- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Духовно-нравственное воспитание в коллективе творческого объединения «Бумажная фантазия»
Духовно-нравственное воспитание в коллективе творческого объединения «Бумажная фантазия»
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Каныгина С.А. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Н.Новгорода
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр развития детей и юношества «Досуг»
Духовно-нравственное воспитание в коллективе творческого объединения «Бумажная фантазия»
Автор-составитель:
Каныгина Светлана Афанасьевна
Категория: 1
Должность: педагог дополнительного образования детского клуба «Рось»
г.Нижний Новгород
2013г.
Духовно-нравственное развитие и воспитание наших детей является одной из самых главных задач нашего общества. Главная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании маленьких граждан отведена школе. Надо отметить, что кроме школьной жизни у каждого ребенка, конечно, есть еще внешкольная и внеурочная жизнь. Для организации этого пространства просто необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными объединениями и, конечно, учреждениями дополнительного образования.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Именно этот документ определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)
«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятии обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество». (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению:
-
патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
-
социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
-
наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
-
искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
-
природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
-
человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.
Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Если в школе каждый ребенок получает общее образование, то в учреждениях дополнительного образования ему помогают раскрыть другие, не менее важные, способности, развить его как личность, помочь в профориентации. Дополнительное образование очень важно в духовно-нравственном воспитании детей. Имеется целый ряд направлений, по которым работают в учреждениях дополнительного образования.
Творческое объединение «Бумажная фантазия» под моим руководством имеет художественно-эстетическую направленность, поэтому основой занятий является эстетическое воспитание - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Основой в работе являются красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, художественное творчество. Конечно, затрагиваются и ценности гражданского, нравственного и трудового воспитания, но основой являются ценности эстетического воспитания.
Основные принципы работы:
-
принцип единства эстетического, идейного и нравственного воспитания (формирование идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от подделки);
-
принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность (развитие умственных сил ребенка, формирование научных представлений о мире);
-
принцип творческой самодеятельности ребенка (в процессе художественного творчества упражнение своих сил, развитие ценных качеств личности);
-
принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
-
принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)
Цель программы, по которой работает творческое объединение: выявить и раскрыть заложенные в ребенке творческие способности в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга и оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основными видами деятельности и формами занятий по эстетическому воспитанию являются:
-
краеведческая деятельность (Нижегородские промыслы);
-
посещение конкурсов и фестивалей народного творчества, тематических выставок;
-
участие в выставках, конкурсах и фестивалях художественного творчества;
-
экскурсии в музеи города;
-
тематические беседы;
-
проведение викторин, игр, конкурсов на базе клуба по месту жительства.
Разнообразные занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.
Духовно-нравственное воспитание обучающихся творческого объединения «Бумажная фантазия» происходит практически на каждый учебный день. При проведении занятий по плану программы дополнительного образования учитываются базовые национальные ценности. Например,
-
человечество, искусство и литература - беседа «Образы людей: мы и мир», экскурсия в Нижегородский художественный музей, выставка творческих работ «Портреты в технике квиллинга», беседы «Мир театра», «Животные в сказках», «Куклы настроении. Мимика кукол», проведение тематических конкурсов и выставка творческих работ, беседа «Орнаменты народов России» и викторины, выставки по теме, посещение тематических выставок;
-
наука - беседы «История возникновения бумаги», «История квиллинга», «История оригами» и т.д., работа с раздаточным материалом (инструкционные карты, пособия, книги);
-
семья, социальная солидарность - беседы «Мой дедушка», «Моя бабушка», « Моя мамочка», «Мои родные люди», «Моя семья», тематические выставки и конкурсы «Букет для мамы и бабушки», «Фоторамка для бабушки и дедушки», «Букет ко дню пожилого человека»;
-
труд и творчество - беседа «Ветераны Автозавода» и экскурсия в музей трудовой славы ГАЗа, беседа «Мой первый учитель» и выставка творческих работ «Подарок учителю», беседы «Профессия моей мамы», «На все руки мастер: помощник дома» и выставки творческих работ;
-
природа - беседы «Природные изменения осенью», «Растения и животные зимой», «Домашние и дикие животные», «Поведение на водоемах и в лесу в летние каникулы. ПДД», «Зимняя дорога», «Цветущий сад: растения вокруг нас», «Редкие цветы», «В мире животных», «Твоя безопасность: водоем», викторина «Отгадай цветок», конкурс «Лучший букет», коллективные работы «Цветочная поляна», «Зимний лес», «Скоро лето», «Летние забавы», выставки творческих работ «Осень», «В лесу», «У озера», «В деревне», «Летом в лесу», «Зоопарк», экскурсия в зоопарк;
-
традиционные российские религии - беседы на тему «Новый год и Рождество», выполнение подарочных работ, посещение выставок Свято-Никольского Православного Центра;
-
патриотизм, гражданственность - беседы, конкурсы и тематические выставки к праздникам 8 марта, 23 февраля, 12 апреля; разработан раздел «Художественные промыслы Земли Нижегородской» - беседы «Чкаловский гипюр», «Мастерство кузнецов», «Казаковская филигрань: кружева из металла», «Семеновская роспись: деревянные игрушки», «Полхов-майданские сувениры», «Хохломской промысел», «Художественный сюжетный промысел - городецкая роспись», выставки творческих работ в технике квиллинга и оригами, стилизованных под Нижегородские промыслы, экскурсия в музей «Народные промыслы».
Ожидаемые воспитательные результаты совместной деятельности педагога и обучающихся детей:
-
умение видеть красоту в окружающем мире;
-
умение видеть красоту в поведении, поступках людей;
-
элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
-
опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций;
-
опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
-
опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
-
мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве учреждения дополнительного образования и семьи.
Нельзя забывать, что важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». (А. С. Макаренко)
Список использованной литературы:
-
Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.
-
Белоусова Т.Л, Бостанжиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.
-
niro.nnov.ru/?id=5828
-
festival.1september.ru/articles/212640/
-
tulaschool.ru/teachers/57/1228/