Духовно-нравственное воспитание в коллективе творческого объединения «Бумажная фантазия»

Раздел Дополнительное образование
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Департамент образования и социально-правовой защиты детства администрации г.Н.Новгорода

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

Центр развития детей и юношества «Досуг»













Духовно-нравственное воспитание в коллективе творческого объединения «Бумажная фантазия»









Автор-составитель:

Каныгина Светлана Афанасьевна

Категория: 1

Должность: педагог дополнительного образования детского клуба «Рось»

г.Нижний Новгород

2013г.

Духовно-нравственное развитие и воспитание наших детей является одной из самых главных задач нашего общества. Главная роль в духовно-нравственном развитии и воспитании маленьких граждан отведена школе. Надо отметить, что кроме школьной жизни у каждого ребенка, конечно, есть еще внешкольная и внеурочная жизнь. Для организации этого пространства просто необходимо взаимодействие школы с семьей, общественными объединениями и, конечно, учреждениями дополнительного образования.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Именно этот документ определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.

Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации». (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

«Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России - педагогически организованный процесс усвоения и принятии обучающимися базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество». (из «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»)

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению:

  • патриотизм - любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;

  • социальная солидарность - свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;

  • гражданственность - служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и порядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;

  • семья - любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;

  • труд и творчество - уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;

  • наука - ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;

  • традиционные российские религии - представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;

  • искусство и литература - красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;

  • природа - эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;

  • человечество - мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.

Если в школе каждый ребенок получает общее образование, то в учреждениях дополнительного образования ему помогают раскрыть другие, не менее важные, способности, развить его как личность, помочь в профориентации. Дополнительное образование очень важно в духовно-нравственном воспитании детей. Имеется целый ряд направлений, по которым работают в учреждениях дополнительного образования.

Творческое объединение «Бумажная фантазия» под моим руководством имеет художественно-эстетическую направленность, поэтому основой занятий является эстетическое воспитание - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях. Основой в работе являются красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, художественное творчество. Конечно, затрагиваются и ценности гражданского, нравственного и трудового воспитания, но основой являются ценности эстетического воспитания.

Основные принципы работы:

  • принцип единства эстетического, идейного и нравственного воспитания (формирование идейно стойких, глубоко убежденных людей, умеющих отличить подлинное искусство от подделки);

  • принцип взаимосвязи науки и искусства в воздействии на личность (развитие умственных сил ребенка, формирование научных представлений о мире);

  • принцип творческой самодеятельности ребенка (в процессе художественного творчества упражнение своих сил, развитие ценных качеств личности);

  • принцип доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

  • принцип наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов)

Цель программы, по которой работает творческое объединение: выявить и раскрыть заложенные в ребенке творческие способности в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга и оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Основными видами деятельности и формами занятий по эстетическому воспитанию являются:

  • краеведческая деятельность (Нижегородские промыслы);

  • посещение конкурсов и фестивалей народного творчества, тематических выставок;

  • участие в выставках, конкурсах и фестивалях художественного творчества;

  • экскурсии в музеи города;

  • тематические беседы;

  • проведение викторин, игр, конкурсов на базе клуба по месту жительства.

Разнообразные занятия помогают детям по-новому увидеть и осмыслить мир вещей и предметов в повседневной жизни, будят их фантазию, подталкивают к активному творческому поиску и созиданию.

Духовно-нравственное воспитание обучающихся творческого объединения «Бумажная фантазия» происходит практически на каждый учебный день. При проведении занятий по плану программы дополнительного образования учитываются базовые национальные ценности. Например,

  • человечество, искусство и литература - беседа «Образы людей: мы и мир», экскурсия в Нижегородский художественный музей, выставка творческих работ «Портреты в технике квиллинга», беседы «Мир театра», «Животные в сказках», «Куклы настроении. Мимика кукол», проведение тематических конкурсов и выставка творческих работ, беседа «Орнаменты народов России» и викторины, выставки по теме, посещение тематических выставок;

  • наука - беседы «История возникновения бумаги», «История квиллинга», «История оригами» и т.д., работа с раздаточным материалом (инструкционные карты, пособия, книги);

  • семья, социальная солидарность - беседы «Мой дедушка», «Моя бабушка», « Моя мамочка», «Мои родные люди», «Моя семья», тематические выставки и конкурсы «Букет для мамы и бабушки», «Фоторамка для бабушки и дедушки», «Букет ко дню пожилого человека»;

  • труд и творчество - беседа «Ветераны Автозавода» и экскурсия в музей трудовой славы ГАЗа, беседа «Мой первый учитель» и выставка творческих работ «Подарок учителю», беседы «Профессия моей мамы», «На все руки мастер: помощник дома» и выставки творческих работ;

  • природа - беседы «Природные изменения осенью», «Растения и животные зимой», «Домашние и дикие животные», «Поведение на водоемах и в лесу в летние каникулы. ПДД», «Зимняя дорога», «Цветущий сад: растения вокруг нас», «Редкие цветы», «В мире животных», «Твоя безопасность: водоем», викторина «Отгадай цветок», конкурс «Лучший букет», коллективные работы «Цветочная поляна», «Зимний лес», «Скоро лето», «Летние забавы», выставки творческих работ «Осень», «В лесу», «У озера», «В деревне», «Летом в лесу», «Зоопарк», экскурсия в зоопарк;

  • традиционные российские религии - беседы на тему «Новый год и Рождество», выполнение подарочных работ, посещение выставок Свято-Никольского Православного Центра;

  • патриотизм, гражданственность - беседы, конкурсы и тематические выставки к праздникам 8 марта, 23 февраля, 12 апреля; разработан раздел «Художественные промыслы Земли Нижегородской» - беседы «Чкаловский гипюр», «Мастерство кузнецов», «Казаковская филигрань: кружева из металла», «Семеновская роспись: деревянные игрушки», «Полхов-майданские сувениры», «Хохломской промысел», «Художественный сюжетный промысел - городецкая роспись», выставки творческих работ в технике квиллинга и оригами, стилизованных под Нижегородские промыслы, экскурсия в музей «Народные промыслы».

Ожидаемые воспитательные результаты совместной деятельности педагога и обучающихся детей:

  • умение видеть красоту в окружающем мире;

  • умение видеть красоту в поведении, поступках людей;

  • элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

  • опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций;

  • опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;

  • опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;

  • мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве учреждения дополнительного образования и семьи.

Нельзя забывать, что важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя: «Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего - люди. Из них на первом месте - родители и педагоги». (А. С. Макаренко)

Список использованной литературы:

  1. Данилюк А.Я, Кондаков А.М, Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. - М.: Просвещение, 2009.

  2. Белоусова Т.Л, Бостанжиева Н.И., Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2011.

  3. niro.nnov.ru/?id=5828

  4. festival.1september.ru/articles/212640/

  5. tulaschool.ru/teachers/57/1228/

© 2010-2022