её с красным дипломом в 2014 году. Занимался педагогической деятельностью в Московской академии хореографии и в Большом театре, где вёл балетный класс для артистов.

В. Какую должность занимает Николай Цискаридзе в настоящее время?

ректор Академии русского балета имени Вагановой

в Петербурге.

4.В этом сезоне зрители телеканала "Россия" посмотрели уникальный проект. Это шоу, участниками которого стали дети от 5 до 15 лет. 40 самых талантливых детей страны - музыканты, певцы, танцоры, приняли участие в этом проекте .

КАДР № 38. ( с «Синей птицы)

Председателем на этом конкурсе был Николай Цискаридзе.

В. Как назывался этот проект?

"Синяя птица"

Гении русского балета

Гении русского балета
У Майи Плисецкой не было детей, она отдала себя балету

Гении русского балета


Майя Плисецкая с мамой и папой



1958 года поженились.

Гении русского балета
Майя Плисецкая и ее муж Родион Щедрин

.

Гении русского балета
Балерина Майя Плисецкая





Гении русского балетауланова

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балетауланова

Гении русского балета

Гении русского балетаГении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балетапетербург уланова

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балетауланова

Гении русского балета

Гении русского балетауланова

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета

Гении русского балета







Ты добился успеха, если утром встаешь, вечером ложишься, а в промежутке занимаешься тем, чем хочешь.

Автор слов: Резник Илья

Я снова вижу голубой, далекий свет,
Прекрасным принцем мне является балет,
Он позолоченную туфельку дает
И за собою в мир загадочный ведет.

Припев:
И вот взлетаю, я взлетаю высоко,
Паря над прожитым
Свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, балет,
Души призывный звук.
Балет, балет, балет,
Несбыточный мой друг.
Мой самый ясный взор,
Мой самый легкий вздох.
Балет, ты с давних пор -
Мой бог, мой бог.

Проигрыш

Балет, балет, как хорошо с тобой парить,
И все понятно, и не надо говорить.
Не надо слов пустых,
Не надо лишних фраз -
Все объяснит круженье рук,
Движенье глаз.

Припев:
И вот взлетаю, я взлетаю высоко,
Паря над прожитым
Свободно и легко.
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только звезды кружат в небе надо мной,
И только музыке подвластна я одной.
Балет, балет, балет,
Души призывный звук.
Балет, балет, балет,
Несбыточный мой друг.
Мой самый ясный взор,
Мой самый легкий вздох.
Балет, ты с давних пор -
Мой бог, мой бог.



© 2010-2022