РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «МУРАВЕЙНИК» ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В. М. КОМАРОВА

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РОЛЬ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «МУРАВЕЙНИК» ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М.КОМАРОВА».

Автор: Матушкина Евгения Олеговна, педагог дополнительного образования Государственного Бюджетного Учреждения Дополнительного Образования «Центр Развития Творчества Детей и Юношества им. В.М.КОМАРОВА» г. Байконур.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО) учебно-творческий процесс дополнительного образования в учреждениях культурно-художественной направленности, например, в Центрах Развития Творчества Детей и Юношества, должен быть ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника как:

- активность и заинтересованность познания мира, осознание ценность труда, науки и творчества;

- умение учиться, способность к самообразованию для жизни и деятельности;

- социальная активность, способность соизмерять свои поступки с нравственными ценностями и обязанностями перед семьей, обществом, Отечеством;

- уважение других людей, способность вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Проектное обучение дает возможность сформировать и активизировать перечисленные характеристики личности в коллективном творческом процессе. Учреждения дополнительного образования детей располагают особенно широким спектром творческих и организационных возможностей кружков и студий различной творческой и художественной направленности - вокальные, танцевальные, художественно прикладные, театральные, цирковые и т.д..

Любое художественное произведение коллективного творчества, будь то спектакль, прикладная художественная композиция, концерт, становится проектом, решающим все сформулированные задачи.

В театральной студии «Муравейник» учебно-творческая развивающая программа строится по направлениям Мастерство (тренинги речи, пластики, гимнастика чувств) и Репертуар (постановка спектакля, капустников и т.д.). Работая над спектаклем, студийцы применяют полученные на тренинговых курсах практические театральные знания и умения. Таким образом, процесс постановки любого спектакля, как проект, дает возможность создать условия, при которых студийцы:

1. учатся пользоваться приобретенными на тренингах знаниями умениями и навыками для выполнения практических сценических задач от сценичности и действенности речи, выразительности и действенности пластики и танца в спектакле, до применения полученных на Гимнастике Чувств навыков сценического жизнедействия;

2. в процессе событийно-действенного и этюдно-действенного постановочного процесса приобретают коммуникативные умения и способности - умение формулировать и доносить собственное мнение, способность уважительно относиться к мнению других, экологично и благополучно взаимодействовать в общем творческом процессе, где индивидуальное творчество должно быть частью коллективного. Работая в различных возрастных группах на репетициях сводных спектаклей и общестудийных мероприятий. Студийцы в полной мере расширяют свои коммуникативные способности, психо-эмоциональные навыки благополучного и продуктивного сотрудничества, чувства семейности, ответственности, умения ценить и радоваться чужим творческим удачам и открытиям.

3. развивают творческие умения и навыки, которые можно назвать «исследовательские умения», в событийно-действенном процессе анализа пьесы, где студийцы должны раскрыть внутренние «пружины» происходящих событий и поступков персонажей, их проявления в психо-физическом конфликте. Что не возможно без формирования навыка самонаблюдения, анализа собственного опыта жизни, взаимодействия с собой, людьми и миром. Этюдно-действенный анализ так же дает возможность и активизирует самоисследовательский процесс рождения образа, его пластики, речевой и пластической характерности, способности вести продуктивное, импровизационное, логичное и целенаправленное сценическое взаимодействие с партнером. Говоря научным языком -

развивают системное мышление, выявляют проблему, собирают информацию, наблюдают, проводят эксперименты, анализируют, строят гипотезы.

Все эти цели достигаются благодаря органичному, свободному, творческому, целенаправленному процессу подготовки и проведения спектакля. Весь проект занимает 2 года - от приобретения необходимых тренинговых навыком речевого, актерского и пластического мастерства, через читку пьесы и придумывания замысла спектакля, до свободного импровизационного сотворчества на этапе репертуарных показов поставленного спектакля. Для примера, спектакль «Крокодил без хвоста» игрался для зрителя 20 раз в различных составах, претерпевая многочисленные уточнения, развивающие и углубляющие творческие и исполнительские возможности детей.

Благодаря этому двухгодичному проекту, не только возникает конкретный материальный результат, СПЕКТАКЛЬ, который можно оценить по объективным критериям, в том числе, благодаря зрителю, реакция которого является живым и постоянным критерием оценки сценического действия, и конечно благодаря участиям в фестивалях, где профессионалы могут оценить спектакль по профессиональным критериям. Другими ожидаемыми результатами участия студийцев в проекте «Спектакль» становится:

  1. приобретение опыта коллективной творческой проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности, как жизненной потребности развивающейся личности;

  2. овладение умением выбирать адекватные стоящей задаче сценические, танцевальные, речевые, актерские средства на практическом уровне в ходе реализации исходного замысла спектакля. Умение на практике принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности, творческих кризисов, неожиданных ситуации в процессе репетиций. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения.

Индивидуальным проектом студийца в учебно - творческом процессе подготовки спектакля является подготовка своей роли. Этот этюдно-действенный процесс, происходящий в рамках коллективного процесса, тем не менее, имеет очень индивидуальный характер, т.к. каждый исполнитель вносит в свою роль личную психофизическую и эмоциональную окраску, присущую только ему одному.

Работа над ролью, как индивидуальный проект, выполняется студийцем самостоятельно под руководством педагога (режиссера) по выбранному персонажу в рамках нескольких направлений мастерства (актерское, речевое действие, пластика и танец) учебно-творческой развивающей программы студии. В традициях студии «Муравейник» репетировать несколько ролей для 2х и более составов спектакля. Благодаря чему возникает возможность создать несколько актерских ансамблей, во взаимодействии которых студийцы наиболее полно, благополучно и свободно реализуют и развивают свои творческие навыки и способности. Как мы говорили, спектакль, как и коллективный и индивидуальный проект, запланирован в учебно-творческом плане студии на 2года. Иногда, полюбившиеся спектакли существуют гораздо дольше. Благодаря этому процесс совершенствования и углубления полученных навыков и умений развивается по мере физиологического и личностного взросления студийцев.

Основные требования к организации проектной деятельности в рамках учебно-развивающей программе студии «Муравейник»:

- студийцы совместно с педагогами студии сами выбирают пьесу, по которой будет ставиться спектакль, решение спектакля. А так выбирают себе роли;

- миниатюры, номера и спектакли. Являющиеся содержанием репертуарных планов студии утверждаются на художественном совете учреждения;

- постановочные репертуарные планы работы над спектаклем и номерами для мероприятий учреждения, как планы реализации проектов, разрабатываются студийцами совместно с руководителем проекта - педагогом постановщиком.

Диагностика ЗУН, проводимая на группах студии, позволяет оценить учебно-творческую деятельность студийцев в рамках проекта - постановки и репертуарной жизни спектакля - по всем критериям, с учетом целей и задач постановочной проектной деятельности на данной степени учебно-творческого процесса:

- способность к самостоятельному творческому развитию и приобретению необходимых умений, навыком и знаний. и решению творческих задач и проблем,

- сформированность предметных сценических знаний, умений. навыков и способов действий по основным тренинговым курсам «Мастерства» (Речевой Тренинг, Театрально-Физический Тренинг, Гимнастика Чувств);

- сформированность регулятивных действий - навыков активного рабочего самочувствия, активного творческого мышления, продуктивного и целенаправленного сценического репетиционного жизнедействия, саморегуляции:

- сформированность коммуникативных действий - способности к благополучному и эффективному индивидуальному развитию и реализации в общем коллективном творческом процессе;

- и т.д.

Создание условий для организации творческой учебно-тренинговой и репертуарно-постановочной (учебно-исследовательской и проектной деятельности) в студии «Муравейник»:

- планируемые репертуарные и учебные спектакля, стихотворные программы и номера (проект или учебное исследование) соответствуют возрастной специфике группа, их эмоциональным, психологическим и темпераментным особенностям. Обязательно учитываются индивидуальные особенности участников групп при подборе пьесы по ее персонажам, чтобы дать возможность исполнителям наиболее полно реализоваться и продвинуться в процессе работы над ролью и спектакля в целом.

- для выполнения проекта - постановки спектакля- в студии оборудованны сценическое помещение с кулисами, занавесом, технических оборудованием. А так же есть гримерка, репетиционная с зеркалами. На студии существует собственная костюмерная и реквизиторская, ежегодно пополняемая костюмами, декорациями и реквизитом. Видео, фото и фонограммный архивы хранят память о всех без исключении выступлениях, ролях, достижениях и творческих провалах студийцев за 15 лет существования студии;

- тренинговые курсы «Речевой Тренинг». «Гимнастика Чувств». «Театрально-Физический Тренаж» готовят студийцев к постановочному и репертуарному процессу работы над спектаклями и выступлениями. Поэтому студийцы в состоянии сделать осознанный творческий выбор репертуара и художественно - творческого решения будущего спектакля;

- обеспечивают педагогическое сопровождение постановка спектакля (проекта) педагоги по ТФТ, ГЧ и РТ. Они же постановщики спектаклей. Таким образом обеспечивается гармоничность взаимосвязи и интегрированность полученных тренинговых навыком и умений в репертуарной деятельности, а так же в отношении выбора спектакля или номера, соответствующего полученным на тренингам возможностям (творческое и учебное руководство), так и в отношении собственно драматургического анализа. постановочной и этюдной работы и используемых постановочных методов (методическое руководство);

- встреча со зрителями и их непосредственная реакция на сценическое творчество детей является ясным и очевидным показателем творческого исполнительского и личностного уровня каждого из детей и спектакля в целом, что и является оценкой итогового результата работы над спектаклем (по проекту или исследованию).

Театральная студия «Муравейник» любима зрителями города Байконур. Наши спектакли, миниатюры, капустники всегда яркие, эмоциональные, искренние, полные творческих находок, импровизации, живого общение со зрителем. Актеры захватывают сердца и умы зрителей и вводят их в историю персонажей, их жизнь, мечты, стремления, их борьбу за свои идеалы, надежды и любовь. Зрители становятся участниками сценической борьбы персонажей спектакля, невольно становясь на сторону того или другого исполнителя, сопереживая ему, борясь вместе с ним. Спектакли и мероприятия, проходящие в студии «Муравейник», или проводимые учреждением ГБУ ДО «ЦРТДиЮ им. В.М. Комарова» с участием наших студийцев неизменно собирают полные залы зрителей.

Конечно, процесс показов спектаклей имеет неизбежно синусоидный характер успешности владения студийцами сценическим действием, это показатель экспериментальности сценического творческого процесса исполнителей. Такой процесс, как правило, насыщен взлетами, именно после периодов поиска новых творческих умений, навыков и возможностей, когда полученные на предыдущих этапах уже не дают желаемого творческого уровня исполнения. Таким образом, и происходит развитие и совершенствование исполнительских и личностных возможностей детей.

Участие студийцев в театральных городских, региональных и международных конкурсах всегда приносят призовые места или Гран-при конкурсов. В прошлом 2015 году образцовая театральная студия «Муравейник» стала Лауреатом I степени Международного фестиваля-конкурса «You're super star» в номинации «Театр» международного продюсерского центра «Бест». Студийцы регулярно становятся дипломантами и победителями в номинациях «Лучший исполнитель роли» театральных фестивалей городского и регионального уровня.



© 2010-2022