- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА похореографии
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА похореографии
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 2 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Поляная Д.Д. |
Дата | 03.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Кущевский район
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ДО ЦТ
Е.С. Миндрина ____________
Приказ №147 от 16.09.2015г.
Протокол педагогического совета
№1 от 11 сентября 2015г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая ПРОГРАММА
-
«Шарм»
(наименование объединения)
150 часов
(срок реализации программы)
4 - 18 лет
(возраст обучающихся)
Поляная Дарья Дмитриевна
(Ф.И.О. педагога дополнительного образования, составителя)
с. Красное
2015 г
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
1. 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- Направленность программы дополнительного образования объединения «Шарм» - относится к художественной направленности.
- Актуальность программы заключается в значительной популярности хореографии как искусства среди различных возрастных групп, а особенно среди детей дошкольного и младшего школьного возраста, большинство из которых приходят в хореографические коллективы несознательно, по воле родителей. Родители стремятся привлечь ребенка к занятиям хореографией с самого раннего возраста, они в свою очередь правы: ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников. Однако только от педагога, от методов его преподавания зависит то, с каким интересом будет подходить ребенок к занятиям и каких результатов он достигнет. Программа направлена на формирование и развитие у обучающихся таких физических данных, как подвижность, выносливость, сила, ловкость, на развитие танцевальных данных: гибкости, пластичности, танцевальной выворотности, танцевального шага и т. п. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, пляски, игры, воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, к различным явлениям природы, а так же углубляют представление о жизни и труде взрослых.
Данная программа позволяет обучающимся детям ознакомиться со всеми основными направлениями современной хореографии, а также дает возможность импровизации и творческой самореализации.
- Отличительные особенности программы:
-выявление индивидуальных возможностей обучающихся;
-создание ситуации успеха на занятии;
-увеличение границ самостоятельного творчества;
- укрепление физического развития ребенка;
- воспитания и развития личности ребенка.
- Адресат программы - ребенок 4-18 лет, желающий заниматься танцами, проявляющий интерес к современной хореографии.
- Объем программы -150 часов.
- Форма обучения - групповые, индивидуально-групповые занятия, теория и практика, репетиционная и концертная деятельность.
- Сроки освоения программы -1 год
- Режим занятий. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа у каждой группы. Возрастных групп 2 (1 группа и 2 группа). Перемен между часами нет. Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в месяц. Кроме занятий, проводимых по учебному плану, практикуется: проведение интегрированных занятий, участие детей в районных конкурсах, фестивалях, участие в поселенческих мероприятиях.
1.2 ЦЕЛЬ И З АДАЧИ ПРОГРАММЫ.
- цель - духовное и физическое развитие, раскрытие индивидуальных возможностей личности ребёнка в целом и его определённых способностей, оказание помощи в адаптации в современных условиях жизни, распространение воспитательного воздействия на семью ребёнка посредством участия родителей в жизни объединения «Шарм».
- задачи -
-
Образовательные:
-
формирование у детей музыкально-ритмических навыков;
-
формирование навыков правильного и выразительного движения в области народно-сценической хореографии;
-
обучение детей навыкам актёрского мастерства;
-
организация постановочной и концертной деятельности (разучивание танцевальных композиций, участие детей в конкурсах, фестивалях, различных школьных материалов);
-
расширение знаний (знакомство детей с историей танца).
-
Развивающие:
-
обучение детей приёмам самостоятельной и коллективной работы самоконтроля и взаимоконтроля;
-
развитие творческого мышления, памяти, воображения (умение выразить чувства, импровизировать и быть социально компетентным);
-
развитие мотивации в поиске новых познавательных ориентиров (организация творческой деятельности, самостоятельное добывание знаний).
-
Воспитательные:
-
создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
-
создание условий для обучения;
-
адаптация к современной жизни на основе с помощью общей культуры знаний, навыков;
-
формирование таких качеств, как воля и упорство.
1.3. Содержание программы:
- учебный план
1 год обучения
№
п/п
Наименование разделов
Всего, час
Количество часов учебных занятий
Теоретичес
кие
Практичес
кие
Контроль
1.
Вводное занятие
2
2
-
-
2.
История танца
6
4
-
2
3.
Основы классического танца
18
4
12
2
4.
Репетиционно-постановочная работа
62
2
56
4
5.
Партерная гимнастика и акробатика.
34
4
28
2
6.
Актёрское мастерство
14
2
10
2
7.
Концертно-исполнительская деятельность
14
12
2
ИТОГО:
150
16
120
14
- содержание учебно-тематического плана
1 год обучения
Тема № 1 «Вводное занятие»
Теория - знакомство с программой обучения. Инструктажи по технике безопасности.
Практика - знакомство с программой обучения.
Тема № 2 «История танца»
Теория - знакомство с истоками танца. Танец - язык жестов. Знакомство с видами хореографии.
Практика - знакомство с видами хореографии и основами танца.
Тема № 3 «Основы классического танца»
Теория - знакомство с основами классического танца. Правильное понимание и произношение основных классических танцевальных терминов.
Практика: - выучить классические позиции рук (подготовительная, 1, 2,3), позиции ног (1,2,3,4,5,6) и их выворотности, постановка корпуса;
- Правильное исполнение plie, demi-plie, Battement tendu jete, battement tendu simple, grand battement jete.
- умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
- разучить танцевальные классические связки и комбинации различной координационной сложности.
Тема № 4 «Репетиционно-постановочная работа»
Теория - знакомство с постановкой танца и основными движениями.
Практика - подготовка концертного номера. Сценические движения, исполняемые на середине зала, по кругу, по диагонали, в квадрате. Постановка танца.
Тема № 5 «Партерная гимнастика и акробатика»
Теория - знание о физической культуре.
Практика - выполнение упражнений на растяжку и координацию. Дозировка упражнений. Правильность исполнения. Освоение общеразвивающих упражнений с предметами.
Тема № 6 «Основы актёрского мастерства»
Теория. Занятия по этой теме предусматривают навыки актёрского мастерства.
Практика. Создание образов с помощью жестов, мимики. Перевоплощаться в сказочных существ. Уметь показывать эмоции.
Тема № 7 «Концертно-исполнительская деятельность»
Практика - подготовка танцевальной группы к выступлениям разного масштаба.
После изучения второго, третьего, четвертого, пятого и шестого разделов учебного плана, следует текущая аттестация, которая проводится в форме контрольного урока. В завершении учебного года, проходит годовая аттестация в форме концерта.
1.4. Планируемые результаты -
1 год обучения
-
Должен знать
Должен уметь
- Историю танца.
- Выполнять танцевальные движения и элементы современного танца.
- Танец - это искусство.
- Правильно двигаться в соответствии с музыкой.
- Современный танец - вид хореографии.
- Простейшие элементы современной хореографии.
- Эмоциональное выражение танца.
- Основы актерского мастерства.
Итогом реализации образовательной программы является участие объединения «Шарм» в различных концертах, фестивалях, конкурсах, мастер - классах.
2. Комплекс организационно - педагогических условий.
2.1.Календарно-учебный график
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения (1 группа)
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
п/п
Общее
теория
практика
контроль
План
факт
1.
Вводное занятие.
2
2
-
2.12
2.
История танца.
6
4
-
2
а) жанры хореографического искусства:
- драматический;
- эпический;
- комический;
- лирический.
4
4
-
4.12
6.12
Контрольное занятие
2
9.12
3.
Основы классического танца
18
4
12
2
а) классические позиции рук (подготовительная, 1, 2,3), позиции ног (1,2,3,4,5,6) и их выворотность, постановка корпуса;
2
2
11.12
б) изучение plie, demi-plie, Battement tendu jete, battement tendu simple, grand battement jete.
8
2
6
13.12
16.12
18.12
20.12
в) умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
2
2
23.12
г) танцевальные классические связки и комбинации различной координационной сложности
4
4
25.12
27.12
Контрольное занятие
2
30.12
4.
Репетиционно-постановочная работа
62
2
56
4
а) знакомство с музыкальным произведением;
4
2
2
3.01
6.01
б) подбор танцевального шага и танцевальных связок в ритм музыке;
14
14
8.01
10.01
13.01
15.01
17.01
20.01
22.01
в) танцевальные движения;
26
-
26
24.01
27.01
29.01
31.01
3.02
5.02
7.02
10.02
12.02
14.02
17.02
19.02
21.02
г) комбинации различной координационной сложности.
14
-
12
2
24.02
26.02
28.02
2.03
4.03
6.03
9.03
Контрольное занятие
4
11.03
13.03
5.
Партерная гимнастика и акробатика.
34
4
28
2
а) позы и движения на растяжку в акробатических упражнениях;
8
1
7
16.03
18.03
20.03
23.03
6.
б) движения по сгибанию и разгибанию коленей, стопы;
4
-
4
25.03
27.03
в) движения на развитие гибкости позвоночника;
4
1
3
30.03
1.04
г) элементы акробатики (мостики, шпагаты, «колесо», перевороты);
10
2
8
3.04
6.04
8.04
10.04
13.04
д) элементы тренажа, исполняемые на середине зала.
6
-
6
15.04
17.04
20.04
Контрольное занятие
2
22.04
Актёрское мастерство
14
2
10
2
а) создание образов с помощью жестов, мимики.
6
2
4
24.04
27.04
29.04
б) перевоплощения в сказочных существ;
4
4
4.05
6.05
в) умение показывать и выражать эмоции.
2
2
8.05
Контрольное занятие
2
11.05
7.
Концертно-исполнительская деятельность
14
-
12
2
Подготовка танцевальной группы к выступлениям
12
12
13.05
15.05
18.05
20.05
22.05
25.05
Контрольное занятие
2
27.05
ИТОГО:
150
16
120
14
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения ( 2 группа)
№
Наименование разделов и тем
Количество часов
Дата
п/п
Общее
теория
практика
контроль
План
факт
1.
Вводное занятие.
2
2
-
3.12
2.
История танца.
6
4
-
2
а) жанры хореографического искусства:
- драматический;
- эпический;
- комический;
- лирический.
4
4
-
4.12
6.12
Контрольное занятие
2
10.12
3.
Основы классического танца
18
4
12
2
а) классические позиции рук (подготовительная, 1, 2,3), позиции ног (1,2,3,4,5,6) и их выворотность, постановка корпуса;
2
2
11.12
б) изучение plie, demi-plie, Battement tendu jete, battement tendu simple, grand battement jete.
8
2
6
13.12
17.12
18.12
20.12
в) умение переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу;
2
2
24.12
г) танцевальные классические связки и комбинации различной координационной сложности
4
4
25.12
27.12
Контрольное занятие
2
31.12
4.
Репетиционно-постановочная работа
62
2
56
4
а) знакомство с музыкальным произведением;
4
2
2
3.01
8.01
б) подбор танцевального шага и танцевальных связок в ритм музыке;
14
14
10.01
14.01
15.01
17.01
21.01
22.01
24.01
в) танцевальные движения;
26
-
26
28.01
29.01
31.01
4.02
5.02
7.02
11.02
12.02
14.02
18.02
19.02
21.02
25.02
г) комбинации различной координационной сложности.
14
-
12
2
26.02
28.02
3.03
4.03
6.03
10.03
11.03
Контрольное занятие
4
13.03
17.03
5.
Партерная гимнастика и акробатика.
34
4
28
2
а) позы и движения на растяжку в акробатических упражнениях;
8
1
7
18.03
20.03
24.03
25.03
б) движения по сгибанию и разгибанию коленей, стопы;
4
-
4
27.03
31.03
в) движения на развитие гибкости позвоночника;
4
1
3
1.04
3.04
г) элементы акробатики (мостики, шпагаты, «колесо», перевороты);
10
2
8
7.04
8.04
10.04
14.04
15.04
д) элементы тренажа, исполняемые на середине зала.
6
-
6
17.04
21.04
22.04
Контрольное занятие
2
24.04
6.
Актёрское мастерство
14
2
10
2
а) создание образов с помощью жестов, мимики.
6
2
4
28.04
29.04
5.05
б) перевоплощения в сказочных существ;
4
4
6.05
8.05
в) умение показывать и выражать эмоции.
2
2
12.05
Контрольное занятие
2
13.05
7.
Концертно-исполнительская деятельность
14
-
12
2
Подготовка танцевальной группы к выступлениям
12
12
15.05
19.05
20.05
22.05
26.05
27.05
Контрольное занятие
2
29.05
ИТОГО:
150
16
120
14
2.2.Условия реализации программы.
-
Классная комната, желательно с зеркалами, гимнастическими ковриками (матами) и тренировочным станком.
-
Магнитофон, диски, съемный жесткий диск, флеш-накопитель, ноутбук
-
Костюмы, декорации, предметы для танца.
Программа предусматривает использование интернет-ресурсов (видеоматериалов, мастер-классов)
2.3. Формы аттестации - Для полноценной реализации данной программы используются разные виды контроля:
Текущий - осуществляется посредством наблюдения за деятельностью ребёнка в процессе занятий, а так же проводится контрольный урок в виде практического задания;
Промежуточный - праздники, конкурсы, проводимые в Центре детского творчества и в мероприятиях поселенческого уровня;
Итоговый - открытые занятия для родителей, мастер-классы.
Открытые занятия по исполнительскому мастерству и физической подготовки ребенка являются одной из форм итогового контроля.
Конечным результатом занятий, позволяющим контролировать развитие способностей каждого ребёнка, является отчетный концерт Центра детского творчества, и отчетный концерт объединения в размере 40 минут.
2.4 Оценочные материалы -
В качестве методов диагностики результатов обучения используются опросы, практические задания по пройденным темам, концерты, метод наблюдения.
Контрольные уроки включают в себя
- задания на проверку усвоения выученного материала, связок, движений, отдельных танцев, путем повторения каждым обучающимся,
-импровизационные задания по созданию небольшого танца, индивидуально и по группам.
Также в течение года применяется метод наблюдения, то есть педагог отслеживает наличие отсутствия или наличие прогресса у группы, у каждого обучающегося в отдельности.
2. 5 Методические материалы
Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю - танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.
Знакомство с танцем начинается с музыки. Далее учащиеся знакомятся с ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно, поэтому иногда можно идти по пути параллельного освоения фигур, т. е. не ждать, пока будет освоена полностью одна фигура, а работать сразу над несколькими элементами одинаковой сложности. В результате такой работы у учащихся расширяется двигательный «кругозор», и освоение танца в целом происходит быстрее.
Педагог выбирает так называемый оптимальный режим усложнения, опираясь на индивидуальные и возрастные особенности учащихся.
Освоение быстрых танцев с достаточно сложной координацией происходит постепенно, путем протанцовки в медленном темпе или полтемпа под ту же музыку. Рекомендуется и после освоения фигуры или потере техничности возвращаться к медленному темпу. Перемена темпа еще более развивает чувство ритма.
Дети быстрее осваивают движение, повторяя его за педагогом. Но необходимо также развивать способность самостоятельно выполнять движения, слушая музыку и не глядя на соседа. Разбирая ошибки учащихся, нужно помнить, что в памяти остается последний вариант, и заканчивать разбор ошибки всегда правильным вариантом.
В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Танец «начинается от пола», и следует показывать и объяснять в последовательности:
-
куда наступаем (как переносим вес);
-
как ставим ногу (как работает стопа);
-
что делает колено;
-
как работают бедра;
-
что делает корпус;
-
как танцуют руки;
-
куда направлен взгляд (что делает голова).
Информация наслаивается одна на другую, и, если на каком-то этапе вдруг начинает пропадать уже достигнутое, необходимо на время вернуться назад и еще раз подойти к нужному рубежу.
Параллельное изучение сразу 2 - 3 танцев позволяет разнообразить занятие, переключает внимание и повышает интерес учащихся, приводит к большему «растанцовыванию» занимающегося, позволяет раньше вводить на уроке элементы соревнований и конкурсов.
Дети младшего возраста мыслят образами, и, в отличие от детей среднего возраста и старшеклассников, они не могут понять логики и конкретности законов движения. Поэтому необходимо сформировать привычки и навыки на эмоциональном уровне, играя с ними в те или иные образы.
Дети старшего возраста способны осмысливать свои действия, и это надо использовать и развивать, объясняя, для чего мы то или оное делаем: «В танцах ничего не бывает просто так». Им лучше объяснять конкретнее: какие мышцы и как надо включить в работу, как правильно перенести вес с ноги на ногу в движении. Когда усвоена техника, можно перейти к ритмической окраске и в область ощущений, ассоциаций. Только осознав и осмыслив значение того или иного приема, учащийся встает на более высокую ступень совершенства и собственного мастерства.
На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь - жест - музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
Главная задача педагога - не только научить ученика определенным приемам, связкам движений в различных танцах, но и выработать в нем способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
Задача репетиции - привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими. Эта задача успешно решается путем организации танцевальных праздников, концертов, конкурсов.
Методы, используемые на занятиях
Методы организации деятельности: репродуктивный, объяснительноиллюстративный, наглядный.
Методы воспитания: положительный пример, соревновательный.
Методы стимулирования: поощрение, одобрение, награждение, участие в праздниках, конкурсах.
Формы работы с родителями: родительские собрания, консультации, привлечение в подготовке к выступлениям.
VI. ЛИТЕРАТУРА
-
О.Н. Калинина «Прекрасный мир танца». Изд. «Апостроф»; Харьков, 2012г.
-
Л.Л. Раздрокина «Танцуйте на здоровье! Танцевально-игровые тренинги». Изд. «Феникс»; Ростов-на-Дону, 2007г.
-
А.Я. Ваганова «Основы классического танца». Изд. «Лань»; г.Санкт-Петербург, 2000г.
-
Л.Н.Барабаш «Хореография для самых маленьких». Изд. «Белый ветер»; 2002г.
-
В.П.Коркин «Акробатика». Изд. «Физкультура и спорт»; г.Москва, 1983г.
-
О.Дан «Пилатес - гимнастика звезд». Изд. «Питер» г.Санкт-Петербург, 2007г.
-
Диски: Н.Довбыш. Журнал «Хореограф», выпуски 1,2,3,4. Москва, 2015г.