- Преподавателю
- Дополнительное образование
- Мастер -класс бардовская песня в духовной культуре современного общества
Мастер -класс бардовская песня в духовной культуре современного общества
Раздел | Дополнительное образование |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Тройненко Л.И. |
Дата | 05.01.2016 |
Формат | zip |
Изображения | Нет |
Тройненко Лариса Иннокентьевна,
учитель музыки и мировой
художественной культуры МБОУ «Гимназия №1» г. Усолье-Сибирское.
План проведения мастер-класса
« Бардовская песня в духовной культуре современного общества».
Тема мастер-класса: «Бардовская песня в духовной культуре современного общества »
Цель : Знакомство с жанром бардовской песни и ее местом и ролью в современной духовной культуре общества.
Задачи:
-
Показать значимость бардовской песни в современной музыкальной культуре;
-
Раскрыть сущность бардовской песни на примере ее жанров и творчестве авторов;
-
Показать результаты творческих достижений участников клуба бардовской песни;
-
Доказать, что бардовская песня значима в нашем современном обществе, благодаря тем мыслям и чувствам, которые ней отображены;
-
Развивать творческие способности учащихся через исполнительскую деятельность;
-
Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, развивать эмоциональный отклик на музыку.
-
Способствовать формированию духовно - нравственных качеств личности через бардоскую песню.
Звучит песня « Как здорово, что все мы здесь, сегодня собрались!».
Как вы уже поняли, что наш мастер-класс посвящен музыке, но не классической и народной, ни рок и не поп, а сегодня мы с вами будем говорить о песне, но песне особой - бардовской.
Какая же она эта бардовская песня, нам сегодня предстоит выяснить в форме дискуссии.
Тема мастер-класса: Бардовская песня в духовной культуре современного общества»
Коментарии: Бардовская песня - это одно из направлений в современной музыкальной культуре. На изучение данной темы по предмету музыка в 7 классе отводится 6 часов, где ребята знакомятся с истоками бардовской песни, ее жанровой основой и творчеством выдающихся бардов.
« Бардовская песня. Современость или своевременность» это обобщающий урок по теме и проходит он в форме дискуссии.
Думаю, что вы уважаемые коллеги тоже имеете представление о том, что представляет собой бардовская песня, но чтобы вам более уверенно с ориентироваться в данном материале, я предлагаю вам поработать с текстом и прочитать о истоках возникновния бардовской песни.
Звучит песня Г.Агафонова «Осень катится»
Вопросы по тексту:
-
Кто же такие барды?
-
Каковы истоки бардовской песни?
-
Возникновение бардовской песни, это случайность или закономерность?
Комментарии: главным при изучении данной темы, это не только познакомить учащихся с истоками возникновения бардовской песни, но и ее жанрами. Ребята легко ориентируются в жанровой основе бардовской песни и я бы хотела, чтобы мы с вами тоже вспомнили эти жанры.
Жанровая основа бардовской песни обширна и многогранна.
Изначально бардовская песня возникла как:
-
Туристическая песня
-
Лирическая песня
-
Романтическая песня
-
Песня в жанре классического романса
-
Детская
-
Солдатская
-
Шуточная
-
Бардовская песня стилизованная в жанре р.н.п.
-
Православная бардовская песня.
Муз. викторина;
Задание: на основе коротких музыкальных фрагментов определить жанр бардовской песни:
-
Милая моя - лирическая
-
В ритме дождя - туристическая
-
Ты да я - детская
-
За туманом- романтическая
-
Монах- православная
-
Свинские истории - жанр р.н.п.
Задание: 2 группы. 1 группа - бард это поэт
2 группа- бард - музыкант.
Вывод: Кто же все-таки бард в большей мере, поэт или музыкант?
Определяя сущность бардовской песни Б.Окуджава сказал, что это поэзия под гитару, а В.Высоцкий - барды это поэты, которые исполняют свои стихи под музыку.
Бардовкая песня- это доверительный разговор между исполнителем и слушателем, где главную роль играет слово.
Комментарии: Я являюсь руководителем клуба бардовской песни МОУ « Гимназия №1». Наш клуб существует уже много лет и целью моей работы в клубе является :
-
Научить ребят научить играть на гитаре;
-
Познакомить с творчеством бардов;
-
Развить вокальные способности.
И как музыкант я хочу сказать, что аккомпанемент бардовской песни очень прост и строится он по очень простой схеме. И поэтому, чтобы быть бардом, вовсе не обязательно виртуозно играть на гитаре, для этого нужно просто научиться слышать слово и дополнять его музыкой.
Классиками бардовского искусства считают : (показ слайдов)
-
А.Галич
-
В.Высоцкий
-
Б.Окуджава
-
Ю.Ким
-
Ю.Визбор
-
С.Никитин
-
А.Розенбаум
-
В.Третьяков.
Бардовская песня в кино:
Бардовская песня зародилась в 60 годы, но на сцене она зазвучала лишь только в 90 годы, каковы были причины мы знаем.
Бардовская песня не звучала на сцене, но зазвучала в кино, причем ее роль в содержании кинофильма была очень велика.
И я предлагаю вам следующее задание. Каждой группе будет предложен кинофильм. Вам необходимо вспомнить содержание кинофильма, бардовскую песню которая звучит в этом кинофильме, раскрыть ее роль в драматургии кинофильма, назвать автора и по возможности исполнить первый куплет.
-
Белое солнце пустыни
-
Ты у меня одна
-
Ирония судьбы или с легким паром
-
Вертикаль.
Алгоритм:
-
Вспомнить песню и ее автора
-
Роль песни в драматургии урока
-
Исполнить первый куплет
Задание: Выделить ключевые слова, которые раскрывают смысл произведения и связать их с содержанием кинофильма. ( красота, доброта, любовь, правда - вина, меч, грех).
Коментарии: Мы сегодня не имеем возможности просмотреть этот фильм, а вот на уроке с детьми мы смотрим этот фрагмент, выявляем роль этой песни в драматургии кинофильма, выбираем главные слова в песне и сопоставляем их с содержанием кинофильма и конечно исполняем.
Бардовкая песня- это развлечение или общественный протест?
Я предлагаю вашему вниманию 2 контрастные песни.
« Ордена не продаются» жанр солдатской песни.
-
На какие мысли она вас натолкнула?
-
Какие чувства родились в вашей душе?
« Отцовское воспитание»- песня , которая очень нравится детям, когда они ее слушают, то просто весело смеются. Почему, предстоит выяснить вам уважаемые педагоги. Ну а мы с вами уважаемые коллеги, педагоги, воспитатели, родители за этим детским смехом, должны для себя обозначить глобальную проблему нашего общества. Какую ?
Слушание
-
Над чем смеются дети?
-
Какую проблему с педагогической точки зрения мы с вами услышали в этой песне?
Вывод: Бардовская песня- это и развлечение, и в тоже время в ней содержится огромных общественный протест против негативных моментов нашей жизни.
Бардовская песня в поиске смысла жизни.
Люди во все времена искали ответ ан вопрос: В чем смысл жизни?
И эта проблема легла в основу бардовской песни.
Каждый выбирает для себя?
Задание: На основе предложенного текста песни и вариантов выбора смысла жизни, попробовать наполнить содержанием пропущенные строки
2-3 куплетов.
( работа в группах)
Прочтение сочиненных вариантов.
Прослушивание оригинала.
«Физика» В.Третьяков.
Какие известные крылатые фразы или устойчивые литературные выражения, а может быть пословицы или поговорки придут вам на ум в соответствии с содержанием данной песни.
( варианты ответов)
Какова их роль в выборе жизненных позиций?
Комментарии: Работа над этими песнями позволяет направить размыщления ребят на правильный выбор жизненного пути, сформировать правила поведения в соответствии с жизненными постулатами.
Способна ли бардовская песня воспитать в человеке высокие чувства и идеалы?
Б.Окуджава. Пожелание друзьям.
Выбрать из текста песни глаголы, которые смогут как-то изменить отношения в нашем классе или коллективе?
Исполнение.
Есть ли у бардовской песни будущее или она постепенно уйдет со сцены?
-
Чем привлекательны эти песни?
-
Можно ли назвать бардовскую песню нашей современницей? Имеет ли эта песня место в музыке современной молодежи?
Бардовская песня занимает большое значение в нашей современной культуре.
Об этом говорят фестивали бардовской песни, которые ежегодно проходят в нашей стране и на территории иркутской области. Бывая на таких фестивалях ежегодно я хочу сказать, что количество участников увеличивается с каждым годов и в большей мере из числа молодежи.
Об этом свидетельствуют фотографии фестивалей бардовской песни.
Я хотела бы вас сегодня познакомит с бардами нашей Иркутской области.
( просмотр слайдов).
Сила бардовской песни в оптимизме, Все они согреты добром, юмором, стремлением к правде и чистоте. Они являются школой жизни, философского мировоззрения.
Сочинение: Я считаю, что авторская песня это жанр, который надо учиться слушать. Очень часто бывает, что с первого раза песня совсем не воспринимается, кажется скучной и не интересной, но это только первое впечатление. Над этими песнями надо думать, их надо несколько раз переслушивать…В целом, бардовская заставляет думать, чувствовать и жизнь.
Творческое задание
В начале нашего занятия прозвучала песня О. Митяева « Как здорово».
Я предлагаю вам побыть в роли барда, ведь бардом может быть любой человек и для этого не требуется особой подготовки.
Ваша задача в ритме этой песни сочинить новую песню на основе полученных знаний и впечатлений о услышанной и исполненной бардовской песне.
Работа в группах.
Исполнение.
Рефлексия:
Если я бы был бардом, то в своих песнях я бы сказал бы, о чем?
С каким чувством вы сегодня уйдете с нашего занятия?